У нас на работе есть Сергей, он заместитель директора по общехозяйственным вопросам или же просто завхоз. Перегорела лампа – к нему. Сломался стул – к нему. Дверь с петель сорвали – Сергей починит. Нужна новая розетка – он поможет. Не хватает площадей – организует стройку. И вообще спасибо ему за свет и тепло в нашем офисе! Нет, серьезно, мы все понимаем, что это его заслуга, он нашел людей, проконтролировал их работу и проводит технические обслуживания, поэтому у нас в офисе всегда светло и тепло. Свою работу он никак не презентирует, поскольку то, что он может все это сделать ни для кого не является тайной, он же завхоз, а, значит, умеет все это делать (иначе завхозом он не стал бы). Логично, правда? С другой стороны его работу за него никто не делает: лампочки не меняют, замки не чинят, снег не чистят, воздух с батарей не спускают. Конечно, со временем можно даже медведя на мотоцикле научить ездить, так что коллеги научились болты выпадающие подкручивать, батареи регулировать, самые продвинутые выучили что если мебель ломается нужно ему звонить, а когда нужно купить что-то новое то что-то старое нужно сфотографировать чтобы точно то купил. Работа его кажется людям сложной (или же люди просто не хотят делать сами даже если так быстрее) и в неё никто не лезет, не претендует на его лавры.

И, согласитесь, совершенно другое дело наши с вами компьютеры, правда? Почему именно наши с вами? Лично я никогда не поверю в то, что хороший «околокомпьютерный» специалист не сможет сам себе что-то организовать и настроить. Да, вероятно, что не так хорошо как специалист, но поставить простую программу, запустить «сиклинер», обновить браузер и т.п. все могут, по крайней мере, когда никого рядом нет, а сделать нужно обязательно. Дизайнер поставит графическую программу, бухгалтер обновит 1С и т.п. В пределах того, что нужно для работы, но сделать сделает. Вот у людей и закрадывается такая мысль, что если они это в целом умеют и никто не жалуется, то, значит, делают это они хорошо, а если человек о чем-то говорит в утвердительной форме да еще и специалистом себя называет, то точно умеет. А если и тема разговора собеседнику в целом понятна, то человек однозначно специалист.

Я пример приведу сейчас, неприятный, но идея будет понятна. Давно к стоматологу не ходили каналы пломбировать? :-) Да, понимаю что действительно неприятно (а от расценок так вообще плохо стать может), но суть того, что доктор будет делать вы же знаете, верно? А когда он проговаривать это будет, вспомните в деталях все прошлые разы. И для вас и для стоматолога понятно что именно он собирается делать, наверняка у него даже диплом есть (а, может, и не один), но каждый раз перед тем как делать что-то с вашими зубами он будет рассказывать что собирается делать, к чему это приведет и сколько это будет стоить. Даже если вам камень зубной снять или просто зубы почистить «профессионально» нужно. Он презентует свою работу, т.е. рассказывает вам, почему так вышло, что он сделает для того, чтобы исправить это, к чему это приведет, что с этим делать потом и сколько это будет стоить. А вот теперь представьте себе на минутку, что вы пришли к стоматологу с больным зубом, а он вам вообще ничего не рассказывает. Чего-то посверлил, поболело, потом болеть перестало и доктор такой радостный «с вас пять тыщь!» (а может 25, сколько у вас это в среднем стоит?). А зуб он при этом трогал вообще не тот, на который вы жаловались. С одной стороны не болит, а с другой стороны что-то дорого, да и чего он там сделал непонятно. Может зуб вообще сам прошел?

Раньше я всегда сразу же решал проблему, с которой ко мне пришли, постоянно слышал не очень приятные вещи о себе, не понимал, почему мою работу не ценят, а потом и вовсе убрали с той должности, на которую я очень хорошо себя чувствовал. Поставили вместо меня человека, а человек вообще ничего не понимает в этом вопросе! Блин, но как себя презентует это что-то. Очевидная (для меня) вещь подается как подвиг, за который медаль давать нужно и в то же время то, что сложно (но делать нужно) не делается в принципе, т.к. об этом никто больше не спрашивает. Люди ходят, мучаются, жалуются мне что раньше было лучше (когда был я – жаловались на меня, когда меня заменили стали жаловаться мне) и все такое. И тут мне несколько людей дали совет: а ты презентуй себя. И я попробовал презентовать себя и свою работу. И мне понравилось! Это реально работает!

Да, вы можете сказать, что я делаю работу ради работы ведь иногда эта «презентация» занимает времени больше чем сама работа, но зато я получаю плюсы и многое вокруг меняется.

Во-первых, меняется отношение людей ко мне. Люди понимают, что я делаю вещь не наугад, а разбираюсь в вопросе, а где-то после очередного объяснения пользователи даже запоминают из-за чего в очередной раз эта проблема возникла и больше так не делают.

Во-вторых, постоянно презентуя работу, я показываю коллегам и руководству что я действительно разбираюсь в вопросе, а не выдаю чужой труд или стечение обстоятельств как свою заслугу.

В-третьих, то, что очевидно для меня, для многих вообще темный лес, в котором теряются все мифы про то, что «это не сложно». А желающие сделать своими силами всегда могут попробовать это сделать.

В-четвертых, каждый раз проговаривая, что от меня хочет человек и что я буду для этого делать я получаю возможность вытянуть из человека дополнительную информацию, иногда оказывается, что изначально ему вообще другое было нужно, просто объяснил не так.

И, в-пятых, как бы странно это не звучало, иногда такая «бюрократия» развивает человечность и тебя перестают воспринимать как робота, а начинают воспринимать как человека.

Выводов я делать не буду, у каждого они свои будут. Лично мне еще полгода-год назад читать все вышесказанное было бы не то, чтобы противно, а вообще омерзительно (лизоблюдство, подхалимство, бюрократия и все такое). Читать, а не писать самому. Я прошел отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, дошел до принятия. Я не стал работать лучше или хуже, не поступился какими-то принципами, мне не стыдно за работу и её качество, лизать, извините за прямоту, никому не начал, просто стал работать так, как будет понятнее людям вокруг. Сам я все тот же человек, да и люди вокруг те же. Но нам всем стало легче и комфортнее.

Комментарии (36)


  1. selotec
    10.09.2019 16:18
    +1

    Проследил похожее на текущей работе, тоже заметил такой эффект, но пока ещё не дошел до принятия этой методики для себя. Но чувствую что нужно.


    1. s37 Автор
      10.09.2019 16:20

      Меня очень долго угнетала сама идея того, что каждый раз должен доказывать каждому что я не зря на своём месте сижу. К сожалению пришлось это принять.


      1. Dimtry44
        10.09.2019 17:22
        +1

        Если у вас все так делают, то ок. В противном случае есть вероятность что когда коллектив плюнет на вас, утерется не получится.


        1. s37 Автор
          10.09.2019 17:26

          К сожалению все в той или иной степени, а если не все то почти все. Но было бы проще если бы люди просто работали.


        1. slavashock
          11.09.2019 09:09
          +2

          У меня за 3 года работы на прошлом месте, сложилось впечатление, что те кто презентовали свою работу (а попросту ныли, как всё сложно), добились большего, кого повысили, кого очень ценят и подняли оплату…


          1. s37 Автор
            11.09.2019 10:06

            Подпишусь под каждым словом.


          1. Dimtry44
            11.09.2019 16:04

            попросту ныли, как всё сложно
            Всё зависит от начальника, если человек разбирается, то не прокатит, а если нет, то конечно может. Надо просто правильно уметь ныть. На курсы походить, потренироваться. Но конечно на любителя, пусть «презентуют».

            Есть хорошее высказывание, nmivan здесь продвигает эти идеи

            Go the extra mile. It's never crowded.
            Сделай несколько раз чуть больше чем надо, что-то от чего тебе лично будет интересно и полезно, и выделишься на фоне остальных гораздо ярче и выгоднее чем те кто слова говорит, а дело не делает.


  1. evasilenko
    10.09.2019 18:00

    Стань консультантом — большую часть времени будешь доказывать, что стоишь того 1k$ в день, что дирут с клиента.


  1. rzerda
    10.09.2019 18:23

    Информирование пациента в доступной форме о предстоящих манипуляциях это закреплённая законом обязанность медработника. Т.е. пример, конечно, хороший, но немного не про то. Молодое ещё ИТ и глупое, чтобы этические принципы законодательно закреплять.


    1. lamerok
      10.09.2019 19:10

      Наверное, еще можно было пример с машиной привести, когда отдаешь её ремонтировать, тебе что-то сделали и сказали, вот счет на 40 000. Что, почему, откуда такая сумма? конечно они должны по вашему требованию все предоставить, но лучше когда:
      Вначале осмотрят(желательно бесплатно :)), скажут, что мол колодки поменять, фильтр, шаровые, стойки… уже понимаешь, за что будешь отдавать такие деньги, а в конце если еще все старое отдадут, да еще на телевизор выведут изображение, как чинят — то вообще блеск.


    1. kresh
      11.09.2019 12:34

      Ну к этому движение идет guide.freecodecamp.org/developer-ethics


  1. Denai
    10.09.2019 19:02

    Всегда добавляйте КДПВ к посту


    1. Darth_Biomech
      12.09.2019 18:37

      И чтобы на них был интернет-мем топорно перефразированный на узкопрофильную тематику, или инсайдерская типа шутка которая со стороны выглядит бессмысленной фразой. Так победим!


  1. lexore
    11.09.2019 01:37
    +2

    Презентуя свою работу, вы общаетесь с людьми. Общение и внимание — это то, что людям нужно. Когда вы просто чинили комп, вы отказывали людям в этом. Вот они и обижались.
    Презентация — просто способ пообщаться с человеком и уделить ему внимание. Можно попробовать говорить о чем угодно ещё и посмотреть на результат.


    1. slavashock
      11.09.2019 09:14
      +1

      На прошлой работе с руководителем был конфликт. Он давал задачу, я пытался выяснить какой результат он хочет получить и что видит результатом, а он считал, что я работать не хочу, раз молча не взялся делать.
      Как и писал выше, поднимались те кто «ныл» о том, что все задачи, которые им дают сложные! Со стороны наблюдать было противно…


      1. Gar02
        11.09.2019 12:33

        В любом случае, он плохой руководитель.
        Либо он не осознаёт факт, что у каждого человека — своя модель мира, и задание, очевидное для него, другой человек может понять превратно. Тогда он не дозрел до руководства коллективом.
        Либо он просто не разбирается в задачах, которые раздаёт своим подчинённым. Вот и бесится, когда пытаются уточнить, ибо его дурость сразу проявится. Тогда ему вообще пора «на выход».
        К сожалению, у нас сейчас не в моде разбираться в работе подчинённых. В результате, задания «втроём поднять танк» выдаются повсеместно.


        1. slavashock
          11.09.2019 12:40

          По каждому утверждению согласен. Конфликт решили в процессе ежегодного ассесмента, где мы 2.5 часа ругались потому что я получил от центрального офиса оценки «выше ожидаемого», а он считал, что у меня оценки «ниже ожидаемого» (шкала от 1 до 4, где я получил 3,6).

          Сейчас я ушел из прошлой компании, попал в другую, где мой бывший руководитель сидит в той же должности, что и я через человека)


  1. V-lad-i-mir
    11.09.2019 10:07
    +1

    Очень знакомо, но так не только в айти, а вообще в жизни. Даже афоризм есть: «Всегда себя хвалите — источник забудется, а информация останется)


  1. vasenka
    11.09.2019 10:07
    +1

    Лично знаю сисадмина, который был всем удобен, но не презентовал себя никак. Сравнение неудачное и, может, даже хамское, но думаю, все мы воспринимали его как удобное офисное кресло. Когда нужно, ты просто садишься в него и начинаешь работать с максимальным комфортом. За креслом не нужно следить, но оно всегда наготове. Поэтому когда он ушёл, руководителю пришлось несколько раз напоминать остальным, что его больше нет, и нужно с бо?льшим вниманием относиться к некоторым своим задачам.

    Так и появляются истории из серии: «Да, пока он работал, его работу никто не замечал и поэтому не думал, что он вообще что-то делает, но как только его не стало…»


  1. Reish
    11.09.2019 10:07
    +1

    Очень правильный пост, спасибо!
    Если не ударяться в крайности, а принять как рекомендацию и постараться не слишком усердствовать, чтоб было без натяжки и неискренности, то должно получиться.
    Я тоже заметила такую закономерность не единожды, вы обличили мои мысли в слова и предали им веса. Презентовать себя не умею, однозначно надо учиться!!!


  1. DrMabuzo
    11.09.2019 10:07
    +1

    правильный не презентабельный текст о необходимости презентаций


  1. axtrace
    11.09.2019 12:24

    Бестселлер «Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили» www.ozon.ru/context/detail/id/27596747


  1. Andrey_Rogovsky
    11.09.2019 16:13

    Я с интересом представляю себе презентацию от врача пациенту с артериальным кровотечением.


    1. VolCh
      11.09.2019 19:45
      +1

      Был подобный опыт. Вполне нормально объясняли, типа "не волнуйся, скорая в дороге, вот жгут накладываю, вот время записываю, вот тампоны, вот повязка… с


  1. chelsea2
    12.09.2019 08:55
    +1

    >> Во-вторых, постоянно презентуя работу, я показываю коллегам и руководству что я действительно разбираюсь в вопросе, а не выдаю чужой труд или стечение обстоятельств как свою заслугу.

    Молодец, сдвинутая кнопочка в интерфейсе на 5пикселей, это так интересно, спасибо что уже пол часа презентуешь нам тут какую-то лашпу, теперь мое мнение о тебе очень сильно снизилось, ведь теперь ты — вор времени, моего времени, которое я мог бы потрать на что-то более важное чем твоя гнусная презентация.


    1. s37 Автор
      12.09.2019 08:56

      Ну, если по-человечески, то вы конечно же правы, но вот по факту оказывается что это может быть важно. Особенно если вашу работу нельзя потрогать руками.


    1. VolCh
      12.09.2019 09:03

      Почему не сказать "чтобы сдвинуть эту кнопочку на 5 пикселей без костылей, мне пришлось полностью переверстать лэйаут формы. С костылями она не сдвигалась на мобилках с низким разрешением экрана, что нарушало наши DoD"? Если это правда, конечно :)


  1. solairerove
    12.09.2019 08:55
    +1

    На одном из прошлых мест работы, люди которые «презентовали» свою работу(говорили как всё сложно и как хорошо, что они есть на этом корабле) супер быстро росли горизонтально просто в деньгах и вертикально по должностям.


  1. MagisterXXI
    12.09.2019 08:55
    +1

    Я бы ещё добавил, что не нужно пытаться делать чужую работу, даже если вы думаете, что знаете как её сделать. Каждый должен выполнять свои обязанности. Это тоже выглядит со стороны как лишняя бюрократия, но на самом деле ведёт к большей компетентности системы. Тот кто доложен выполнять работу по должности всё равно знает её лучше вас. Ещё хуже то, что вы взявшись не за свои обязанности можете «наломать дров», т.к. не знали нюансов, которые появись буквально вчера. Например, в офисе поставили новую БД, а вы, вместо того, чтобы позвать админа, настроили коллеге доступ на старую, потому что не знали об этом.
    «Дрога в ад часто вымощена добрыми намерениями».


    1. VolCh
      12.09.2019 09:10
      +1

      Это с одной стороны. С другой, выполняя (и соответствующе презентуя) "чужую" работу в рамках команды в теории больше шансов стать основным кандидатом на роль руководителя этой команды. Особенно если в выполнение "чужой" работы входит и некоторая часть работы начальника. Мало где повысят инженера, который только исполняет свои обязанности, ну пускай иногда проявляет инициативу в рамках своtй ответственности, ну типа не просто таску для бэкенда выполнит, а и документацию для нового ендпоинта напишет, хотя это и не входит в DoD


      1. MagisterXXI
        12.09.2019 09:23
        +1

        Согласен. То что я написал не относится к творческим вопросам или тем аспектам работы, которые требуют инициативы. Я скорее имел ввиду рутинные обязанности. Часто сталкиваюсь с тем, что люди стремясь помочь друг другу влезают в зоны ответственности других сотрудников, что часто порождает не нужный хаос.
        Системы стабильны, когда каждый элемент выполняет свою функцию. Диффузия обязанностей и ответственности никогда не идёт на пользу.


  1. Smearg
    12.09.2019 08:55
    +1

    «Если всё сделать правильно с первого раза, мало кто поймёт, как это было трудно»


  1. rsbw
    12.09.2019 08:55
    +1

    Никто лучше тебя самого не презентует твою работу коллегам.


  1. kharebas
    12.09.2019 10:44
    +1

    Со стороны работника одной большой железнодорожной гос монополии могу сказать, что подход описанный автором скорее всего приведет к одному из сценариев:
    1. Какой-нибудь местечковый руководитель: «О! Да этот парень реально соображает в теме. А давайте свалим на него все что к этому относится и всё, где косвенно это упоминается. Он же вон какой умный. Пусть упахивается, чтобы не осталось сил на „саморекламу“. И мне как начальнику голову не нужно будет включать, если что он за меня отдуется.»
    2. Коллеги и прочие: «Ходит хвастается, видать кому-то подлизывает, хочет повышение и т. д.» Презрение такому «умнику» обеспечено.
    Не стану спорить, что всё, о чем говорится в посте вполне применимо к компаниям, где ставку делают именно на команду и совокупность её компетенций и где в целом преобладают современные методы организации работы. Но в больших компаниях и корпорациях с налётом нафталина под пыльной вуалью это, имхо, работать не станет. Менталитет иной.


  1. Steed
    12.09.2019 21:51

    Спасибо за статью. Ёмко и по делу. Добавлю, что это еще позволяет самому яснее видеть и не обесценивать свою работу, если ты склонен к "синдрому самозванца".
    А если закрепляется в письменной форме, то потом еще позволяет быстрее решать подобные проблемы. У нас за правило взято после исправления багов писать, в чем именно была ошибка и как исправлено.


  1. Liverius
    14.09.2019 08:12

    Хорошая статья. И идея отличная. Особенн момент про вытягивание дополнительной информации. Из опыта это оказывается чуть ли не самым важным.