Может показаться, что довольно опрометчиво писать на Хабр статью о компаниях, которые относятся к технологиям с недоверием, сильно на них экономят или не используют вовсе. На самом деле, такие ребята нам встречались даже в сфере разработки ПО, не говоря уже о смежных отраслях и сферах, далёких от мира ИТ. Почта со спамом, но зато бесплатная, демо-версия CRM, таблицы и текстовые файлы вместо клиентской базы и базы знаний и изредка — небольшой VPS, купленный у хостера просто потому что модно и стоит всего 120 рублей в месяц, — вот она, ИТ-инфраструктура малого и среднего бизнеса. А иногда и того нет. Оно и верно: зачем тратить деньги на то, что деньги не зарабатывает? Продажник зарабатывает, а CRM — нет, маркетолог что-то там вроде тоже приносит, а почтовый клиент — нет, даже сисадмин фурычит, а вот хелпдеск ему для внутренних тикетов — это уже баловство какое-то. Знакомо? 



Пагубный миф малого и среднего бизнеса


Знаете, откуда возникают мифы? Группа людей имеет определённый набор знаний, который объясняет законы окружающего мира, будь то природа, социум или бизнес. Неожиданно под влиянием каких-то факторов в знаниях возникает пробел и в него, как в чёрную дыру устремляются версии, домыслы и слухи. Часть из них опровергается, а часть оседает, уплотняется, превращается в суждение, а затем и в устоявшийся миф. К сожалению, даже в конце второго десятилетия XXI века в бизнесе есть место мифам.

Так случилось с CRM-системами в России. CRM — универсальное средство автоматизации, которое нужно просто использовать в бизнесе, так же как офисный пакет или электронную почту. Просто нужно по умолчанию, иначе клиентская база будет в бардаке, сотрудники будут грызться из-за клиентов, информационная безопасность сведётся к нулю. Однако почти пару десятилетий назад первыми на российский рынок пришли импортные решения со сложным интерфейсом, плохим переводом, обязательными доработками и с заоблачным ценником. Пошли слухи о том, что CRM это роскошь, а не средство автоматизации. Чуть позже, 10-15 лет назад рынок стал насыщаться российскими разработками, которые сперва тоже ломили цены, а затем пошли на демпинг и стали предлагать ограниченные бесплатные решения — так малый бизнес получил сигнал, что для него есть бесплатные решения, и ему нужно вертеться в предоставленных узких рамках. Влитые в маркетинг деньги больших корпораций сделали своё дело. 

Так что же получилось, третьего не дано? Дано, но есть миф — затраты на приобретение, внедрение и обслуживание CRM/ERP недоступны для представителей малого и среднего бизнеса, поэтому втиснемся в бесплатные рамки. Между тем на рынке есть доступные решения с хорошим, даже с топовым функционалом.

Например, наша RegionSoft CRM. Давайте с вами посчитаем, во что обойдётся автоматизация на её базе по трём сценариям.
Дано: 15 пользователей.

Сценарий 1. RegionSoft CRM Standard без внедрения, обучения, доработок — чистая покупка вечных лицензий. Сумма — 100 900 за 15 лицензий, платите один раз, без абонентских платежей. В среднем 6 727 р. на сотрудника — навсегда. (По акции стоимость лицензий составит 85 765 руб.)

Сценарий 2. RegionSoft CRM Standard Plus без внедрения, обучения, доработок — чистая покупка вечных лицензий. Сумма — 149 800 за 15 лицензий, платите один раз, без абонентских платежей. В среднем 9 986 р. на сотрудника — навсегда. (По акции стоимость лицензий составит 127 330 руб.)

Сценарий 3*. RegionSoft CRM Professional Plus с установкой и обучением, 3 часами работы над ТЗ, 3 часами работы над отчётами, 3 часами работы с внешними интеграциями, обследованием компании перед внедрением, ТЗ по итогам, настройкой системы автобэкапов и формированием шаблонов договоров и КП по образцу — 289 600 руб. один раз, без последующей абонентской платы. Это внедрение в небольшой компании со значимым участием вендора. (По акции сумма составит 255 475 руб.)

*все перечисленные цены являются примером и не являются публичной офертой, конечная стоимость зависит от бизнес-требований конкретной организации


Для сравнения: скромное питание 15 сотрудников в год в столовой обходится в 856 800 руб. 


Как видите, успешно автоматизироваться можно, не переплачивая консультантам, внедренцам трёх уровней и продавцам коннекторов, плагинов и аддонов (ну это когда вам нужно докупить решение третьей стороны, чтобы заработала какая-то функция в CRM или интеграция).

И вообще — само по себе программное обеспечение это карго-культ. Нужно сосредоточиться на персонале и оптимизации процессов, а CRM/ERP-систему использовать как инструмент.



Инвестиции в софт слишком дороги


«Какой ROI?» — интересуется клиент у менеджера вендора во время встречи или звонка. Хочется что-то пошутить про РОЭ или уточнить, а знает ли вопрошающий, как расшифровываются эти три буквы. Адекватный предприниматель такой вопрос в лоб вряд ли задаст, потому что он прекрасно понимает, что в случае CRM (как и любого другого ПО) рентабельность инвестиций стоит рассматривать, учитывая два момента:

  1. на ROI прежде всего влияют бизнес-процессы компании, которые определяют качество использования любых активов: от трудовых и основных до программного обеспечения;
  2. если CRM не используется (или отсутствует) в компании, альтернативные затраты могут оказаться гораздо выше (на расследование инцидентов, обеспечение информационной безопасности, защиту репутации, подбор персонала на смену «утекшего»).

Но это не значит, что нужно отказываться от изменения рентабельности инвестиций и не оценивать доходы с учётом понесённых компанией затрат. Это измерение обязательно, а чтобы потом не было мучительно больно от расчётов, ещё ДО внедрения определитесь с тем, как и кто будет работать с CRM и какая часть задач будет автоматизирована.  

Есть два пути максимизировать прибыль бизнеса: первый — зарабатывать много денег и покрывать все расходы с лихвой, второй — сократить количество денег, которые вы теряете по какой-то причине (например, из-за неорганизованной клиентской базы или «личных» клиентов сотрудников). А есть третий, инновационный, — соединить первый и второй. Тут как раз на помощь приходят средства автоматизации: свободные от рутины головы начинают зарабатывать больше, а деньги перестают утекать в незакрытые дыры в безопасности.


На этой фотографии автоматизации больше, чем в некоторых современных компаниях. Потому что ПК с пасьянсом — это не автоматизация

Вы когда-нибудь наблюдали, как ржавеет автомобиль? Сперва происходят микросколы краски и эмали, обнажается кузовная сталь. Под воздействием влаги и реагентов образуются рыжие пятнышки ржавчины. Самое время зачистить это дело, покрыть антикором, покрасить эмалью и заполировать. Но что-то недосуг, и вот на металле кузова образуются небольшие раковины и дырочки. Затем ржавчина забирается под эмаль и позволяет краям крошиться. Теперь антикор можно не покупать — дело за капиталкой. Если на этом этапе забить на проблему и запустить по максимуму, рано или поздно кузов просядет и однажды обязательно рухнет, оставив вас на раме (это если рама есть). Кстати, с кариесом зубов та же история. В общем, что-то да наблюдали.

Так вот. У вас есть компания, в ней есть процессы, финансы, сотрудники, — такой бизнес-организм. Постепенно сотрудники осознают свою крутизну, наглеют и начинают решать свои вопросы за счёт компании: использовать клиентов для личной выгоды, брать откаты, продавать продукцию в обход учёта, драться за клиентов. Вы видите первые признаки и боитесь думать, что это происходит с вами, либо лютуете и тратите время на подбор и обучение нового персонала. А между тем, раз уж не вышло с профилактикой, лучше было бы внедрить CRM для полного контроля над оперативной деятельностью (не над сотрудниками!). Потому что дальше будет хуже и хуже, пока компания не откажется обескровленной на краю выживания из-за снежного кома проблем. И решить ситуацию в конце гораздо дороже, чем принять меры в начале. Ну это как в клинике: лечение молодого кариеса — 1200 р. за зуб, лечение глубокого кариеса с восстановлением — под 15 000 руб. Есть вариант выдернуть за 1500 руб., но тогда нужен имплант за 46 000 или ходить как-то некомфортно. В общем, вряд ли кто-то хочет лишиться бизнеса из-за недостаточного контроля и управления операционной деятельностью.

Так что чем раньше вы проинвестируете в автоматизацию, тем эффективнее она сработает и быстрее окупится. Определите потенциальные риски, которые могут принести потери, и приступайте к работе над внедрением — это не страшно, это выгодно.

Куда смотреть, где искать бреши для утечки денег?


Сотрудники — дорогое удовольствие


Если вы допускаете уход сотрудников и часто ищете новых, то теряете деньги, которые уходят на поиск, адаптацию, обучение и главное — на потери в то время, пока происходит введение в курс дела, поскольку новый сотрудник имеет эффективность ниже, чем обученный старый. Кроме того, сплочённый, сработанный коллектив имеет более высокую производительность за счёт налаженных бизнес-процессов. 

Технологии играют значительную роль в удержании и развитии персонала: в CRM-системе формируется база знаний и выстраивается грамотная схема работы с клиентами, на корпоративном портале происходит общение и формализуются те коммуникации, которым лучше быть формализованными, различное ПО делает работу удобной и продуктивной. 

Процессы в хаосе


Неэффективные процессы обходятся бизнесу дорого. Если процесс замедлен, проходит с проблемами или отсутствует вовсе, то именно он — точка потерь, с которой нужно работать. Причём проблема может быть как во всём процессе в целом (например, неверно определены этапы и установлены нереальные сроки), так и в отдельном человеке. Плохая организация ведёт к снижению производительности и, как следствие, к снижению доходов.

Проблемы с бизнес-процессами помогают решить системы автоматизации процессов, они довольно дорогие и сложные в освоении, требуют особых менеджерских и технических знаний. Однако можно подобрать CRM-систему с модулем автоматизации процессов и тем самым убить двух зайцев: настроить процессы и автоматизировать оперативную работу и продажи. Одна из таких систем — наша RegionSoft CRM, в которой процессы настраиваются в удобном визуальном редакторе или с помощью мастера и связаны со всеми остальными сущностями в системе: клиентами, задачами, событиями и проч. Во время внедрения CRM компания неизбежно пересматривает бизнес-процессы и формализует их, что позволяет достаточно быстро достичь успеха даже в сложных организационных цепочках (малый бизнес не исключает сложных процессов).

Долгая дорога документов


Если взять пакет документов счёт-фактура + акт выполненных работ + счёт, то менеджер на ПК их заполнит за 15-30 минут в зависимости от количества наименований товаров, услуг и работ. Попросить сформировать бухгалтера — того дольше. То же самое касается накладных, журналов и проч. документов. К тому же, при ручном заполнении форм возможны ошибки, исправление которых также займёт время. Если у менеджера нет доступа к 1С или менеджер не владеет этой программой (что не редкость, да и не обязанность), дело принимает ещё более серьёзный оборот. 

Наряду с первичкой в топе «пожирателей офисного времени» идут договора и коммерческие предложения, составление которых отнимает очень много времени.

Поэтому, раз уж мы пошли на CRM-комбайн (универсальную систему) с бизнес-процессами на борту, стоит выбрать CRM-систему с поддержкой формирования первичной документации на основе шаблонов. Например, в RegionSoft CRM начиная с редакции Professional есть формы всей первичной документации, возможность создать шаблоны договоров, коммерческих предложений, спецификаций и любых других документов, использующихся в компании. Формирование печатных форм документов происходит в пару кликов, а сами печатные формы, помимо печати, можно экспортировать в различные популярные форматы или переслать по электронной почте, не закрывая самой печатной формы. Экономия времени — колоссальная! Клиенты тоже оценят вашу скорость формирования пакетов документов. А скорость сегодня в бизнесе выступает фактором неценовой конкуренции и решает многое.

Клиенты — покинутые и забытые


Мы не ответили одному из пользователей в чате на сайте нашего нового проекта — облачного хелпдеска ZEDLine Support. Он написал везде, в том числе в комментариях на Хабре. И действительно, сегодня клиент привык к почти мгновенным реакциям на его внимание к вашей компании. И чем больше он доверяет вашей компании и стремится приобрести ваш продукт, тем требовательнее он становится. В В2В-сфере скорость и пунктуальность — это ещё и деловая репутация. Поэтому потерянные номера и e-mail, забытые звонки и встречи — непозволительные явления в компании. Клиенты просто уйдут.

Здесь всё просто: практически любая CRM-система имеет механизм уведомлений и напоминаний, который не даст забыть ни об одном деле. Разница в деталях: у кого-то акцент смещён в сторону контроля рабочего времени сотрудников, у кого-то в сторону коллективного и персонального планирования. Например, в той же  RegionSoft CRM поддерживаются оба тренда: и трекинг времени в управлении бизнес-процессами, и несколько планировщиков, где планы всей компании или всего подразделения видны, как на ладони.

Маркетинг без аналитики — деньги на ветер


Тут коротко — если у вас нет собранной и актуальной информации по продажам, все маркетинговые решения — всего лишь домыслы недальновидных специалистов. CRM-системы обеспечивают аналитической информацией всю коммерческую службу и гарантируют персонификацию любых воздействий и мероприятий. Ну а плохой маркетинг плох именно тем, что не имеет никакого отношения к работе с клиентами и росту дохода.

Бухгалтер правил бал, на котором вы нелюбимая падчерица


В том, что бухгалтерия рулит, никто не сомневается. Но нет ничего хуже, чем попасть от неё в тотальную зависимость и выпрашивать первичку, сводки о платежах, данные о продажах и проч. Это будет долго и с недовольным лицом.

Поэтому CRM предназначена для того, чтобы каждый менеджер контролировал платежи, анализировал профиль покупок, начинал работать с дебиторской задолженностью ещё до того, как это очень громким голосом попросит на общем совещании генеральный. Более того, правильно настроенная CRM помогает выстраивать сложнейшие механизмы KPI, а менеджерам прогнозировать свой будущий доход.

Не CRM единой


Однако не только CRM-система является технологией, без которой современному бизнесу сложно функционировать. Рассмотрим ещё три распространённых случая.

Жизнь без сайта


Компании без сайта, к сожалению, не редкость. Кто-то пользуется карточкой на Яндексе, кто-то довольствуется картами, а кто-то сознательно уходит от онлайна, отчаянно жалея деньги на сайт. Безусловно, так не должно быть хотя бы потому что паттерн поведения клиентов сформирован: что-то понадобилось — загуглил — почитал отзывы — выбрал приемлемое — пообщался с компанией — купил. 

Вот что происходит, если сайта нет.

  • Вы не контролируете информацию о своей компании и позволяете формировать мнение на основе отзывов и отдельных упоминаний. 
  • У вас нет доступа к большому количеству онлайн-каналов продаж и привлечения клиентов.
  • Вас не видно в поисковиках, а значит, вероятность быть выбранным клиентом тает.
  • Если вы вместо сайта используете агрегаторы, каталоги, аналитические сайты или даже инструменты Яндекса, вы даёте информацию о себе в строгом соответствии с политикой компаний. Кроме того, методики доставки контента тоже разные и не исключено, что какой-то каталог начнёт брать за вас деньги за право разместить телефон или e-mail.
  • Если ваша компания — карточка в каталоге или на картах, это не компания, это просто очередной фрагмент каталога. Лица нет, никакого.
  • Вы не получаете огромный пласт критически важной аналитики.

Проще сказать коротко: без сайта к вашей компании никогда не будут относиться серьёзно. Ну или если ваша история идёт с довебовских времён, вы будете вынуждены довольствоваться существующими клиентами и затратите огромные ресурсы на привлечение новых.

Почта на халяву — горе в конторе


Ситуация первая. Если порыться в коллекции визиток, полученных за пару последних лет, несложно найти визитки представителей компаний с адресами электронной почты на yandex.ru, google.com, mail.ru. При этом сайт на визитке указан. 

Ситуация вторая. Почта в домене, компания работает по всему миру, но тараканы в голове у руководителя очень экономные, а админ так себе. Все сидят на бесплатном почтовом клиенте. Техподдержка, начальник отдела продаж и начальник отдела маркетинга начинают утро с разбора писем, потому что пишут очень много. Из 200-400 писем в день только 10-20 имеют отношение к делу, остальное спам, который тем не менее нужно просмотреть, чтобы не пропустить важное письмо. Итог: раздражённые сотрудники, медленный ответ на письма, недовольные звонки и перегрузка поддержки, периодически получаемые вирусы. Кстати, история актуальна и сегодня, это не байка из прошлого. 

Ну и ладно, нравится им так жить. Или причина лежит глубже, чем простой имидж? Конечно, используя бесплатные почтовые клиенты, вы рискуете. 

  • Первая и самая мелкая неприятность — ваши адреса в скором времени попадут во все спам-базы мира. И вам нужно привыкать к огромному потоку спама.
  • Периодически происходят утечки баз адресов всех крупных провайдеров. Если ваш адрес попадёт в руки хакеров или в руки мошенников, спам будет рассылаться уже с него, а это уже ничтожный e-mail  с точки зрения репутации, который к тому же может попасть в стоп-листы.
  • Бесплатный почтовый клиент вряд ли обеспечит вам техническую поддержку и в случае проблем с доступностью корпоративных ящиков вы столкнётесь с серьёзными последствиями.
  • Маркетинговые возможности таких адресов крайне ограничены. Домен в адресе почты это, кроме всего, ещё и дополнительное «касание» вашего бренда, трастовое касание!

Но, конечно, все причины завести почту в домене и использовать хороший коммерческий почтовый клиент ничто по сравнению с главной — задачей обеспечения информационной безопасности.

Техподдержка по телефону или почте — чёрный ящик для клиента и для вас


Знаете старый анекдот? «- Уважаемый абонент, вас приветствует служба «Секс по телефону». Ждите оргазма… ждите оргазма… ждите оргазма…»  Примерно так выглядит техподдержка/поддержка многих коммерческих компаний: приятные голоса, заученные скрипты, прогоны по менеджерам и ни дозы удовлетворения. 

Между тем, техническая поддержка (и просто поддержка, саппорт, справочная служба, помощь и т.д.) — совершенно особенное подразделение, которое в корне отличается от коммерческой службы, продажников и даже производства/разработки. Поддержка — это подразделение, которое работает с клиентом, который уже вам поверил, у вас купил и теперь хочет спросить или получить помощь по вашему продукту. То есть по сути это уже ваши деньги.  Ну а клиент уже отдал деньги и хочет, чтобы всё было нормально, а именно:

  • знать сроки принятия заявки в работу
  • знать ход работ по заявке и её текущий статус
  • знать, кто занимается решением вопроса
  • добавлять какую-то новую или всплывшую в памяти информацию
  • получить хороший результат.

То есть первое, что хочет ваш клиент, это быть информированным, быть уверенным в вашем сервисе. Тогда он будет готов совершать новые покупки, оплачивать дополнительные услуги и рекомендовать вас своим знакомым.

Если предназначение CRM-системы — доведение потенциальных клиентов до сделки и организация дальнейшей оперативной работы с клиентом (инициатива в основном исходит от поставщика товара или услуг), то хелпдеск — это обработка обращений клиентов (инициатива исходит от клиента). Правильно поставленная работа по отработке обращений клиентов является мощным инструментом борьбы с отвалом, т.е. с процессом удержания клиентов от ухода к вашим конкурентам.

При этом накопленный нами опыт показывает, что правильной концепцией для CRM-системы является десктопная архитектура, когда вся исчерпывающая информация о клиентах находится под вашим контролем, а сотрудники, которые должны получать доступ к базе, работают в офисе в пределах локальной сети или удаленно через защищенный VPN. Для хелпдеска же задача прямо противоположная: здесь тикеты генерируют клиенты, поэтому у них должен быть свободный доступ к системе через интернет из любой точки мира. Отсюда вытекает потребность в облачном исполнении хелпдеска.  

Задачу по обработке обращений решает тикет-система с клиентским кабинетом, желательно интегрированная с CRM-системой. Мы разработали облачный хелпдеск ZEDLine Support и теперь можно работать с клиентами в комплексе RegionSoft CRM+ZEDLine Support, но он и сам по себе самодостаточное и полезное ПО для любой компании.



В принципе, все проблемы компаний упираются в несколько основных вопросов:

  • управление безопасностью
  • управление продуктом
  • управление персоналом
  • управление проектами
  • управление взаимоотношениями с клиентами.

На сегодняшний день нет ни одной базовой задачи внутри компании, которую не может решить автоматизация, и её использование — не просто культура управления, а насущная необходимость — ровно такая, какой когда-то стала необходимость купить компьютеры в офис. Вы же не ведёте дела ручкой в главной книге и в журнале учёта обращений? Так почему бы не сделать этот процесс быстрым и продуктивным? Да, вы платите, и немало — но вы получаете отдачу. Увы, рост доходов без инвестиций невозможен даже на Поле Чудес в Стране Дураков — там и то нужно было зарыть четыре золотых. Подумайте об этом.
Наш арсенал для комплексной автоматизации бизнеса:

RegionSoft CRM — мощная десктопная CRM-система для малого и среднего бизнеса
ZEDLine Support — облачный хелпдеск с простым интерфейсом и высокой скоростью работы

Пишите, звоните, обращайтесь — автоматизируем до зубов! :-)

Комментарии (14)


  1. donpadlo
    17.09.2019 15:56
    +1

    Краткий пересказ: купите потому что купите. Каюсь, хватило сил дочитать дай бог 1/5 опуса. Всё красиво на словах, по факту без своих ИТ специалистов всё это толком не внедрить в компании. А если оные свои, то ой как трудно убедить деньгосчета, дать денег на то собственно для чего ИТ специалисты и нанимаются — на автоматизацию.


    1. Axelus Автор
      17.09.2019 16:08

      1. RegionSoft CRM, например, поставляется как готовое решение и может работать в типовой конфигурации без каких-либо доработок. Конечно, надо завести пользователей, раздать им права, настроить справочники, ввести номенклатуру и т.д. Но простите, если вы купили краски, вам нужно ими что-то нарисовать. Они же сами по себе не создадут шедевр.


      2. ZEDLine Support — это облачный сервис. Он вообще предполагает использование системы в исходном варианте и почти не требует настройки. Хотя пользователей тоже надо ввести. Если хотите учитывать трудозатраты — нужно ввести прайс на услуги, если хотите отправлять автоматические письма с корпоративной почты, а не с типовой, тоже надо указать учетные данные почтового ящика. Не понимаю, в чем здесь проблема.



  1. 117
    17.09.2019 16:04

    Как-то слишком эмоционально и с некорректными аналогиями. Автоматизация ради автоматизации всего и вся не очень хорошая идея. И это еще все надо поддерживать в рабочем состоянии, при чем весьма квалифицированным персоналом. А с этим, к сожалению, большие проблемы, особенно за МКАДом. Город на 100+ тыс. человек, не можем найти нормального спеца по 1С. Хотя нет, был один, уехал в СПб на проект. В итоге делали столичные ребята работу, хорошо хоть сисадмина хорошего нашли, смог им все на месте подготовить.


    1. Axelus Автор
      17.09.2019 16:17

      Персонал должен быть квалифицированным везде, не только в IT, иначе он будет больше генерировать не пользы, а вреда. А то, что IT-специалисты вынуждены мигрировать из малых городов в города-миллионники, это конечно грустно, но их тоже можно понять. В глубинке качественных проектов и заказчиков, которые и понимают, и готовы платить достойные деньги за работу высококлассных разработчиков, просто мало. Вот люди и ищут где им покомфортнее.


  1. 117
    17.09.2019 16:14
    -1

    Хотел посмотреть сайт по вашей ссылке, что за чудо предлагаете для малого бизнеса. Но не смог — антивирусник заблокировал.
    Проверил SSL — выдан для другого сайта.
    Что там про «Жизнь без сайта» и прочие вещи, которые «обходятся бизнесу дорого»?
    Спасибо, не надо.


    1. Free_Mic_RS
      17.09.2019 16:59
      +1

      Ну вот, пишете про эмоции и сами же слишком эмоционально реагируете :-) Спокойствие, только спокойствие! Это всё деплой после дня программиста ;-), почекаем, уже засекли момент. Кстати, в традициях Хабра баги, ошибки и опечатки слать в личку — это этично и правильно.


      1. 117
        17.09.2019 17:27

        Да что вы, какие эмоции, только сарказм) Про личку согласен, но после таких высокопарных слов не удержался)


    1. Axelus Автор
      17.09.2019 17:25
      +1

      Ничего страшного. Техники что-то перемудрили.


      Проверил SSL — выдан для другого сайта

      Там идет отсылка к сертификату zedline.ru, причем только если заходить на сайт regionsoft без www. Элементарный недочёт. Как понимаете, это тоже наш домен. Сейчас напишем в техподдержку, поправят.


      Спасибо, не надо

      Никто никого не заставляет. Каждый сам решает за себя.


      1. alexrus
        17.09.2019 21:04

        Если вы и в заявке написали про zedline.ru, то поставили в тупик техподдержку. У вас wildcard сертификат выписан только на область *.regionsoft.ru, но не на основной домен.


  1. mangochild
    17.09.2019 16:43

    Честно сказать, одной автоматизации и убеждения верхов компании, почему это нужно, будет просто мало. Нужно еще дать понять низам, зачем им это нужно.
    Да и в плюс ко всему, далеко не всем малым и средним бизнесам необходима CRM. Некоторым компаниям будет достаточно сайта, двух страничек в соцсетях и таблички в Экселе.


    1. Axelus Автор
      17.09.2019 17:31

      Я как-то писал о том, как появилась RegionSoft CRM. Как раз из таблички Excel, когда простого списка клиентов стало недостаточно и потребовался более серьезный функционал. Поэтому Excel тоже имеет право в какой-то мере называться CRM. Вообще корпорации Microsoft огромный респект за отличные продукты, завоевавшие весь мир!


  1. Darksa
    18.09.2019 13:18

    Превосходная статья, спасибо!


  1. rboots
    18.09.2019 17:22
    -1

    Ожидал статью про нетехнологичные компании и как там всё устроено, а тут реклама CRM. Раз уж так — бесплатные решения, кроме своей бесплатности, часто имеют ряд других плюсов, таких как большое комьюнити, множество плагинов, иногда открытый исходный код, просто большая пользовательская база, позволяющая внедрять лучшие решения сразу на всех. Так я очень сомневаюсь, что антиспам-фильтр в платных почтах лучше, чем у того-же gmail или Яндекс. Какие именно киллер-фичи вы предлагаете в своей CRM, которых нет в бесплатных?


  1. lotse8
    19.09.2019 21:14
    +1

    Автоматизировать надо когда есть что автоматизировать, а когда три заявки в день и клиентская база 30-40 адресов, тут и автоматизировать нечего. И таких бизнесов сейчас много.