Вступление


Опубликовать приложение, не нарушив ни чьих прав, стало непростой задачей. За последние пару лет в Google Play добавилось множество новых правил и ограничений, причем некоторые из них действуют только в определенных регионах, и бремя отслеживания, какие ограничения и правила распространяются на каждого конкретного юзера, ложится на плечи разработчиков. В этой статье я расскажу о том, на что нужно обращать внимание в 2019 году, при публикации своего приложения в сторе, чтобы не быть заблокированным.


GDPR


Нашумевший GDPR не прошел мимо платформы гугла, и, если вы распространяете свое приложение в Европейском Союзе, извольте соблюдать правила сбора персональных данных. Чаще всего персональные данные собираются рекламными сервисами для показа релевантной рекламы. Здесь я расскажу о том, как правильно настроить AdMob, так как это одна из самых популярных рекламных площадок, и именно её я использую в своих приложениях. В случае с AdMob разработчик может даже не знать, что показывает персонализированную рекламу, потому что это поведение AdMob SDK по умолчанию.


Для начала, чтобы не нарушать правила, разработчику нужно при каждом запуске приложения проверять, находится ли пользователь в ЕС и распространяется ли на него действие GDPR. Если ответ положительный или локацию определить не удалось, нужно проверить, предоставлено ли разрешение на показ персонализированной рекламы, и запросить его, если пользователь ещё не сообщал об этом. Известить пользователя нужно даже в случае, если вы по умолчанию показываете неперсонализированную рекламу. Также вам нужно рассказать, кто, как и для чего использует данные пользователя.


Ради облегчения жизни разработчикам гугл выпустил библиотеку Consent SDK, которая делает все вышеперечисленные действия за вас. SDK динамически загружает форму подтверждения и отображает её при помощи WebView. Если вы используете медиацию AdMob, то там все несколько сложнее, потому что SDK поддерживает лишь несколько самых популярных рекламных сетей. Подробнее про медиацию и настройку Consent SDK можно прочитать в официальном гайде.


Из личного опыта использования скажу, что хоть библиотеку и довольно легко внедрить, но использование готового решения создает некоторые проблемы:


  1. Разрешение на показ рекламы подгружается динамически, так что для инициализации и показа рекламы придется дождаться ответа от серверов гугла.
  2. По той же причине вы не сможете спросить разрешение у пользователя в случае отсутствия сети.
  3. После использования в своем приложении обнаружил неприятный баг. После того, как мы обновили ConsentInformation, сделали ConsentForm, поставили listener на загрузку формы и вызвали form.load(), нет гарантии, что в listener придет хоть какой-то ответ. То есть, если в логике своего приложения вы вызываете загрузку формы подтверждения и для продолжения работы ожидаете ответ либо об успехе, либо об ошибке (например, делаете это во время splash screen'а), то этого может не произойти и приложение "зависает". Всего, согласно моей статистике за последнюю неделю, этот баг происходил у 10% пользователей, при условии, что приложение распространяется для англоязычной аудитории. Чаще всего при перезапуске приложения эта проблема не повторяется, так что не обязательно обрабатывать такое поведение, но лично я поставил временное ограничение на загрузку этой формы.

Возрастные ограничения


Для публикации своего приложения необходимо в консоли разработчика пройти опрос на наличие в вашем приложении материалов для взрослых и получить сертификат IARC. Если вы попытаетесь опубликовать свое приложение до того, как вам на почту придет подтверждение сертификата, ваше приложение отклонят.



Совсем неочевидное письмо от поддержки


Кроме того, с 1 сентября 2019 года необходимо указать ещё и целевую аудиторию вашего приложения. Сделать это можно во вкладке «Контент приложения» в консоли разработчика. Выбранная ЦА повлияет на жесткость контроля за вашим приложением со стороны гугла. Так, если ваше приложение предназначено для детей до 13 лет, оно принудительно становится участником программы «Приложения для всей семьи». В случае, если ваше приложение 13+, но может привлекать внимание детей, на странице приложения нужно разместить баннер "Не предназначено для детей". Также, если вам кажется, что ваша страница не привлекает юную аудиторию, но гугл с вами не согласен, баннер будет размещен принудительно.


Не нужно забывать и о соответствии возрастного ограничения, которое присвоено сертификатом IARC, и рекламы, которую вы показываете в своем приложении. В случае с AdMob возрастной рейтинг показываемой рекламы можно изменить на уровне аккаунта или конкретного приложения: Управление блокировкой -> Возрастные ограничения объявления. Если вы забудете указать возрастной рейтинг на странице вашего рекламного агрегатора и будете показывать 18+ рекламу для 0+ аудитории, вам на почту придет письмо примерно следующего содержания:



Как можно заметить, сообщения от поддержки не блещут информативностью


Политика конфиденциальности


Если ваше приложение собирает и передает чувствительную информацию (а это так, если вы используете AdMob, который передает уникальный рекламный идентификатор), вам необходимо добавить ссылку на политику конфиденциальности вашего приложения в Google Play. Сделать это можно на странице редактирования описания приложения. Также вам нужно оставить ссылку внутри самого приложения. В случае нарушения этого правила видим такую картину на почте:



Наконец-то можно понять, за что именно приложение было заблокировано


Если вы не знаете, как составлять подобного рода документы, то вам поможет большое количество онлайн-генераторов, доступных в интернете.



Когда ваше приложение содержит чужой контент или производные от него материалы, нужно позаботиться о соблюдении чужих авторских прав. Самое главное — избегать использования торговых марок и узнаваемых брендов, алгоритмы гугла автоматически распознают их и блокируют ваше приложение без права на реабилитацию. Подробнее про интеллектуальную собственность.



Бан


В случае, если вы используете контент, который позволяет коммерческое использование, нужно убедиться, что вы выполняете все правила, оговоренные в лицензии. Одна из самых распространённых таких лицензий – Creative Commons. Если в полном названии этой лицензии содержится слово Attribution (сокращённо BY), то обязательно нужно предоставить appropriate credit, т.е. указать авторство и ссылку на лицензию. Если этого не сделать, ваше приложение, конечно, не удалят из магазина, но любой автор с обостренным чувством справедливости может подать на вас в суд.


Заключение


Надеюсь, этим небольшим руководством я помог не наступить на мои грабли тем, кто только начинает публиковать свои приложения в Google Play. В этой статье я почти не затронул тему публикации приложений для детей: как правильно соблюдать условия COPPA в США и программы «Приложения для всей семьи». Пишите в комментариях, интересна ли вам эта тема, и с какими проблемами при публикации сталкивались вы.

Комментарии (20)


  1. vladshow
    22.09.2019 23:58
    -3

    Здравствуйте.
    При публикации приложений я встретился еще с такими проблемами:
    1) Ограничение на сексуальный контент (Sexual Expliced content)
    Например сочетание «убрать вирт» в приложении чат на скриншоте приложения, что привело к блокировке приложения.
    Это секта тухлых американцев которые себе позволяют публиковать наготу в приложениях, а других блокируют за это по Sexual Expliced Content.
    2) Заимствование авторского контента, например изображения маленьких трансформеров из фильма трансформеры, что привело к бану.
    Заимствавание роликов из фильмов, которые тем не менее опубликованы в YouTube привело к блокировке приложения.
    3) Изображение логотипа Google Play в собственной встроенной рекламы других своих приложений, что привело к блокировке.
    При бане Google Play банется вся реклама AdMob что приводит к остановке дохода от забанненых приложений.
    В Google Play бан сервисе работает шайка псиоператоров украинцев и недружественных к России американцев.
    По моему скромному мнению эту секту нужно остановить на территории РФ. Забанив все их сервисы.
    Они ведут не честную политику в адрес российских разработчиков.


    1. Alexufo
      23.09.2019 02:33
      +1

      минус ставил не я, но вы тролль знатный.

      2. Что удивительного? Вы используете чужой коммерческий контент. Более того, по которому ОЧЕВИДНО идет контроль по нелегальному использованию. Очевидно, что вливают миллионы в рекламу, и чтобы другие зарабатывали на ней? Вам бы это понравилось? Вы вообще не думали, как вы узнали про трансформеров и почему они привлекают внимание детей?

      Причем тут ютуб вообще? Все что вижу в интернете — значит мое? На ютубе это или будет заблочено вскоре или правообладатель разрешил на своих условиях размещения этого контента.
      3. Вы про фишинг ничего не слышали?
      Какая-то бандитская у вас логика. Никого не защищаю, модерация у гугла отвратительная, но думаю вы попали в вашем случае на бан абсолютно нормально. Так и должна работать модерация.


      1. petrovichtim
        23.09.2019 07:16

        У гугла двойная политика по авторскому праву в гугл плей и ютьюб. В ютьюб можно намного больше, чем в гугл плей, хотя апеллируют они к одному и тому же авторскому праву


        1. Alexufo
          23.09.2019 12:52

          Это не так. Ютуб другая площадка
          где другие инструменты для правообладателя. Там он может зарабатывать на том, что вы воруете. Плюс видео, это другой формат. Вы можете законно воровать части чужого контента, типа вставок из фильма, когда это не является основным вашим продуктом и вы задаёте этому другой смысл. Дальше много умных слов. И ещё статья гкрф 1273


          1. petrovichtim
            24.09.2019 07:26

            Конечно это другая площадка, но авторское право, которое гугл «защищает» одно. Чтобы продемонстрировать двойные стандарты достаточно посмотреть вот этот ролик www.youtube.com/watch?v=AiFmfuntvc4 и попробовать опубликовать приложение в гугл плей с таким же названием и содержанием.


            1. Alexufo
              24.09.2019 12:02

              Ютуб распростраяет видео и аудио контент. Плеймаркет — приложения. Для видео и аудио контента одни правила, для приложений — другие. Авторские права на названия на публичной одной площадке регулируются так, на закрытой площадке для приложений — сяк. Видимо, приложения не являются продуктом самовыражения, где вы имеете право задать чужим словам и образам свои смыслы. Отсюда любые используемые бренды или попытки под них подделаться — всего лишь желание прокатиться за чужой счет. Я других вариантов даже придумать не могу.


              1. petrovichtim
                26.09.2019 07:56

                Корпорация подменяет собой государство и становится на положение арбитра, там где есть судебная власть. Авторское право оно едино и работает для всех. Только не все могут его отстаивать и тем более заставлять его исполнять.


                1. Alexufo
                  26.09.2019 12:35

                  я не спорю, просто конкретно под видео платформу есть закон ГК1274РФ. Под софт нет таких же аналогичных законов.


      1. metric_ghost
        23.09.2019 12:25

        У него прекрасная иллюстрация двойных стандартов. Что моё — то моё, а что твоё — то обратно моё. Мол, не украл, а позаимствовал — а как прилетело, так сразу — шайка псиоператоров недружественно банит, доходов лишая. Ладно бы некоммерческое использование, можно было бы найти повод для некоторого сочувствия, а то деньги подрядился зарабатывать. Туда и дорога.


    1. tvr
      23.09.2019 10:14

      шайка псиоператоров

      Похоже, что выходные у вас удались.


    1. metric_ghost
      23.09.2019 12:27

      По моему скромному мнению эту секту нужно остановить на территории РФ. Забанив все их сервисы.
      Они ведут не честную политику в адрес российских разработчиков.

      Самое время начать с себя, отказавшись от использования гнезда пси-операторов! 25 кадр, который вставляют в AdMob, не дремлет!


  1. vladshow
    23.09.2019 07:53

    У американской шайки Google двойные стандарты что можно им и что можно разработчикам, так не хорошо делать. В модерировании они полные балбесы. Все зависит от того, чья смена. Русских россиян или украинцев. Украинец или американец делает бан, в то время как свои пропускают. Того же касается вывод приложения в топы по поиску.


    1. vladshow
      23.09.2019 09:58

      Ссылочка на вакансии Google Play для заинтересованных и патриотичных россиян не желающих банить россиян, другие не смотрите
      https://careers.google.com/jobs/results/

      Google полные балбесы, что создали единый центр вакансий для всех регионов.
      На планете столько конфликтов и столько политики.
      Так не хорошо делать.


    1. 402d
      23.09.2019 10:02

      vladshow, Вы глубоко ошибаетесь. Модерация давно делает нейросеть (бот). Живой персонал
      с ней совладать не может. На Хабре и в других местах этому множество подтверждений.

      Denispok, Вы больше про заморочки для монетизации через рекламу. Для платных и с покупками теперь нужно указывать номер телефона (Япония ввела требование)

      Про рекламные СДК дополню. Ребят смотрите манифест после сборки. Там такие пермишины
      просятся дикие, что у самого возникает желание стереть приложение сразу.
      Красные тряпки для ботов: интересуетесь другими приложениями,!!! запрос на установку пакетов!!!, доступ к контактам и аккаунтам.


      1. Denispok Автор
        23.09.2019 10:23

        Правила для платных приложений точно такие же. А где можно почитать про новое требование для Японии?


        1. 402d
          23.09.2019 10:48
          +1

          support.google.com/googleplay/android-developer/answer/6223646#JP

          Еще стоит предупредить о рекламе своих других приложений или
          интеграции со сторонними. Нужно выполнить ритуальные танцы «clear ads mark»


  1. gru87dydikof
    23.09.2019 13:11

    Ну да теперь с этими авторскими правами сплошной гемор.


  1. IcticStep
    23.09.2019 13:58

    Гланая проблема при публикации приложения — доделать его до конца, увы…


    1. 402d
      23.09.2019 14:29

      вторая проблема, во время остановить переделки из-за перфекционизма.
      И начать получать реальный фидбек, а не писать в стол


      1. rboots
        23.09.2019 16:48

        Фидбек желательно бы начать получать ещё до начала разработки, просто пройтись по друзьям-знакомым, обсудить идею. Я, пока это понял, с десяток проектов сделал, которые оказались никому не нужны или не монетизировались. И ещё пару десятков не сделал, потому что вовремя обсудил и съэкономил время.