Исследователи из университета Мальмё в Швеции пришли к выводу, что собрания на работе следует рассматривать скорее как форму «терапии», а не способ принятия решений. Там люди получают возможность продемонстрировать свой статус, а также снять стресс.

Профессор политологии Патрик Холл (Patrik Hall) из университета Мальмё говорит, что в современных компаниях наблюдается некое противоречие: собирается больше совещаний, но на них принимается мало решений. И хотя многие рядовые сотрудники выражают низкую оценку этим собраниям, но число таких мероприятий продолжает расти.

Политолог говорит, что увеличение числа встреч отражает изменения в численности и качестве персонала: в фирмах становится меньше людей, непосредственно выполняющих работу, а больше тех, кто занимает «коммуникативные» и «совещательно-интенсивные» должности: это стратеги, советники, консультанты и менеджеры.

По мнению профессора, в компаниях выросла численность сотрудников на управленческих должностях, которые часто не очень хорошо определены, и где «иерархия не так ясна». Эти люди не заняты конкретной разработкой продукта.

«Многие менеджеры не знают, что делать», — объясняет Патрик Холл, а когда они «не уверены в своей роли», то реагируют на это генерацией ещё большего количества совещаний: «Люди любят поговорить, и это помогает им найти свою роль». Многие из этих людей могут проводить половину своего рабочего времени на собраниях.

Встречи могут «вызвать чувство бессмысленности», говорит Холл. Но он утверждает, что многие не понимают истинный смысл этих мероприятий. В какой-то момент такие совещания — особенно длительные — начинают выполнять «почти терапевтическую» функцию.

Независимо от заявленной задачи совещания, оно представляет «возможность пожаловаться и получить признание коллег». В то же время исследования показывают, что ощущение бессмысленности приводит к тому, что некоторые участники совещаний могут потерять терпение — и проводить большую часть времени, играя со своими мобильными телефонами.



Некоторые находят совещания неприятной тратой времени и задаются вопросом, почему должны их терпеть. Но учёный утверждает, что негативное отношение к встречам может быть вызвано тем, что их реальные цели неправильно поняты. Истинной целью таких встреч может быть утверждение авторитета организации — напоминание сотрудникам, что они являются её частью. Такие встречи на самом деле не ставят задачу принять какое-то решение, говорит Холл.

Профессор Холл даёт некоторые рекомендации, чтобы повысить эффективность совещаний. Он предлагает бронировать комнаты на более короткие промежутки времени, поскольку опыт показывает, что обычно совещания затягиваются на весь отведённый период, сколько бы на него не выделялось. Очень редко они заканчиваются раньше срока.

Кроме того, важно «равенство» участников: «Когда вы встречаетесь с коллегами на одном уровне, как профессионал, вы можете обсудить различные вопросы, которые вас интересуют», — говорит он. Когда же на совещаниях доминируют разные уровни статуса, они становятся «борьбой за власть» и оставляют разочарование.

«Люди часто чувствуют себя маргинализированными. Они чувствуют, что у них нет никакого влияния или положения в компании. В этих случаях складывается впечатление, что встречи ничего не улучшают, а на самом деле вызывают ещё большее разочарование», — так профессор объясняет распространённое мнение, что многие совещания представляют собой пустую трату времени.

Комментарии (11)


  1. aamonster
    16.11.2019 23:24
    +9

    Казалось бы, всё просто. Раз на совещаниях не принимаются решения, а даётся "возможность пожаловаться и получить признание коллег" и "истинной целью таких встреч может быть утверждение авторитета организации — напоминание сотрудникам, что они являются её частью" – возможно, стОит адаптировать совещания под эти цели? Например, проводить их в более комфортной обстановке, подавать алкоголь… Постойте! Я же бывал на таких совещаниях :-)


    1. CherryPah
      17.11.2019 04:06

      Просто обычно такие совещания проводятся в пятницу в послерабочее время.
      Почему люди занимаются психотерапией(пусть даже и возможно полезной) и самоутверждением в рабочее время мне неведомо


    1. Mirn
      18.11.2019 07:04

      У японцев это «номикай» называется, от слов «номи»-бухать, «кай»-встреча. Нередко оплачивается за счёт фирмы.


  1. DarkWolf13
    17.11.2019 00:16
    +3

    снимает стресс только один- начальник, напрягая в зависимости от расположения к кому-либо и настроению подчиненных. ну и обозначая что все что придумал подчиненный придумал начальник, все что накосячил подчиненный — накосячил подчиненный. циничное НЕпривет моим бывшим командирам и начальникам.- это на эмоциях о статьи и ситуаций. А когда необходимо совещание, его собрать проблематично, идет долгий вопрос обсуждения необходимого решения даже если это срочною.


  1. x67
    17.11.2019 03:24
    +1

    Иногда смотришь — совещание вот вот начнется, вроде даже каким то боком тебя касается. И думаешь: надо учавствовать!
    Обычно такое бывает, когда не выспался и для работы котелок совсем не варит)


  1. kinall
    17.11.2019 09:09
    +2

    Совещание — это ещё и отличный способ размазать ответственность. Если что, то: это же не я один решил, это мы на совещании договорились, вот протокол!
    «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»


  1. S-e-n
    17.11.2019 10:57
    +2

    Люди часто чувствуют себя маргинализированными. Они чувствуют, что них никакого влияния или положения в компании.
    Может быть они не ошибаются в том, что они чувствуют? Ну то есть может быть у них правда нет влияния, и они это чувствуют?


  1. vodopad
    17.11.2019 13:13
    +1

    Работал в двух компаниях, которые являются полной противоположностью: в первой каждый день были совещания (иногда тратил 75% рабочего времени на совещаниях), сейчас работаю в другой компании, где было всего два совещания за пол года.

    Так вот, во второй компании я гораздо спокойнее и продуктивнее, за день делаю в 2-3 раза больше задач. Совещания — зло.


    1. vodopad
      17.11.2019 20:49

      Больше всего меня раздражали некоторые «регулярные совещания», еженедельные и т.д. Часто на них было не о чем поговорить, но в то же время их никто никогда не отменял… Менеджеры всегда придумывали «высосанную из пальца» тему. И повторяли по 10-20 раз одну и ту же мысль. Я всегда удивлялся таланту некоторых людей растягивать время и как-то «заполнять эфир».

      Я так и не понял, они так шутили над всеми (некий тонкий троллинг) или всерьёз говорили.


  1. sergey-b
    17.11.2019 17:42
    +1

    Многие из этих людей могут проводить половину своего рабочего времени на собраниях.

    Дальше можно не читать. Исследование основано на устаревших данных. Многие уже ушли далеко вперед.


  1. OYashur
    17.11.2019 17:49

    У меня на работе совещания это частая практика. Соглашусь, не все из них проходят продуктивно, заметил, что чем чаще они проходят тем менее продуктивными становятся. Конечно многое зависит от коллектива, начальства и взаимоотношениях между ними. Есть в совещаниях и плюсы, например можно проявить себя, предложить свою идею.