Довольно часто мне приходится бывать на всевозможных семинарах, конференциях, митапах, хакатонах и презентациях. Там, где в один прекрасный момент кому-то из гостей приходится вставать с места, брать в руки микрофон и о чем-то рассказывать. Причем, неважно, на какую тему курултай, раз за разом я вижу примерно одинаковый «разнотык».

Не проверять работоспособность оборудования


Хотя бы раз за время любой конференции находится докладчик, стукающий по микрофону пальцами, говорящий в него интригующее «Раз! Раз!» и вопрошающий «А как здесь слайды переключаются?».

Все это:

  • отнимает время;
  • отвлекает внимание аудитории;
  • формирует негативную оценку ваших ораторских навыков;
  • заставляет вас сбиваться и нервничать.

Совет: приходите на место вашего выступления заранее. Посмотрите, как на чужой технике отображается ваша презентация. Нередко бывает так, что слетают шрифты, находятся ошибки и прочие форс-мажоры. Все это легко устраняется за 10-30 минут до начала выступления. Попросите организаторов показать вам, как переключаются слайды, включается и отключается микрофон. Прихватите на всякий случай свой ноутбук и флешку.


Не оговаривать регламент выступления и отвлекаться на вопросы


Довольно часто наблюдаю за тем, как безобидное выступление превращается в восточный базар. Все кричат с мест, никого не слушают, тянут руки и задают вопросы, не дослушав докладчика до конца. Всему виной отсутствие заявленного регламента.

Совет: поприветствуйте аудиторию, в 2-3 предложениях расскажите о себе и обозначьте формат вашего выступления. Можно сказать, о чем ваш рассказ, сколько он продлится по времени и когда лучше всего задавать вам вопросы. Все это позволит очертить границы дозволенного, убережет от всевозможных раздражителей и настроит слушателей на рабочий лад.

Далее и ниже по тексту буду прикладывать небольшие видеопримеры. Без обид. Никакого злого умысла. Загуглил и нашел первые попавшиеся видосики, как мне кажется, наиболее подходящие по смыслу. Если найдете знакомых, не кидайте в меня камешками. Я не специально.


Говорить, когда вас никто не слушает


Никогда не понимал тяги людей начинать свои выступления до фокуса внимания аудитории. Обычно, идет представление человека, он выходит на сцену и с места в карьер начинает задвигать свою телегу. Никто его не слушает, особо не втыкает, а тут уже середина выступления позади. Порой все этой выглядит, как продолжение популярного ныне YouTube-шоу «Что было дальше».

Совет: не начинайте говорить, пока аудитория «гудит». Зачем тратить силы в попытках перекричать шумный зал. Обычно, как только спикер начинает прибавлять громкость голоса, интенсивность шума нарастает. Можно помолчать, пока все не успокоятся. Есть вариант закрыть рукой микрофон, тогда он издаст резкий, громкий и противный звук, привлекая тем самым внимание зала. Главное – не говорите пока вас не слушают!


Стоять спиной к залу и читать содержание презентации с экрана


Это вообще наиболее часто встречающаяся ситуация. Выступающий разворачивается к слушателям спиной и начинает читать вообще все, что написано на его слайдах. Вероятно, вы знаете, что читать вслух у любого человека получается медленнее, чем про себя. Поэтому, пока спикер находится на середине своего слайда, аудитория в зале уже давно нервно курит бамбук. И хорошо, если презентация на 10 минут и три слайда, хуже, когда выступление на час и слайдов далеко за семьдесят.

Совет: не старайтесь озвучить все, что написано в презентации. Да и вообще, презентация лишь дополняет ваш доклад. Лучше всего не отвлекаться на слайды. Они должны визуально подкреплять ход вашего повествования.


Мелкий шрифт и много текста


Нет ничего хуже маленького экрана, большой аудитории и тусклого свечения проектора. На выходе вы получаете абсолютно бледную презентацию, без возможности распознать ее содержание. Оставьте стремление размещать текст поверх картинок до лучших времен. Анимация и прочие спецэффекты также отнимают внимание аудитории.

Совет: старайтесь минимизировать объем текста презентации. Один слайд – одна мысль. Кегль от 32 до 54. Шрифт, если он не определен брендбуком берите самый распространенный (Arial или Calibri), в этом случае меньше шансов, что он «слетит».


Не указывать свои контакты


Это вообще у каждого второго докладчика встречается. Хорошо, если будет на титульном слайде его имя и компания. Часто и того не бывает, не говоря уже про электронную почту, телефон и другие каналы связи. Это не стоит ровным счетом ничего, но позволяет в разы увеличить эффективность вашего выступления. Во-первых, нельзя исключать, что кто-то захочет поделиться вашей презентацией с коллегами или партнерами. И если вдруг тема вашего доклада заинтересует важных людей, им придется прикладывать дополнительные усилия, для того, чтобы вас отыскать. Второе, довольно часто «хорошая мысля приходит опосля» и тогда писать «на деревню к дедушке» тоже без вариантов.

Совет: указывайте свои данные в начале и в конце презентации. Желательно показывать актуальные реквизиты.


З.Ы. Надеюсь, что озвученные выше мысли не вызовут у вас резкого отторжения. Конечно же мое повествование не претендует на истину в последней инстанции. Это всего лишь личные наблюдения, не более того.

BONUS: вместо заключения посмотрите на финал чемпионата мира по ораторскому искусству. Очень интересное зрелище.

Комментарии (27)


  1. lovermann
    22.11.2019 10:55
    +1

    Самое интересное, что докладчики, которые часто выступают (или не часто), это всё прекрасно знают, но всё равно совершают ошибки. Это как с опозданиями: человек знает, что опаздывать и заставлять других людей ждать себя, — плохо, но всё равно продолжает это делать, хотя прекрасно знает, что нужно готовиться заранее и выходить раньше.


    1. SmirkinDA Автор
      22.11.2019 11:07

      На самом деле, достаточно пару раз заметить за собой один из перечисленных «разнотыков» и можно довольно безболезненно с ними расстаться.

      Что касается часто выступающих спикеров, с ними бывает другое:
      — часто задают вопросы, требующих активности аудитории (поднимите руки итд)
      — активно ходят по сцене, напоминая волка в клетке
      — слишком энергичны (в театре про таких говорят «переигрывает», ну а я называю «жертвы тренингов»)
      — много юмора и спецэффектов в презентациях
      — видеоролики внутри презентаций (это вообще зло). Однажды наблюдал, как 20 минут чувак включал\выключал видеоролики подкрепляющие тезисы его презентации. С минимальными комментариями. Из эго выступления 90% было видео.


      1. a-tk
        22.11.2019 11:34
        +2

        А как Вы относитесь к выступлениям в костюме лягушки? :)


        1. SmirkinDA Автор
          22.11.2019 11:42
          +2

          На этой неделе предправления ВТБ Костин выступил на форуме «Россия Зовет» в костюме профессора Дамблдора из Гарри Поттера. В прошлом году он предстал в джедайском рубище. Так, что костюм лягушки — это меньшее из зол :)

          Не так давно видел, как человек из списка Форбс в костюме пингвина. По теме выступления это было вполне уместно. Я вообще за любую осмысленную движуху.


      1. romxx
        22.11.2019 11:38
        +2

        Первые три-четыре пункта — это способ расшевелить засыпающую аудиторию, ушедшую в тупление в смартфонах. К сожалению, другого способа нет. Чисто технические приемы.


        1. SmirkinDA Автор
          22.11.2019 11:43
          +1

          Все хорошо в меру. Я же не говорю, что это критически плохо. Просто, когда этого много, слишком бросается в глаза.


        1. mayorovp
          22.11.2019 13:05
          +2

          Чтобы аудитория не засыпала, надо рассказывать что-то интересное аудитории. Я вот лишь глубже уйду в смартфон если вместо информации буду слышать как докладчик, э-э-э, "применяет технические приёмы для привлечения внимания".


          1. romxx
            22.11.2019 15:59

            А чтобы быть богатым и здоровым, надо каждый день вставать пораньше и работать на свежем воздухе :-}


            1. avost
              23.11.2019 01:48
              +1

              А в чём смысл рассказывать то, что неинтересно аудитории?


              1. romxx
                08.12.2019 20:33
                +1

                Да нет, я просто иронизирую над благоглупостными пожеланиями «теоретика» вида: «Чтобы в программе не было ошибок, надо просто писать внимательнее и не допускать ошибок в коде».
                Знаете, столько и таких бывает случаев на презентации, что я затруднюсь сейчас все перечислить. Скучный предшественник усыпил аудиторию и она никак не очнется. «Первая пара» утром, все проверяют свежую рабочую почту и кофе еще не подействовал. Первый доклад после обеда на конференции. Кровь отлила от мозга в желудок на переваривание. Рассказ на русском, а родной язык аудитории (уже) не русский, и сложная (пусть и интересная) тема трудно заходит (частая ситуация в странах СНГ).
                Это только первые пришедшие в голову кейсы, никак не связанные с «неинтересностью».
                Дисклеймер: пять лет активный презентатор в самых разных аудиториях.


        1. a-tk
          22.11.2019 17:09

          Значит надо не допускать уход в смартфоны.


  1. Bedal
    22.11.2019 11:44
    +3

    Дополню:
    — Один кадр презентации должен занимать одну-две минуты. Это — жёсткое условие. Если дольше — связь рассказа с кадром рвётся. Если меньше одной минуты — зачем этот кадр?
    — Нужно говорить медленно и категорически не пытаться рассказать что-нибудь дополнительно к намеченному изначально. Ну, как медленно — в нормальном темпе. Подавляющее большинство людей по мере презентации говорят всё быстрее и быстрее, делая восприятие информации очень сложным.

    Если показ живой, не кадры презентации, а показ программы:
    — нельзя двигать мышкой чаще, чем раз в 5-10 секунд. Особенно это относится к показу с помощником. Тот от скуки невольно постоянно елозит мышкой, что рвёт внимание аудитории.
    — нельзя открывать или закрывать окно до того, как это действие будет объявлено словами.

    По поводу контактов: для показа это абсолютно бесполезно, никто их с экрана не прочтёт. Для раздачи материала — нужно. При этом возникает ещё одна особенность: презентация для раздачи должна быть снабжена достаточным объёмом текста, чтобы быть автономно понятной. Но! Этот текст зачитывать во время презентации ни в коем случае нельзя, там должен звучать текст разговорный.


  1. Fen1kz
    22.11.2019 11:45

    Ну а пару цитат-то можно зачитать? Например рассказываешь доклад про Эйнштейна и есть такой слайд:


    Самый лучший и самый правильный выход из ситуации: забыть все плохое, сохранить в памяти хорошие моменты, просто сказать спасибо за все что мы пережили. И пойти дальше. Потому что все, что с нами происходит — к лучшему.
    А. Эйнштейн, 1834

    В таком случае можно зачитать цитату, чтобы подчеркнуть её важность?


    1. Oxoron
      22.11.2019 14:28
      +4

      1834 год? Эйнштейн?



    1. wormball
      22.11.2019 14:35
      +6

      Изречь изречение до своего рождения — подвиг, достойный Эйнштейна.


      1. Bedal
        22.11.2019 15:41
        -2

        Вы думали — про относительность это он придумал? Просто вспомнил.


    1. ultar
      22.11.2019 14:53
      +3

      Идеально будет встроить эту фразу в рассказ, а не читать её. Например: «как сказал Эйнштейн» и далее цитата. Ну или как-то обыграть по-другому.
      Просто читать с экрана да ещё отвернувшись от зала — плохая идея.


      1. Fen1kz
        22.11.2019 21:05

        Я планировал выучить и рассказать все-таки стоя к зрителям лицом. Ну вот есть цитата которая прям все хорошо объясняет, при этом не читать её вслух, а понадеятся что люди прочитают… Ну так-то да, спасибо, я понял вашу точку зрения и постараюсь адаптироваться


        1. ultar
          22.11.2019 22:01
          +1

          Это или не мне или мой комментарий понят неправильно.
          Я «за» точную цитату (практически) любой длины, если она красиво встроена в речь, а не занудно читается с экрана.


          1. Fen1kz
            23.11.2019 05:50

            Да, перепутал с комментарием ниже, сорри. Но и Вам спасибо!


    1. Bedal
      22.11.2019 15:43
      +2

      Нет, нельзя. Зачитывание занудно, это убивает цитату. Если нужно подчеркнуть её важность — выдайте её крупнейшим шрифтом на кадре. Прочтут, не прерывая слушания.
      А голосом при этом объясняйте, почему именно она для вас так важна.


  1. Guitariz
    22.11.2019 12:41

    У TradingView мы нормальный базар устроили (я слева)!
    Вообще митап у TradingView проходит раз в месяц и формат всегда такой. Лично мне очень заходит


  1. SkiBY
    22.11.2019 13:56
    +4

    Еще одна ошибка, которая может неприятно повлиять на выступление: ваши физиологические особенности.
    Вы ступал я недавно на конференции. После обеда. На обед съел еду, которая с завидной постоянностью умеет меня «портить». А конкретно — колбаски некие. Забурлило знатно. Так вот, пока ты сидишь и молчишь — все у тебя более или менее. А когда начинаешь говорить — все плохо. В частности, я не мог договорить длинную фразу до конца без булькания. Поэтому звучало все, как будто школьник на реферате запинается, не договаривая фразы.

    Если у кого-то железный желудок — не забывайте о том, что пить алкоголь до выступления(даже чуть-чуть!) также опасно.


  1. Dimsml
    22.11.2019 14:53
    +8

    Странно, что не рассказали ничего про коммуникативное самоубийство. Это действие, которое совершает сам инициатор общения и которым он даёт понять что слушать его необязательно или даже вредно.


    Достаточно известный пример — "это мой первый пост, прошу строго не судить."


    В реальном мире этот приём часто не работает. Например, вспомните т.н. людей с "синдромом вахтёра". Если перед ними заискивать или обращаться с ними вежливо, то они парадоксальным образом начинают доминировать над теми, кому должны помогать. Если же перед ними появляется напористый человек, который знает себе цену, то опять же странным образом "вахтёр" начинает делать то, что должен и перестаёт чинить препятствия.


    То же самое происходит и на выступлениях. Рассказчик, выступающий перед аудиторией, может начать выступление с "Возможно это уже известная информация, но...", "Я не отниму у вас много времени." или "Возможно я допустил где-то ошибку, так что поправьте меня...", тем самым настраивая аудиторию на негативное или снисходительное отношение к себе.


    В теории должно работать и в отношениях с противоположным полом, в бизнес переписке, с продавщицами в магазинах и мелкими чиновниками. На практике успех также зависит от внешних факторов.


  1. staticmain
    22.11.2019 18:43
    +3

    Совет: старайтесь минимизировать объем текста презентации. Один слайд – одна мысль. Кегль от 32 до 54.

    Совет? Кажется это должно быть правилом

    www.isprasopen.ru/2018/docs/Lavrischeva.pdf

    image


    1. KvanTTT
      23.11.2019 04:07
      +1

      Ого, не ожидал, что этот словопоток выложат в открытый доступ.