В аэропорту Тулузы компания Airbus успешно продемонстрировала первую полностью автоматическую систему взлета с использованием испытательного самолета Airbus Family. Самолет провел в общей сложности 8 успешных взлетов в течение 4,5 часов.
В испытательный экипаж входили два пилота, два инженера по летным испытаниям и инженер-испытатель. Первый успешный взлет произошел 18 декабря в 10:15 по местному времени.
«Самолет работал так, как ожидалось. Завершая выравнивание на ВПП, ожидая разрешения на взлет, мы задействовали автопилот. Мы перевели рычаги управления двигателями в ??положение для взлета и наблюдали за самолетом. Он начал автоматически двигаться и ускоряться, поддерживая осевую линию ВПП, с точной скоростью отрыва носовой стойки шасси, указанной в системе. Передняя часть самолета начала автоматически подниматься, чтобы принять ожидаемое значение шага взлета, и через несколько секунд мы были в воздухе», — сказал капитан-испытатель Airbus Янн Бофилс.
Вместо того, чтобы полагаться на Систему посадки по приборам (ILS), существующую технологию наземного оборудования, которая в настоящее время используется пассажирскими воздушными судами, данный автоматический взлет обеспечили технологией распознавания изображений, установленной непосредственно на транспортном средстве.
Автоматический взлет является важной вехой проекта Airbus «Автономное руление, взлет и посадка» (ATTOL). ATTOL был запущен в июне 2018 года. На следующих этапах проекта к середине 2020 года будут организованы автоматические последовательности операций руления и посадки.
См. также: «Можно ли взломать самолёт»Как отметили в Airbus, анализ потенциала этих технологий может помочь в решении ключевых промышленных задач завтрашнего дня, включая улучшение управления воздушным движением, решение проблемы нехватки пилотов. В то же время Airbus намерена использовать эти возможности для дальнейшего повышения безопасности полетов. Там пояснили, что в центре управления судном будут оставаться пилоты-люди, но автоматизация позволит им больше сосредоточиться на принятии стратегических решений в управлении полетами.
См. также: «Из-за бага прошивки Airbus A350 самолёт нужно перезагружать каждые 149 часов»
NickViz
а можно попробовать в середине разбега выключить один двигатель?
не уникальная ситуация, в общем-то.
P.S. а два сразу?
fougasse
Можно и нужно. Не думаю, что Airbus не знает о таком и не проработал такой сценарий.
mikelavr
До скорости принятия решения — пожалуйста, будет прерваный взлет.
После скорости принятия решения — в любом случае взлетать. Без одного двигателя — штатно (если их два и больше). Без двух — только на четырехдвигательном самолете.
NickViz
да это я всё знаю, а вот система автоматического взёта — умеет так? я к тому что в идеальных условиях оно всё работает и бодро рапортует, а когда что-то наперекосяк идёт — может вывернуться? как обычный пилот должен…
ktotomskru
Не "вывернуться", а действовать по инструкции. Практически для всех нештатных состояний самолёта существуют инструкции что именно делать и как, и пилоты этим инструкции тренируют на тренажёрах.
Соответственно и запрограммировать инструкции тоже можно.
mikelavr
Как программист, я понимаю, что ~90% кода — это и есть обработка нештатных ситуаций. Mainstream обычно прост как три копейки :).
А дальше начинаются домыслы, как это реализовано на самом деле у Airbus, и сколько нештатных вариантов они предусмотрели.
triplebanana
Выключить то можно. Вопрос, заложено ли это в логику работы данной системы. Да, выключив два двигателя, остаешься без желтой и зеленой гидросистем — уходит управление носовой стойкой и нормальное торможение. Остается только гидроаккумулятор желтой системы для аварийного торможения. Ах да, это все про А320.
vladbarcelo
Можно. Тогда авиалайнер сделает скриншот. /s
tvr
И вместе с логами крэша отправит его в МАК, EASA, etc, диспетчерскую аэропорта вылета и производителю.