Как ни странно, но океаны и моря изучены человеком довольно плохо. Причин тому несколько, и одна из них — сложность изучения глубин, ведь специализированных аппаратов, способных погружаться на несколько километров, раз два и обчелся. Компания Boeing разработала собственный вариант глубоководного аппарата, который без всяких проблем может погружаться на глубину вплоть до 6 км.

При этом подлодка — автономная, она может действовать самостоятельно, человек не подвергается риску. Автономные аппараты, подобные этому — лучший вариант для изучения дна океана и моря, поиска затонувших самолетов и кораблей, картирования того, что скрывается под толщей воды.

Понятно, что на таких глубинах аппаратом практически невозможно управлять без проводов. Радиосигнал, который способны генерировать стандартные передатчики, сквозь километры воды просто не пробъется. Поэтому такого рода аппараты должны уметь работать в автономном режиме.

Аппарат от Boeing как раз умеет работать автономно. Назвали эту подводную лодку длиной в 10 метров Echo Seeker. Около десяти лет назад компания создала меньший вариант такого подводного дрона. Он использовался, в частности, для обследования мест кораблекрушений на побережье Калифорнии.

Более крупный Echo Seeker может работать под водой в два раза дольше, и заплывать, соответственно, в два раза дальше. Скорость корабля составляет 9 километров в час, запас хода — 430 километров. Кроме того, Echo Seeker помещается в обычный товарный контейнер, это важно — ведь корабль нужно транспортировать.



Разрабатывался дрон в течение 3 лет командой из 50 человек.

Под водой Echo Seeker будет практически лишен связи с «большой землей» — здесь нет сигнала от спутников, радиосвязи либо проводной связи. Правда, разработана акустическая коммуникационная система, скорость передачи в которой составляет 300 бод — это примерно столько же, сколько было в модемных каналах связи, используемых в 80-е года прошлого века.

В автономном режиме корабль сможет самостоятельно обнаруживать и огибать препятствия (возвышенности, каньоны, затонувшие корабли). Сонар корабля способен «пробивать» толщу воды на 5 км, составляя изображение с разрешением около 10 см. Этого вполне достаточно для того, чтобы избежать любой опасности.

Echo Seeker может возвращаться на корабль самостоятельно. Если случился сбой в системе, дрон будет ходить кругами, пока не получит сигнал от материнского корабля, по которому он и выйдет к базе. Если сигнал не будет получен за определенное время, Echo Seeker «сядет» на дно, и будет «слушать», стараясь обнаружить сигнал. Таким образом, заряд батарей будет сохраняться продолжительное время.

Комментарии (13)


  1. Vovanys
    12.08.2015 13:36
    +7

    Echo Seeker «сядет» на дно, и будет «слушать»

    Странно, лучше бы всплывала. Иначе понадобится еще одна такая чтоб его найти)


    1. Dafgroup
      12.08.2015 14:17
      +1

      А если там шторм? и её сломает об препятствие, корабль например.
      пусть лучше на дне отдыхает.


    1. khabib
      12.08.2015 14:37

      Там наверняка аварийный буй запускается


  1. institor
    12.08.2015 13:41

    Хотелось бы технических подробностей. Интересно, чем наполнен поплавок…


  1. dimas9009
    12.08.2015 13:47
    -2

    Вместо проводов можно было использовать подводный звуковой канал. Ведь в вибрация в воде распространяется очень хорошо.


    1. marks
      12.08.2015 13:50
      +6

      Он используется, в статье указано, что скорость передачи данных в этом случае составляет 300 бод.


  1. Pulse
    12.08.2015 15:29
    -2

    Маловато как-то 6 км для необитаемого аппарата. Наши Мир-1,2 до 6 км имеют рабочую глубину, но обитаемы. 1987 г\в


    1. zapimir
      12.08.2015 17:05
      +3

      Обязательно всюду это писькомерство? Аппараты разрабатывают под определенные задачи, 6 км более чем достаточно, если не лазить в Марианскую впадину, покрывает почти 99% мирового океана. К примеру те же японский Shinkai 6500 ныряет на 6527 и что?
      Будет нужно погрузить в Марианскую впадину для этого делают уже другие аппараты, как тот на котором погружался Кэмерон.


      1. Equin0x
        13.08.2015 10:38

        Военные такого рода проекты охотно спонсируют. На дне океанов лежит много оптики с вкусными данными )


    1. vmarunin
      13.08.2015 00:25

      Таки Триест 1958 год. 11 км, 2 человека экипаж.
      Видимо нет таких глубин рядом с Калифорнией, вот и не надо им больше 6 км. Лучше батарейку побольше поставить и приборов повесить.


  1. Igor0261
    13.08.2015 02:10

    Сделать необитаемый аппарат глубоководным не такая уж проблема.
    Основная беда таких аппаратов — на дне всегда есть за что зацепиться.
    А у этой дуры еще как есть чем цепляться. Все это оперение и винт… как сядет на дно, так там и останется навсегда, обязательно найдет себе на жопу сеть или кабель какой.

    Если бы Я делал бы, то максимально нецепляемый, без винта, без оперения, веретено или каплю.
    А двигжитель реактивный. Где то внутри насосы, водозаборы расстредоточенны и закрыты решетками, сопла не выступают из корпуса.

    В общем, для такого аппарата главное — свести к минимуму возможность зацепиться, запутаться.

    А если без выступающих частей ну ни как, то они должны при необходимости отстреливаться или отламываться, чтобы можно было потеряв детали все таки всплыть.


    1. lightman
      13.08.2015 07:33

      на дне всегда есть за что зацепиться.
      Заинтриговали. Можете в процентах (хотя бы очень приблизительно) расписать, с какой вероятностью какие виды зацепов угрожают кораблю на дне?


  1. Equin0x
    13.08.2015 10:35

    Сейчас автономный X-37 имени боинга непонятно что делает месяцами на орбите, а скоро и под водой будет )