Вот что я бы рассказал себе о стартапах, попади я в прошлое на пять лет назад, когда только начинал. По сути это то, чему я научился за прошедшее время. И уж точно это никакие не рекомендации или советы, а «ты» здесь обращено к себе самому, так что читайте как «я». Стиль изложения вольный (прим. переводчика — как и стиль перевода).

1. Ничего не получится, если пытаться делать слишком много и сделать это слишком поздно. Старательно избегай этого.

2. Над этой же идеей прямо сейчас кто-то уже работает. И, в общем-то, это не так плохо.

3. Никогда не подписывай NDA, пока не услышишь о чём вообще речь.

4. Нравится тебе это или нет, но большинство социальных связей в Лондоне основаны на выпивке. Смирись и прими, сумев избежать постоянного похмелья.

5. Люди, которые действительно чего-то добились — это не те, кто постоянно бухает.

6. Линейный рост может быть хуже, чем вообще никакого роста.

7. Большинство людей, которые говорят о скором провале, этим вообще не занимаются.

8. Легко обманывать себя, будто ты «заботишься об интересах пользователей», хотя на самом деле ты пытаешься найти способ заставить их согласиться с тем, над чем ты сам хочешь работать.

9. У всех есть заначка с доменами, которыми они так никогда и не пользовались.

10. Легко быть крайне категоричным и на все идеи отвечать: «Это не получится, потому что ...» Это — просто лень, не делай так.

11. И ещё раз, не делай так — особенно в разговоре с людьми, которые не в теме. Потягайся с теми, кто шарит.

12. Тяжело слушать, как кто-то продвигает идею, за провалом которой ты уже не раз наблюдал, и оставаться сфокусированным на работе — особенно, если там всё же есть что-то новенькое и интересное.

13. Быть хорошим разработчиком — не то же самое, что уметь доводить дело до конца. Я всегда предпочту первым вторых.

14. Споры какой язык/фреймворк самый крутой — это весело, но в жизни есть вещи поважнее.

15. Хороший разработчик может освоить нужный язык или платформу за пару недель.

16. Я до сих пор не встречал настоящих инвесторов.

17. Ведение постоянного учёта выполненной работы может очень утомлять — и не даёт искренне радоваться настоящим победам.

18. Трудно создать продукт, если не набил шишек на проблеме, которую он решает.

19. Очень опасно уделять больше внимания самому продукту, чем проблеме, которую он решает.

20. Ты можешь обходиться без понимания, как работают хэш-таблицы, но наконец-то разобраться в них — это реально клёво.

21. Та же история с нотацией большого О.

22. Полуночные подвиги маленького красноглазика — не такое уж достижение. И всё равно «Социальная сеть» отличный фильм.

23. Я всё ещё не понимаю PR.

24. Большинство технических проблем — фигня по сравнению с задачей продвижения продукта до конечных пользователей.

25. Заниматься тем, что нужно людям — куда менее познавательно, чем заниматься тем, чего хочешь ты сам.

26. Однако, твоего хотения недостаточно, чтобы это могло стать бизнесом.

27. Если у тебя нет непосредственного знания индустрии, то у тебя совершенно ошибочное представление о том, как там всё работает, какие проблемы существуют и как их нужно решать. Поговори с людьми.

28. Реклама как способ монетизации — вот что прикончит любую бизнес-модель.

29. «Данные» — вот это теперь вместо «рекламы».

30. В итоге, люди, с которыми ты хочешь работать — те, кто всегда интересуется, чем тебе помочь. Бери с них пример.

31. Но не стесняйся проявлять инициативу и сам просить помощи. Большинство людей пойдут тебе навстречу. Встретишь кого-то важного и влиятельного — познакомься.

32. Умей отказывать людям, просящим сделать скидку их интересным проектам, на которые у тебя нет времени.

33. Дважды подумай о том, что сделает бизнес успешным, но при этом отобъёт твой интерес к самому продукту.

34. Вести блог, колонку в журнале, писать книгу — это здорово.

35. И не парься по поводу каментов к написанному, всегда найдётся кто-то недовольный, кому не понравится хоть одно единственное предложение.

36. Один тролль может перечеркнуть сотню положительных контактов, так что гони их мокрыми тряпками из своего коммьюнити.

37. Если за чашечкой кофе ты кому-то прожужжал все уши своей идеей, предложи ему сделать то же самое.

38. Обещай сделать только то, что действительно собираешься сделать. Легко заслужить репутацию человека, который не держит слово.

39. Показывай, а не рассказывай. «Я собираюсь сделать оттакенную крутую штуку!» — ГОРАЗДО менее интересно, чем: «Да я тут слабал на скорую руку такую вот хреновину». Каждый, блин, собирается что-то сделать — никто не делает.

40. Создавать что-то — это офигенно, не позволяй себе завязнуть в тезисах «Lean Startup Landing Page».

41. Lean Startup (прим. перев. — theleanstartup.com) крут, но это памфлет, а не книга. Достаточно прочитать первые несколько глав, чтобы уловить суть. «The Four Steps to the Epiphany» (прим. перев. — Стив Бланк. Четыре шага к озарению) более техническая и в целом более полезная книга.

42. Большинство советов про стартапы ужасны, а хорошие советы это обычно нечто очевидное. Все будут давать тебе различные советы, доверяй своему нутру.

43. Кроме тех случаев, когда речь идёт о потребностях твоих клиентов — тогда усмири своё нутро и верь им.

44. Никто ещё не пользовался банкоматами с биткоинами из практических соображений.

45. Делай черновые прогнозы для любой потенциальной бизнес-модели, с которой сталкиваешься, просто чтобы прикинуть достаточная ли у неё рыночная аудитория — с точностью до нескольких порядков.

46. Легко начать на автомате отшивать всех, кто начинает разговор со слов: «Я ищу технического сооснователя». Так ты теряешь возможность поговорить с интересными людьми. Просто в начале разговора давай ясно понять, что ты — не этот сооснователь, чтобы никто потом не чувствовал, будто потратил время впустую.

47. Пытаться поднять бабки и попасть в бизнес-акселератор это полноценная работа. Ты либо делаешь продукт, либо охотишься за деньгами. Не всё сразу. Сомневаешься на чём сосредоточиться — выбирай работу над продуктом.

48. Решение множества, множества проблем не лежит в сфере технологий. Что не мешает людям пытаться решить их с помощью приложений.

49. Фейсбук не для тебя, а для Васи Пупкина, не трать там время.

50. То, над чем ты ржал на хакатоне, может, ещё переживёт всё, что пытаешься сделать ты.

51. Если и есть люди, которым нравятся постоянные провалы, то я их не встречал.

52. Идея не считается твоей, пока ты её не реализовал. А то я — тот самый чувак, который изобрёл фейсбук, Nest и Oculus Rift.

53. Люди не крадут идеи. Делись ими со всеми. Никогда не проси подписать NDA до того, как расскажешь идею, так ты утратишь доверие.

54. Быть друзьями — не значит суметь успешно работать вместе.

55. Маленькие команды могут продвигаться очень быстро, будь осторожен, набирая новых людей в проект, которому важна гибкость.

56. Быть многозадачным — не вариант, потери на переключение между задачами высоки, занимайся чем-то одним и делай это как можно лучше. Разберись со всем, что тебя отвлекает.

57. Прочитай все статьи Пола Грэма.

58. Техническое новости (да и вообще новости) уступают книгам и общению по соотношению затраченного времени и полезной отдачи.

59. Прочитай Founders Stories, Fooled By Randomness и The Four Steps to the Ephiphany.

60. В начале логотип не играет большой роли, придумай простой текстовый логотип, который можно использовать и в других проектах.

61. Если только возможно, открой исходники и приветствуй любые сторонние проекты. Сейчас или позже, но благодаря этому ты заведёшь новые знакомства с интересными людьми.

62. Постоянно вкалывать по 12 часов — плохая идея. Если такое случается часто, думай, как оптимизировать работу.

Примечание переводчика:
О найденных ошибках прошу в личку.
Как и обещал автор, слог у него и правда нетривиальный, так что я старался передать настроение и смысл, не заморачиваясь на дословном переводе.

Комментарии (29)


  1. UA3MQJ
    09.04.2015 21:09
    +5

    Спасибо


    1. Iceg Автор
      10.04.2015 00:59
      +2

      Пожалуйста :)
      В свою очередь, благодарю orcy за наводку.


  1. vvzvlad
    09.04.2015 23:36

    А ведь и правда. Все так


  1. progchip666
    10.04.2015 00:51
    +1

    Хороший перевод, да и статья интересная.


    1. Iceg Автор
      10.04.2015 01:05

      Спасибо :)
      Действительно рад, что перевод понравился! ^_^


  1. Terras
    10.04.2015 01:49

    Годная статья.


  1. argent00m
    10.04.2015 09:24

    Iceg, ты владеешь английским? Если да, то в твоих силах откорректировать данный текст, чтобы было читабельнее!


    1. Iceg Автор
      10.04.2015 13:34

      Интересный вопрос :)

      Что именно ты считаешь нечитабельным? Вполне допускаю, что у меня глаз уже сильно замылился, и я где-то мог накосячить. Парадокс — чтобы найти такие места, нужно перечитать текст, а это приводит к ещё большему замыливанию.


      1. argent00m
        10.04.2015 14:02

        Ты здорово перевел с английского такой массивный текст. Кстати, у меня у самого было аналогичное желание, однако моего знания не хватило бы на весь текст.

        50. То, над чем ты ржал на хакатоне, может ещё переживёт всё, что пытаешься сделать ты.

        Мне кажется, по-русски это предложение немного режет слух. Как минимум, из-за пунктуации.
        Здесь реально рассмотреть 2 подхода к коррекции: новый перевод или уточнение твоего. Попробую 2-й вариант.

        • 50. То, над чем ты ржал на хакатоне, может быть, ещё переживёт всё, что пытаешься сделать ты.

        Или
        • 50. То, над чем ты ржал на хакатоне, может ещё пережить всё то, что пытаешься сделать ты.


        Это навскидку. И кстати — я не «не считаю это нечитабельным», а думаю, что можно улучшить перевод.


        1. Iceg Автор
          10.04.2015 14:43

          А, ну там запятую пропустил. Добавил. В остальном, вполне нормальная для русского разговорного (неформального) стиля конструкция:
          «Может, съездим в Сочи, а не на Бали?»
          «Может, я завтра стану космонавтом!»
          «Может, эта бесполезная фигня ещё переживёт всё, что пытаешься сделать ты».

          В принципе, у автора очень крутая игра оттенками и тоже довольно запутанный слог, давай этот момент оставим как есть? Мне кажется, конструкции «может быть», «возможно», «можеть пережить» чуть-чуть, но всё таки менее разговорные, более формальные.


          1. argent00m
            10.04.2015 14:47

            Хорошо, оставим как есть — перевод дело творческое)


  1. Gromo
    10.04.2015 10:18

    28. Реклама — вот что прикончит любую бизнес-модель.
    29. «Мы монетизируем данные» — вот это теперь реклама.

    Перевод корректный, но я, например, по смыслу понимаю это так:

    28. «Будем зарабатывать на рекламе» — это тупиковая бизнес-модель
    29. «Мы будем зарабатывать на данных» — то же самое, что и «Будем зарабатывать на рекламе»

    Оба пункта относятся к стартапам, не имеющим чёткого представления о возможных путях получения прибыли в будущем.


    1. Iceg Автор
      10.04.2015 12:44

      Подумаю как скорректировать, спасибо за замечание.

      Но с вашим переводом 29 не согласен. Если продолжить логическую цепочку, то получится так:

      29. «Мы будем зарабатывать на данных» — то же самое, что и «Будем зарабатывать на рекламе», а значит тоже тупиковая бизнес-модель.

      Хотя автор имеет ввиду, что если раньше зарабатывали на рекламе, то теперь это не работает, а на смену рекламе приходит монетизация собранных данных.


      1. Gromo
        10.04.2015 13:57

        29. «Мы будем зарабатывать на данных» — то же самое, что и «Будем зарабатывать на рекламе», а значит тоже тупиковая бизнес-модель.

        Для меня — именно так. Я не спорю о переводе — перевод статьи корректный. А вот смысл каждый может понимать по разному, что именно автор имел в виду — известно только автору оригинального поста. Например, для меня выражение зарабатывать на данных (монетизировать данные) — это такое же абстрактное будем зарабатывать на рекламе или мы придумаем как заработать на этом, но позже, на что надеется «стартап» без чёткого какого-либо бизнес-плана действий и сроках окупаемости/принесения доходов.


        1. Iceg Автор
          10.04.2015 14:57

          Аааа, я вас недопонял сначала. И перевод уже подправил) Вообще, там есть пункты, которые реально воспринимаются как подслшуанное из чужого диалога, когда контекст неизвестен. Как и сказано, автор пишет сам себе — вполне вероятно, что в знакомые всем слова он вкладывает вообще понятный только себе самому смысл. Подозреваю, что это просто завуалированный список напопинаний о факапах, чтобы не наступать на грабли. И чтоб не писать: «Ты вот dd.mm.yyyy зря подписал NDA с компанией Horns&Hooves Ltd., потому что из-за этого ты потом не смог ...» — он пишет так:

          3. Никогда не подписывай NDA, пока не услышишь о чём вообще речь.

          Так и с монетизацией.

          Частенько в разговорах слышу утверждения, что у гугла и прочих фейсбуков основные доходы далеко не от рекламы. В этот ряд можно поставить ещё Apple, VK, Twitter, Instagram и так далее, вплоть до отечественных опсосов и интернет-провайдеров. Только в новостях об этом как-то не пишут, только в разоблачительных статьях в духе «ваша приватность не приватна, вы — товар». Такая ситуация вполне подтверждает эти два пункта.


          1. Gromo
            10.04.2015 15:52

            Действительно, соглашусь с тем, что текущий перевод пункта 29 точнее выражает смысл, чем то, как я его понял при чтении. Сейчас надеяться на прибыль от «торговать данными» можно так же, как раньше надеялись (да и до сих пор надеятся) на прибыль от рекламы при достаточно большой аудитории.

            Но и от того, и от другого «дурно попахивает» (сказывается моё негативное отношение к переизбытку рекламы на некоторых ресурсах). Я восхищаюсь Google-ом в плане ненавязчивой рекламы — когда нужна, реклама под боком, а когда не нужна — она даже и незаметна. Но когда реклама ненавязчива (а значит её немного) — прибыль от рекламы не сможет покрыть всех расходов, а значит нужно искать другие источники монетизации как основные, оставив рекламу как дополнительный источник дохода. Про торговлю социальными данными пользователей можно вообще не говорить — это противно и противозаконно, а безличные статистические данные нужно ещё суметь продать.

            Вообще я не настаивал на своём переводе (да и вообще мои варианты сложно назвать переводом), а просто предложил одно из возможных пониманий данных пунктов (чтобы остались в комментариях).


    1. 7C3
      11.04.2015 19:36

      28. Реклама как способ монетизации — вот что прикончит любую бизнес-модель.
      ОК, надо сказать Гуглу, что GMail, Google и другие их сервисы, монетизируемые рекламой — это бесперспективно.
      И миллиарды капитализации ихние обман, нолики дорисовали.

      Есть здравые мысли в публикации, но и перлов тоже хватает или это из-за перевода с английского так воспринимается.


      1. Iceg Автор
        11.04.2015 22:50

        А вы считаете гугл стартапом?


      1. Gromo
        13.04.2015 08:33

        С одной стороные всегда есть исключения, с другой стороны гугл — это изначально поисковая система рассчитанная на миллионы просмотров, а анализ поисковых запросов позволяет выводить именно ту рекламу, которая может понадобиться пользователю (а значит больший % успеха). Реклама женских прокладок на сайте автомобилей != рекламе тех же прокладок на сайте о женской гигиене.

        Суть данного высказывания в том, что ошибочно полагаться на доход от будущей рекламы на этапе становления проекта. Если публика «не попрёт», то доход от рекламы не удержит стартап на плаву. Уверен, что можно назвать ещё с десяток известных стартапов, получающие прибыль от рекламы, но на каждый такой стартап приходится по сотне прогоревших, которые так и не смогли получить нужную сумму надеясь только на рекламу.

        И опять же — это только моё мнение.


  1. john_samilin
    10.04.2015 10:30

    14 пункт просто прекрасен


    1. r00tGER
      13.04.2015 12:52
      +1

      15. Хороший разработчик может освоить нужный язык или платформу за пару недель.

      Куда не плюнь, одни «хорошие» разработчики, с кучей скилов в резюме.

      Где-бы найти «плохого», с прокачанной годами одной технологией…


  1. cyberdream
    10.04.2015 11:02
    +1

    По поводу 13 пункта говориться в книге «Как сдвинуть гору Фудзи».
    Спасибо за статью.


  1. TatianaMikhalchuk
    10.04.2015 16:31
    +1

    Отличная статья.
    Лаконично и по сути!

    Спасибо за перевод.


  1. grimalschi
    10.04.2015 21:43

    Заначка с доменами и правда есть, все жду, когда пригодится.


  1. 7C3
    11.04.2015 19:31

    18. Трудно создать продукт, если не набил шишек на проблеме, которую он решает.
    Золотые слова!

    Частое явление, когда создают никому не нужную фигню, вроде Твиттера для котиков или музыкальной открытки, играющей 4 часа. Ресурсы вложены, а оказывается, что никому это изобретение сильно и не нужно.
    Другое дело, когда решаешь задачу, стоящую перед собой, улучшаешь мир, в первую очередь, для самого себя, делая из этого стартап. Ведь кому-то тоже может пригодиться это полезное устройство или услуга. Такие проекты чаще становятся успешными, чем придуманные лишь бы что-нибудь запустить как стартап.


    1. Archon
      13.04.2015 11:58

      Зачастую подобную фигню создают для побочного пиара. Смотрите, вот мы какой твиттер для котиков зафигачили, а ещё мы сайты на заказ делаем.


  1. argent00m
    13.04.2015 14:36

    Что я рассказал бы себе о стартапах, если бы мог вернуться на 5 лет назад?


    1. Проживи эти 5 лет и пройди через все сам — только так мои советы будут максимально полезными
    Конец.


  1. mgremlin
    15.04.2015 10:55

    Интересно, спасибо.


  1. roskov
    16.04.2015 10:34

    >> 9. У всех есть заначка с доменами, которыми они так никогда и не пользовались.

    Правда :-)