IP-Телефонией в настоящее время пользуются практически все компании, как коммерческие, так и бюджетные. И некоторые организации стараются организовать АТС на своих серверах. Они просто покупают номера и линии из номерной емкости провайдеров IP-телефонии, а виртуальную АТС поднимают уже на своем сервере посредством консольного Asterisk или с интерфейсом, например, FreePBX (самый распространенный), либо покупают “железную атс”, например, Panasonic TDE.



Но, в любом случае, я очень часто сталкиваюсь с проблемой, что системные администраторы постоянно обращаются к службе технической поддержки провайдера IP-телефонии, у которого купили номера, с просьбой помочь настроить их Asterisk, FreePBX или АТС Panasonic, так как, кроме интернета, больше им обратиться за помощью не к кому. Как правило, провайдер тут им особо не поможет. И это не потому, что не хочет или не знает как, а потому что оборудование клиента не в их зоне ответственности и тем более потеря дополнительного дохода для компании из-за отказа от их ВАТС.


Как же тогда быть, если нет времени и возможности разбираться в сложных системах? А руководство компании не хочет покупать виртуальную атс у провайдера.
Я решил изучить этот вопрос с целью облегчить жизнь многим админам и организациям.


Оказывается на российском рынке существует достаточно достойная разработка, которая является аналогом той же АТС Panasonic или FreePBX.
Но об этом чуть позже.


Предположим, системному администратору поступила задача от организации — в кратчайшие сроки, как это обычно бывает, организовать IP-Телефонию с собственной виртуальной атс, журнала статистики звонков и с возможностью работы сотрудников удаленно.


Конечно, админ сразу начинает изучать данную тему, искать варианты в интернете, спрашивать у знакомых коллег. И, в итоге, перед ним встает 3 варианта: развернуть “голый” Asterisk, FreePBX или купить “железную” АТС Panasonic.


Каждый вариант рабочий и имеет место быть. Но также и есть довольно весомые нюансы.


  1. Необходимо потратить большое количество времени на изучение и эксперименты
  2. также много времени займет настройка маршрутизации и sip подключений с внешним провайдером
  3. Необходима оболочка для ВАТС с возможностью ведения статистики звонков

Если первые два пункта еще решаемы собственными силами, то по третьему уже необходимо привлекать программистов, либо докупать и “прикручивать” дополнительные модули.


Помимо 3-х вариантов АТС, описанных выше, есть еще один, о котором пока не многие знают, но, я считаю, он достоин большего внимания.
Это ИКС (Интернет Контроль Сервер). Интернет-шлюз от российских разработчиков, который выполняет функции контроля интернет трафика сотрудниками организации, а также имеет дополнительные модули как почтовый сервер и сервер IP-Телефонии.


Меня заинтересовал модуль IP-Телефонии и я решил узнать подробнее, заодно и рассказать всем остальным.
Лично моё мнение, данный модуль идеально подойдет для:


  • системных администраторов, которые обслуживают на удаленке несколько компаний
  • для бюджетных учреждений
  • для эникейщиков, не имеющих опыта в IP-Телефонии

Из чего я вывел данные суждения?
Телефония на ИКС имеет оболочку для настроек, с которой довольно легко разобраться и настроить с нуля. Ее можно обслуживать удаленно. Также есть возможность записи звонков и подробная статистика с фильтрами по журналу. Основным моментом является, то что есть собственная техническая поддержка, куда можно в любой момент обратиться в случае проблем и затруднений. То есть вы не останетесь один на один с системой с надеждой, что, в случае чего, поможет провайдер IP-Телефонии.


ИКС можно скачать и установить себе на железо, и “пощупать”, поэкспериментировать лично самому в течение месяца бесплатно.
Скачать систему можно на сайте продукта. И настроить по видео урокам.


IP-Телефония основана на базе Asterisk с веб оболочкой.
Покупаем номер у провайдера IP-Телефонии, и, в соответствии с выданными sip учетными данными, настраиваем транк.



Порадовало, что есть возможность задать опции Insecure и From User.


При самостоятельной настройке АТС также часто возникают проблемы преодоления NATa, когда конечные устройства находятся за серыми ip-адресами. В итоге, либо не ходит голос, либо нет sip регистрации.
В ИКС я нашел включение настройки работы NATa.
Нужно указать подсеть, где находятся voip устройства.



Для маршрутизации звонков настраиваются правила, где можно задавать условия.



Также есть возможность настраивать Очередь звонков.
Если операторы заняты, то звонящий будет висеть в ожидании, слушая музыку.
Плюс можно выбрать необходимую стратегию дозвона на операторов, одновременно, либо по очереди.



Для подключения сотрудников к телефонии, создаем абонентов с внутренними номерами и sip учетными данными. И прописываем на voip устройствах.
Можно использовать как софтфоны, так и voip устройства.



После всей настройки, можно анализировать журнал звонков, используя фильтры и прослушивать записи.



Очень порадовало, что есть возможность снятия дампа.
Так как данный инструмент очень важен для анализа трафика в случае возникновения проблем.



Есть также и возможность настройки портов и сертификатов шифрования.



Как выяснилось, настроить телефонию в ИКС можно всего за 5 шагов. Интерфейс достаточно интуитивно понятный, справится даже неопытный в телефонии админ.


Для корректной и безопасной работы телефонии, удаленному сотруднику необходимо сначала подключиться к серверу по VPN. На ИКС можно настроить, как просто VPN соединение, так и OpenVPN. В принципе, каждый справится, в интернете об этом очень много информации, плюс есть инструкция.


После подключения по VPN к серверу сотрудники могут спокойно подключаться удаленно из дома, например, с софтфонов.


Лицензия на ИКС бессрочная, плюс есть своя техническая поддержка. По-моему, отличная альтернатива “голому астериску” или FreePBX.
Единственный минус, что пока нельзя покупать модули отдельно.
Но скорей всего, не для всех это окажется минусом, так как сейчас все больше организаций уделяют большое внимание безопасности сети и стремятся контролировать выход в различные ресурсы своих сотрудников.