image

Инженеры из Калифорнийского университета в Беркли приступили к испытаниям проекта Lightcense (от игры: слов light – свет и license – лицензия). Их предложение заключается в оборудовании всех беспилотников системой световой индикации, которая позволит определять хозяина дрона по уникальной последовательности мигающих светодиодов.

Хотя авиамоделизмом люди занимаются почти так же долго, как авиацией, всенародную популярность летающие модели завоевали в последние лет десять благодаря появлению многочисленных разновидностей мультикоптеров. И естественно, чем больше людей увлекаются этим хобби, тем больше с ними случается происшествий.

Жители Великобритании жалуются в полицию на участившиеся случаи использования мультикоптеров ворами-домушниками, которые высматривают себе очередную жертву. В Кентукки мужчина выстрелом из ружья сбил дрон, залетевший к нему во двор, после жалобы его дочери на то, что аппарат докучал ей.

Проблема в том, что мультикоптеры стали вполне доступны для широкого круга желающих, они могут улетать от пилота на несколько километров (особенно программируемые модели со встроенным датчиком GPS), а законодательство отстаёт от технического прогресса.

Авторы проекта Lightcense предлагают снабжать мультикоптеры светодиодной подсветкой, которая будет расположена снизу аппарата – так, чтобы её было видно с земли. Коптеры в любом случае снабжаются светодиодными сигналами с целью облегчения их поиска в небе и на земле. Набор светодиодов может мигать, и в этом мигании можно закодировать уникальную последовательность, привязанную к хозяину аппарата.

image

Для идентификации коптера по миганию светодиодов разработчики предлагают использовать мобильное приложение, работающее с камерой смартфона. Такая индикация, на манер номерного знака автомобиля, позволит определить владельца коптера. А если коптер не имеет опознавательных знаков, то к нему сразу же возникнет подозрение.

Идентификация таких БПЛА в связи с их распространением – явление неизбежное, так же как вскоре после начала автомобилизации планеты появились и первые автомобильные номерные знаки. Световая индикация лучше, например, радиометки, поскольку она позволяет избежать путаницы в случае, если несколько дронов появятся в одном месте одновременно.

Кроме того, люди, которым докучают дроны, автоматически звонят в полицию, а не, например, в авиационный надзор, поэтому полицейским необходимо иметь средства для быстрого распознавания принадлежности устройства. Приложение для смартфона — вполне удобный и распространённый вариант. Да и энергопотребление у светодиодов не будет ощутимо сказываться на времени жизни батарей.

Создатели уже проверили свою идею на коптере от 3D Robotics. Закреплённые светодиоды невооружённым глазом различались на расстоянии до 100 м, а с помощью мобильного приложения и смартфона с дополнительной дешёвой увеличивающей линзой – на расстоянии до 150 м.

Сейчас инженеры работают над прототипом специальной камеры, предназначенной для служб охраны правопорядка, которая сможет распознавать Lightcense с больших расстояний. Кроме этого, они разрабатывают стандартизированный вариант идентификационного знака для коптеров, который будет представлять собою коробочку, содержащую, кроме светодиодов, маячок, облегчающий поиски дрона, и элемент питания. Разработчики надеются, что такую идею подхватят фирмы, изготавливающие мультикоптеры, и в скором времени большинство готовых моделей будут снабжены подобными идентификаторами.

Комментарии (8)


  1. AlexeyStn
    20.08.2015 20:45
    +3

    Разумная идея на первый взгляд. Но последовательность световых импульсов подделать очень легко. Достаточно заснять чужой коптер с Lightcense и запустить ту же последовательность на своих светодиодах. А если сигнал предполагается считывать смартфонами, то частота вспышек точно не будет больше 30 кадров в секунду.


    1. LexB
      21.08.2015 09:51

      Как и с автомобильными номерами, которые подделать так-же можно. Впрочем большинство не занимаются подделкой.
      Теоретически можно сделать так чтобы последовательность зависела от времени, полученного от радиостанций или GPS.
      Злоумышленнику всегда остается возможность отключить светодиодную подсветку на своем коптере, или снять номер со своего авто.


  1. spc
    21.08.2015 09:20
    +5

    В Москве на припаркованных квадрокоптерах светодиоды будут прикрывать бумажками.


  1. zv347
    21.08.2015 11:10
    +1

    При ярком солнце разве будет что-то видно?
    Почему нельзя просто четко написать несколько буквенно-цифровых символов?


    1. Nepherhotep
      21.08.2015 12:29
      +1

      На ярком солнце цифры, с учетом размера, тоже будут плохо различимы. Явно не 100 метров. Для сравнения номера машин читаются на расстоянии ~50 метров.


      1. WildHorn
        21.08.2015 12:40
        +1

        Не подсказывайте им. А то обяжут на каждый квадрокоптер чугуниевый номерной знак вешать. Спереди и сзади.


  1. d1gga
    21.08.2015 13:31
    +1

    к телеуправляемым устройствам нельзя применять те же патерны идентификации как к автомобилям. Не известно кто в данный момент управляет устройством, и даже если полиция считает идентификационную последовательность, ей нечего предъявить владельцу — нет никаких доказательств что это он управлял устройством в данный момент. Не пойман не вор как говорится.
    Тут нужно придумывать что-то совершенно иное, возможно цепочку средств идентификации оператора-устройства, работающих в тандеме.
    Да и в конце концов, коптер собрать не сложно — все комплектующие покупаются в любом онлайн магазине. Как кого-то можно обязать себя идентифицировать, и как ловить владельца?
    Проще ставить
    Широкое распространение телеуправляемых летательных средств это очень большая проблема, с которой нам еще только предстоит столкнуться в ближайшем будущем.


  1. father_gorry
    21.08.2015 17:37
    +1

    Опять велосипед. Есть же стандарт БАНО — бортовые аэронавигационные огни, и там прописана масса типов освещения почти на все случаи жизни. Есть несколько типов, идеально подходящих для мультикоптера. Я сам периодически с ними летаю — и всё прекрасно. Легко понять, где у аппарата перед, где зад, легко контролировать.