В Тинькофф есть собственные образовательные проекты, один из которых — Тинькофф Финтех. У нас учатся аналитике, разработке и тестированию молодые специалисты из разных городов России, где есть Тинькофф Центры разработки.
С конца марта Тинькофф Образование из-за коронавируса перешло полностью на дистанционное обучение. До этого все курсы шли офлайн, в офисе Тинькофф, по три месяца, и переход произошел в самый разгар обучения. Мы спросили преподавателей и студентов, как они это пережили.
«Я всегда читал лекции перед живыми людьми, а тут был черный экран»
Самое главное, чего не хватало в онлайне как преподавателю, — обратная связь. Я привык читать лекции перед живыми людьми, а тут передо мной был черный экран. Да и еще ребята стеснялись включить микрофон, камеры включать мы их не просили. То есть полтора-два часа я разговаривал как бы сам с собой, с паузами для ответов на редкие вопросы.
Во время офлайн-лекции можно непринужденно пошутить, сделать паузу или остановиться на текущей теме более подробно, если видишь озадаченные лица. В онлайне лекции проходят иначе, тяжело чувствовать настроение аудитории. Чтобы не сойти с ума, я представлял перед собой аудиторию, потом уже получалось и пошутить, и самому посмеяться в ответ. В общем, к этому я быстро привык. Но, возможно, если воспринимать это больше как вебинар, а не как попытку перенести живые выступления в офлайн, то проблем не будет. Многим коллегам такой формат понравился больше.
Плюс к онлайн-лекции не нужно так тщательно готовиться, как к обычной. Всегда можно подсмотреть: слайды и тезисы к ним перед глазами.
«Я писал копию „Инстаграма“»
Я учусь на втором курсе Уральского федерального университета по направлению «программная инженерия». В Тинькофф Финтех пошел, чтобы углубить знания по разработке, ездил после пар раз в неделю.
На середине курса из-за самоизоляции мы перешли в «Зум», слушали лекции онлайн, но расписание осталось прежним. Лично я не заметил большой разницы в подаче материала, качество обучения не снизилось.
Домашки и до карантина мы делали самостоятельно, пересылали преподавателям и получали отзывы. У меня уходило много времени на них: каждый день на выполнение домашнего задания тратил около шести часов. Например, было домашнее задание — написать асинхронный чат, или написать сервис оценки фильмов типа «Кинопоиска», или сервис по обработке картинок. Потом каждый писал курсовой проект: я делал копию «Инстаграма», окончил курс на первом месте по баллам.
Лично мне больше нравилось слушать лекции вживую, в офисе: преподаватель шутил, мы могли ответить, все как-то непринужденно и живо. А в «Зуме», даже когда преподаватель пытался шутить, в ответ была просто тишина.
У нас был выпускной, если это можно так назвать, тоже в «Зуме». Преподаватели похвалили, рассказали о других курсах и попрощались, нам выслали электронные сертификаты. Обещали, что пришлют и реальные сертификаты с подарками. Пока ждем. (От Тинькофф Образования: Подарки и сертификаты мы отправим сразу же, как изменится ситуация с коронавирусом).
«Во время лекций приходилось спрашивать ребят: „Вы там живы?“»
Еще до карантина мы думали о том, чтобы снимать лекции на видео и потом выкладывать их для участников курса. Пришла самоизоляция, мы стали вести лекции в «Зуме», а там записать видео лекции проще.
Мне было тяжело переходить полностью на онлайн, мой материал подготовлен для офлайн-лекций: например, во время практических занятий рисовала на флипчарте для демонстрации примеров к теме. Но и в онлайне я решила эту проблему: нашла редактор, шерила экран и визуализировала материал так.
Во время лекций приходилось спрашивать ребят: «Вы там живы?» Потому что в начале мы просили их включить камеру и микрофон, но студенты на это не реагировали и с непривычки не были готовы активно общаться онлайн.
Мы, как сотрудники Тинькофф, уже привыкли к работе в составе удаленной команды, для нас постоянные созвоны ? это норма. А для тех, кто еще не привык к ежедневным видеоконференциям, это странно и страшно. Но мы же не могли заставить людей без их желания показать себя. В общем, на самых первых онлайн-занятиях передо мной были сплошь черные экраны, потом со временем кто-то стал включать камеру.
Я начала больше времени тратить на общение со студентами онлайн в общей телеграм-группе и в личке, отвечать на вопросы по лекциям и домашкам. Раньше их можно было быстро решить после офлайн-лекции.
А вот что мне очень понравилось в онлайн-лекциях: преподаватель может демонстрировать сразу живой процесс кодирования, может показывать сам процесс работы — наши инструменты, поиск ошибок прямо в браузере, создание документации и многое другое.
К сожалению, онлайн-формат не всегда дает представление об участнике как о человеке: насколько он деятельный, какой у него характер. Но мы, как преподаватели Финтеха, должны дать свои отзывы о лучших участниках для HR-отдела. И тут, конечно, качество наших отзывов пострадало. Ведь без личного взаимодействия мы не могли сказать, подходит ли этот человек команде «по духу» или нет.
«На одной из первых лекций преподаватель предложил протестировать стул»
Я работаю, и учебу в Финтехе совмещал с полноценным рабочим днем. Чтобы приехать вовремя на лекцию, приходил на работу пораньше, а вечером пораньше уходил. В онлайн-формате я не тратил время на то, чтобы добраться до офиса.
У нас было около шести занятий до перехода в онлайн. Помню, на одной из первых лекций преподаватель предложил в качестве примера протестировать стул, чтобы рассмотреть общие принципы тестирования, а также наглядно показать различия в видах тестирования. На другом занятии была игра, где мы изучали распределение задач в команде. После каждой лекции всегда можно было подойти к преподавателю, задать вопросы по теме или по домашке. В онлайне такое невозможно: все общение перешло в чат курса и в лички с преподавателями. Не хватало живого общения.
До Тинькофф Финтеха я проходил различные обучающие курсы как онлайн, так и офлайн, в других компаниях. В большинстве случаев преподаватели на этих курсах крайне редко отвечали на вопросы студентов. Здесь же я всегда получал фидбэк, даже когда вся учеба ушла в онлайн, в любое время дня и ночи. И, что самое важное, преподаватели были рады помочь. И все это бесплатно.
Мне понравилось, что для курса преподаватели изначально создали веб-приложение с дефектами и на нем мы тренировались искать ошибки, описывать, создавать тестовую документацию, немного автоматизировали процесс тестирования. Вообще на курсе есть две важные части: то, как писать тестовую документацию, и сама техническая часть тестирования. В рамках лекций и домашек мы писали тестовую документацию, на практике использовали PostgreSQL, Postman и другие технологии для тестирования веб-приложения. На мой взгляд, лекции с теоретическим материалом все же лучше проводить вживую: так легче задавать вопросы и рассматривать примеры. Но практику очень удобно проходить в онлайн-режиме.
«В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется»
Мне, как преподавателю, перестало хватать обратной связи от студентов.
Я — аналитик, и по роду деятельности у меня много контактов. Мне привычно, когда все друг с другом общаются, активно слушают.
В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется. А когда ты общаешься со студентами удаленно, складывается ощущение, что ты разговариваешь с пустотой: студенты не включают камер, не спрашивают. Если стесняются, можно же написать в чат. Но большинство этим не пользовалось. Не знаешь, то ли им все понятно, то ли они спят.
Для удаленки пришлось немного переработать программу. В офлайне мы хотели смоделировать для участников ситуации общения с заказчиков. Но в удаленном формате все прошло не так, как хотелось: у нас было две команды студентов. Теоретически они должны были самоорганизоваться и взаимодействовать между собой. В офлайне ты всегда можешь направить работу команд. А в онлайне получилось не так, как хотелось изначально.
Конечно, мне больше нравятся офлайн-лекции. Но у онлайна есть свои преимущества: презентации проходят более эффективно за счет инструментов, которые предоставляют стриминговые сервисы: я шерил экран, рисовал прямо на слайде, чтобы лучше подать материал. Плюс это удобно студентам, особенно работающим: не нужно отпрашиваться с работы, чтобы успеть на лекцию.
«На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале»
Мне нравился формат реальных лекций, нравилась наша группа, преподаватели, живое взаимодействие. Это привычно.
Офис Тинькофф в центре, я живу недалеко и тратил на дорогу до офиса 15 минут на машине. Да, когда мы перешли в онлайн, не нужно было тратить время на дорогу. Но для Рязани время в дороге не является таким критичным, как, например, в Москве. Хотя кто-то иногда после работы или учебы опаздывал, иногда мы ждали минут 15—20 начала лекции. В онлайн-формате все начинали вовремя.
На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале. Обычно мы слушали преподавателя, а вопросов почти никто не задавал: было ощущение, что или люди стесняются, или просто слушают лекцию фоном, а сами занимаются своими делами.
По рейтингу я закончил вторым на курсе. На домашние задания тратил немного времени — час-полтора, так как я уже знаком со сферой бизнес-анализа.
Онлайн очень хорош для тех, кто просто пришел за новыми знаниями: учиться можно и дистанционно, а лекторы давали достаточно информации как офлайн, так и онлайн. Но если ты приходишь в Финтех с дальнейшей целью трудоустроиться, то тут лучше все же формат офлайн-занятий: ты видишь реальных сотрудников, видишь атмосферу в самой компании, понимаешь, подходит ли она тебе и подходишь ли ты этому месту.
«В онлайне не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде»
В прошлом году я ходил на курсы по ораторскому мастерству, и все навыки, которые я там получил, направлены на контакт с людьми вживую. Как преподаватель мог легко завладеть вниманием аудитории в офлайне. Например, представьте, что перед вами сидят 25 человек квадратом 5 ? 5. И в самом дальнем углу человек вместо того, чтобы слушать материал, играет в телефон. Тебе не нужно его окликать или как-то обращаться к нему: просто ты обходишь зал, встаешь у него за спиной и продолжаешь рассказывать материал. Человек тут же включается, а ты ведешь лекцию дальше.
Формат реальной лекции позволяет использовать много таких фишек: работать интонацией, паузами. Ты можешь ручку уронить, в конце концов, или постучать, чтобы сохранить внимание аудитории.
В «Зуме» такого не проделаешь: все ребята замьючены. Они могли по желанию включать камеру и микрофон, конечно, но никто этого не делал, все стеснялись и не задавали вопросов.
Хотя тут есть и плюс для преподавателя: не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде. В офлайне ты должен быть готов на 100%, чтобы не забыть материал.
Важный момент: когда ты приходишь на лекцию в офис или другое специальное место, ты сконцентрирован, твое внимание активно. Когда ты слушаешь онлайн-лекцию, ты можешь это делать в нижнем белье, тебя могут отвлекать дети, кошки. Так что, думаю, концентрация внимания у студентов была ниже. Хотя мне как преподавателю это было в плюс.
Если сравнивать мой опыт преподавания, безусловно, люди в офлайне проще задают вопросы. В онлайне после лекции у тебя появляется шквал вопросов в общий чат или личку, так как никто не спрашивал во время лекции. В таких случаях мы разделяли: ребята, соблюдайте дедлайны, отвечать на чаты преподаватель будет в определенное время, он не работает день-ночь.
«Слушать лекции через видеоконференции в „Зуме“ мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись»
Лично для меня переход в онлайн — это здорово. Я сама по себе человек стеснительный, мне было некомфортно находиться на лекции в окружении новых для меня людей. Плюс экономия времени на дорогу: 40 минут только в одну сторону.
Еще на обычной лекции преподаватели рассказывали материал быстро, физически невозможно было успевать за ними записывать.
Поэтому слушать лекции через видеоконференции в «Зуме» мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись. В один из дней я плохо себя чувствовала во время лекции и не могла концентрированно воспринимать материал. Поэтому я пересмотрела запись позже. Это большой плюс для меня как для студента.
«Ребята не жаловались и камеры включали»
Первоначально наш курс построен так, что значительный блок информации мы преподносим студентам в процессе общения. У нас есть непростые разделы, где нужно последовательно усложнять материал, погружать студента в решаемую проблему. Для этого я рисовал на whiteboard, задавал аудитории вопросы, максимально вовлекал в процесс.
В онлайн-формате мы были лишены такой возможности, которую, к сожалению, заменить по-нормальному так и не смогли. Мы заменили whiteboard на слайд в презентации, подробно разбирали со студентами непонятные пункты, но раскачать их в интерактивный режим так и не получилось.
А вот рубежный (проверочный) контроль был более удачным. Мы сразу ввели правила игры: обозначили время, когда студент должен подключиться к звонку с преподавателем, включенная веб-камера стала обязательным условием для прохождения контроля. На удивление, ребята не жаловались и камеры включали.
В онлайне уходит больше времени на проверку знаний одного студента во время рубежного контроля — в целом часа на два больше на весь поток. Но сама проверка стала более качественная: сразу видно, насколько студент ориентируется в коде — он кодирует при тебе лично онлайн — и как он решает задачи по пройденному материалу вживую. Ты видишь весь процесс: как он думает, что он пишет.
В целом отмечу со своей стороны, что мне больше всего не хватало общения со студентами на лекциях, я бы не стал их заменять на онлайн-формат. Что касается проверочных чек-поинтов, то здесь в принципе онлайн-формат оказался более успешным, если оценивать с точки зрения качества проверки.
«Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи»
Лично мне переход в онлайн сэкономил время в дороге от университета до офиса и от офиса до дома. Это где-то четыре часа.
Мы достаточно рано перешли на онлайн-формат, не успели подружиться с одногруппниками. Но в чате плотно общались. Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи. Ни разу не было, чтобы я не получила обратную связь от преподавателя.
Один из главных минусов перехода в онлайн — это все же меньшая концентрация внимания на лекции. Дома легче отвлечься, пойти перекусить.
Но в целом переход в онлайн никак не повлиял на качество знаний, которые ты получаешь на курсе. Я учусь на третьем курсе МАИ, на факультете «Информационные технологии и прикладная информатика», и целенаправленно шла на Golang как на один из перспективных языков.
И преподаватели, и студенты сошлись в одном: учиться в онлайне можно, но лучше встречаться вживую.
Плюсы онлайн-обучения:
Минусы онлайн-обучения:
С конца марта Тинькофф Образование из-за коронавируса перешло полностью на дистанционное обучение. До этого все курсы шли офлайн, в офисе Тинькофф, по три месяца, и переход произошел в самый разгар обучения. Мы спросили преподавателей и студентов, как они это пережили.
Евгений, преподаватель Python
«Я всегда читал лекции перед живыми людьми, а тут был черный экран»
Самое главное, чего не хватало в онлайне как преподавателю, — обратная связь. Я привык читать лекции перед живыми людьми, а тут передо мной был черный экран. Да и еще ребята стеснялись включить микрофон, камеры включать мы их не просили. То есть полтора-два часа я разговаривал как бы сам с собой, с паузами для ответов на редкие вопросы.
Во время офлайн-лекции можно непринужденно пошутить, сделать паузу или остановиться на текущей теме более подробно, если видишь озадаченные лица. В онлайне лекции проходят иначе, тяжело чувствовать настроение аудитории. Чтобы не сойти с ума, я представлял перед собой аудиторию, потом уже получалось и пошутить, и самому посмеяться в ответ. В общем, к этому я быстро привык. Но, возможно, если воспринимать это больше как вебинар, а не как попытку перенести живые выступления в офлайн, то проблем не будет. Многим коллегам такой формат понравился больше.
Плюс к онлайн-лекции не нужно так тщательно готовиться, как к обычной. Всегда можно подсмотреть: слайды и тезисы к ним перед глазами.
Евгений Булыгин, студент курса «Бэкэнд-разработка на Python» (Екатеринбург)
«Я писал копию „Инстаграма“»
Я учусь на втором курсе Уральского федерального университета по направлению «программная инженерия». В Тинькофф Финтех пошел, чтобы углубить знания по разработке, ездил после пар раз в неделю.
На середине курса из-за самоизоляции мы перешли в «Зум», слушали лекции онлайн, но расписание осталось прежним. Лично я не заметил большой разницы в подаче материала, качество обучения не снизилось.
Домашки и до карантина мы делали самостоятельно, пересылали преподавателям и получали отзывы. У меня уходило много времени на них: каждый день на выполнение домашнего задания тратил около шести часов. Например, было домашнее задание — написать асинхронный чат, или написать сервис оценки фильмов типа «Кинопоиска», или сервис по обработке картинок. Потом каждый писал курсовой проект: я делал копию «Инстаграма», окончил курс на первом месте по баллам.
Лично мне больше нравилось слушать лекции вживую, в офисе: преподаватель шутил, мы могли ответить, все как-то непринужденно и живо. А в «Зуме», даже когда преподаватель пытался шутить, в ответ была просто тишина.
У нас был выпускной, если это можно так назвать, тоже в «Зуме». Преподаватели похвалили, рассказали о других курсах и попрощались, нам выслали электронные сертификаты. Обещали, что пришлют и реальные сертификаты с подарками. Пока ждем. (От Тинькофф Образования: Подарки и сертификаты мы отправим сразу же, как изменится ситуация с коронавирусом).
Маша, преподаватель курса QA Engineer
«Во время лекций приходилось спрашивать ребят: „Вы там живы?“»
Еще до карантина мы думали о том, чтобы снимать лекции на видео и потом выкладывать их для участников курса. Пришла самоизоляция, мы стали вести лекции в «Зуме», а там записать видео лекции проще.
Мне было тяжело переходить полностью на онлайн, мой материал подготовлен для офлайн-лекций: например, во время практических занятий рисовала на флипчарте для демонстрации примеров к теме. Но и в онлайне я решила эту проблему: нашла редактор, шерила экран и визуализировала материал так.
Во время лекций приходилось спрашивать ребят: «Вы там живы?» Потому что в начале мы просили их включить камеру и микрофон, но студенты на это не реагировали и с непривычки не были готовы активно общаться онлайн.
Мы, как сотрудники Тинькофф, уже привыкли к работе в составе удаленной команды, для нас постоянные созвоны ? это норма. А для тех, кто еще не привык к ежедневным видеоконференциям, это странно и страшно. Но мы же не могли заставить людей без их желания показать себя. В общем, на самых первых онлайн-занятиях передо мной были сплошь черные экраны, потом со временем кто-то стал включать камеру.
Я начала больше времени тратить на общение со студентами онлайн в общей телеграм-группе и в личке, отвечать на вопросы по лекциям и домашкам. Раньше их можно было быстро решить после офлайн-лекции.
А вот что мне очень понравилось в онлайн-лекциях: преподаватель может демонстрировать сразу живой процесс кодирования, может показывать сам процесс работы — наши инструменты, поиск ошибок прямо в браузере, создание документации и многое другое.
К сожалению, онлайн-формат не всегда дает представление об участнике как о человеке: насколько он деятельный, какой у него характер. Но мы, как преподаватели Финтеха, должны дать свои отзывы о лучших участниках для HR-отдела. И тут, конечно, качество наших отзывов пострадало. Ведь без личного взаимодействия мы не могли сказать, подходит ли этот человек команде «по духу» или нет.
Михаил Волков, студент курса QA Engineer
«На одной из первых лекций преподаватель предложил протестировать стул»
Я работаю, и учебу в Финтехе совмещал с полноценным рабочим днем. Чтобы приехать вовремя на лекцию, приходил на работу пораньше, а вечером пораньше уходил. В онлайн-формате я не тратил время на то, чтобы добраться до офиса.
У нас было около шести занятий до перехода в онлайн. Помню, на одной из первых лекций преподаватель предложил в качестве примера протестировать стул, чтобы рассмотреть общие принципы тестирования, а также наглядно показать различия в видах тестирования. На другом занятии была игра, где мы изучали распределение задач в команде. После каждой лекции всегда можно было подойти к преподавателю, задать вопросы по теме или по домашке. В онлайне такое невозможно: все общение перешло в чат курса и в лички с преподавателями. Не хватало живого общения.
До Тинькофф Финтеха я проходил различные обучающие курсы как онлайн, так и офлайн, в других компаниях. В большинстве случаев преподаватели на этих курсах крайне редко отвечали на вопросы студентов. Здесь же я всегда получал фидбэк, даже когда вся учеба ушла в онлайн, в любое время дня и ночи. И, что самое важное, преподаватели были рады помочь. И все это бесплатно.
Мне понравилось, что для курса преподаватели изначально создали веб-приложение с дефектами и на нем мы тренировались искать ошибки, описывать, создавать тестовую документацию, немного автоматизировали процесс тестирования. Вообще на курсе есть две важные части: то, как писать тестовую документацию, и сама техническая часть тестирования. В рамках лекций и домашек мы писали тестовую документацию, на практике использовали PostgreSQL, Postman и другие технологии для тестирования веб-приложения. На мой взгляд, лекции с теоретическим материалом все же лучше проводить вживую: так легче задавать вопросы и рассматривать примеры. Но практику очень удобно проходить в онлайн-режиме.
Антон, преподаватель курса «Системный и бизнес-анализ (Рязань)»
«В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется»
Мне, как преподавателю, перестало хватать обратной связи от студентов.
Я — аналитик, и по роду деятельности у меня много контактов. Мне привычно, когда все друг с другом общаются, активно слушают.
В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется. А когда ты общаешься со студентами удаленно, складывается ощущение, что ты разговариваешь с пустотой: студенты не включают камер, не спрашивают. Если стесняются, можно же написать в чат. Но большинство этим не пользовалось. Не знаешь, то ли им все понятно, то ли они спят.
Для удаленки пришлось немного переработать программу. В офлайне мы хотели смоделировать для участников ситуации общения с заказчиков. Но в удаленном формате все прошло не так, как хотелось: у нас было две команды студентов. Теоретически они должны были самоорганизоваться и взаимодействовать между собой. В офлайне ты всегда можешь направить работу команд. А в онлайне получилось не так, как хотелось изначально.
Конечно, мне больше нравятся офлайн-лекции. Но у онлайна есть свои преимущества: презентации проходят более эффективно за счет инструментов, которые предоставляют стриминговые сервисы: я шерил экран, рисовал прямо на слайде, чтобы лучше подать материал. Плюс это удобно студентам, особенно работающим: не нужно отпрашиваться с работы, чтобы успеть на лекцию.
Артем, студент курса «Системный и бизнес-анализ (Рязань)»
«На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале»
Мне нравился формат реальных лекций, нравилась наша группа, преподаватели, живое взаимодействие. Это привычно.
Офис Тинькофф в центре, я живу недалеко и тратил на дорогу до офиса 15 минут на машине. Да, когда мы перешли в онлайн, не нужно было тратить время на дорогу. Но для Рязани время в дороге не является таким критичным, как, например, в Москве. Хотя кто-то иногда после работы или учебы опаздывал, иногда мы ждали минут 15—20 начала лекции. В онлайн-формате все начинали вовремя.
На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале. Обычно мы слушали преподавателя, а вопросов почти никто не задавал: было ощущение, что или люди стесняются, или просто слушают лекцию фоном, а сами занимаются своими делами.
По рейтингу я закончил вторым на курсе. На домашние задания тратил немного времени — час-полтора, так как я уже знаком со сферой бизнес-анализа.
Онлайн очень хорош для тех, кто просто пришел за новыми знаниями: учиться можно и дистанционно, а лекторы давали достаточно информации как офлайн, так и онлайн. Но если ты приходишь в Финтех с дальнейшей целью трудоустроиться, то тут лучше все же формат офлайн-занятий: ты видишь реальных сотрудников, видишь атмосферу в самой компании, понимаешь, подходит ли она тебе и подходишь ли ты этому месту.
Азамат, преподаватель курса QA Automation (Екатеринбург)
«В онлайне не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде»
В прошлом году я ходил на курсы по ораторскому мастерству, и все навыки, которые я там получил, направлены на контакт с людьми вживую. Как преподаватель мог легко завладеть вниманием аудитории в офлайне. Например, представьте, что перед вами сидят 25 человек квадратом 5 ? 5. И в самом дальнем углу человек вместо того, чтобы слушать материал, играет в телефон. Тебе не нужно его окликать или как-то обращаться к нему: просто ты обходишь зал, встаешь у него за спиной и продолжаешь рассказывать материал. Человек тут же включается, а ты ведешь лекцию дальше.
Формат реальной лекции позволяет использовать много таких фишек: работать интонацией, паузами. Ты можешь ручку уронить, в конце концов, или постучать, чтобы сохранить внимание аудитории.
В «Зуме» такого не проделаешь: все ребята замьючены. Они могли по желанию включать камеру и микрофон, конечно, но никто этого не делал, все стеснялись и не задавали вопросов.
Хотя тут есть и плюс для преподавателя: не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде. В офлайне ты должен быть готов на 100%, чтобы не забыть материал.
Важный момент: когда ты приходишь на лекцию в офис или другое специальное место, ты сконцентрирован, твое внимание активно. Когда ты слушаешь онлайн-лекцию, ты можешь это делать в нижнем белье, тебя могут отвлекать дети, кошки. Так что, думаю, концентрация внимания у студентов была ниже. Хотя мне как преподавателю это было в плюс.
Если сравнивать мой опыт преподавания, безусловно, люди в офлайне проще задают вопросы. В онлайне после лекции у тебя появляется шквал вопросов в общий чат или личку, так как никто не спрашивал во время лекции. В таких случаях мы разделяли: ребята, соблюдайте дедлайны, отвечать на чаты преподаватель будет в определенное время, он не работает день-ночь.
Эвелина Яметова, студентка курса QA Automation (Екатеринбург)
«Слушать лекции через видеоконференции в „Зуме“ мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись»
Лично для меня переход в онлайн — это здорово. Я сама по себе человек стеснительный, мне было некомфортно находиться на лекции в окружении новых для меня людей. Плюс экономия времени на дорогу: 40 минут только в одну сторону.
Еще на обычной лекции преподаватели рассказывали материал быстро, физически невозможно было успевать за ними записывать.
Поэтому слушать лекции через видеоконференции в «Зуме» мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись. В один из дней я плохо себя чувствовала во время лекции и не могла концентрированно воспринимать материал. Поэтому я пересмотрела запись позже. Это большой плюс для меня как для студента.
Сергей, преподаватель курса разработки на Golang
«Ребята не жаловались и камеры включали»
Первоначально наш курс построен так, что значительный блок информации мы преподносим студентам в процессе общения. У нас есть непростые разделы, где нужно последовательно усложнять материал, погружать студента в решаемую проблему. Для этого я рисовал на whiteboard, задавал аудитории вопросы, максимально вовлекал в процесс.
В онлайн-формате мы были лишены такой возможности, которую, к сожалению, заменить по-нормальному так и не смогли. Мы заменили whiteboard на слайд в презентации, подробно разбирали со студентами непонятные пункты, но раскачать их в интерактивный режим так и не получилось.
А вот рубежный (проверочный) контроль был более удачным. Мы сразу ввели правила игры: обозначили время, когда студент должен подключиться к звонку с преподавателем, включенная веб-камера стала обязательным условием для прохождения контроля. На удивление, ребята не жаловались и камеры включали.
В онлайне уходит больше времени на проверку знаний одного студента во время рубежного контроля — в целом часа на два больше на весь поток. Но сама проверка стала более качественная: сразу видно, насколько студент ориентируется в коде — он кодирует при тебе лично онлайн — и как он решает задачи по пройденному материалу вживую. Ты видишь весь процесс: как он думает, что он пишет.
В целом отмечу со своей стороны, что мне больше всего не хватало общения со студентами на лекциях, я бы не стал их заменять на онлайн-формат. Что касается проверочных чек-поинтов, то здесь в принципе онлайн-формат оказался более успешным, если оценивать с точки зрения качества проверки.
Софья Михайлова, студентка курса разработки на Golang
«Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи»
Лично мне переход в онлайн сэкономил время в дороге от университета до офиса и от офиса до дома. Это где-то четыре часа.
Мы достаточно рано перешли на онлайн-формат, не успели подружиться с одногруппниками. Но в чате плотно общались. Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи. Ни разу не было, чтобы я не получила обратную связь от преподавателя.
Один из главных минусов перехода в онлайн — это все же меньшая концентрация внимания на лекции. Дома легче отвлечься, пойти перекусить.
Но в целом переход в онлайн никак не повлиял на качество знаний, которые ты получаешь на курсе. Я учусь на третьем курсе МАИ, на факультете «Информационные технологии и прикладная информатика», и целенаправленно шла на Golang как на один из перспективных языков.
Боли и радости онлайна
И преподаватели, и студенты сошлись в одном: учиться в онлайне можно, но лучше встречаться вживую.
Плюсы онлайн-обучения:
- экономия времени на дорогу;
- комфортные условия дома;
- есть записи лекций;
- можно демонстрировать студентам сам процесс работы и инструменты.
Минусы онлайн-обучения:
- дома комфортно, но постоянно отвлекаешься;
- хуже обратная связь;
- не найти новых друзей, не видна атмосфера в коллективе компании.
gorodnev
Вопрос не совсем по теме — есть ли возможность записаться на курс «Алгоритмы и структуры данных» не школьникам? Может быть хотя бы без интерактива, в виде лекций и контестов. Все же интерактив создает большую нагрузку на преподавателей и эту часть я бы оставил для школьников :)
anonymous
gorodnev
Ситуация такая: в новом учебном году Тинькофф Поколение (и в частности курс «Алгоритмы и структуры данных») будет полностью проходить в онлайн формате. Поэтому, гипотетически, можно присоединиться. В 20-х числах августа стартуют вступительные испытания. Мы рекомендуем их написать.
Наши конспекты с самого начала находятся в открытом доступе. Их можно найти по ссылкам:
algorithmica.org/ru
wiki.algocode.ru