Попытки создания Интернет-радио за историю веба предпринимались столько раз, все их сложно вспомнить. Каждый раз появлялась ещё одна инновация и, в большинстве случаев, происходила ещё одна неудача.

Я начал изучать историю Интернет-радио ещё с тех пор, когда эта область была «чистым листом», поэтому обычно всегда представляю, как развивались отдельные проекты, но о веб-радио почти ничего не знаю. Поэтому меня всегда удивляло, что каждая обнаруженная мной история заключалась в достижении проектом своего пика, после чего он выдыхался, пытаясь захватить как можно большую долю рынка, а затем проваливался. В этом посте я не буду перечислять все найденные мной примеры, а рассмотрю четыре веб-сайта. Все они, за исключением одного, закончили разочарованием и провалом, а положение дел единственного оставшегося выглядит не очень красиво.

Мне не сразу стали понятны причины этого. Радио в эпоху веба кажется немного старомодным, особенно если вспомнить о проносящихся через сервера Netflix петабайтов данных. Однако рассуждая так, совершенно не уловишь сути. Ведь мы изучаем историю, а до появления радио медиа в вебе были чрезвычайно ограниченными и ограничивающими. Радио стало первым шагом к мультимедийному вебу, первым шагом к стримингу и синдикации (продаже прав на трансляцию) на основе веба, первым шагом в эпоху алгоритмов, в которой мы сейчас живём. Захватите этот рынок, завладейте им, и ваш проект, возможно, станет новым серьёзным успехом.

Кажется, что реализовать радио в вебе просто: достаточно взять одну, две или сотню радиостанций, и выложить их в сеть. Но с течением времени и взрослением веба концепция радио менялась, ведь веб предоставлял новые возможности, способ прослушивать радио как нечто личное, что было недоступно для его аналогового предка. И каждый из проектов пытался воспользоваться этой возможностью и «продать» её миру.

Учитывая всё это, давайте вернёмся к самому началу.

Во времена, когда правительство финансировало зарождающийся Интернет, аудиофайлы не имели в нём особого приоритета. Благодаря FTP появилась возможность передачи файлов скачиванием. Широковещание таких файлов было сложной задачей, особенно учитывая ограничения каналов и задержки. Тем не менее, было предпринято несколько попыток вещания аудиофайлов в Интернете. Один из экспериментов компании Xerox позволил добиться невероятного, хотя и довольно спорного успеха: живой трансляции концерта Rolling Stones в Интернете.


Веб был другим. Рост его популярности совпал по времени с выпуском в 1995 году RealAudio. В RealAudio использовалось сжатие, позволявшее прослушивать аудиофайл в процессе его скачивания — сегодня мы называем это потоковым воспроизведением, или стримингом. Стримить напрямую из веба по-прежнему было нельзя, до появления таких технологий оставалось ещё несколько лет. Для прослушивания стримов пользователю приходилось скачивать на компьютер приложение RealPlayer. Веб тогда был местом для исследования того, что же вообще можно стримить.

Первым человеком, понявшим смысл этой идеи, стал Скотт Борн, вскоре после выпуска RealAudio запустивший NetRadio.com. Это было первое настоящее Интернет-радио, в основе которого лежала простота веба.

На пике своей популярности сайт мог похвастаться десятками тысяч посетителей в день. На нём была представлена информация о концертах и группах, а также скачиваемые стримы RealAudio. Проблемы по-прежнему существовали: RealPlayer был отягощён неудобным процессом установки, а Интернет ещё не достиг критической массы пользователей. К тому же качество звука определённо было низким. Композиции стримились в веб через самодельные микрофоны, установленные рядом с аналоговыми радио, и оцифровывались в реальном времени. В конечном итоге оказалось, что идея Борна появилась слишком рано. Сайт был продан, и к началу 2000-х прекратил своё существование.

После NetRadio за дело взялся Марк Кьюбан. В 1994 году он познакомился с Крисом Джаебом через их общего друга Тода Вагнера. За несколько лет до этого Джаеб открыл собственную компанию. Его бизнес заключался в прокате наушников: фанаты, приезжавшие в другой город на игры, могли слушать на стадионе радиотрансляцию из своего города. Это заинтересовало Кьюбана по двум причинам: во-первых, Джаеб использовал для широковещания Интернет. Эта технология сама по себе обладала ценностью; во-вторых, что гораздо более важно, у Джаеба был доступ к лицензиям. В течение нескольких лет Джаеб связывался с радиостанциями профессионального и вузовского спорта, приобретая у них права на трансляции. Это была настоящая золотая жила.

Кьюбан не был инженером, но достаточно хорошо разбирался в отрасли вещания. Достаточно хорошо, чтобы знать, что можно купить офис в подходящей части города, установить на крышу спутниковые тарелки и принимать сигналы сотен AM-станций. Достаточно хорошо, чтобы знать, что если ты сможешь оцифровать эти станции, то тебе остаётся только приобрести права на широковещание. Такие права были у Джаеба. Поэтому Кьюбан арендовал офис и установил на крышу спутниковые тарелки. Он основал собственную компанию, оформил Джаеба и Вагнера её сооснователями и предложил Джаебу десятипроцентную долю. Так появился Audionet — радиосайт, посвящённый спорту.

Это произошло в эпоху доткомов, когда, к сожалению, нередко появлялись агрессивные, алчные проекты. Audionet обладал нужной историей, основателями и рыночным потенциалом. Его владельцы хотели захватить отрасль широковещательного радио в Интернете. Всего за несколько месяцев Audionet превратился из единственного стрима в огромный набор радиостанций вузовского и профессионального спорта. Ещё спустя несколько лет он уже транслировал политические события, концерты и оригинальный контент.


Сайт после ребрендинга

Инвесторы наперегонки торопились получить свою долю новых звёзд веба после того, как Кьюбан предоставил им эту возможность. В июле 1998 года компания провела IPO. В тот же самый день она провела ребрендинг, превратившись в Broadcast.com и раскрыв своё не особо скрываемое стремление стать чем-то гораздо большим, чем просто веб-аудио. Это было одно из крупнейших IPO пузыря доткомов, за день сделавшее Вагнера и Кьюбана миллионерами. Меньше чем через год Yahoo довела IPO до конца, приобретя компанию за 5,7 миллиарда долларов. Но энтузиазм постепенно спадал, и конец, как мы видим, оказался вполне предсказуемым. Вскоре стало очевидно, что появятся другие игроки, и что планы Broadcast.com, сосредоточившегося вместо долговременной перспективы на кратковременных вспышках популярности, были слишком амбициозными. Через несколько лет Yahoo подвергла сайт ребрендингу, а затем прекратила его работу. К тому времени Кьюбан и Вагнер ликвидировали свои активы, открыли собственные компании и двинулись дальше.

После этого пузырь доткомов лопнул и на какое-то время всё утихло.

Следующий эксперимент по созданию веб-аудио, восставший из пепла доткомов, начинался как два отдельных проекта. Первым был персонализированное радио Last.fm, в основном содержавшее инди-музыку. Радио реагировало на лайки и дизлайки, курируя плейлист музыки в соответствии с голосованием пользователей. Вторым оказался плагин для воспроизведения музыки Audioscrobbler, отслеживавший историю прослушиваемых композиций и позволяющий делиться ими с друзьями. Официально оба проекта возникли в 2005 году.

Last.fm зависел от связей между любителями музыки. Каждый прослушиваемый вами трек соединял вас с возможным «соседом» — тем, кто тоже интересовался такой же музыкой. Сайт даже отслеживал офлайновые предпочтения в музыке, пытаясь подобрать пользователей с похожим вкусом. Процесс исследований не заканчивался никогда. Изучая своих соседей, вы всегда находили новую музыку.

Профиль в Last.fm становился продолжением вашего музыкального вкуса. Он мог быть диким и разнообразным или спокойным и педантичным. Но это окно в онлайн-мир позволяло вам показать, каким фанатом музыки вы являетесь. И в центре всего этого находилась персонализированная потоковая радиостанция. В ней вы открывали новые группы, отправившись в музыкальную одиссею, управляемую предпочтениями абсолютно неизвестных вам людей.

У сайта не было истории успеха как у Broadcast.com, лицензирование оказалось сложным, а радиостанции были ограничены только некоммерческой музыкой. Но это только сильнее привязывало пользователей к проекту, превращая сайт в место для открытий. Он стал цифровым аналогом похода в музыкальный магазин, общения с местными обитателями и знакомства с новыми композициями. Сайт отобрал у звукозаписывающих компаний и музыкальной прессы монополию на создание вкуса, сделав музыку процессом обмена находками между друзьями.


Скриншот Last.fm в версии 2003 года

Last.fm оказался значимым как небольшое сообщество любителей инди-музыки. Он увеличил массу преданных поклонников и стал причиной успеха многих исполнителей. Но мы говорим об Интернет-радио, а в этой отрасли слабые амбиции ни к чему тебя не приведут. В 2007 году на сцене появилась CBS, распознавшая потенциал сайта в продвижении чего-то более мейнстримного. Компания приобрела его и адаптировала под новое видение. В конечном итоге, она добилась успеха только в уничтожении всего, что делало этот веб-сайт уникальным. При редизайне были урезаны многие социальные возможности, к которым привыкли пользователи. Вскоре после этого TechCrunch опубликовал информацию о том, что в сервисе предположительно произошла утечка персональных данных пользователей, занимавшихся стримингом пиратской музыки (сайт упорно это опровергал). Позже владельцы начали взимать плату с зарубежных пользователей. Last.fm по-прежнему существует, однако не обладает почти никакой известностью.

И это логически подводит нас к проекту Pandora, основанному Тимом Вестергреном примерно в то же время, когда появился Last.fm. Работая композитором фильма, он создал собственную иерархию упорядочивания музыки по категориям, отражающим её тематики, мелодии и тональность. Она превратилась в Music Genome Project, использовавший классификацию Вестергрена для создания алгоритмических связей между композициями на основании компьютерной магии. На протяжении своей жизни проект претерпел множество изменений: зародившись как лицензируемый движок создания рекомендаций, он в конечном итоге превратился в персональное веб-радио. На этом этапе его переименовали в Pandora.

На фоне остальных сайтов Pandora выделяется своим процессом открытий. Он не основывается на советах онлайн-друзей и не заставляет исследовать новую музыку самостоятельно. Воспроизводимая музыка определяется вашими музыкальными предпочтениями. В процессе изучения ваших предпочтений алгоритм Pandora использует для создания таких связей систему Вестергрена. Он был и продолжает оставаться совершенным новым подходом к реализации радио. В штате Pandora и сегодня есть десятки исследователей музыки, оценивающих композиции по иерархии и передающих информацию на сайт.

Для развития сайту потребовалось несколько лет, от него отказались десятки инвесторов. У компании несколько раз заканчивались деньги, чтобы твёрдо встать на ноги, ей почти десяток лет пришлось менять стратегию и тактику. Но когда ей это удалось, сайт получил огромную популярность, привлекая к себе новое поколение любителей музыки. Сайт превратился в доказательство жизнеспособности концепции нового типа радио, использующего все преимущества веба (централизованную сеть, работающую поверх компьютеров пользователей) для создания личного, интимного и эволюционирующего музыкального опыта. К 2013 году, спустя два года после успешного IPO, сайт имел более 200 миллионов пользователей.

По версии владельцев, Pandora победила там, где провалились другие, и реализовала амбиции по созданию Интернет-радио исключительно благодаря силе воли своего основателя. Но это не совсем так, помогла ещё и приличная доля удачи: Pandora удалось вовремя получить финансирование, несмотря на сотни отказов, и заключить нужную сделку в нужное время. Но важнейшим фактором успеха Pandora стало то, что она переступила границы амбиций, которые компания, по её утверждениям, всегда придерживалась. На два года Pandora просто прекратила платить своим сотрудникам — такое поведение является эксплуататорским, манипулятивным и без сомнений незаконным (несколько сотрудников подали иск на Pandora за отсрочку выплаты зарплат). По этой и сотне других маленьких причин Pandora смогла выжить.

В 2017 году сервис Pandora был приобретён Sirius XM. Возможно, он вступил в неизбежную, хотя в данном случае и запоздавшую, последнюю фазу проекта веб-радио, которая происходила у всех остальных. Вероятно, его остановят и разберут на части. Он может просто угаснуть, после чего его заменит более активный конкурент. Но, может быть, этого не произойдёт. Возможно, мы прошли этот этап. Понятно только одно — стриминг по-прежнему полагается на веб, но его приоритеты сместились. Мы слушаем потоковую музыку и подкасты на телефонах и умных устройствах. Веб остаётся клеем, но перестал быть конечной средой. Возможно, так и должно быть. В конце концов, у нас всегда останутся подкасты.



На правах рекламы


Нужен сервер для интернет-радио? Эпичные серверы — это надёжные серверы на Linux или Windows с мощными процессорами семейства AMD EPYC для абсолютно любых целей. Попробуйте как можно быстрее!

Комментарии (12)