Ученые из Питтсбурга взялись за исследование, посвященное изучению пользы беспилотных автомобилей для людей с ограниченными возможностями. Сразу перейду к результатам: эффект этого взаимодействия будет исключительно положительным.
Когда я работал в команде, занимающейся автомобилем от Google (сейчас эта компания называется Waymo), я настаивал на том, чтобы мы начали с сервиса для людей с ограниченными возможностями. Мы так и не создали этот сервис, хотя первая большая публичная демонстрация прототипа от Google позволила местному защитнику прав незрячих людей выполнять ряд своих повседневных задач. Стив Мэхэн, выступивший в роли пассажира, сказал, что возможность самостоятельно выбраться в мир на автомобиле впервые со времен, когда он лишился зрения, подарила ему чувство свободы.
Позже Мэхэн поучаствовал в проекте еще раз и в полном одиночестве совершил поездку на автомобиле Google 3-го поколения. Сергей Брин, который в то время руководил проектом, был очень заинтересован в демонстрации этих возможностей.
Речь не только о проблемах со зрением – мобильность нужна очень разным людям с ограниченными возможностями, включая, конечно, тех, кто не имеет возможности ходить. Сегодня транспортировка в инвалидной коляске для многих является довольно сложной задачей. Рынок очень мал, специализированные автомобили и фургоны могут стоить очень дорого (особенно для людей, уровень доходов у которых ниже среднего). Многие вынуждены пользоваться общественным транспортом, у которого имеется множество своих проблем.
В Соединенных Штатах ADA (акт о правах людей с ограниченными возможностями) требует, чтобы в любом городе с общественным транспортом действовал «паратранзит » – система общественного транспорта, обслуживающая тех, кто не может использовать существующую транзитную систему или добраться до нее. Больших результатов это требование не принесло. Средняя стоимость стоимость поездки на паратранзите в США составляет около 30 долларов, хотя перевозчики не имеют права повышать тариф более чем в два раза от стандартного. В некоторых городах стоимость паратранзита может составлять и 60 долларов. При этом, сами услуги перевозки могут быть ужасны. Из-за стремления властей к снижению цены (!) вам необходимо забронировать поездку за день, при этом уложиться в отрезок времени, когда будет происходить посадка. В некоторых городах учитывают дороговизну использования специальных фургонов для транспортировки кресел-колясок. В таких городах люди с ограниченными возможностями могут пользоваться услугами Uber и Lyft по сниженной цене (речь идет о пассажирах, имеющих возможность ездить на их машинах). Такой подход экономит деньги и повышает качество услуг. Впрочем, властям приходится вводить ограничения, поскольку поездки на Uber за 4 доллара это слишком здорово, и при отсутствии ограничений нагрузка будет слишком велика.
Одним из решений может стать создание автопарка роботакси, в котором будут представлены различные специализированные транспортные средства. Смысл есть даже в создании автопарка с автомобилями разных размеров, чтобы они подходили большему количеству пассажиров. Если заказ поступил от пассажира-одиночки, то ему можно отправить небольшую одноместную машину. Если нужно организовать перевозку 6 пассажиров, им можно отправить большой фургон. Нет смысла катать пустые кресла и лишний металл. В этот автопарк (вероятно, должен появиться закон, регулирующий этот момент) должны входить транспортные средства с повышенной доступностью.
Автомобиль Kenguru, предназначенный для пользователей кресел-колясок. Его салон пуст, в него нужно просто вкатиться.
Мой любимый проект автомобиля с универсальностью доступа – венгерская разработка под названием Kenguru. Kenguru – это маленький городской автомобиль на одного человека с пустым салоном. Пользователи кресел-колясок (в том числе и женщина, купившая компанию) могут просто заехать в Kenguru на кресле с большей легкостью, чем при посадке людей с возможностью ходить в обычную машину. Нужно лишь зафиксировать кресло, пристегнуть ремень и можно отправляться в путь. Такая конструкция намного удобнее фургонов с подъемниками или автомобилей с обычными сиденьями и ручным управлением. Судя по отзывам, пользователям кресел-колясок этот автомобиль нравится. Проблема в том, что рынок автомобилей, специализированных для кресел-колясок, в современном мире слишком мал. В будущем проблемы с малыми размерами рынка не будет, поскольку в автопарках такси такие машины будут доступны всем нуждающимся.
Пользуясь технологиями беспилотной езды и электроприводом очень легко разработать автомобиль с плоским дном и пустым салоном. Равно как и легко освободить пространство для кресел-колясок в фургонах и общественном транспорте.
Другая часть проблем с доступностью связана со стоимостью услуг и доходами населения. Сегодня владение автомобилем обходится примерно в 7500 долларов в год, а услуги езды в такси/Uber/Lyft стоят по 2 доллара за милю и более. Люди, работающие над созданием парка роботакси надеются, что эти цифры удастся снизить. В наши дни общая стоимость проезда одной мили на личном автомобили составляет примерно 40-60 центов. Сюда входит топливо, но не входит парковка, Как бы то ни было, дешевые городские автомобили для перевозки пассажиров-одиночек могут снизить стоимость проезда мили до 15 центов. Можно давать правдоподобные прогнозы, что поездки (когда рынок подрастет) можно будет продавать по цене 30 центов за милю. Хоть эта цена и не учитывает никаких льгот, скидок и субсидий, она все равно ниже стоимости большинства городских поездок на автобусе. Поездки в автомобилях, разделяемых между пассажирами, будут стоить еще дешевле. Если городские власти будут вводить льготы для нуждающихся, мы сможем получить действительно низкие цены (на сегодняшний день большинство линий общественного транспорта в США собирают оплатой за проезд лишь 35% от своих расходов на функционирование, причем общие траты в эти расходы не включены). Никто не будет страдать от проблем с мобильностью из-за низкого уровня достатка.
Существуют и более тяжелые заболевания, такие как тяжелая деменция. Таким пассажирам по-прежнему будет нужен сопровождающий. Тем не менее, большинству людей с ограниченными возможностями следует предоставить больше возможностей для передвижения по гораздо более выгодной цене.
Грядущий мир недорогих доставок по требованию также станет подарком для людей, не имеющих возможности выйти из дома за покупками. Появится множество решений (автор инвестировал в разработку систем доставки с устройствами, двигающимися по тротуару), которые обеспечат более быструю и дешевую доставку на дом.
Большую пользу в будущем принесут не только описанные в тексте технологии. В то время, пока мы скучали по различным поездкам, путешествуя исключительно с помощью Zoom, люди, испытывающие трудности с перемещением, видели мир, в котором все участники встреч и собраний оказались в равных условиях. Когда пандемия закончится, виртуальных собраний, конечно, будет меньше, хотя эта технология никуда не исчезнет – она тоже решает проблемы с доступностью. Несмотря на то, что все эти технологии имеют недостатки в других сферах жизни, в контексте доступности они выглядят здорово.
Подписывайтесь на каналы:
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
- Бесплатные онлайн-курсы по Automotive, Aerospace, робототехнике и инженерии (50+)
- [Прогноз] Транспорт будущего (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный горизонты)
- Лучшие материалы по взлому автомобилей с DEF CON 2018-2019 года
- [Прогноз] Motornet — сеть обмена данными для роботизированного транспорта
- Компании потратили 16 миллиардов долларов на беспилотные автомобили, чтобы захватить рынок в 8 триллионов
- Камеры или лазеры
- Автономные автомобили на open source
- McKinsey: переосмысляем софт и архитектуру электроники в automotive
- Очередная война операционок уже идет под капотом автомобилей
- Программный код в автомобиле
- В современном автомобиле строк кода больше чем…
OnYourLips
А как же проблема безопасности автопилота? В некоторых развитых странах даже ассист теслы запрещен.
GiperBober
У автопилота нет проблемы безопасности — потому что автопилота ещё нету. Проблемы с безопасностью у того, что сейчас маркетологи называют «автопилотом». Но я бы хотел сказать не об автопилотах, их классификации и прочем. В статье почти не освещено то, для чего на самом деле инвалидам нужны именно личные автомобили. Полноценная реабилитация инвалида — это создание для него таких инфраструктурных/технологически-вспомогательных условий, когда он полностью самостоятельно может выполнять весь спектр действий, доступный здоровым людям. Большинство инвалидов предпочтёт ехать дороже и сложнее, но полностью самостоятельно, чем каждый раз унижаться/напоминать себе о своей неполноценности и заказывать себе муниципальное такси или специализированный транспорт в обычном такси, не говоря уже об общественном транспорте.
И второе. Есть огромная промежуточная категория людей, которым были бы интересны подобные транспортные средства. Не полные инвалиды-колясночники, но и люди, которым тяжело управлять автомобилем либо передвигаться на достаточно большие расстояния даже от остановки до пункта назначения (т.е. те, кому мало подходит общественный транспорт), но всё равно не хочется передвигаться на такси. Хромота, артриты, артрозы, одышка, проблемы с сердечно-сосудистой системой, излишний вес, множество других заболеваний и симптомов, возраст — причём не только пенсионный, но и юный, когда прав на управление автомобилем ещё нет. Все эти люди нуждаются в опытном водителе или хотя бы хорошем ассисте, который будет управлять их личным автомобилем и отвозить их из точки А в точку Б. При этом такси многие не могут себе позволить, либо не хотят пользоваться, особенно те, кто привык ездить на своём автомобиле, боясь признаться себе, что уже не могут, в силу возраста или здоровья, управлять автомобилем. Для таких водителей пригодится даже неполноценный автопилот, а ассист с системами безопасности, помогающий парковаться, контролирующий безопасность перестроений и скоростного режима, автоматические тормозные системы и удержание в полосе движения. Проблема в том, что сейчас это — фишки для премиум-автомобилей либо топовые комплектации средних автомобилей. И внедрение подобных систем в автомобили, которыми пользуются «маломобильные группы населения» должно быть не опцией автопроизводителя, а мерой реабилитации для этих групп от государства.
Kanut
В целом соглашусь с вашим комментарием, но вот в этом пункте наши мнения расходятся. То есть может комплектации меняются от страны к стране, но у меня средний автомобиль далеко не топовой комплектации и большинство из перечисленного в нём есть. Более того вроде бы даже у актуальной модели куча перечисленных вами вещей уже и в базовую комплектацию входят.
То есть на мой взгляд сейчас уже вполне себе можно найти бюджетный вариант с кучей различных ассистирующих систем.