Главный специалист по электронным системам гоночной команды Mercedes Эван Шорт провел небольшую лекцию о современном руле болида Формулы 1. В своей пятиминутной демонстрации Шорт использовал оригинальный руль пилота Льюиса Хэмилтона.
Средняя стоимость одного современного руля болида Формулы 1 около $40 тыс. На один сезон для каждого пилота изготавливается восемь рулей. На руле расположены более двадцати кнопок и переключателей. Они расположены так, чтобы пилот мог быстро нажать необходимую кнопку на скорости до 300 км/ч и более. Основные кнопки на руле пилот нажимает большими пальцами.
В центре руля расположен цветной дисплей, на котором пилот видит необходимую информацию о текущих параметрах работы различных систем болида, скорости, времени прохождения участков трассы.
Шорт рассказал, что помимо основных кнопок на руле есть еще специальные кнопки (+10, +1 и MARK), которые пилот может нажать, когда какая-то система болида работает не в штатном режиме. При их активации проходит тестирование и сброс текущих настроек датчиков или систем до оптимальных, а также информирование инженеров в боксах о поломке.
Кнопки на руле, которые пилот нажимает во время гонки: кнопка включения DRS (регулируемое заднее антикрыло), активация радио, ограничения скорости на пит-лейн, режим обгона,
Оказывается, что кнопку включения нейтральной передачи пилоты теперь стали использовать гораздо реже, чем раньше. Например, во время пит-стопов в гонке они уже ее не нажимают, так как замена шин длится несколько секунд.
С помощью поворотного переключателя на левой рукоятке руля пилот может регулировать настройки дифференциала. Аналогичный переключатель справа отвечает за скоростные режимы, а также за распределение крутящего момента между задними полуосями болида. Рядом есть переключатели, отвечающие за настройки и баланс тормозов.
Снизу руля находятся переключатели, отвечающие за настройки силовой установки, выбора различных режимов работы силовой установки под конкретный отрезок гонки.
На тыльной стороне руля находятся лепестковые переключатели коробки передач и рычаг сцепления, которым гонщик пользуется на старте. Также там расположен специальный разъем для подключения руля по CAN-шине к бортовой компьютерной системе болида.
Инженеры добавили еще одну степень свободы при использовании руля. Пилоты Mercedes в этом сезоне используют новую систему под названием DAS которая активируется с помощью движения руля вперед и назад, при этом меняется положение колес относительно друг друга.
От упора до упора рулевое колесо вращается только на 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым. Центральный элемент руля сделан из углепластика. Его боковые области обрезинены и выполнены с учетом особенностей рук каждого пилота.
Руль весит около 1,3 кг. Пилот каждый раз его снимает и устанавливает при посадке в болид, а также при вылезании из болида. Процедура отключения и снятия руля занимает несколько секунд. Сборка одного руля занимает 100 часов.
Пилоты используют аналогичные рули при многочасовых тренировках на симуляторе, чтобы быстрее привыкнуть к кнопкам и переключателям, а также научиться быстро переключать режимы болида в различных ситуациях для каждой трассы.
C_21
Добротный такой геймпад, но почему так дорого?
GeMir
DrPass
Вероятно, как раз Китай. У нас геймпады Денди дольше служили, так там нагрузка на них была дай боже, этим чувакам на Формуле такого и не снилось.
TimsTims
При всем уважении к денди, нагрузки в формуле дай боже… Их правильней сравнивать с самолётами — истребителям, чем с приставками.
tvr
К нему ещё комплект педалей в нагрузку идёт и команда настройщиков всего этого добра, причём всё это за очень приличные деньги.
C_21
Даже с педалями дорого. А настройщики за отдельную плату работают.