Это второй текст об интернете автомобилей, и в нем рассматриваются следующие вопросы:
- Какие бизнес-модели уже закрепились в области транспорта с подключением к сети, а какие только появляются?
- Какие данные и контент могут быть полезны клиентам автомобильной и других промышленностей?
- Какие данные и контент могут быть полезны водителям и пассажирам автомобилей?
Бизнес-модели
По большому счету, на рынке сетевого транспорта существует две бизнес-модели – извлечение выгоды за счет снижения стоимости или за счет потенциальной прибыли. Благодаря технологиям удаленной диагностики и возможности исправлять и дорабатывать различные системы, для большинства OEM-производителей наиболее выгодной была первая модель. Владельцы сетевых автомобилей, в свою очередь, также отмечали экономию, которую приносит удаленная диагностика.
Обновления программного обеспечения по воздуху – еще одна технология, имеющая огромный потенциал для снижения затрат. Перспективность этой технологии заключается в распространении автомобильного ПО, росте его сложности и необходимости исправлять баги на протяжении всего его жизненного цикла.
Ранее извлечение выгоды на этом рынке было ограничено, но в настоящее время в автомобильной промышленности (и других отраслях) появляется все больше и больше возможностей. Объяснить их появление можно развитием сетевых технологий, распространением автомобилей с подключением и расширением каналов сбыта для большего количества клиентов.
Возможностей получения дохода также становится больше за счет того, что водители и пассажиры потребляют все больше контента – благодаря улучшению сетевых технологий, развитию пользовательских интерфейсов, а также разнообразию источников контента. В качестве примера можно привести сервисы для стриминга музыки, которые в последнее время стали невероятно популярны.
Перспективы рынка интернета автомобилей
В таблице, представленной в начале публикации, приводится обзор рыночных значений для данных, получаемых от автомобилей, и контента, передаваемого в автомобили. Также эти данные представляют собой обновление таблиц, которые я использовал в IHS Markit. Если вы хотите узнать об автомобилях с подключением больше, вы можете изучить подробные и исчерпывающие отчеты IHS Markit.
В левом столбце представлены типы данных, в среднем представлены оценки для пользователей и провайдеров, в правом – оценки для водителей/владельцев автомобилей. Возможности снижения стоимости выделены красным цветом, перспективы извлечения выгоды – голубым.
Значения могут меняться в зависимости от того, насколько часто используется автомобиль и личных особенностей использования. Оценки приводятся для годовой стоимости автомобиля с учетом использования всех функций (за некоторыми исключениями)
Оценки для комплекса телематики
К комплексу телематики относятся основные телематические системы и пять сегментов, перечисленных в верхней части таблицы. Удаленная диагностика приносит OEM-производителю значительную выгоду и позволяет сэкономить от 100 до 200 долларов на протяжении всего жизненного цикла – снижение стоимости возникает за счет удешевления гарантийного обслуживания. Для большинства автопроизводителей на гарантию уходит от 2% до 3% годового дохода, в случае проблем и отзывных кампаний возникают периодические всплески (источник: Warranty Week).
Если следовать рекомендациям службы удаленной диагностики, владельцы автомобилей могут сэкономить на обслуживании порядка 50 долларов в год. Также при предоставлении сведений о ежемесячной удаленной диагностике и техобслуживании автовладелец сможет продать свой автомобиль на 10% дороже.
Автоматические уведомления о столкновениях (ACN) и eCall могут стать одними из самых важных и ценных функций подключенного транспортного средства, поскольку они могут спасать жизни благодаря снижению времени реагирования экстренных служб. Такие функции, потенциально спасающие жизни, являются причиной, по которой наличие системы eCall обязательно во всех новых автомобилях, продаваемых в Европе.
Также стоит отметить важность систем наблюдения за угнанным автомобилем, их численная оценка может равняться полной стоимости угнанного автомобиля, который будет возвращен владельцу. Владельцам автомобилей с такими системами может предоставляться скидка на страховку – особенно при страховании люксовых автомобилей. Компания, предлагающая услуги отслеживания украденного автомобиля в виде части телематической системы, может зарабатывать от 20 до 50 долларов за годичную подписку.
Функции дистанционного управления (такие как дистанционный запуск двигателя или отпирание дверей), в основном, представляют собой удобства для водителя. Подобные функции включаются в телематические сервисы и ежегодно оплачиваются вместе со всеми остальными функциями этих систем. Прибыль с функций дистанционного управления оценивается в 10-20 долларов в год.
Во многих системах телематики появились тарифы, доступные для использования в автомобиле через Wi-Fi. Пионерами во внедрении этих технологий были разработчики системы OnStar в 2015 году. К 2017 году во всех автомобилях от GM были установлены системы связи с поддержкой LTE и встроенной локальной беспроводной сетью. Преимущество такого подхода по сравнению с использованием тарифного плана на смартфоне заключается в лучшем приеме сигнала в местах с худшим покрытием, поскольку автомобильная антенна лучше той, что установлена в смартфоне. Также к сети могут подключаться мобильные устройства с поддержкой Wi-Fi не имеющие собственного тарифного плана. Потенциальный доход от подписки на тарифный план для передачи телематических данных составляет от 50 до 150 долларов с автомобиля в год.
Важность обновлений по воздуху
В OTA-обновлениях можно выделить два сегмента – обновления с целью исправления ошибок и обновления с целью улучшения функциональности. Если сравнивать с обновлениями у дилера, с каждого обновления по воздуху можно экономить от 50 до 100 долларов. Автомобильные OEM-производители, вероятно, также будут выпускать обновления чаще, если будет возможность установить их по воздуху. Автовладельцы, в свою очередь, оценят удобство и экономию времени, возникающие благодаря таким обновлениям.
Долгосрочное преимущество обновлений по воздуху заключается в функциональных обновлениях ПО, которые позволяют расширять возможности электронных систем. Даже если за такие расширения заплатит только часть водителей/владельцев, перед автопроизводителями и их партнерами откроются огромные возможности. Пионером в этой области была Tesla, именно эта компания продемонстрировала выгоду и возможности этой бизнес-модели.
Прибыль от функционального программного обеспечения может варьироваться, поскольку она зависит от функций, которые станет доступны. В числах эту выгоду можно оценить от 50 до 3000 долларов за каждое обновление. Преимущества для владельца автомобиля – он получит улучшенный автомобиль с увеличенным сроком жизни и более высокой стоимостью на вторичном рынке.
Рыночные оценки кибербезопасности
Кибербезопасность в сетевых автомобилях становится необходимостью. В конце июня 2020 года ООН приняла два новых регламента автомобильной кибербезопасности, получивших название WP.29. Ожидается, что эти регламенты будут доработаны и опубликованы в начале 2021 года, после чего вступят в силу в 54 странах – в этот список входят европейские страны, Япония и Южная Корея. Несмотря на то, что США и Китай в этот список не входят, скорее всего эти страны также будут использовать сведения из регламента WP.29.
Потенциальный доход поставщиков программного обеспечения и услуг в области кибербезопасности составляет от 10 до 20 долларов в год. Выгода для водителей – более безопасный автомобиль и защита персональных данных.
Предотвращение кибератак наиболее важно для автопроизводителей. Каждая кибератака может стоить OEM-производителю сотни миллионов долларов – из-за необходимости срочного выпуска обновлений ПО, затрат на снижение последствий и репутационных потерь. Успешные атаки могут привести к тому, что от использования взломанных автомобилей будут отказываться сотни тысяч водителей (по крайней мере, временно).
Оценки рынка автомобильного контента
Автомобильный контент — это, прежде всего, возможность получения дохода. Для простоты мы обсудим только два сегмента – облачные данные и развлечения. К облачным относят все разнообразие контента, который может быть интересен (или полезен) водителю и пассажирам – социальные сети, новости, различная сопутствующая информация. Вероятно, с ростом пропускной способности каналов связи будет расти и разнообразие видов контента. Видеоконтент также может быть использован в автомобилях, но только пассажирами (либо водителем, если автомобиль припаркован). Доходы от использования облачных сервисов имеют большой диапазон и оцениваются в $10-$50 на пользователя в год.
В настоящее время развлечения – это в основном музыка, и она переходит в стриминговый формат (как у Spotify и Pandora). Стриминговые музыкальные сервисы используют две бизнес-модели: платная подписка и условно-бесплатное использование с рекламой. Прибыль с каждого пользователя без платной подписки составляет порядка 20-25 долларов в год, в то время как средняя платная подписка стоит 50-60 долларов в год. Условно-бесплатная модель с рекламой, не требующая от пользователей денег, доминирует на рынке – ее предпочитают 90% всех пользователей. Доля платных подписчиков, вероятно, увеличится в течение следующих пяти лет.
Компания SiriusXM, которая приобрела Pandora в 2018 году, получает значительный доход от спутникового радио, которое в основном используется в автомобилях. Большая часть их покрытия приходится на США, также небольшая доля от общего дохода приходится на Канаду. Годовой доход SiriusXM с одного подписчика в 2019 году составил около 165 долларов.
Данные об автомобиле и водителе
Существует множество видов данных об автомобилях и/или водителях, которые представляют ценность для различных отраслей промышленности. Наиболее известная категория – страхование на основе использования (UBI). UBI – это вид автомобильного страхования, который использует хранимую (или собираемую в реальном времени) информацию о навыках вождения и привычках оценивать риск конкретного водителя. UBI предоставляет множество преимуществ, но, вероятно, наиболее важная особенность такого страхования заключается в том, что оно мотивирует водителей становиться лучше. Водители, совершенствующие свои навыки вождения, получат от UBI значительные скидки и другие преимущества при страховании.
Многие автопроизводители и агрегаторы автомобильных данных предоставляют данные страховой индустрии. Средняя плата за данные о водительских навыках и привычках составляет от 10 до 15 долларов за водителя в год. Такое партнерство очень выгодно для страховых компаний, поскольку при сборе данных с помощью собственных устройств и систем их затраты увеличиваются на 25-40 долларов.
Навигационные услуги и услуги, основанные на определении местоположения (LBS – Location Based Service), делятся на несколько категорий. Несмотря на рост распространенности навигационных приложений для смартфонов и других систем, пошаговая навигация с использованием телематической системы все еще остается достаточно популярной. Стоит отметить и популярность загрузок по геопозиции. Также к этой категории относятся растущие объемы трафика с парковочной информацией, в том числе резервирование свободных мест и определение их наличия. Информация о ценах на бензин в определенной местности тоже сюда входит, но она, как правило, больше относится к мобильным приложениям. Примерная потенциальная прибыль с этих данных составляет от 20 до 50 долларов в зависимости от количества категорий и частоты их использования.
Скорость и местоположение автомобилей используются для сбора информации о дорожном движении уже более десяти лет. На ранних этапах получения информации о дорожном движении поставщики заключали соглашения с операторами автопарков для получения данных о транспортных потоках. Вся эта структура претерпела значительные изменения после появления смартфонов – пользователи получают бесплатные приложения, а взамен отдают данные о своей скорости и местоположении, и такое положение дел стало нормой. Поставщики информации о потоках движения получили незначительную экономию. Счастливы и пользователи – они бесплатно получают данные о трафике и экономят свое время
Информация об отслеживании местоположения также мотивирует водителя или пассажиров пользоваться электронной коммерцией. Этот сегмент расширяется и имеет оценочную стоимость использования услуг от 10 до 30 долларов на пользователя в год. Эти виды электронной торговли часто предоставляют скидки водителю/пассажиру с оценочной экономией от 10 до 50 долларов в год. Этот сегмент пересекается с категорией рынка, о которой поговорим далее.
Маркетплейсы — это новая категория услуг, в рамках которой пользователи могут заказывать продукты непосредственно через телематическую систему. Торговцы регистрируются в качестве партнеров торговой площадки и затем могут продвигать свой продукт пользователям. Абонентская плата за регистрацию пользователей не взимается. Частью системы также являются промо-акции и купоны. Автопроизводитель (или поставщик телематической системы) получает комиссию в зависимости от покупок водителей. Прибыль автопроизводителя или поставщика телематической системы может значительно отличаться от водителя к водителю – в среднем от 20 до 40 долларов. Интеграция с телематической системой уменьшает фактор отвлечения при использовании электронной коммерции в автомобиле (по сравнению с использованием смартфона).
Подписывайтесь на каналы:
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
- Бесплатные онлайн-курсы по Automotive, Aerospace, робототехнике и инженерии (50+)
- [Прогноз] Транспорт будущего (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный горизонты)
- Лучшие материалы по взлому автомобилей с DEF CON 2018-2019 года
- [Прогноз] Motornet — сеть обмена данными для роботизированного транспорта
- Компании потратили 16 миллиардов долларов на беспилотные автомобили, чтобы захватить рынок в 8 триллионов
- Камеры или лазеры
- Автономные автомобили на open source
- McKinsey: переосмысляем софт и архитектуру электроники в automotive
- Очередная война операционок уже идет под капотом автомобилей
- Программный код в автомобиле
- В современном автомобиле строк кода больше чем…