image

Qualcomm не слышали о том, что через пару лет все автомобили станут беспилотными, а править рынком будет Nvidia? Судя по заявлениям из их штаб-квартиры в Сан-Диего – нет. Давайте вместе совершим путешествие по западному и восточному побережьям США, Скандинавии и Австралии, в котором мы мы взглянем на грядущую битву технологических гигантов, ведь Qualcomm собирается бросить вызов Nvidia.

Наше путешествие начинается в Купертино, и я хочу вспомнить мудрые слова, которые окрестил законом Стива (в честь Стива Джобса): «Вы должны отталкиваться от опыта клиентов и лишь потом заниматься технологиям».

Все попытки объединения технологической и автомобильной отраслей ведут к двум вариантам итогового опыта клиентов: ответственность за управление транспортным средством будет лежать либо на водителе-человеке, либо на электронном автопилоте. Все споры сводятся именно к этому, хотя некоторым нравится все усложнять.

Я не знаю, заблуждение это или попытки отрицания (а может даже посттравматическое стрессовое расстройство), но многие действительно умные люди не могут принять действительность: в ближайшее время частные пассажирские автомобили не будут ездить в полностью беспилотном режиме.

Роботакси и беспилотные автомобили с фиксированными маршрутами? Никаких проблем. Если инвесторы соблазнятся этими отраслями, они могут просто сжечь свои деньги, а мифические «поставщики роботакси и операторы автопарков» будут взваливать на себя любые финансовые риски и риски ответственности. Таков капитализм. Идет ли речь о том, что вы сможете поехать в дилерский салон и купить «беспилотный» автомобиль, на котором можно будет проехать от побережья до побережья? Этого нам предстоит ждать еще многие годы (а может и десятилетия).

Судя по партнерским отношениям Qualcomm и Veoneer, объединение автомобильной и технической промышленности идет по совершенно иному пути, чем многие предполагали еще два года назад. Такой подход создает новые возможности для тех, у кого есть решение «под ключ», отвечающее потребностям автопроизводителей и удовлетворяющее грядущим нормативным требованиям.

Непроторенная дорога


Современные разработки на рынке автомобильных технологий во многом ориентированы на создание систем ADAS, позволяющих водителям управлять своими автомобилями более безопасно. Также эти системы противопоставляются технологиям беспилотной езды. Скорость, с которой меняется курс рынка автомобилестроения, стала причиной того, что Intel Mobileye и Nvidia последние пару лет очень бурно спорили о спецификации чипов и технологическом лидерстве.

Технологическая отрасль развивается настолько быстро, что даже компании-инноваторы иногда бывают сбиты с толку. Ведущие поставщики, упускающие важные технические достижения порой уходят в забвение. Вспомните как Motorola упустила сотовую связь. Вспомните как Nokia упустила смартфоны. Kodak упустил цифровые камеры. Блокбастеры упустили стриминговые сервисы. За те годы, что я работаю аналитиком в области автомобильных разработок, я видел бесчисленное множество таких примеров. Если какая-то компания медленнее реагирует на изменения рынка, она не застрахована от смены технологий.

Будь то удача или здравый смысл, резкая смена курса с беспилотных автомобилей на системы ADAS создает ситуацию, в которой перед Qualcomm предстает целый ряд возможностей. Вот уже несколько лет Qualcomm пыталась войти на рынок беспилотных автомобилей и ADAS, и все это время отношение к компании было на уровне «она существует где-то рядом с Mobileye и Nvidia».

Из Сан-Диего мы отправляемся в Стокгольм: в штаб-квартиру компании Veoneer. Возможно, читатели EE Times не очень знакомы с этой компанией, поскольку она была основана лишь в июле 2018 года как дочернее предприятие технологического сегмента Autoliv. Veoneer специализируется на датчиках, электронике и ПО для систем безопасности.

В то время как все основные СМИ были сосредоточены на технологических анонсах от Mobileye и Nvidia, автопилоте от Tesla и демонстрациях «беспилотных» автомобилей от Waymo и Cruise, Veoneer не получала почти никакого внимания. Все это время Veoneer занималась разработкой ПО и набора датчиков для первой готовой к серийному производству системы безопасности, которую компания Toyota называет «Guardian».

Как только сделка будет закрыта, скорее всего союз Qualcomm и Veoneer будет выводить на рынок процессоры Snapdragon и программные системы безопасности от Veoneer, чтобы конкурировать с EyeQ от Mobileye и Drive от Nvidia. В статье, называвшейся «Veoneer сбежала от Nvidia, чтобы выйти за Qualcomm», посвященной беспилотному транспорту и системам ADAS, Дзюнко Йошида задала следующий вопрос: а что если этим двум компаниям [Qualcomm и Veoneer] удастся убедить Tier-1 производителей работать с ними, а не с Mobileye?

Отличный вопрос, запаситесь попкорном и устраивайтесь поудобнее. Давайте взглянем как смена курса с беспилотных автомобилей на системы ADAS дала нам понять, что Nvidia и Mobileye упустили ряд технологий. Также мы обсудим почему партнерство Qualcomm и Veoneer может оказаться куда более важной сделкой, чем кажется на первый взгляд.

Отслеживание состояния водителя и человеческий фактор


Если автомобили не станут беспилотными, то системы отслеживания состояния водителя станут основной технологией, позволяющей распознавать отвлекающие факторы, сонливость и ухудшение самочувствия водителя-человека. В таком случае системы ADAS станут второй по важности технологией безопасности, предупреждающей об опасной ситуации, помогающей с ней справиться или полностью забирающей на себя управление. Mobileye и Nvidia делают ставку на развитие ИИ и беспилотной езды, хотя обе эти компании ничего не сделали на рынке систем отслеживания состояния водителя.

Veoneer, напротив, придерживается стратегии, которую в компании называют «Collaborative Driving» (совместное вождение), и эта стратегия практически уникальна во всей отрасли. Идея в том, что Veoneer хочет сделать так, чтобы водители-люди ездили более безопасно. Для этого компания отталкивается от пользовательского опыта и используют современные технологии в контексте научных исследований о человеческом факторе. Более подробно с этой концепцией можно ознакомиться в видео, представленном ниже.

Каким образом компании Veoneer удалось исследовать человеческий фактор и использовать результаты этих исследований для разработки своей системы Collaborative Driving?

Я не знаю почему Мисси Каммингс присоединилась к команде Veoneer, также я не знаю как они решились сбежать от Nvidia и объединиться с Qualcomm, но я должен отдать должное CEO Veoneer – Яну Карлсону.

Наше путешествие завершается в Канберре, где находится штаб-квартира Seeing Machines. Эта компания специализируется на системах отслеживания состояния водителя, именно ее ПО используется в системе Super Cruise от Cadillac. Autoliv и Seeing Machines начали совместную работу в августе 2017 года, и в начале этого года Seeing Machines начнет работать совместно с Qualcomm.

Таким образом, поставщиком систем отслеживания состояния водителей на картинке в начале статьи является Seeing Machines. Компания совсем недавно объявила о своей стратегии создания систем отслеживания состояния водителей нового поколения, и вероятно в ближайшие несколько недель в их офис будут звонить представители Mobileye и Nvidia.

Говоря о сотрудничестве Qualcomm и Veoneer, мы побывали в Купертино, Сан-Диего, Стокгольме, Университете Дюка и Канберре. И дальше будет только интереснее, ведь Qualcomm хочет бросить Nvidia и Mobileye вызов и посоревноваться в создании системы помощи водителю, которая станет общепринятым решением на рынке.

NXP, Renesas, Texas Instruments, Toshiba и Xilinx наверняка также сыграют ключевые роли, поскольку полупроводниковые компании начинают понимать как создавать и внедрять системы помощи водителю, системы отслеживания его состояния и учитывать человеческий фактор для того, чтобы сделать езду более безопасной. За этим будет очень интересно наблюдать. Возможно, я даже куплю билет в первый ряд.

Подписывайтесь на каналы:
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения




image

О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.

Читать еще полезные статьи: