Госкорпорация «Роскосмос» подписала проект космического ракетного комплекса с новой ракетой-носителем «Амур». Она станет первой российской ракетой многоразового использования на метане.
К созданию ракеты подойдут экономически выгодно. Носитель создадут под заданную стоимость пуска в размере $22 млн. Помимо этого, ракета будет очень надежной. Запуск запланирован с космодрома «Восточный» в Амурской области.
Впервые представлена инфографика с моделью будущей ракеты:
В метане сила
Главный вопрос — почему в качестве топлива выбрали метан? Метан хорошо известен как дешевое топливо, его задействуют в промышленности. Для метана существует готовая инфраструктура: например, можно брать в эксплуатацию уже готовые хранилища. Кроме того, в 50 км от космодрома «Восточный» строится газоперерабатывающий комплекс ПАО «Газпром». Для заправки ракеты могут построить отдельную ветку газопровода.
Использование сжиженного природного газа — мировой тренд. Такие планы есть у компании SpaceX: предполагается, что ракеты на метане доставят первых землян на Марс. В компании для этого готовят специальную модификацию ЖРД «Раптор». Частная аэрокосмическая компания Blue Origin готовит собственную модель ЖРД на метане BE-4. Двигатель будут использовать на ракете «Вулкан» от United Launch Alliance.
Характеристики ракеты будущего
Взлетная масса «Амура» примерно 360 тонн. Высота ракеты — около 55 метров, диаметр — 4,1 метра. У ракеты будет первая ступень многоразового использования. Посадочные штанги и аэродинамические решетчатые рули ступени позволят ей возвращаться на посадочные площадки на Земле. Вторая ступень будет одноразовой.
Многоразовая ступень будет использована вначале не менее 10 раз, в дальнейшем этот показатель планируют увеличить на порядок. При этом отвечающий за ракетно-динамическую посадку центральный двигатель первой ступени включится 300 раз. Для этого не будут проводить множество наземных испытаний, а применят цифровое моделирование.
Расчетная грузоподъемность ракеты для вывода на низкую околоземную орбиту — 10,5 тонн полезного груза против 8,5 тонн у существующих ракет серии «Союз-2». Конструкция ракеты напоминает уменьшенную версию Falcon 9 от компании SpaceX. Но грузоподъемность Falcon 9 в 2 раза больше будущего российского прототипа.
Также у «Амура» будет опция горячего резервирования двигателя — при выходе из строя одного из пяти двигателей первой ступени, остальные в автоматическом режиме нарастят мощность для дальнейшего продолжения полета. Отраслевые институты подсчитали, что в ракете будет 2 тыс. деталей, тогда как в ракетах сходной серии «Союза» — 4,5 тыс. деталей.
За счет снижения числа деталей и при наличии избыточной мощности надежность ракеты должна гипотетически достигнуть 0,99. Это очень высокий показатель, поскольку у большинства существующих в мире ракет он не превышает 0,98.
По словам исполнительного директора Роскосмоса по перспективным программам и науке Александра Блошенко, в планах — упрощение конструкции и уменьшение числа сборочных единиц. Главным образом, это делается, чтобы «ракета была безотказной, как автомат Калашникова».
Что еще известно?
Для нового стартового комплекса под ракету не будут строить капитальные сооружения по аналогии с теми, что возводили в СССР. В планах Роскосмоса создать облегченный стартовый комплекс для коммерческой ракеты. Он не предусматривает строительство подземного города с хранилищем на случай военных угроз.
На территории космодрома хотят возвести открытую и удобную смотровую площадку, гостиницы и необходимую инфраструктуру для туристов.
Илон Маск уже прокомментировал новость в Твиттере. Он считает, что российским разработчикам следует успеть закончить проект к 2026 году.
Есть сомнения, что Роскосмос успеет подготовить ракету к полету в 2026 году. Это и так долгий срок, и неизвестно, на какой рынок выйдет ракета. Вполне вероятно, что к этому сроку SpaceX может завершить собственный проект пусковой системы Starship, которая будет отправлять в 10 раз больше груза за ту же цену или даже меньше.