10-дюймовая пластинка, время проигрывания которой составляет 6 минут 10 секунд при скорости 45 оборотов в минуту — это загрузочный диск DOS размером 64512 байт
Для проведения этого необычного эксперимента персональный компьютер (а точнее — IBM PC) подключён к проигрывателю виниловых пластинок через усилитель. Тут имеется маленький ROM-загрузчик, управляющий встроенным «кассетным интерфейсом» PC (который, пожалуй, никогда и никем не используется). Этот загрузчик вызывается BIOS в том случае, если все остальные способы загрузки не сработали (то есть — загрузка с дискеты и с жёсткого диска). Проигрыватель воспроизводит аналоговую запись содержимого небольшого RAM-диска, предназначенную только для чтения, размер которой составляет 64 Кб. В этой записи имеется ядро FreeDOS, модифицированное мной так, чтобы его размер уложился бы в существующие ограничения. Здесь же есть компактный вариант
COMMAND.COM
и пропатченная версия INTERLNK
, которая позволяет передавать файлы по принтерному кабелю и переделана так, чтобы она работала бы в FreeDOS. Загрузчик читает образ диска с пластинки через кассетный модем, записывает образ в память и загружает с его использованием ОС. Полагаю, не так уж всё это и сложно.«Виниловый» загрузчик в ROM (он ещё может быть записан на жёсткий диск или на дискету, но это уже будет нечестно)
Если немного углубиться в технические детали, то окажется, что перед нами — некий симбиоз BootLPT/86 и 5150CAXX без поддержки порта принтера. Он тоже хранится в ROM, в слоте расширения BIOS, но это необязательно. Для подключения усилителя к компьютеру используется кабель, аналогичный тому, что применяется в 5150CAXX, но тут не используется передача данных от компьютера к подключённому к нему устройству.
«Кассетный интерфейс» — это всего лишь выход, представленный каналом 2 таймера динамика PC и вход, который представлен 4 каналом порта C 8255A-5 PPI (PC4, I/O-порт 62h, бит 4). Для программной (де)модуляции используются возможности BIOS INT 15h.
Загрузочный образ — это тот же 64-килобайтный образ RAM-диска
BOOTDISK.IMG
, ссылку на загрузку которого можно найти здесь. Данные образа, с использованием 5150CAXX, преобразуются в вид, совместимый с протоколом «IBM cassette tape», а получаемый аудиосигнал уходит прямо в систему записи виниловых пластинок.Запись осуществляется с использованием кривой выравнивания RIAA, которую предварительный усилитель обычно обращает в процессе воспроизведения звука. Но делает он это не идеально. А значит — на усилителе нужно выполнить коррекцию сигнала. Именно поэтому я и воспользовался усилителем, так как мне не удалось получить нужный сигнал, подав звук на компьютер сразу от предусилителя. В моём случае, используя винтажный усилитель Harman&Kardon 6300 и интегрированный предусилитель MM Phono, мне пришлось убавить высокие частоты (-10дБ/10кГц), поднять басы (+6дБ/50Гц) и уменьшить уровень громкости до получения пиков примерно в 0,7 вольта, что позволило предотвратить искажения звука. Всё это делалось, конечно, при отключённой коррекции фазы и громкости.
Безусловно, кассетному модему совершенно наплевать на то, откуда именно приходит сигнал. При этом, конечно, важно, чтобы запись была бы чистой, не содержала бы щелчков и треска (винил) или недостатков, связанных с модуляцией или частотой сигнала (магнитная лента). Всё это может прервать поток данных. Правда, звук вполне может немного «плавать», скорость воспроизведения может варьироваться в пределах 2-3%. Это не мешает правильной передаче данных.
EPROM-модуль с загрузчиком
Итоги
Загрузка компьютера с проигрывателя виниловых пластинок
Вот и всё! Если кому-то нужен загрузчик, сделанный для чипа 2364 (через адаптер можно использовать и чипы 2764), то его код можно найти здесь. Он рассчитан на работу с IBM 5150 с монохромным дисплеем и с как минимум 512 Кб RAM, что (вот уж совпадение) напоминает компьютер, с которым экспериментирую я. Ссылку на образ загрузочного диска можно найти в этом материале. А вот — тот же образ, но уже в звуковом виде.
Приходилось ли вам загружать компьютеры с использованием каких-нибудь необычных способов?
dlinyj
Никогда не знал, что х86 платформы имели возможность «аналоговой» загрузки. Крайне любопытно!
Так же за кадром остался способ и цена изготовления виниловой пластинки.
Robur_le_Conquerant
когда-то давно, в 1991 году, видел кассеты для Поиска. Но именно видел. Ведь х86 того времени — штука дорогая. И если нашлись деньги на сам ПК, то уж на дисковод тоже должны быть. Если не на 3.5, то хотя бы на 5.25. Поэтому владелец Поиска с кассетой выглядел странно.
gsaw
У меня был Поиск, да, я его с кассетника грузил. Сжог входной усилитель линейного входа и потом подключал к выходному усилителю магнитофона, что бы пробиться.
Elmot
А у меня был поиск с дискетой, но не было кассетника. С бобинного мага не удалось загрузить ни разу.
lubezniy
С бобинника мы на ZX Spectrum программы загружали. Было норм.
drWhy
У спектрума было с десяток реализаций магнитофонного входа, существенно различавшихся по качеству считывания.
Vnuchok
на ZX Spectrum мы с кассетного Романтик-306 загружали. Долго, нестабильно, но выбора не было
evgepet
Я пошёл ещё дальше — записывал спекрумовские программы и игры на 3-часовые VHS видеокассеты. Видак Panasonic NV-SD20, а точнее его улучшенная Hi-Fi версия (не помню точно какая), воспроизводил звук идеально!
DrPass
Да ну, я покупал сам «Поиск» за $60, а дисковод и контроллер дисковода к нему — за $40, ну т.е. дисковод добавлял ещё две трети к стоимости компьютера. Разница между этими двумя покупками была у меня целый год, учитывая, что те деньги для среднего старшеклассника начала 90-х были космические (да и для его родителей тоже неслабые). А год — да, грузился с кассет. И да, это обычное дело было для поисководов.
Robur_le_Conquerant
вот уж точно не хотел никого задеть. Помню только, что для меня в 1991 году Поиск был не по карману совершенно. Поэтому смотрел на владельцев Поиска как на состоятельных ребят. Так что еще раз извиняюсь, если что-то не так.
DrPass
Да бросьте, никого вы не задели :) Тут практически все не были состоятельными ребятами в первой половине 1990-х. Просто IBM-совместимый компьютер — это такая штука, которую очень хотелось, хоть чучелом, хоть тушкой. Поэтому и собирали их долго и по кусочкам.
Robur_le_Conquerant
я хотел Amiga. Сначала 500, потом 600, потом 1200, потом CD32. IBM я захотел уже в 1996.
DrPass
В нашей провинции тогда было всего три типа компьютеров:
1. Нехитрые домашние Спектрум-совместимые
2. Крутые мощные IBM-совместимые
3. Всякая непонятная хрень, с которой лучше не связываться, потому что софта все равно не найдёшь.
Поэтому все хотели только категорию 2 :)
wanderung
Когда я смог купить себе Поиск, то монитора не было. Пришлось использовать черно-белый телевизор, который был адаптирован на подключение Спектрума. На высоких разрешениях творилась дичь, но на низких вполне комфортно было и играть и тексты набирать.
DrPass
У меня вообще был ламповый монстротелик Электрон 738Д. У Поиска, в отличии от Спектрума, антенного выхода не было, но в комплекте была платка сопряжения с телевизорами типа УСЦТ. А т.к. в моём случае этот вариант не подходил, надо было как-то выкручиваться. Но была полудохлая Денди, околонулевые познания в электронике, но дикое желание это как-то запустить. Я понимал, что раз Денди «ловится» на антенну, там в ней есть всё, что нужно. Раскрутил её, вижу две платки, на одной разъем картриджа и блямба процессора, на второй — куча мелких деталей и собственно антенный выход. От первой ко второй идут три провода, на одном написано А, на втором V, на третьем ничего. Угу, думаю, наверняка Аудио, Vидео и земля. Взял, с Поиска с разъема «Видео» примотал провод к этому V, соединил землю, включил Поиск — о-па, картинка появилась на телевизоре. И слава богу, что всё там совпало, о чём я тогда ещё не знал, и уровни сигнала, и полярность синхроимпульсов и т.д.
И к слову, в высоком разрешении телик тот тоже себя вполне годно показывал. Но все равно, как «разбогател», обзавелся монитором Электроника МС 6105
Des501
Именно так и было. На радиорынке на студенческие копейки покупал плату, ворох деталей, общался с продавцами что бы исправить ошибки на плате. Когда после потраченной кучи времени на сборку и наладку на экране Электрон 703 появилась более менее сносная картинка я был в таком восторге… как Шепард на Луне :)
Но дисковод увы, таки был дорогой — грузил с бобинного магнитофона Маяк 201. ))) Удивительное и время было )))
iago
Простите, вы родились в семье генсека ЦК?
tangro
Та ладно, в 1992 году Поиск уже можно было купить свободно, почти везде. Стоимость была соизмерима с месячной зарплатой.
iago
А, вы уже были взрослым в 1992 году… это многое объясняет :) я был ребенком и вряд ли объяснил бы отцу, что нужно отдать на комп месячную ЗП когда в семье нечего есть. Правда, комп у нас появился в 1994, 386-й, отцу надо был по работе
tangro
Да нет, 7 лет мне было :) Но я ничего не объяснял отцу, он сам купил и принёс, вместе с книжкой по бейсику, сказав что за этим будущее и надо начинать изучать уже сейчас. Месячная ЗП была, конечно, существенными деньгами, но мой отец, спасибо ему, решил, что оно того стоит.
vp1000
Сам был владельцем Поиска. Уговорил родителей в старшем классе. Сам компьютер был дорогим, поэтому покупка дисковода сразу вещь практически нереальная. Сначала грузился с магнитофона. А в качестве монитора был ламповый ч/б телевизор, к которому спаял преобразователь в ВЧ на антенный вход. Видно было что то только в текстовом режиме 40х25. Потом постепенно появился монитор (взят в аренду), собран свой блок питания и куплен первый дисковод. Потом, постепенно, были расширитель памяти на 256КБ, на 512КБ, интерфейсный модуль для принтеров, модуль для джойстика, второй дисковод. До сих пор рука не поднимается выкинуть. Лежит в кладовке.
DrPass
Он в такой комплектации, как вы написали, баксов четыреста сейчас стоит на барахолках коллекционеров техники, и каждый год дорожает. Это должна быть сильная нехватка места в кладовке, чтобы выкинуть :)
unsignedchar
Это как бабушкина швейная машинка. Теоретически это антиквариат, и его можно продать задорого, а по факту — металлолом.
Am0ralist
drWhy
Станина от машинки Зингер более ликвидный товар — нередко можно видеть переделанные под столики в кафешках или коворкингах.
Am0ralist
Лучше продавать сразу как хэндмейд стол с крутой столешницей)))
DrPass
Тут есть лайфак: чтобы что-то продать, нужно это выставить на продажу. Не знаю, как насчёт машинки Зингер, но Поиск вон за 36 тыщ рублей ушёл, например
drWhy
«Да купи наконец-то лотерею...»
Am0ralist
неспешно продам iSeries AS/400
Чёрт, не помогает… Наверно места знать надо…
DrPass
Да, это второй лайфхак. Не пытаться продавать компьютеры на овощном базаре и в косметических лавках.
lubezniy
Насчёт Поиска не знаю, а Спектрум можно было и без ВЧ-преобразователя к ламповому ч/б телевизору подключить, на управляющую сетку лампы видеоусилителя. У меня так спек работал с Чайка-2 (схема УНТ-47 или УНТ-47-1, точно не помню); сам и припаивал. Лампа, если склероз не изменяет, была 6П15П.
YMA
Вспомнил, как после покупки спектрума родители боялись, что он телевизор «посадит», и отец где-то приобрел ч/б монитор от Корвета (с 12В питанием).
Ладно, программировать это сильно не мешало, но в Tau Ceti Academy, где надо было цветовую капчу проходить, доказывая, что ты не робот (1994 год примерно, кстати) — отсутствие цветов раздражало жутко.
tangro
Кассеты несколько лет были основным способом загрузки ОС и программ на Поиске. Дисководы стоили дорого и в долларах, а вот кассетные Маяки — были у всех. И было легко взять у друга кассету с играми и переписать себе.
mikelavr
Пластинку можно изготовить на заказ:
vinylium.ru
dlinyj
Да уж… Тёплый ламповый винил с бездушного МП3… О времена, о нравы.
mikelavr
Никто не мешает загрузить в качестве исходника .wav/.flac
dlinyj
От этого аналоговым он не станет быть.
mikelavr
В идеальном мире — согласен, но все зависит от ваших требований к звуку.
Я думаю, что при слепом прослушивании вы не отличите аналоговый оригинал от оцифровки 24bit/192kHz (которая используется в студийной работе). Лично я не слышу отличий оригинала от 16bit/44.1kHz mp3 при потоке 192kbit и больше.
Опять же, что есть аналоговый оригинал? Мастер-диск записывается не напрямую с mix-out микшера, в промежутке есть как минимум аналоговый магнитофон. Можно подискутировать о разрешении магнитной записи и оценке количества магнитных доменов, принимающих участие в формировании сигнала :-D.
dlinyj
Я, на самом деле, саркастировал :).
red75prim
С другой стороны, зачем с существующими объемами носителей прислушиваться к (кажущимся) странностям в записи и гадать не закодировали-ли mp3 без учёта scalefactor band 21 defect и в результате резко снизили эффективный битрейт, когда можно взять lossless (возможно пережатый из mp3, хех). Чистая психология, но всё-равно напрягает.
Про нарезание винила из mp3-источника я, кажется, тоже что-то слышал.
ganzmavag
А что это такое scalefactor band 21 defect и как с этим бороться?
red75prim
Если упрощённо, MP3 использует 22 частотных диапазона для кодирования, но индивидуальную точность кодирования можно задать только для 21. Если психоакустическая модель покажет, что в диапазоне 22 (выше 16кГц) есть достаточно слышимые звуки, то MP3 кодек будет вынужден снижать точность кодирования всех остальных диапазонов, чтобы обеспечить заданный битрейт.
Как бороться? У кодировщика LAME есть ключ -Y, который не снижает точность воспроизведения частот до 16кГц, даже если это приведёт к снижению точности кодирования высокочастотной части. Что делать с другими кодировщиками, и что они делают по-умолчанию, не знаю, не изучал вопрос.
ganzmavag
Спасибо, не знал об этой детали. Я думал в последних версиях LAME они в пресетах уже все учли, а оказалось нет.
ZaitsXL
И какой же смысл его записывать на винил? Весь смысл винила в аналоговом звуке начиная от мастер-ленты, если где то в процессе была цифровая запись, то вы по итогу получите просто плохо звучащий FLAC со щелчками и всем вот этим
DrPass
А вы думаете, вероятность найти среди выпущенных в последние два-три десятилетия виниловых дисков что-либо, имеющее в качестве первоисточника аналоговую запись, сколь-нибудь отличима от нуля? Или что в мире есть люди, способные на слух отличить качественную цифровую запись на виниле от аналоговой? ;)
ZaitsXL
Аудиофилия как вы знаете — это больше про чувства, а не про технические показатели. Да, возможно технически винил записанный с цифры звучит так же, как и записанный с ленты, но ведь не для того же люди заморачиваются прогревом проводов и покупают специальные аудиофильские USB кабели, чтобы по факту слушать FLAC. FLAC лучше слушать с цифрового проигрывателя, а не с винила
JerleShannara
Вероятность нормального мастеринга несколько выше, чем при записи на CD, как бы это не звучало по идиотски. Правда если отдать уже пропущенную через общий компрессор и лимитер запись на винил, то и там будет говно, а не звук.
alexey_c
40-60-летний винил (и, ещё, кстати, эбонит для 78 об/мин), взятый у бабушки в шкафу, вполне проигрывается.
Чего нельзя сказать о 20-летних кассетах.
ZaitsXL
Да и кассеты норм играются если качественные. С лентой как и с винилом главное не возраст, а степень износа
JerleShannara
[Зануда_Моде]
Не эбонит, а шеллак.
[/Зануда_Моде]
А с кассетами тут увы, если даже хранить в идеальных условиях и лента хорошая — всё равно будет перемагничиваться
tyomitch
Мои дедушка с бабушкой хранили магнитофонные бобины в холодильнике — верили, что так дольше не размагнитится. Гугл подтверждает, что многие так советуют.
unsignedchar
Не расслоится.
dragonnur
И раз- (точнее пере-) магнитится тоже. Есть такая штука, копир-эффект лент.
dMac
В данном случае проблема mp3 не в том, что он цифровой, а в том, что он психоакустический. То есть, считая, что слушать запись будут люди, может выкинуть «маскируемые» частоты и исказить то, что для загрузки цифровых данныъ главное — форму сигнала. Так что для «телефонной» полосы сойдет, а вот турбозагрузка спектрума с mp3 может и не получиться