Привет Хабр! Раз в неделю я рассказываю о крупнейших событиях в отрасли в России и мире. Оригинальный ролик на YouTube, ниже расшифровка.
Суперуспех Озон
Главное что случилось, это IPO Озон. IPO прошло сумасшедше успешно. Компания теперь стоит 7 млрд. долларов. Это, для сравнения, почти точно капитализация Mail.ru Group. Котировки могут чуть выше — чуть ниже даже в течение дня, но прямо очень близко в Mail.ru попали. Поздравляем всех, кто на этом заработал. Поздравляем всех, кто это делал. Поздравляем всю Россию, что появилась еще одна большая IT—компания, которая стоит очень много денег.
И посмотрим что все это значит. Во-первых — Россия стала привлекательным рынком. По мультипликаторам Озон дороже, чем Amazon. Рубль выручки в Озоне дороже, чем рубль выручки в Amazon. Это удивительно, это поразительно, но это факт. Запомним это.
Второе — Озон стал хуже местом для работы. Все те, кто пришли раньше, они имели шансы на какие-то опционы и что-то еще в связи с IPO. Те кто придут позже, они этого шанса не имеют. Зато подумайте о работе в Wildberries. В Wildberries тоже будет IPO. Не сегодня, так завтра; не завтра, так через 2 года; не через 2 года, так через 3 года. И те, кто начнут работу заранее, они имеют шанс на этом тоже хорошо заработать.
Еще одна мысль. Озон стал большой корпорацией. Озон теперь стоит 7 млрд. долларов. У Озон теперь на счету много денег. Если вы хотите продаваться, партнериться, то Озон это теперь место с котором можно разговаривать, к которому можно идти активней, чем месяц назад. Это теперь еще такой Mail.ru у нас на рынке появился, который тоже может покупать, что-то запускать, что-то еще делать. У него теперь есть все для этого.
Headhunter покупает Zarplata.ru
Прямо для иллюстрации предыдущей мысли — Headhunter покупает Zarplata.ru. Zarplata.ru — это очень старый работный сайт, популярный, в основном, за Уралом. То есть, по функционалу тот же самый Headhunter, но только гораздо-гораздо меньше. Цена покупки 3,5 млрд. рублей. Это, примерно, 4 выручки или, примерно, 11 EBITDA. Сам Headhunter торгуется на бирже и там стоит, примерно, 24 EBITDA и 12 выручек. То есть внутри Zarplata.ru будет оцениваться 2-3-4 раза дороже, чем снаружи. Сделка сразу выгодная.
Про развитие проекта Headhunter говорит, что ничего не поменяется. Это будет по-прежнему отдельный продукт с отдельной командой. Но у меня есть предчувствие, что цена публикации вакансии подорожает. Проверим через годик, но я почти уверен.
IPO ivi
И заканчивая тему IPO — ivi объявил что выходит на биржу. Числа пока не опубликованы, дата размещения пока не объявлена. Но, типо, это все вот-вот случится и в январе компания уже будет торговаться. Ну пока сказать нечего, так как еще ничего нет. Но держим кулачки, чтобы у них все получилось. Да здравствует ivi!
Акселератор Сбера
Прошел демо-день внутреннего акселератора Сбера. Это не тот акселератор, который они запускают вместе со 500 Startups, это другая ветка. Идея в том, что собираются идеи от сотрудников, которые синергетичны бизнесу Сбера, но это не основная часть его бизнеса. Сотрудники запускают свои компании, Сбербанк их акселерирует. Ну и вот случится демо-день — они привлекают внешних инвесторов.
Причем юридически с большинством компаний у Сбера нет никаких взаимоотношений, он не инвестор, не владелец. Это новые настоящие компании. Благодаря ему запущенные и имеющие какие-то выходы на заказчиков или партнерство через Сбер. Но они новые и независимые.
На демо-дне было 8 компаний. И, на мой взгляд, довольно высокий уровень. Но понятно что все они ранние, все они только запустились, выручка пока еще маленькая, но все довольно хорошо. Поздравляем всех.
Любопытная модель для Сбербанка, но она конечно больше про развитие страны, а не про бизнес самой компании. То есть сам Сбербанк на этом формально ничего не зарабатывает, компании не его, компании независимые. Наоборот, он теряет сотрудников, которые скорее всего или уже уволились, либо уволятся, если у компаний все будет хорошо.
Яндекс.Лавка в Израиле
Яндекс запустил Яндекс.Лавку в Тель-Авиве. Пока всего две точки. Работает все как в Москве и Питере — человек кликает в приложении, курьер берет продукты на маленьком складе, условно в соседнем доме, и через несколько минут их приносит клиенту.
Называется это Deli. Никакой отсылки к Яндексу ни в названии, ни в логотипе, ни в чем-то еще нет. Как бы такой независимый сервис с точки зрения клиента-израильтянина. Любопытно, что Яндекс, у которого не получилась экспансия как у поиска, теперь делает экспансию как чисто операционная компания. Продукты купил, продукты продал, курьеров нанял, склады снял — это же не IT, это чистый ритейл. И с этим он выходит в мир и, наверное, надеется, что Израиль это не последняя страна куда он выходит. И, наверно, надеется на какую-то очень глобальную экспансию. Ну и пожелаем ему удачи. Больше экспансии хороший российских сервисов.
Ommonick
>Цена покупки 3,5 млрд. рублей. Это, примерно, 4 выручки или, примерно, 11 EBITDA. Сам Headhunter торгуется на бирже и там стоит, примерно, 24 EBITDA и 12 выручек.
А можно подробнее, что в этом контексте значит «4 выручки» или «11 EBITDA»? Фигурирует ли тут какой — то временной период?