Правообладатели обвинили сервис Яндекс.Музыка в невыплате отчислений артистам, пишет «Коммерсантъ». Об этом рассказали в издательстве «Джем», которое работает с музыкантом Евгением Маргулисом, певицей Линдой и рэперами Славой КПСС и СД.
По словам представителей издательства, музыкальный сервис уклоняется от выплат в течение пяти лет. При этом сами артисты не могут даже понять, сколько им задолжали —- компания не предоставила никаких отчётов.
Гендиректор «Джема» Андрей Черкасов рассказал в интервью «Коммерсанту», что издательство заключило с Яндекс.Музыкой договор, который обязывал компанию делать выплаты каждый квартал, а также отчислять в пользу правообладателей выплаты за предыдущие годы. Осенью в компанию направили претензию с требованием предоставить отчёты, как это прописано в контракте, однако Яндекс на неё не ответил. Срок этой претензии истёк 4 декабря.
Впервые с требованием выплачивать авторские вознаграждения «Джем» обратился в Яндекс ещё два года назад, но компания отказалась, говорит Черкасов. Тогда издательство выбрало одного из своих исполнителей и подало несколько исков, которые Яндекс проиграл. При этом компания до сих пор уклоняется от исполнения судебного решения, утверждает гендиректор. После этих исков Яндекс предложил правообладателям заключить новый контракт — который и предусматривал сборы за предыдущие годы — но и его исполнять не стал. Это происходит в то время, когда музыканты массово лишаются доходов из-за пандемии и отмены концертов, отмечают в «Джеме».
Точную сумму долга в «Джеме» посчитать не могут из-за отсутствия отчётов. Поэтому издательство условно принимает минимальную компенсацию, которая установлена Гражданским кодексом — 10 тысяч рублей. В Яндекс.Музыке используется около 20 тысяч произведений, поэтому при самых минимальных подсчётах компания должна «Джему» около 20 миллионов рублей, говорит Черкасов.
Из-за конфликта с правообладателями из магазина исчезли песни десятка исполнителей, пишет «Коммерсантъ». Это подтвердили в Яндекс.Музыке: представители сервиса утверждают, что ведут переговоры с «Джемом», но они затянулись. Треки же действительно были удалены из библиотеки из-за юридических споров. В компании выразили сожаление, что из-за сложившейся ситуации страдают как артисты, так и пользователи, но заявили, что переговоры осложняются затягиванием процесса и поданными исками.
В действительности отчисления от стриминговых музыкальных сервисов не очень большие, говорит главный редактор «Интермедиа» Евгений Сафронов. По его словам, в месяц музыкальный коллектив может заработать на стримингах до 40-50 тысяч рублей на всех за месяц. При этом в процессе отчисления идут и самому издательству. Поэтому на выходе артисты получают смешные деньги, говорит Сафронов.
VinterSanta
Ничего не изменилось по сути, раньше на физических носителях посредники зарабатывали и обманывали, а сейчас на цифровых.
А по сути эта прокладка-посредник между артистом и слушателем не нужна, и не стоят они тех 30% которые берут себе за передачу денег.
Мир должен двигатся к прямым продажам сразу от артиста к слушателю или открытые агрегаторы с минимальной и обоснованной комиссией.
Также усредненное распределение денег — это грабеж. Если я заплатил Spotify 10 долларов за месяц и послушал одну песню, то по-честному эта песня должна получить мои 10 долларов, а не 0.0001. А пока казино всегда выигрывает…
kAIST
Вы предлагаете вернуться к продажам песен, как это было раньше? Захотел послушать песню, послушал превью 20 секунд, потом купил?
И заодно избавиться от площадок?
AntonHystriX
Bandcamp сейчас так и работает. Прямые продажи от артистов + фиксированная комиссия. Другое дело, что, увы, многим пользователям удобнее слушать известные сервисы с большим количеством музыки.
chupasaurus
И для kAIST там есть полное превью всех треков.
brokeruma
Вы предлагаете, чтобы у каждого артиста был свой личный сайт/приложение, с которого только и можно слушать? И денежка тогда напрямую артисту?
Сколько вы таких приложений себе на телефон поставите? 10? То есть 10 артистов?
Ну, раскрученные могут себе позволить и будут зарабатывать только больше.
А начинающие так навсегда и останутся неизвестными и без гроша по вашей системе.
eksamind
Как вариант на вскидку, это сервис где артист может напрямую продавать песни и устанавливать цену, я просто не особо знаком с такими сервисами.
Сервист предоставляет условно 5 ценовых категорий по цветам, что было легко отличить и работать с категориями. условно зеленый бесплатно, платиновый 1 доллар. и градации между ними, цена за полностью прослушанный трек. биллинг кусками по 5 секунд.
Можно установить при первой прослушке цена х, при последующих снижается в два раза и т.д. и возможность подажи безлимита для устройства на любом этапе, с понятным коэффицентом.
Слушатель закидывает условно доллар, который конвертируется в 1000поинтов. которые висяч на счету и расходуются.
Сервис получает условно 10-20%.
Можно пользоватся и слушать бесплатные условно за 1 доллар в месяц.
Сейчас вариант 5-10 платить и слушать все и непонятно кому что, так себе развлечение по отзывам создателей контента.
В таком варианте может при хорошем охвате цена стабилизируется и почти будет максимально честной.
Но это для новых и свободных треков, куча старой музыки собранных в руках лейблов наверное будет дорогой)
victoriously
Вы придумали bandcamp — начинающие исполнители так и зарабатывают, правда проблема всё та же: об этих исполнителях можно узнать только на рекомендательных сервисах типа Spotify и Я.Музыки. Тут эти сервисы выступают как реклама музыкантов. За это и платят 30%, как мне кажется.
deitry
Может быть мне так везло, но рекомендации Я.Музыки совершенно ужасны. Хуже только у ВК/Boom. Они совершенно не способствуют рекламе малоизвестных исполнителей, потому что продвигают в основном уже популярных. Spotify в этом плане лучше, но опять-таки, там присутствуют уже устоявшиеся музыканты, и что-то по-настоящему новое там найти сложно, тогда как на Bandcamp есть совершенно уникальные альбомы.
Ждём сервис, который объединит Spotify и Bandcamp.
victoriously
А у меня ситуация обратная, когда я импортнул библиотеку я.музыки в spotify, мне на протяжении недели советовало одни и те же треки, может быть 1-2 новых за плейлист я услышу. Притом музыку русских исполнителей я слушаю редко. В итоге так и остался на яндексе.