Министерство экономического развития подготовило законопроект, который подразумевает возможность корректировать или отменять нормы законов «О безопасности дорожного движения», «О защите персональных данных», Воздушного кодекса, а также закона об обязательном автостраховании гражданской ответственности для участников испытаний инновационных транспортных средств. Об этом сообщают «Ведомости».
Сейчас корректировка правил в тестовых зонах экспериментов возможна согласно принятому в прошлом году закону «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере инноваций». Тем не менее, изменения не могут противоречить действующему законодательству. Поправки от Минэкономразвития призваны решить эту проблему — они учитывают основания для временной приостановки действия нормативных актов на отдельных территориях.
В частности, разработчикам экспериментальных транспортных средств не нужно будет ставить их на учёт, как того требует нынешнее законодательство. Также может быть отменено или пересмотрено требование о страховании гражданской ответственности владельцев инновационного транспорта и их обязательного медосмотра.
Новый законопроект отчасти развяжет руки разработчикам наземных и воздушных беспилотников. Так, он позволит проводить испытания по запуску беспилотников вне зоны прямой радиовидимости — такие эксперименты, например, планируются сейчас в Томской области в рамках проекта «Тайга» Фонда перспективных исследований. Более того, законопроект даст возможность для проверки технологий, которые позволят постепенно интегрировать беспилотные воздушные судна в общее воздушное пространство России, говорит лидер рабочей группы «Аэронет» «Национальной технологической инициативы» (НТИ) Сергей Жуков. Сейчас подобных возможностей нет — Минтранс готовил концепцию такой интеграции, но она всё ещё не согласована с правительством.
Пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов отметил, что поправки Минэкономразвития будут работать совместно с Воздушным кодексом, который допускает полёты беспилотников — а новый законопроект определит, где конкретно они могут проходить.
Первые программы испытаний воздушных беспилотных средств утвердят не ранее конца 2021 года, а работа над ними начнётся не ранее 2022 года. К этому времени должны быть разработаны новые нормативные акты, которые уточняют правила работы в экспериментальных зонах.
Разработчики беспилотных автомобилей считают, что принятие законопроекта благоприятно отразится на рынке. Тестовые проекты в рамках экспериментальных правовых режимах позволят набрать необходимые данные статистики, говорит представитель компании «Яндекс», проекты по запуску беспилотных автомобилей которой сейчас работают на улицах столичного технопарка «Сколково», Иннополиса (Татарстан), Тель-Авива и города Энн-Арбор в США.