Три типичные ошибки
В разное время Allmаnd Law, и Startup Genome Report посчитали, что в начале своего существования умирают более 90% запущенных IT-стартапов.
И понятно, что попадание в 10% это в основном про удачу, но ошибки могут свести возможность везения к нулю, а вместо взлета вы получите экстренную посадку.
Недостаточно исследуют коммерческую составляющую работы и рынок
Ряд предпринимателей не изучают покупателей и конкурентов, а хотят быстрее создать продукт, пока горят идеей.
«Начинающие предприниматели не всегда понимают, сколько денег может сэкономить кастдев и исследование рынка. При расширении бизнеса или запуске нового можно упустить, что успешный опыт и прорывная идея не всегда гарантирует успех», — рассказал председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
В качестве примера Немкин привел громкие провалы эпохи доткомов — Pets.com и онлайн-бакалею Webvan, которые несмотря на огромные рекламные бюджеты и революционный на то время формат, на котором позже сделал миллиарды Amazon, не нашли признания. И речь не только об агрессивном масштабировании и завышенных бюджетах на рекламу — в конце девяностых люди были не готовы к онлайн-ретейлерам.
А если говорить о денежном планировании, то у новых проектов к старту почти всегда не остается «лишних» денег.
«Не верьте тем, кто утверждает, что инвестиции найти легко — это миф. За ограниченный промежуток времени в лучшем случае вы раздобудете небольшую сумму за значительную долю в компании», — говорит директор по развитию «Мой Автопрокат» Максим Меженков.
Поэтому бюджет нужно планировать «с запасом» и первое время идти по пути минимизации трат, чтобы не закончить деньги еще на старте.
Хотят сразу стать крупным бизнесом
Ещё одна ошибка начинающих предпринимателей, — высокие ожидания.
«Стартаперы мечтают «перевернуть рынок» и выйти за рубеж, поэтому ожидают прибыль и масштабирование в короткие сроки. Этого не происходит, а работать на первых порах приходится много. Мотивация пропадает и создатель бросает стартап», — считает Антон Немкин.
«Все избалованы мышлением стартапов, хотят сегодня миллион – завтра два. Рынку сегодня нужен взрыв, нужен резкий рост. Никто не хочет расти и развиваться 5-10 лет.», — подтверждает Максим Меженков.
Из курса на грандиозность вырастают ошибки планирования и распределения средств, например убеждение, что реклама стартапу не нужна, с деньгами возиться нечего — всё внимание уделяется только технической составляющей. Такую компанию легко узнать по несоизмеримым с размером проекта тратам, а отказ от планирования приводит ситуации, где денег уже нет, а жизнеспособного продукта еще нет.
«Однажды я работала с интересным стартапом. Проект только-только начинался, а команда разработки уже включала в себя 20 человек. Казалось бы, зачем столько человек, если на первых порах хватит и двух-трёх энтузиастов? Получила ответ: «А мы сразу наймём весь штат, чтобы потом, когда компания разрастётся, не бегать», — рассказала Оксана Бондаренко, основатель Аутсорсинговой компания «Учёт и Право».
Такие стартапы тратят деньги инвесторов на красивые офисы, персонал, прочую рабочую инфраструктуру вместо того, чтобы их отрабатывать, а сами проекты становятся пылесосами денег инвесторов без осязаемого результата и вопрос лишь в том, сколько инвесторы будут вливать деньги и ждать у моря погоды, прежде чем поймут, что никакой погоды не будет.
Вливают деньги в «яму»
С одной стороны, вливания в убыточные компании или продукты могут рассматриваться как инвестиции в повышение капитализации, которые в свою очередь, привлекают новые инвестиции и позволяют развивать бизнес и повышать его стоимость.
«Кто-то может назвать это «пузырем», но это современные реалии. Эта новая модель развития компаний и развитие инвестиций. Проблемы начинаются тогда, когда собственники компании пытаются вливать деньги в продукт, который не расширяет рынок от этих вливаний. И, как правило, это связано с отсутствием адекватной оценки со стороны и наличии якорного инвестора, который надеется не потерять вложенные средства и тем самым загоняет себя в еще большие убытки», — рассказал ведущий специалист по анализу данных Bidease Тарас Баранюк, приводя в пример в качестве компаний роста, а не стоимости Instagram, Snapchat и Tesla.
Но с другой стороны такая яма может быть денежнозатратной и изрядно потрепать компанию.
Антон Немкин в свою очередь напомнил о недавней продаже Uber своего подразделения по разработке беспилотников, которая по сути стало такой «ямой», куда, по словам одного инвесторов из компании, выбросили на ветер $2,5 млрд
«Реальность в том, что беспилотники не будут приносить прибыль, как минимум, еще несколько лет и убытки на них терпят все. Сообщество твердило как мантру, что с наступлением эры беспилотников Убер начнет получать сверхприбыль, которая с лихвой покроет многолетние миллиардные убытки, но Убер решил прекратить вливать туда деньги и разработал план Б».
iiwabor
Я как-то читал истории успеха и неуспеха разных стартапов, всегда было интересно, почему у одних получилось, а у других нет. В итоге получался такой расклад — стартовые идеи у всех были неплохие, все работали 24/7, все вкладывали все что можно, но одним (10%) где-то немного повезло и они ухватились за этот шанс и развили успех. Другим (90%) может быть тоже везло, но то ли не так сильно, то ли они не прочувствовали момент, то ли не хватило ресурсов — и не смогли развить успех и прогорели.
Но заранее предсказать кому повезет, а кому нет — невозможно и поэтому единого рабочего рецепта успеха быть не может.
Потом аналитики будут разбирать истории стартапов и найдут причины, почему изначально какой-то стартап был обречен на успех, а какой-то нет, но это уже будет притянуто за уши и этот анализ никак не поможет тем, кто решился замутить свое дело
astrologyhelp
Предсказать кому повезет, а кому нет на самом деле можно. И это не так уж и трудно.
sovaz1997
Практически невозможно
salkat
Есть ошибки, которые можно совершить и получить неудачу.
И есть анекдот про геологов и медведя, в котором надо бежать не быстрее медведя, а быстрее другого геолога.
Если стартап совершил меньше ошибок (или менее значимые ошибки), чем конкуренты, у него таки есть хорошие шансы на успех.
Так что стоит изучать ошибки, чтобы понимать, чего не надо делать