Что возьмём с собой в 2021 год?
В ушедшем году российское ИТ столкнулась с пандемией и режимом самоизоляции. Реагирование стоило финансовых потерь, но поставило бизнес на новые рельсы.
«Это год изменил подход к работе во многих компаниях. Казалось бы, карантин должен был окончательно убедить нас в нежизнеспособности удаленки, но по итогам года многие так и оставили свои сотрудников работать дома. Прямо на наших глазах опенспейсы и офисные здания уходят в прошлое. И кажется, что это навсегда», — считает председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
В этом году жизнь российскому ИТ-сектору осложнили четыре фактора:
Удаленка (изменение распорядков, удаленное обучение, изоляционная деградация, адаптация к ПО для удалённого контроля, проблема «нерабочей обстановки»)
Возросшие риски утечек данных (использование BYOD, риски критических данных, недоверие к «облакам»)
Качество кадров (пропасть между требованиями рынка и компетенциями выпускников ИТ-факультетов)
Снижение спроса и рост себестоимости ИТ-продуктов (сложное положение среднего бизнеса, заказчиками ИТ-компаний становятся крупные игроки, риски увеличивают себестоимость продуктов)
Смена условий, распорядков и традиций
Удаленка
С начала пандемии, много писали о том, сколько пользы принесет удаленка. Сократятся расходы на аренду, оборудование и расходники. СМИ писали о дистанционной работе как новом тренде, о программах для удаленного контроля и BYOD (использовании персональных компьютеров и смартфонов в рабочих целях).
Для IT этот переход был возможным, так что отрасль понесла меньше убытков, чем, например, сфера услуг и туризм.
При этом исчезли сложившиеся ритуалы, которые переводили мозги сотрудников в рабочий режим. Усложнилось живое взаимодействие между участниками проектов, руководству стало сложнее контролировать сотрудников, возникла необходимость в специализированном ПО.
«Переход на облачные сервисы, видеосовещания и приложения для управления командой не то чтобы проблема, но требует периода адаптации. С учетом отсутствия живого общения это может ощутимо тормозить работу», — упомянул Антон Немкин.
Для гиперответственных сотрудников удаленка стала настоящим стресс-тестом. Находясь дома они чаще уходили в работу, меньше отдыхали, больше утомлялись, в итоге — деградировали.
«Продуктивность работы в домашнем офисе может увеличиться, но это будет связано со снижением времени отдыха, досуга и развития. Кроме того, исчезнут привычные ритуалы, которые переводят мозг из режима отдыха в рабочий ритм. Всё это может привести к выгоранию работников, что уменьшит их эффективность», — рассказал соучредитель компании SmartHead Игорь Зильберг.
Другая крайность — это сотрудники, которые пропускали уведомления в менеджерах задач, забывали включать ПО для контроля рабочего стола и отвечать в общем чате.
Зная о рисках работодатели беспокоились, что производительность сотрудников упадет.
«ИТ-специалисты люди достаточно творческие, поэтому у нас никогда не было жестких рамок и установленного рабочего времени. Кто-то приходил в офис раньше, кто-то позже, некоторые оставались до позднего вечера или дорабатывали из дома. В любом случае, в основном сотрудники трудились в офисе, и мы видели, чем они занимаются. При переходе на удаленку мы потеряли прежний контроль за сотрудниками. Мы переживали, что работа из дома расслабит сотрудников и они будут отвлекаться на домашние дела», — сказал основатель Teamon.live Александр Процюк.
Проблемой стало и обучение новых сотрудников. Когда в команду разработчиков приходит джуниор и начинает учиться оффлайн, то при должном усердии вырастает в мидла. С удалёнкой всё иначе: время общения с коллегами ограничено, не выходит за рамки текущего проекта и процесс эволюции затягивается.
Замедляется на удаленке и карьерный рост, потому что начальство чаще повышает тех, кого видит лично, то есть работающих в офисе.
Кибербезопасность
В этом году об уязвимости BYOD и облачных сервисов говорили чаще обычного.
«Вся инфраструктура и процессы ранее были заточены только на офисную работу. Количество киберпреступлений во всем мире выросло многократно, и рынок почувствовал дефицит специалистов в области киберзащиты. Соответственно вырос спрос на обучение информационной безопасности большого количества специалистов разных должностей: начиная от основ для персонала и до кибербезопасности для инженеров-программистов», — считает директор по развитию бизнеса Южного филиала Академии АйТи Юрий Заряднов.
Утечки через облака, риски внедрения вирусов и шпионских программ, угрозы критическим данным, появление дыр в корпоративном ПО. И все это на фоне дефицита специалистов по кибербезопасности. С начала пандемии профессионалы из этой области перегружены работой, большинство заняты безопасностью компаний перешедших на удаленку.
Снижение спроса и покупательской способности клиентов при росте себестоимости ИТ-продуктов
Глобальные изменения спроса на фоне пандемии снизили доходы заказчиков ИТ-продуктов Это отразилось на запросах клиентов и бюджетах ИТ-проектов. При этом растет себестоимость продуктов, так как приходится закладывать риски в их стоимость, учитывать расходы на сервисы контроля и управления.
«Ряд крупных клиентов отложили плановые вложения в информационную безопасность до лучших времен, ограничившись теми средствами, что у них сейчас есть, и взяв на себя повышенные риски. Компании малого и среднего бизнеса и бюджетные учреждения также, несмотря на возросшие риски компьютерных атак и потери данных, сократили бюджеты на обеспечение информационной безопасности, а муниципальные органы власти обнулили все свои бюджеты на все, что не связано с борьбой с коронавирусом», — рассказал Александр Оводов, основатель Ovodov Cybersecurity.
Традиционно считается, что экономический кризис не коснулся ИТ-бизнеса в полной мере, но все не так просто.
«Он остаётся на плаву за счет денежного потока из крупных корпораций, у которых темы цифровой трансформации и формирования цифровых экосистем сейчас на пике. Но если на протяжении 2–3 лет экономическая ситуация не выправится, то можно ожидать волну банкротств, реструктуризаций и поглощений ИТ-компаний», — считает Игорь Зильберг.
По его словам, малый и средний бизнес отказался от разработки цифровых продуктов и перешел в режим выживания, стараясь заработать и сохранить деньги здесь и сейчас. И если раньше в ИТ-бизнесе 70–80% денежного потока шло от крупных корпораций или госструктур, то теперь эта цифра достигает 90% или даже больше.
«Люди не готовы инвестировать и рисковать, что снижает количество проектов», — подытожил Зильберг.
Проблема качества кадров
В текущем году разрыв между результатами высшего ИТ-образования и потребностями рынка обострился ещё больше. Дистанционное обучение снизило качество ИТ-образования, к которому и до этого были вопросы.
Знания и навыки, которые приобретаются студентами в российских ВУЗах критически отличаются от того, что востребовано ИТ-рынком. В случае с разработчиками часто выгоднее нанять фрилансера, занимавшегося самообучением, чем выпускника профильного ВУЗа, которого придется учить заново.
«Нужно объединение ИТ-компаний с профильными вузами для пересмотра государственных стандартов и адаптации образовательных программ под нужды ИТ-бизнеса», — считает юрист по госзакупкам и бизнес-тренер Неля Чурина.
Войти в 2021-ый
Главный факторы для ИТ-руководителя сейчас — это адаптация и сокращение коммуникативного ПО, то есть упрощение процессов управления и контроля. Для ограничения количества каналов общения разумно использовать один мессенджер и один таск-менеджер для постановки задач. Так проще концентрироваться. Выполнение работы без контроля рабочих столов снизит стресс и, возможно, увеличит производительность. Компаниям с обилием критических данных есть смысл создать корпоративный софт, использовать собственные серверы, не допускать использование BYOD.
Применение устройств сотрудников, требует внедрения системы норм безопасности. В случае с критическими данными, например, бухгалтерскими, защищенный рабочий компьютер отправляется домой к специалисту. Обмен конфиденциальной информацией должен надежно шифроваться, а почта и мессенджеры использоваться с учетом их уязвимостей.
Решение для HR — это концентрация на практическом опыте, навыков кандидата и деформализация подхода к найму. При найме ключевых сотрудников важно предлагать максимально комфортные условия. Наличие редкого скила может не повториться у очередного кандидата.
Повлиять на повышение себестоимости и снижение покупательской способности практически невозможно. В 2021 году эти явления надо просто учитывать при планировании работы и ценообразовании.
Disrevoid
В части про удаленку очень уж много раз упоминается про «контроль сотрудников» и у меня, как довольно у довольно «зеленого» человека в профессиональной сфере не совсем укладывается это в голове.
Для чего руководству эти постоянные, чаще всего бесполезные, совещания? Зачем руководство хочет чуть ли не 100% контроля нам сотрудниками и их рабочим процессом, при это на удаленке с использованием ПО, которое в повседневной жизни приравнивалось бы к зловредам? (всякие мониторинги экранов, кейлоггеры и им подобное ПО для шпионажа)
И ведь при этом получается, что само руководство вносит в своё же дело меньше полезного результата, чем его работники, ибо целыми днями только и делает, что следит за тем, как работают другие.
Я, конечно, понимаю, что есть много не совсем честных работников, которые сидят и ничего не делают, но почему часто измерительной мерой является не конечный результат, а то, сколько жизнечасов он потратил за работой? Ведь кто-то за несколько часов может справиться с задачами, на которые некоторые тратят несколько дней. Разве такой работник менее продуктивен? Просто у меня на личном примере бывали случаи, когда давали задание, на которое выделяли, например, целый рабочий день и выполнив его за несколько часов, тем оставшись без дела, ко мне были вопросы, мол «почему не работаешь?». Хотя когда я подобные задачи пытался растягивать на день, а то и на несколько дней, ни у кого никаких вопросов ко мне не было.
Почему к бесполезным «разговорам у кулера» особо никаких претензий у работодателя нет, но вот к десятиминутной прогулке во время удаленки есть?
Изначально, еще только когда я начал работать, думал, что такие случаи единичны и что «мне просто не совсем повезло», но со временем начал замечать то, что много где об этом упоминается. Ровно, как и заметил значительный рост спроса на шпионское ПО для работодателей во время массового перехода на удаленку.
Спрашиваю это всё не с целью кого-то задеть, а лишь из-за того, что я хочу понять, почему оно так происходит, чисто из любопытства новичка в этой сфере жизни.
Kroid
Представьте, что ваш начальник вообще не представляет, чем вы занимаетесь. То есть, он конечно примерно осознает, какой должен быть конечный результат, но не более того. Вся ваша деятельность для него выглядит магией.
Как ему понять и оценить вас и вашу работу, если вы гораздо более квалифицирован в этой области, а сам результат работы не пощупаешь руками?
Слежка за работником такому человеку даст хотя бы иллюзию того, что у него всё под контролем. Он не сможет оценить работу, но он хотя бы сможет увидеть, что работник что-то делает.
Disrevoid
Если он считает это магией, то пусть даёт магии исполняться? Как там говорится, «фокусники не раскрывают секреты своих фокусов»?
Человеку даётся задача — он её выполняет, она приносит хоть какой-то импакт и как-то заметна (будь то сайт, программа, процесс облегчения/автоматизации какого-то процесса). Разве это нельзя назвать «пощупать»?
Да, конечно, работодатель будет спокоен, у него всё под контролем. Только вот почему-то никто не думает, что для работника это может создавать дополнительный стресс, дополнительное волнение, давлениче с чуством, что «кто-то постоянно стоит за спиной и пристально наблюдает за тобой» и другие лишние мысли, которые будут мешать продуктивному выполнению задачи (например постоянные мысли о том, что «вдруг меня проверят, когда я буду думать над задачей? Надо всегда делать вид, что я что-то делаю, постоянно показывать какую-то фальшивую активность»)?
ldmi
Если начальник не представляет чем я занимаюсь и не может контролировать работу по выполненным задачам, то у меня для такого начальника есть неприятные новости…
andreyverbin
Я работаю удаленно и руковожу распределенными командами уже 10 лет и вот что могу вам сказать.
tl;dr; — спрос на трекеры вызван не глупостью руководства, а реальными проблемами, которые просто так не решаются.
В волшебном мире руководство ставит задачу, а разработчик ее решает, а если решить не может, то быстро это понимает и обращается за помощью. В реальности большая часть разработчиков способна эффективно решать только те задачи, которые они до этого уже делали. Часто бывает так, что разработчик застревает в решении задачи и проводит в этом состоянии очень много времени (дни, недели, месяцы и даже годы). Сам разработчик в это время искренне считает, что столкнулся с сложной задачей, которую никто никогда до него не решали и вот прямо сейчас он разрабатывает что-то революционное. Хотя на самом деле он просто дошел до границы своей компетентности и ходит кругами или придумывает адский велосипед. Если не следить за тем, сколько времени и на что разработчик тратит, то понять что он застрял невозможно. Часто задача «решена», а затем «чиним баги» в течение месяцев, это частный случай этой проблемы. Еще бывает, что прошел уже месяц, а задача на 2 дня все еще не решена, таймтрек скажет, что на самом деле разработчика просто отвлекали на что-то более срочное. Такое часто (постоянно) бывает в матричных структурах, когда мелкие задачи постоянно прилетают из нескольких источников.
Кроме того некоторая часть удаленных сотрудников либо вообще не работает, либо работает на двух или трех проектах одновременно. Особенно так любят делать фрилансеры и если у вас команда фрилансеров человек из 20, то минимум пара из них точно так делает. Руководитель видит, что они неэффективны и чтобы разобраться нужны данные.
Мерой работы является конечный результат, но получать деньги за результат (фикс кост) никто не хочет, поэтому оплата идет по часам. Верить разрабу на слово нельзя, следить нужно, поэтому трекеры так распространены.
Никто не тратит на это дни, таймтрек достается когда начинается разбор полетов. То есть сначала руководство заподозрило проблемы из-за плохих результатов, затем достали таймтрек и подтвердили или опровергли.
Правильно спрашивали, потому что если решил задачу быстрее, то нужно обратиться за следующей, а не ждать, пока руководитель обратит внимание. Но такое поведение распространено и решением опять же является трекер. Вместо того чтобы бегать к каждому разрабу с вопросами — «а ты уже свободен или еще занят на задаче» проще посмотреть куда он трекает время прямо сейчас. Это особенно важно в удаленной команде. Я встречал людей которые могли 2 недели сидеть без задач, а потом предъявлять претензии типа «а чего это денег так мало? вы про меня забыли, а я теперь отдуваюсь!» Как будто руководитель обязан только за ним следить и заботиться о его загрузке. Повторюсь — это частое явление, десятки процентов разработчиков так делают.
Есть работодатели которым насрать на вашу прогулку. Те кто крупнее и хотят выстроить процессы обычно очень жестко подходят к таймтреку. Невозможно отличить «прогулку чтобы подумать» от «прогулки чтобы покушать» то все прогулки остаются «вне закона» и не оплачиваются. Все понимают, что это не идеально, но для больших распределенных команд по другому сложно, будут злоупотреблять.
Disrevoid
В принципе, против обычных таймтрекеров я ничего не говорил. Да и тем более сам считаю таймтрекинг довольно полезной и интересной штукой, как в личной жизни, так и на рабочем месте. Я скорее говорил про откровенно шпионские программы, когда у «контролёра» буквально есть возможность в любой момент заглянуть в твой экран, проверить кнопки, которые ты нажимал (тем самым, кстати, узнав все пароли, которые ты вводил) или же вообще начать удаленно управлять твоим устройством без твоего ведома.
Иметь какие-то адекватные методы отслеживания выполнения работы — хорошо, а вот тотальная слежка уже не очень, вот я к чему это всё
В моём случае оно работало именно так, что я сдавал свою задачу, числился как «свободный», новых задач не поступало, но поступали претензии в виде «почему не работаешь». То есть в глазах управления это выглядит так, что если у них нет для меня задач, я всё равно не должен сидеть без дела и сам должен себе найти что-то. Всё же меня нанимают как рядового программиста, а не как «программист-менеджер-ещекто», ровно как и оплата труда производится по ставке одной профессии (я уж не говорю о том, что как «программист» проходится выполнять работу и фронта и бэка и еще с железом возиться).
Этот момент, кстати, тоже не особо укладывается в моё понимае того, как в профессиональной сфере всё работает. Почему, заключая контракт на одну роль, мне приходится выполнять работу нескольких разных ролей (опять же, получая оплату только за одну). И это, как я замечаю, очень частая практика в различных сферах деятельности.
Тут я скорее не понимаю этого именно в сравнении. Почему разговоры в офисе «у кулера» на десятки минут о том, как кто провёл свои выходные — нормально, но выйти подышать воздухом или даже просто быстро перекусить на удалёнке — плохо. По сути, что одно, что другое можно расценивать как трата рабочего времени на личные дела, но только к одному относятся спокойно, а к другому есть претензии. По мне так и то и другое должно как-то пресекаться или хотя бы вычитываться из законно положенного перерыва.
Данным примером я скорее выразил недопонимание к тому, почему практически идентичные ситуации на удаленке более жестко регулируются, нежели в офисе.
Грубо говоря, мне как-то трудно приходится с работой, пытаясь логикой понять происходящее, нежели «делать то, что говорят и быть послушным».
andreyverbin
Откровенно шпионские трекеры, которые позволяют прямо видеть что конкретно набирается или снимать видео с экрана или вообще управлять, мне не встречались.
Ну например, задача длится от 2 до 24 часов, вы завершили задачу в 13 часов и готовы еще работать часов 5-6. Дейли у вас будет завтра утром. Менеджер занят своими делами, он не следит за статусом конкретно вашей задачи в реальном времени. Так что если вы сами не пойдете к менеджеру, то получится, что вы будете сидеть 5-6 часов без дела. Против этого руководство и протестует.
Потому что компания это такая «коробочка», которой на вход жизнь подкидывает задачи, а на выходе деньги, продукты, счастливые и не очень клиенты. Поток на входе имеет определенные статистические характеристики, там может быть перемешан фронт с беком и железо с разными весами. А еще есть установившиеся в конкретном социуме категории типа «фронтендер», «бекендер» и «эмбедер», к которым люди себя относят и в рамках которых работает рынок труда. Вакансии формулируются именно в этих категориях, потому что ничего другого нет.
Понятно, что hr-категории одни для всех компаний, но у каждой компании характеристики потока задач разные. Какой-то компании нужно 100% фронтенда, а у другой 10% фронт, 5% железо и 85% бек и так далее. В итоге имеем то, что имеем — «приходится выполнять работу нескольких разных ролей».
Я эту проблему решал так — у человека есть рейт, который зависит от его самого прокачанного скила. Если это крутой фронтендер и немного бекендер, то у него рейт как у крутого фронтендера. А если я его прошу сделать что-то на беке, то плачу я ему как крутому фронтендеру. Провозится он долго и я заплачу высокий рейт за джуниорскую работу, но я на это могу пойти, если так складывают обстоятельства. При этом сам фронтендер должен быть не в обиде, он получает по максимуму. Если же сотрудник сидит на зп, то тут приходится придумывать всякие надбавки за смежные скилы и обязательно кто-то будет недоволен.
Потому что у удаленщиков, в целом, больше проблем с дисциплиной и потому что есть средства и методы, для контроля. Запретить разговоры у кулера можно, но это навредит морали значительно сильнее, чем принесет пользы.