Что возьмём с собой в 2021 год?

В ушедшем году российское ИТ столкнулась с пандемией и режимом самоизоляции.  Реагирование стоило  финансовых потерь, но поставило бизнес на новые  рельсы.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

«Это год изменил подход к работе во многих компаниях. Казалось бы, карантин должен был окончательно убедить нас в нежизнеспособности удаленки, но по итогам года многие так и оставили свои сотрудников работать дома. Прямо на наших глазах опенспейсы и офисные здания уходят в прошлое. И кажется, что это навсегда», — считает председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

В этом году жизнь российскому ИТ-сектору осложнили четыре фактора:

  1. Удаленка (изменение распорядков, удаленное обучение, изоляционная деградация,  адаптация к ПО для удалённого контроля, проблема «нерабочей обстановки»)

  2. Возросшие риски утечек данных (использование BYOD, риски критических данных, недоверие к «облакам»)

  3. Качество кадров (пропасть между требованиями рынка и компетенциями выпускников ИТ-факультетов)

  4. Снижение спроса и рост себестоимости ИТ-продуктов (сложное положение среднего бизнеса, заказчиками ИТ-компаний становятся крупные игроки, риски увеличивают себестоимость продуктов)

Смена условий, распорядков и традиций

Удаленка

С начала пандемии, много писали о том, сколько пользы принесет удаленка. Сократятся расходы на аренду, оборудование и расходники. СМИ писали о дистанционной работе как новом тренде, о программах для удаленного контроля и BYOD (использовании персональных компьютеров и смартфонов в рабочих целях).

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Для IT этот переход был  возможным, так что отрасль понесла меньше убытков, чем, например, сфера услуг и туризм. 

При этом исчезли сложившиеся ритуалы, которые переводили мозги сотрудников в рабочий режим. Усложнилось живое взаимодействие между участниками проектов, руководству стало сложнее контролировать сотрудников, возникла необходимость в специализированном ПО.

«Переход на облачные сервисы, видеосовещания и приложения для управления командой не то чтобы проблема, но требует периода адаптации. С учетом отсутствия живого общения это может ощутимо тормозить работу», упомянул Антон Немкин.

Для гиперответственных сотрудников удаленка стала настоящим стресс-тестом. Находясь дома они чаще уходили в работу, меньше отдыхали, больше утомлялись, в итоге — деградировали.

«Продуктивность работы в домашнем офисе может увеличиться, но это будет связано со снижением времени отдыха, досуга и развития. Кроме того, исчезнут привычные ритуалы, которые переводят мозг из режима отдыха в рабочий ритм. Всё это может привести к выгоранию работников, что уменьшит их эффективность», — рассказал соучредитель компании SmartHead Игорь Зильберг.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Другая крайность — это сотрудники, которые пропускали уведомления в менеджерах задач, забывали включать ПО для контроля рабочего стола и отвечать в общем чате.

Зная о рисках работодатели беспокоились, что производительность сотрудников упадет.

«ИТ-специалисты люди достаточно творческие, поэтому у нас никогда не было жестких рамок и установленного рабочего времени. Кто-то приходил в офис раньше, кто-то позже, некоторые оставались до позднего вечера или дорабатывали из дома. В любом случае, в основном сотрудники трудились в офисе, и мы видели, чем они занимаются. При переходе на удаленку мы потеряли прежний контроль за сотрудниками. Мы переживали, что работа из дома расслабит сотрудников и они будут отвлекаться на домашние дела», — сказал основатель Teamon.live Александр Процюк.

Проблемой стало и обучение новых сотрудников. Когда в команду разработчиков приходит джуниор и начинает учиться оффлайн, то при должном усердии вырастает в мидла. С удалёнкой всё иначе: время общения с коллегами ограничено, не выходит за рамки текущего проекта и процесс эволюции затягивается. 

Замедляется на удаленке и карьерный рост, потому что начальство чаще повышает тех, кого видит лично, то есть работающих в офисе.

Кибербезопасность

В этом году об уязвимости BYOD и облачных сервисов говорили чаще обычного.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

«Вся инфраструктура и процессы ранее были заточены только на офисную работу. Количество киберпреступлений во всем мире выросло многократно, и рынок почувствовал дефицит специалистов в области киберзащиты. Соответственно вырос спрос на обучение информационной безопасности большого количества специалистов разных должностей: начиная от основ для персонала и до кибербезопасности для инженеров-программистов», — считает директор по развитию бизнеса Южного филиала Академии АйТи Юрий Заряднов.

Утечки через облака, риски внедрения вирусов и шпионских программ, угрозы критическим данным, появление дыр в корпоративном ПО. И все это на фоне дефицита специалистов по кибербезопасности. С начала пандемии профессионалы из этой области перегружены работой, большинство заняты безопасностью компаний перешедших на удаленку.

Снижение спроса и покупательской способности клиентов при росте себестоимости ИТ-продуктов

Глобальные изменения спроса на фоне пандемии снизили доходы заказчиков ИТ-продуктов Это отразилось на запросах клиентов и бюджетах ИТ-проектов. При этом растет себестоимость продуктов, так как приходится закладывать риски в их стоимость, учитывать расходы на сервисы контроля и управления.

«Ряд крупных клиентов отложили плановые вложения в информационную безопасность до лучших времен, ограничившись теми средствами, что у них сейчас есть, и взяв на себя повышенные риски. Компании малого и среднего бизнеса и бюджетные учреждения также, несмотря на возросшие риски компьютерных атак и потери данных, сократили бюджеты на обеспечение информационной безопасности, а муниципальные органы власти обнулили все свои бюджеты на все, что не связано с борьбой с коронавирусом», — рассказал Александр Оводов, основатель Ovodov Cybersecurity.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Традиционно считается, что экономический кризис не коснулся ИТ-бизнеса в полной мере, но все не так просто.

«Он остаётся на плаву за счет денежного потока из крупных корпораций, у которых темы цифровой трансформации и формирования цифровых экосистем сейчас на пике. Но если на протяжении 2–3 лет экономическая ситуация не выправится, то можно ожидать волну банкротств, реструктуризаций и поглощений ИТ-компаний», — считает Игорь Зильберг. 

По его словам, малый и средний бизнес отказался от разработки цифровых продуктов и перешел в режим выживания, стараясь заработать и сохранить деньги здесь и сейчас. И если раньше в ИТ-бизнесе 70–80% денежного потока шло от крупных корпораций или госструктур, то теперь эта цифра достигает 90% или даже больше.

«Люди не готовы инвестировать и рисковать, что снижает количество проектов», — подытожил Зильберг.

Проблема качества кадров

В текущем году разрыв между результатами высшего ИТ-образования и потребностями рынка обострился ещё больше. Дистанционное обучение снизило качество ИТ-образования, к которому и до этого  были вопросы.

Знания и навыки, которые приобретаются студентами в российских ВУЗах критически отличаются от того, что востребовано ИТ-рынком. В случае с разработчиками часто выгоднее нанять фрилансера, занимавшегося самообучением, чем выпускника профильного ВУЗа, которого придется учить заново. 

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

«Нужно объединение ИТ-компаний с профильными вузами для пересмотра государственных стандартов и адаптации образовательных программ под нужды ИТ-бизнеса», —  считает юрист по госзакупкам и бизнес-тренер Неля Чурина.

Войти в 2021-ый

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Главный факторы для ИТ-руководителя  сейчас — это адаптация и сокращение коммуникативного ПО, то есть упрощение процессов управления и контроля. Для ограничения количества каналов общения разумно использовать один мессенджер и один таск-менеджер для постановки задач. Так проще концентрироваться. Выполнение работы без контроля рабочих столов снизит стресс и, возможно, увеличит производительность. Компаниям с обилием критических данных есть смысл создать корпоративный софт, использовать собственные серверы, не допускать использование BYOD. 

Применение устройств сотрудников, требует внедрения системы норм безопасности. В случае с критическими данными, например, бухгалтерскими, защищенный рабочий компьютер отправляется домой к специалисту. Обмен конфиденциальной информацией должен надежно шифроваться, а почта и мессенджеры использоваться с учетом их уязвимостей.

Решение для HR — это концентрация на практическом опыте, навыков кандидата и деформализация подхода к найму. При найме ключевых сотрудников важно предлагать максимально комфортные условия. Наличие редкого скила может не повториться у очередного кандидата.

Повлиять на повышение себестоимости и снижение покупательской способности практически невозможно. В 2021 году эти явления надо просто учитывать при планировании работы и ценообразовании.