Вещательная телекоммуникационная компания Sky из Великобритании дважды выиграла споры относительно торговых марок у технологического гиганта Microsoft. Речь идет про известные сервисы Microsoft — самый лучший файлообменник Skype и облачное хранилище OneDrive.



Фейл №1. Одна из крупнейших компаний в мире — Microsoft приняла решение о регистрации торговой марки своего сервиса Skype на территории Европы. Телекоммуникационная вещательная компания Sky, торговая марка которой уже была зарегистрирована в Евросоюзе, решила, что название Skype слишком похоже на Sky и может вводить пользователей в заблуждение.

Помимо этого, в логотипе Skype присутствовало изображение облака, которое создавало даже более сильную ассоциацию с небом (sky (англ.) — небо). Британская компания обратилась в люксембургский суд для защиты своих прав и провела опрос среди жителей Европы, который показал, что многие люди воспринимают два этих бренда как один и тот же.

Решение суда было не в пользу Microsoft, а затем американская компания проиграла и апелляцию. Хотя Microsoft не смогла провести регистрацию ТМ Skype, британская компания Sky позволила им использовать это наименование для сервиса, однако Skype обязан выплачивать за это регулярные лицензионные платежи.

Фейл №2. Когда корпорация Microsoft решила провести европейскую регистрацию своего сервиса облачного хранилища, тогда еще называвшегося SkyDrive, британский медиа-конгломерат Sky снова обратился в суд для защиты своей торговой марки из-за наличия в названии слова «sky».

Дело дошло до Верховного Суда, который в июне 2013 года постановил, что название SkyDrive нарушает права на торговую марку Sky. Для урегулирования этого спора Microsoft была вынуждена переименовать свой сервис в OneDrive, что и произошло в 2014 году.

Компания Sky считается настоящим «монополистом» на слово «sky». Они выиграли суды у целого ряда компаний, среди которых разработчик компьютерных игр Hello Games с их известной игрой No Man’s Sky, американская технологическая компания Livescribe и их умная-ручка Sky Pen, а также американский облачный стартап SkyKick.

Торговая марка — это не роскошь, а необходимость


Товарный знак или торговая марка (ТМ) — это визуальный знак, применяемый в отношении товаров и услуг, который отличает один продукт от другого. Когда покупатель приобретает/пользуется товаром или услугой определенной торговой марки, это придает ему уверенность, что он получит именно то качество, которое гарантирует ему производитель.

Основная цель товарного знака — идентификация торгового или коммерческого происхождения товаров или услуг. Таким образом, торговая марка отражает престиж и репутацию определенного товара.

Закон ни от кого не требует регистрировать собственный товарный знак для ведения бизнеса. Если вы соблюдаете все юридические нормы и платите налоги, то, технически, для успешного развития больше ничего не нужно.

Однако, если вы не провели регистрацию своей ТМ, юридически у вас нет законных прав на собственное наименование или бренд. Мало того, вы уже можете и не владеть им. Если вы используете наименование своего бизнеса, URL-адрес, название компании или бренда без официальной регистрации товарного знака – это небезопасно.

В любом случае, если у Вас нет зарегистрированной торговой марки, другая сторона, у которой есть регистрация ТМ, может обладать более широкими правами на Ваше фирменное наименование или бренд, и заставить Вас удалить свой URL-адрес или даже изменить название компании.

Малый бизнес и торговая марка


Многие владельцы малого бизнеса могут подумать, что они недостаточно закрепились на рынке, для оправдания расходов на регистрацию товарного знака. Такая экономия денег сейчас может оказаться более затратной в будущем. Будет неприятно, если вы попадете в категорию бизнеса, который тратит кучу времени и денег на свой бренд только для того, чтобы обнаружить, что другое лицо уже использует то же или похожее название для своего бизнеса или продукта.

Существуют различные причины, по которым вы, как владелец малого бизнеса, подвергаетесь большему риску не зарегистрировать свой товарный знак, чем более крупный бизнес. Чем вы меньше, тем больше защиты необходимо.

Суть в том, что более крупные компании обычно имеют финансовые и юридические средства для полной защиты в соответствии с законодательством о товарных знаках, то есть они находятся в лучшем положении для защиты своего дела.

Даже если вы уже начали свою деятельность, еще не поздно провести регистрацию своей ТМ:

  • Регистрация товарного знака дает его владельцу законное право на его использование
  • Наличие зарегистрированной ТМ дает гораздо больше возможностей для защиты своих прав
  • Обладая правами на ТМ, можно предотвратить путаницу между похожими продуктами.
  • Владение зарегистрированным товарным знаком — лучший способ гарантировать полный контроль над своей интеллектуальной собственностью.

Ниццкое соглашение, принятое ООН, распределило всевозможные товары и услуги по классам — тематическим категориям. В Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ) входят 45 классов: с 1 по 34 товары, далее — услуги.

Украина присоединилась к соглашению 1 июня 2000 года, а с начала 2020 года вступила в силу 11-я редакция этой классификации.

Регистрация ТМ: EUIPO, WIPO и национальная регистрация


Существует 3 способа регистрации ТМ: национальная, международная и региональная. Помимо прочего, эти способы отличаются по территориальному признаку, то есть по количеству конкретных территорий — стран, где будет охраняться ваша торговая марка. Товарный знак действует только в той стране или странах, в которых был зарегистрирован.

1. Национальная регистрация происходит при прямом обращении в патентное ведомство конкретной страны, а регуляция и особенности этого процесса зависят от ее законодательства. Обычно, такая процедура сложнее двух других способов, но, если выбранная страна не является членом Мадридского Соглашения и не входит в региональные союзы, другой возможности не существует.

2. Международная регистрация происходит по Мадридской процедуре и осуществляется при помощи Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности или WIPO. Мадридская система представляет собой удобный механизм для управления и регистрации ТМ по всему миру.

К Мадридскому Соглашению присоединились уже 124 страны и теперь после подачи единого заявления и оплаты конкретного набора пошлин в WIPO, можно провести регистрацию вашей ТМ во всех странах Соглашения одновременно или выбрать необходимые территории. Таким же способом можно управлять вашими ТМ, вносить в них изменения, расширять охват, продлевать срок действия.

Если в какой-то из стран будет найдено совпадение с вашей торговой маркой, то в регистрации на этой территории будет отказано, но процедура регистрации в других странах продолжится.

3. Региональная регистрация осуществляется в пределах территорий нескольких стран:

  • Евросоюза (European Union Trademark)
  • Бенилюкса (Benelux Trademark)
  • Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI Trademark)
  • Африканской региональной ассоциации интеллектуальной собственности (ARIPO Trademark).

Для проведения регистрации ТМ в Европейском Союзе вы можете воспользоваться услугами WIPO или подать заявление в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза, или EUIPO.

Основные нюансы регистрации торговой марки в Евросоюзе:


  • Если вам откажет одна страна ЕС, то вы получите отказ от регистрации своего товарного знака по всему Евросоюзу
  • Если в ЕС вступает новая страна, то ваша торговая марка получает автоматическую регистрацию в ней без каких-либо действий с вашей стороны
  • Если страна выходит из ЕС, то правовая охрана вашей ТМ на ее территории прекращается
  • Защита товарного знака осуществляется 10 лет с возможность неограниченного количества продлений по 10 лет за раз
  • После процедуры регистрации у вас есть 5 лет, чтобы начать использовать свою ТМ в какой-то из стран ЕС. В противном случае регистрация может быть аннулирована.
  • Вам могут отказать в регистрации ТМ, если уже существует зарегистрированная торговая марка, похожая до степени смешения с вашей. Существует услуга предварительного поиска на совпадения по Евросоюзу в целом или по каждой стране.

«Чем раньше, тем лучше», а не «никогда не поздно»


Как работать без торговой марки в 21 веке? Спокойно, если у вас скромный бизнес в регионе, вы не ставите грандиозных планов и не вкладываетесь в рекламу. Но если у вас планы чуть помасшабнее — регистрация торговой марки важное и нужное дело, которое в будущем поможет вам сэкономить деньги и нервы. Не нужно повторять ошибок Skype, в 21 веке торговая марка играет существенную роль в развитии любого бизнеса, включая малый. Нет смысла тратить время и деньги на «раскрутку» бренда, владельцем которого может стать кто-то другой.