29 марта 2021 года «Тинькофф банк» подал в Арбитражный суд Москвы иск к МТС на 1,1 млрд рублей. Исковое заявление заведено в картотеке арбитражных дел. Третьим лицом в судебном споре между «Тинькофф банк» и МТС выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Согласно тексту искового заявления, «Тинькофф банк» обвинил МТС в злоупотреблении «доминирующим положением путём установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги SMS-рассылки, а также создания дискриминационных условий».
Первый лист искового заявления.
По информации Forbes, МТС не согласна с исковыми требованиями банка и намерена отстаивать свою позицию.
В мае 2019 года ФАС признала, что сотовые операторы МТС, «Т2 Мобайл» (Tele2) и «Вымпелком» («Билайн») нарушили закон о защите конкуренции. Фактически стоимость их услуг для организаций была в 10 раз выше, чем стоимость аналогичных услуг для организаций с госучастием в капитале. Это создавало дискриминационные условия и противоречило антимонопольному законодательству. Кроме того, ФАС определила, что операторы установили монопольно высокие цены на услугу СМС-рассылки. Ведомство выдало операторам связи предписания, в связи с которыми они должны были снизить тарифы.
Представитель «Тинькофф Банка» уточнил, что МТС «длительное время не исполняло предписание ФАС о прекращении нарушений антимонопольного законодательства», а по некоторым тарифам СМС-рассылок стоимость услуг оператора даже увеличивалась.
По тексту иска, банк оценил в один миллиард рублей свои убытки от установления и поддержания монопольно высоких тарифов на СМС-рассылки. Еще около ста миллионов рублей в заявление банка составляют требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
«Тинькофф банк» пояснил «Интерфакс», что в ближайшее время кредитная организация подаст аналогичные иски против остальных операторов из «большой четверки». Сумму по этим искам он не озвучил.
v1000
Иронично, что при этом себестоимость SMS практически нулевая
Barabek
Статья 2008г. Но, с другой стороны, какое это имеет значение? Оператор вложился в оборудование, оператор устанавливает рыночные расценки. Или это не честно и нужно заставить его снизить стоимость для банков?
DrPass
Речь же идёт как раз о том, что оператор для одних организаций устанавливает низкие расценки, для других — высокие. Это уже не рыночные методы. Если бы для всех цена была бы одинаковая, претензий бы не было. Хотя с другой стороны, Тинькофф же не из своего кармана это платит, а на клиентов перекладывает…
Barabek
Для всех цена не может быть одинаковой, хотя бы потому, что решения для разных сегментов разные. Для банков системы антифрода, противодействия мошенничеству, для малого бизнеса — таргетирование, для рассылок OTP-кодов свои нюансы. Для МЧС — конечно иные цены и механизмы рассылок. И разные требования у разных продуктов.
DrPass
Насколько мне известно, всё вышеперечисленное — один-единственный сервис: предоставить клиенту API с функцией «отправить указанный текст на указанный список номеров», он совершенно одинаков для всех указанных применений, будь-то банковский ОТП-код или там уведомление о шторме от МЧС. Да и с чего бы ему отличаться? Ну разве что разные тарифы в зависимости от количества сообщений в отчетном периоде.
vladkorotnev
Ну, например, году в 2008 после замены потерянной симки банковские ОТП-коды переставали приходить, пока в отделении не подтвердишь, что это ты её поменял, а не кто-то левый. Т.е. как минимум нужно хранить IMSI при активации услуги и давать отлуп, если текущий IMSI абонента изменился. Для рекламы это не нужно, для МЧС тем более.
struvv
то есть для банков с гос участием цена ниже в 10 раз потому что у них нет защиты?
vladkorotnev
А вот это уже и предстоит выяснить в разбирательстве :-)
Кстати, вполне может быть, я проверял на альфа-банке, может на сбере её и нет.
fshp
Лет 5 назад переносил номер с Теле2 на МТС. СМС банк у Тинькофф отвалился, у сбера смс продолжили приходить на другого оператора.
Конечно все могло поменяться за это время.
mikaakim
Любопытно, предположу, что в этом есть резон ибо рассылка смс внутри сети оператора и вне сети оператора может иметь разные расценки
RozetkaOtUnitaza
С билайна на теле2 и у сбера отвалились смс. Было чуть меньше года назад.
Barabek
Ну пока из статьи совершенно не очевидно, идет ли речь именно о банках (с гос. участием) и точно ли про абсолютно аналогичные услуги. Не ясно, что с чем сравнивают.
Barabek
Это не просто API. Представьте, если этот API сломался, допустим для пачки ИП, рассылающих свои рекламы и акции. Или для того же МЧС с рассылками о погоде (большинство и не заметит). И сравните, если такая же проблема случится для Сбера по всей стране.
Как минимум, это очень разные требования по доступности сервиса, разные по масштабу репутационные риски.
DaemonGloom
Никакой разницы, для банков эти сервисы ломаются столь же регулярно, как и для всех остальных. Опция повторной отправки СМС не просто так есть в каждом таком поле ввода.
DrPass
Для клиентов сервиса — в каких-то случаях да. А для оператора? Разве он предлагает разные уровни SLA за разную стоимость, и тем более фактически несёт разные расходы за поддержку одного и того же сервиса?
Это не говоря про то, что, SMS сам по себе не является сервисом гарантированной доставки сообщений.
Barabek
Знаю одни банк, у которого свой отдельный SMSC в контуре оператора.
TimsTims
три шкуры10 шкур.devprodest
Где речь про гос банки? Там про компании с госучастием, про банки не сказано.
edogs
ivan2kh
Ты мой хороший
Am0ralist
Да, а несвободный — это когда несколько операторов, контролирующие рынок, выставляют ценники выше, чем если бы был свободный рынок.
Вот только выставлять государству черевато, а с бизнеса можно стричь
edogs
Archius11
По вашей логике тогда и картели должны быть разрешены. Не бывает и не должно быть абсолютно свободного рынка.
AntonioXXX
С рыночными расценками проблем нет, операторы бы конкурировали, но у них был картельный сговор.
Barabek
Картельный сговор это не хорошо. Это мнение Тинькова или уже установленный факт?
koshi-dono
Продолжение этой истории.
AntonioXXX
ФАС прямым текстом это вроде так и не заявила: fas.gov.ru/publications/20453, но не официально говорилось именно об этом. Хотя может и говорила, я не знаю есть ли такой термин в нашем законодательстве или это по-другому называется.
impexp
Несмотря на то, что «вложился», полная себестоимость (включая все соотнесённые расходы по направлению обслуживания и амортизацию) на интервале планирования, допустим, 5 лет, будет околонулевая. То есть, эти затраты УЖЕ входят в неё. Всё, что сверху – жЫр от монополии.
Приведу аналогию: операторы с смс сейчас поступают так, как будто передача данных по пакетным протоколам коммутации (например, отправка email) стоит для них, как передача по канальным протоколам коммутации (отправка MMS).
vvpoloskin
Обожаю такие объяснения. Ну вы организуйте своего федерального оператора, потратьтесь на инфраструктуру, и ставьте нулевые расценки.
Есть куча «но», почему для некоторых проектов цены будут значительно дешевле, чем для других. Если я подписываю с парикмахером договор на 5 лет вперёд, что стригусь у него раз два месяца при оплате за год вперёд, естественно, что стоимость разовой стрижки будет дешевле, нежели ходить каждый раз заново.
Areso
У них есть карманный оператор.
Непонятно, почему бы не использовать его. Возможно, это вышло бы дешевле.
anonymous
Предлагаете всех клиентов банка обязать для получения смсок иметь симку нужного оператора?)
alexs0ff
для ИПшников/юриков такое ввели. Покупали кассовый аппарат — там только предустановленные симки двух операторов, хотя в местности где предполагалось использовать его — нормально работает третий.
QDeathNick
Интересно зачем вам минус влепили и не написали. Эвотор в кассах заставил свои симки только использовать. Послали их, подключили через wifi.
alexs0ff
Да, в этом и дело — что прецеденты есть. Т.е. они впарили совершенно ненужные услуги и вертитесь как хотите.
DaemonGloom
Скорее всего — потому что комментарий не по теме был.
То, что для кассового аппарата или терминала требуют симку конкретного оператора никак не соотносится с предложением потребовать конкретного оператора у всех клиентов банка.
Ark1774
Им судя по всему ФАС атата сделала(я сам писал жалобу туда на монопольное использование). У меня одна касса на их симке, вторая так и осталась на моей, хотя по срокам должна была заблокироваться. Надо первую проверить, но тарифа подходящего не находится.
DistortNeo
Ну так они и завлекают людей на него, предоставляя неплохие скидки на связь пользователям банковских услуг.
samsuperhero
Да нет никаких но… :)) «магия внутри федерального оператора» уже лет 10 как ни для кого не «магия», и единственное что обосновывает цены на СМС, так это то, что это единственный ± защищенный способ доставки защищенной сессионной информации до физлиц.
А поэтому цены формируются по принципу «отжать по максимуму», а не на базе издержек.
И да, я прекрасно знаю как устроена кухня внутри оператора мобильной связи.
euroUK
Это совсем неправда.
Инфраструктуру нужно строить и содержать. А еще и СМС устаревшая технология которую нужно виртуализировать и поддерживать.
GruBBy_kz
то есть в этом случае виртуализация — не экономия, а обуза?