Если вы не хотите, чтобы ваш проект закончился на этапе разработки дизайна, или пользователи не убежали к конкурентам от увиденного - дизайнера нужно выбрать с умом, о чем я расскажу в этом материале.
Я постаралась систематизировать в этой статье свой опыт подбора множества дизайнеров на проекты самой различной сложности: от пакета баннеров, лэндинга до интерфейса No-code платформы без ТЗ. Материал будет полезен тем, кто впервые подбирает дизайнера на проект или получает дизайн не того качества, которого хотелось бы.
Поймите - кто конкретно вам нужен
Дизайнеры, как и программисты все - разные. Как 1С-программист не напишет вам CMS на Python, так и дизайнер лэндингов не сделает прототип CRM, которым будет удобно пользоваться.
Запомним следующее:
UX дизайнер/UX инженер/UX аналитик: занимаются разбором требований, пишут ТЗ, создают CJM и, иногда, прототипы.
UI дизайнер: создает дизайн на базе прототипа, ТЗ, CJM и прочей информации. Часто заказчики поручают разработку сложных продуктов с нуля UI дизайнеру, и это самые большие грабли, которые только можно представить.
У дизайнера часто есть специализация. Мой коллега, который делает только интернет-магазины, прокачал себя в этом настолько, что конверсия его работ высока в любой тематике, за которую он бы ни взялся - практически без предварительного анализа. Однако, графический дизайн простой презентации способен отнять у него массу времени и энергозатрат.
В итоге, если вам нужен простой лэндинг - для него, как правило, хватит и UI дизайнера с ТЗ в зубах. Если нужен прототип CRM, упаковка стартапа - ищем жесткого аналитика, UX инженера с опытом разработки подобных решений.
Для средних, крупных проектов стоит присмотреться к студии, у которой в портфолио есть схожие проекты. Не стоит думать, что один человек способен совмещать в себе 5 профессий, при этом - не выгорать, оставаться психически здоровым долгое время.
Картину “человек и дирижабль” в одном лице я видела несколько раз, однако такие персонажи часто имеют свойство раз в полгода залетать в лечебные учреждения о желтых стенах или сидеть на препаратах, убивающих работоспособность и кое-что ещё.
Внимательно изучите портфолио дизайнера
Ниже описаны общие рекомендации, которые поштучно и в некоторых случаях - могут не работать. Однако, если вы встречаете в работах дизайнера сразу несколько ошибок - скорее всего, лучше отказаться от сотрудничества.
Насколько работы похожи? Не раз видела портфолио дизайнеров, где 3-5-7 магазинов подряд являются просто перекрашенными версиями друг друга. С таким дизайнером “новую” кашу не сваришь.
Есть ли работы, схожие по направленности с вашей? Планируете делать магазин? Не поручайте его дизайнеру, у которого 10 баннеров, 3 лэндинга и 1 сайт услуг. И не верьте тому, кто скажет “разберусь”. Интернет-магазины подразумевают множество специфики, которую нужно сначала понять, прожить, выстрадать, а потом уже применять.
Какие используются шрифты? Часто начинающие дизайнеры грешат тем, что выбирают или неудачные, нечитаемые шрифты, от которых режет глаз, или просто вставляют “стандарт” в виде Arial по всем макетам. И то, и другое - повод отказать.
Есть ли работы, созданные для крупных компаний? Если у дизайнера есть опыт работы, скажем, с одним из крупных банков России - значит, как минимум, он стрессоустойчив. Если эти работы не выглядят как кусок понятно чего - значит, еще и хитёр, раз смог сделать что-то хорошее в условиях постоянно меняющихся требований и множества стейкхолдеров. В общем, несколько крупных компаний, доверившихся этому дизайнеру, вряд ли сильно ошиблись все сразу.
Скученность элементов или, наоборот, слишком много воздуха. Если вы смотрите на экран и не понимаете, куда смотреть, потому что за внимание спорят много блоков с информацией, или разные цвета вас отвлекают - этого дизайнера следует избегать. То же и с “воздухом”: одна строчка текста на экране плюс картинка где-нибудь в уголке - повод убедиться в адекватности дизайнера и посмотреть на другие работы.
Как с адаптивностью работ? Удивительно, но в 2к21 некоторые дизайнеры делают мобильные версии по остаточному принципу, хотя мобайл - это отдельная и сложная разработка. Посмотрите, делает ли дизайнер мобильные версии своих сайтов, насколько они удобны в использовании, не грешат ли они слишком малым/слишком большим количеством информации на экран. Если мобильных версий нет вовсе - право слово, не стоит.
Что с цветами? Если в проекте больше 3-4 цветов, или цвета спорят за внимание - в 99% случаев перед вами колхоз. Также следует обратить внимание на то, выделены ли CTA элементы (например, кнопки “Купить”, “Заказать”, “Перезвоните мне”) отдельным, контрастным цветом? Если да - это хороший знак. Планируя проект на большую аудиторию - помните, что далеко не все люди умеют правильно различать цвета, и дизайнер с соответствующим опытом будет очень полезен в таком деле.
Я отбираю дизайнеров по большему количеству критериев, однако выше описан тот шортлист, с которого полезно начать. Если у вас появится желание разобраться в дизайне подробнее - рекомендую начать с изучения базовых правил UI/UX дизайна и далее, в их свете, рассматривать конечные работы дизайнеров.
Попросите верстальщика посмотреть один из проектов дизайнера
Допустим, дизайнер прошел проверку по качеству работ и сейчас вы хотите понять - насколько быстро ваш верстальщик справится с выполнением проекта. Просто запросите у дизайнера доступ к Figma/PSD любого предыдущего большого проекта. Если откажется - это уже тревожный звоночек.
В готовом дизайне можно понять, насколько дизайнер позаботился о верстальщике, соблюдает ли он сетку и адекватные требования к макету. Незаконченный с точки зрения технических требований дизайн может увеличить срок верстки, разработки на несколько недель.
Не менее важна поддержка дизайнером результатов работ. Может получиться так, что требования бизнеса изменятся в процессе внедрения проекта и, если даже при просмотре старых макетов там наблюдается хаос, вряд ли вам будет легко работать с этим исполнителем.
Не стесняйтесь спрашивать рекомендации
Конечно, если вам нужны баннеры или обложка для социальной сети - в рекомендациях нет никакого смысла. Однако, если вы планируете разработку сайта или корпоративного решения за сотни тысяч рублей - нет ничего зазорного в том, чтобы спросить рекомендации, телефоны, мессенджеры предыдущих заказчиков. У опытных специалистов, которые работают за адекватный бюджет (1500-4000р/час) и достаточно давно, с этим обычно не бывает проблем.
Как минимум, несколько раз я натыкалась на агрессию со стороны исполнителя, когда спрашивала о рекомендациях. Каждый раз дополнительное изучение этой персоны и опрос предыдущих заказчиков давали мне понимание, что работа с ним завела бы проект в трясину эмоций и недопонимания.
Адекватный дизайнер даже с не очень адекватным заказчиком постарается расстаться так, что о нем в профессиональном плане нечего будет сказать кроме “не сложилось”. Если дизайнер “ведется” на эмоции или провоцирует их сам - вы не будете решать задачи бизнеса. Лучше просто запомнить: на фрилансе (речь о российских фриланс-площадках) много токсичных людей, которые находятся там, в том числе, потому, что удаленно мало кто видит их токсичность, и ваша задача - таких людей к проекту не допустить.
P.S. Если на той площадке, где вы нашли дизайнера, у него нет отзывов, спросите где они есть. Если их нет вообще нигде - лучше откажитесь. И помните что отзывы - не равно живые рекомендации.
Попросите показать готовые сайты
Да, UI дизайнер рисует картинки. Да, он не отвечает на 100% за конечный результат в виде сайта. Однако, спустя много лет работы дизайнером, просьба “показать готовые сайты” мне не кажется такой уж неадекватной.
Дело в том, что если дизайнер качественно сдал макеты, подготовил ТЗ для верстальщика и базово протестировал результат на своих устройствах - сайт не будет выглядеть как то, что стыдно показать. Наличие хороших сайтов по ссылкам часто значит, что дизайнеру важно то, что он делает, и он старается помочь заказчику, а не просто поменять деньги на время.
Предложите заключить договор или безопасную сделку
Когда заказчик предлагает мне заключить договор, единственное что я спрашиваю - оформим на самозанятого, ИП или ООО? Предполагаю, ООО есть далеко не у всех, а вот оформить самозанятого можно за 5 минут. Наличие статуса или ИП у дизайнера свидетельствует о том, что он серьезно относится к своей работе. Также, у ответственного дизайнера всегда есть рамочный бриф, договор, который он готов прислать по запросу.
Если дизайнер наотрез отказывается оформлять безопасную сделку, мотивируя тем что “решения всегда принимают в пользу заказчика”, и договор, потому что “морока с документами” - морока чаще всего будет с ним.
К слову, о безопасной сделке. Конечно, это хорошее решение для некоторых случаев, однако придется положиться на модерацию площадки. Ввиду специфичности услуг дизайна, я стараюсь заключать свой договор, в котором прописано количество концепций, итераций правок и другие особенности, что и рекомендую делать вам.
Оцените личное общение
Насколько внимателен дизайнер? Например, вы задаете 2 вопроса в одном сообщении. Если вам отвечают на один, причем такое повторяется не раз - думайте сразу о том количестве правок, которое будете писать, и сколько раз будете просить их исправить.
Не боится ли он задавать вопросы, не строит ли из себя мачо, говоря что все понятно? Чем сложнее проект - тем больше вопросов заказчику я задаю, чтобы убедиться, правильно ли я его поняла. Неправильно понятое ТЗ = реальный шанс на то, что половину проекта придется переделывать.
Предложил ли дизайнер заполнить бриф, передать ему подробности проекта? Если брифа нет, как и других документов - один тревожный звоночек у вас есть.
Насколько грамотно и адекватно он общается? Если со второго сообщения в вас “тыкают” и говорят на сленге - стоит задуматься.
Работайте по адекватным ценам и соблюдайте договоренности
С моей точки зрения, в ценовой категории “200-1000 рублей в час” непрофессиональных и откровенно странных дизайнеров гораздо больше, чем в категории “1500-2500 рублей в час”. В первом случае, вы можете делать проект за 100.000 рублей 3 месяца, а во втором за те же деньги проект будет готов через 2 недели. В общем, попытка сэкономить часто будет стоить долгих поисков, большей вероятности возможных проблем, обильного списка правок и увеличения сроков.
И наконец, очевидное: соблюдайте договоренности и не заваливайте дизайнера десятками далеких от дизайна вопросов. Лучше изучить его анкету, работы, обсудить с понравившимся кандидатом 30 минут по Zoom и принять решение: работать или нет. Для найма на постоянную основу, критерии, конечно, другие, однако никто не мешает попробовать сделать с дизайнером 1-3 проекта, а затем, рассмотреть в качестве постоянного сотрудника.
Буду рада услышать о вашем опыте подбора дизайнера на проект!
recbol
Достойный такой лонгрид)
Познавательно ?