Вторая часть репортажа о поездке на космодром "Восточный". Здесь мы посмотрим на ракету "Союз" в стартовом сооружении, пройдемся по унифицированному техническому комплексу и посмотрим на пуск.
Наиболее полно ощущение присутствия передает 360° видео.
Мы попали на космодром после вывоза, ракета уже установлена в стартовом сооружении, над которым сейчас стоит мобильная башня обслуживания. Ракета еще не заправлена, но перед башней стоит заправщик перекиси водорода. Она используется как рабочее тело для привода турбонасосов - разлагается на катализаторе, превращается в горячий парогаз и крутит турбину, стоящую на одном валу с насосами, качающими горючее и окислитель в камеру сгорания.
Особенностью семейства ракет-носителей "Союз" является то, что они устанавливаются в стартовое сооружение за середину. Это изящное технологическое решение, при котором нагрузки на стоящую на старте и летящую ракеты получаются очень близкими. Также самую широкую часть, хвостовую, убрали под стартовое сооружение, снизив ветровую нагрузку.
Район крепления более крупным планом. Синее - фермы-опоры, желтое - подвижные фермы обслуживания, они крепятся на башне и отводятся перед тем, как башня отъезжает за час до пуска.
К ракете подведено множество коммуникаций - заправочные и прочие. Серая труба с выступами в самом низу кадра - система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.
Серый металлический шланг вдоль фермы-опоры - система дренажа кислорода. Жидкий кислород постоянно испаряется из баков заправленной ракеты, и, поскольку башня обслуживания закрытая, испарения дренируют наружу, чтобы не создалось опасной концентрации кислорода в замкнутом объеме. Но вообще закрытая башня обслуживания имеет больше плюсов, нежели минусов. Главный из них - удобство работы людей, укрытых от холода, осадков и ветра.
Смотрим вдоль фермы-опоры, в ней есть лаз.
Белые цилиндры - "укротитель гравитации" или, по-простому, противовес. Когда ракета при старте поднимается на 49 миллиметров, клыки ферм-опор выходят из карманов, и фермы-опоры откидываются сами по себе без каких-либо моторов.
Выходим наружу. Вот одна из четырех тележек, на которых передвигается башня обслуживания. У тележек есть основные и резервные моторы, которые обеспечивают скорость движения до 12 метров в минуту.
Совсем рядом со стартом притаился один из автоматических пожарных гидрантов.
Спускаемся на минус третий этаж и оказываемся в нише кабины обслуживания. Перед пуском кабина складывается и отъезжает по рельсам ближе к нам. Защитная обшивка (серое в нижней части кабины) закрывает проем и защищает кабину обслуживания от вырывающегося из дюз пламени с температурой более 2000°С.
Поднимаемся в кабину обслуживания и оказываемся прямо под ракетой. Двигатели закрыты красными защитными кожухами.
Один из четырех боковых блоков первой ступени. На нем 4 больших маршевых камеры сгорания и 2 маленьких подвижных рулевых, собранные в один двигатель РД-107. На центральном блоке (второй ступени) стоит двигатель РД-108, имеющий 4 маршевых и 4 рулевых камеры сгорания.
Отлично виден обтекатель, внутри которого поворачивается рулевая камера сгорания.
Черное справа - удерживающие хвостовую часть ракеты устройства. Белое прямо по центру, к которому подведен белый провод, - один из датчиков, формирующих сигнал "контакт подъема".
Поднимаемся обратно на поверхность. Любопытная конструкция - стопор для мобильной башни обслуживания.
Перемещаемся на унифицированный технический комплекс, из которого собранная ракета отправилась на старт. На входе под стеклом стоит аэродинамический руль с первого пуска с Восточного и привезенный из тех же районов падения рулевой двигатель бокового блока.
В монтажно-испытательном комплексе (МИК) ракет-носителей заканчиваются работы по размещению оборудования после вывоза ракеты - можно заметить, что у одного из кранов опущен крюк. Слева стоят собранные в один поезд передвижной агрегат термостатирования и транспортно-установочный агрегат. Справа в чехлах расположились детали ракет-носителей "Союз".
Учебный стенд стыковки боковых блоков к центральному.
К стене прижато оборудование рабочего места ракеты-носителя "Союз". В этой части ангара уже скоро его начнут заменять на рабочее место для "Ангары", места и оборудования для работы с "Союзом" в одной части МИКа и "Ангарой" в другой хватит.
Удобно, когда практически у всего есть табличка с подписью. Вот это вот, например, - "комплект механо-технологического оборудования 373СМ82".
Трансбордерная галерея соединяет все три ангара - МИК ракет-носителей, МИК космических аппаратов и разгонных блоков, а также склад блоков.
Переходим в склад блоков. Здесь ведутся работы по монтажу барокамеры диаметром 9 метров для пилотируемого корабля "Орел".
Монтаж основных деталей почти закончен, прорезаются технологические отверстия.
Рядом стоят контейнеры, в которых на космодром приехали 36 спутников OneWeb.
Изначально пуск должен был состояться 27 мая. Но по техническим причинам его перенесли на резервную дату спустя сутки. К счастью, наши билеты обратно еще давали шанс посмотреть на вторую попытку. На фото выше следящий телескоп с камерами для съемки улетающей ракеты.
Ночь, идет дождь, от старта до нашей наблюдательной площадки два километра, поэтому надежды заснять хоть что-то у меня тают.
Но вот звучат команды "Пуск!", "Зажигание!", "Предварительная!", "Промежуточная!", "Главная!", "Подъем!" И ракета отрывается от земли. На фото первые мгновения ее полета, фермы-опоры уже разошлись в стороны, ракета уже летит, но пламя двигателей еще под стартовым столом и не засвечивает кадр.
Масса ракеты в примерно 300 тонн и тяга двигателей в районе 450 тонн - это умозрительные цифры и слова. А вот зрелище факела от двигателей, который заметно больше ракеты, и, кажется, в высоту имеет градусов сорок (неужели мои глаза превратились на время в бинокль?) - это яркий опыт. Ракета летит вежливо, она не оглушает и не ослепляет, но на несколько секунд ночь превращается в день, а грудная клетка отчетливо дрожит от звуковых волн. Еще через несколько мгновений полностью засвеченное небо гаснет - ракета пробила несколько уровней облачности, и ее свет уже никак не доходит до нас. И тут ты слышишь по громкой трансляции "шестьдесят". Вот оно, волшебство века технологии - тебе кажется, что прошло всего несколько мгновений после старта, а равнодушные приборы фиксируют, что полет продолжается уже целую минуту.
Едем на старт. Здесь парит израсходованная больше чем наполовину цистерна какого-то сжиженного газа.
Стартовое сооружение после пуска. Фермы-опоры раскрыты в момент старта, кабель-мачта отведена за несколько минут до, мобильная башня обслуживания отъехала за час до запуска.
Ракета-носитель отработала благополучно, очередь за разгонным блоком "Фрегат". Люди, которые готовили ракету и пуск, уже могут праздновать. Идет торжественное построение и вручение памятных подарков.
Нам пора в обратную дорогу. Уже потом придет подтверждение, что пуск прошел успешно, 36 спутников OneWeb выведены на заданную орбиту. В общем, это было круто. Надеюсь, после пандемии Роскосмос будет развивать туризм, возможность посмотреть на пуск ракеты, почувствовать на себе ее вежливую мощь - это уникальный и очень классный опыт, который стоит получить в своей жизни.
Благодарю Роскосмос за приглашение на пресс-тур.
rroyter
Крутой репортаж! Я бы съездил на старт если/когда будут пускать.
Не могли бы пояснить момент с нагрузками на земле и в полете. Почему держать ракету за талию выгодно и почему другие ракеты так не работают?
lozga Автор
Потому что нагрузки на старте и в полете получаются очень близкими. Почитайте вот тут у Б.Е. Чертока о том как принимали те или иные решения. А сейчас разве что у китайцев в «Великих походах» 5 и 7 можно встретить пакетную схему, обычно ступени одна над другой (иногда встречаются сравнительно небольшие ускорители, как на «Атласе 5»). Но у китайских ракет и боковые блоки крепятся по-другому.