X5 Group — это более 18 000 магазинов «Пятёрочка» и «Перекресток» по всей стране. И именно от логистики и эффективности транспортных процессов зависит насколько быстро и своевременно нужные товары будут оказываться на полках. Ранее мы уже рассказывали о том как устроен автозаказ и как мы обновили архитектуру системы мониторинга автотранспорта. Сегодня продолжим посвящать вас во внутреннюю кухню Х5 Transport.
1. На чем "держится" логистика Х5 Group
Логистический каркас построен на нескольких решениях:
SAP ERP – корпоративная система управления ресурсами предприятия
X5 Transport – мобильное приложение для водителей, получение и назначение водителей на рейс.
TMS ORD/LTL – система планирования и оптимизации маршрутов.
WMS NQ/EXCEED – система управления складом.
WMОS Manhattan – система управления складом.
СОМ – система оперативного мониторинга транспорта. Об этой системе мы вам рассказывали ранее в статье.
Оптимизация процессов логистики требует постоянного изменения в системном ландшафте, как в части доработок бизнес-логики, так и в части архитектуры. Поэтому мы уже начали рассматривать возможности внедрения таких решений как SAP TM, взамен используемых в настоящий момент систем управления транспортом, но об этом мы вам расскажем чуть позже в следующих постах.
2. В чем состоял бизнес-кейс
X5 Transport, как и любая транспортная компания, всегда хочет быть конкурентоспособной в части тарифообразования, даже когда речь идет о внутрикорпоративном рынке перевозок, ведь тарифы на перевозку также влияют на стоимость товара на полке. В качестве одного из драйверов снижения тарифов нами было найдено решение по оптимизации работы водителей.
Суть решения состоит в том, что водитель, завершающий свою смену и готовящийся к окончанию рабочего дня, может помочь своему сменщику (которому он передает автомобиль) в его дальнейшей работе, мы назвали это «Выручай-рейс.
Водитель, завершающий смену, вместо ожидания пересменки, может с пользой провести это время, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика. Эта инициатива также стимулируется материально – водитель, который выручает, получает за это вознаграждение.
Анна Блынских, Начальник управление развития городского экспедирования БЕ «Транспорт»
3. Как мы это автоматизировали
На старте проекта, весь учет и планирование «выручай-рейсов» выполнялся частично вручную в Excel, частично в SAP диспетчерами на местах. Вознаграждения за выручай-рейсы учитывались также в ручном режиме.
Когда обдумывали план по автоматизации, приняли решение решение, что ограничимся планированием «выручай-рейсов» в ORD, автоматизацией базовых процессов и начисления вознаграждений в SAP. Планировали не затрагивать WMS-системы и документооборот в принципе. Согласовали с юристами, что процесс будет легитимный, и мы можем просто делать вычерки в транспортных накладных, которые печатаются на складах.
Что такое вычерки – водителю печатаются товарно-сопроводительные документы на груз, там указан водитель, который выручает своего коллегу. В момент передачи документов и груза другому водителю, которого он выручает, необходимо зачеркнуть фамилию, сходить к диспетчеру АТП (авто-транспортного предприятия) и завизировать это печатью и подписью.
В итоге все же пришлось заняться доработкой WMS-систем и изменением документооборота, так как ранее согласованный процесс очень сильно повлиял на трудозатраты и ресурсы диспетчера, которых оказалось недостаточно для того, чтобы обработать весь пул выручай-рейсов, пришлось бы нанимать дополнительный штат специалистов.
Мы начали прорабатывать новый процесс документооборота, который все же привел нас к доработке WMS-систем. Суть нового процесса заключалась в печати транспортной накладной с указанием двух водителей и интеграцию изменений в процесс карусельной печати на РЦ, только на это мы потратили около месяца, в первую очередь на согласования с бизнес-заказчиками, т.к. необходимо было учесть все процессы, всю цепочку поставок, согласовать решение с методологами, бухгалтерами и налоговиками, также наложился факт выпуска Минтрансом новой редакции транспортной накладной в январе 2021 года.
Александр Тарасенков, Руководитель проектов БЕ «Технологии»
4. С какими проблемами мы столкнулись в процессе автоматизации
Основной проблемой для нас явилась, как вы уже наверное догадались, доработка WMS-систем. Команде пришлось изыскивать ресурсы внутренних специалистов для того, чтобы вписаться в уже новые сроки проекта.
Параллельно с планированием доработок базовой WMS, команда проработала автоматизацию в целевой WMS-системе Manhattan, которая уже находится на стадии тиражирования. Пришлось договориться с командой внедрения Manhattan и встроиться в их сборку для тиражирования, тем самым мы снизили нагрузку на проектную команду выручай-рейса в части мониторинга качества тиража функционала на РЦ.
Сама суть доработок WMS систем заключалась в настройке процесса склада для двух водителей по одному рейсу, ведь это по сути явилось новшеством для компании, раньше была исключительно связка 1 водитель = 1 рейс.
5. Как пришли к результату
О том, как решили проблему с разработкой WMS систем рассказали в предыдущей части статьи, но повторимся – нам удалось мобилизовать несколько команд. Первая команда – релизная, которая обеспечила нам базовые доработки WMS NQ Exceed без привлечения дополнительных людей. Для этого, пришлось поработать с пулом задач в релизах, договориться со смежными заказчиками о более высоком приоритете нашего проекта. Вторая команда – проектная, нам удалось встроиться в сборку WMOS Manhattan для дальнешего тиражирования на РЦ.
По мере реализации проекта были сделаны и другие доработки:
Доработками системы планирования ORD занимался вендор. При выборе пула смен система ORD автоматически определяет те смены, которые подходят для планирования выручай-рейса, исходя из остаточного времени рейса. Доступно как ручное, так и автоматическое планирование.
Система рассчитала время доступное на предзагрузку 229 минут. (рисунок 3).
Автоматизацией процессов SAP занималась внутренняя команда Х5. Был автоматизирован расчет начисления вознаграждения за выручай-рейс – расчет происходит автоматически, после закрытия путевого листа в режиме онлайн.
Доработками системы оперативного мониторинга транспорта занимался вендор. Система в режиме online «разделяет» рейсы на основе выявления факта прибытия и убытия из геозоны «пересменки», также строит аналитическую отчетность в разрезе двух водителей по рейсу.
Функционал получения заказов, подписания и передачи ЭТРН для водителей реализован в нашем мобильном приложении для водителей X5 Transport.
6. Какие выгоды получили от внедрения
В первую очередь мы рассчитываем на снижение нагрузки на комплектацию – мы можем загрузить машину раньше, а не в момент пиковой нагрузки на склад, таким образом оптимизируется количество комплектовщиков и выравнивается нагрузка на склад в высокий сезон.
Если говорить об объемах, то выручай рейс сейчас доступен на 6 складах торговой сети «Пятерочка», что составляет, примерно 200 рейсов в день. Ежеденевно в выручай-рейсе учавствует 400 водителей. К концу года эта цифра вырастет до 350 в сутки (700 водителей), а если этим заинтересуется Перекресток, то это еще плюс 100 выручай-рейсов (200 водителей).
Что касается затрат на перевозки, то стоимость выручай-рейса для торговой сети на 4% ниже стоимости обычного рейса. Транспортные средства, используемые при выручай-рейсах, оборачиваются более эффективно.
Новый процесс документооборота, о котором мы говорили выше, позволил сократить трудозатраты диспетчеров АТП на обработку документов. Для работы по старому процессу и без автоматизации, необходимо было расширять штат диспетчеров на АТП до четырех вместо двух.
7. Перспективы развития решения
В качестве основного направления развития решения мы видим автоматизацию процесса передачи электронной транспортной накладной (ЭТРН). Сейчас эту задачу решает диспетчер АТП нажатием на кнопку – документооборот электронный, но подтверждение человека все равно необходимо. В перспективе мы хотим сделать передачу ЭТРН полностью автоматизированной и не зависящей от диспетчера. Процесс будет запусться после выписки путевого листа на водителя, которого выручают. Передача будет сопровождаться генерацией акта приема-передачи транспортного средства, что позволит разграничить зоны ответственности двух водителей (передающего и принимающего). Таким образом, после утверждения Минтрансом формата ЭТРН, у нас будет польностью автоматизированый выручай-рейс.
Никита Семин, Руководитель направления проектов БЕ «Технологии»
Комментарии (12)
iiwabor
05.08.2021 13:51+2Прошлые пару недель в Пятерочках в моем городке в Подмосковье были полупустые полки - по слухам из-за забастовки грузчиков. Похоже - за IT-шным хайпом про людей забыли как всегда
AndreyMyagkov
05.08.2021 15:56Подтверждаю, в Приволжском ФО часть полок пустые, как в начале корона кризиса
firewind1
06.08.2021 10:28Прошлой неделей, и за неделю до этого сеть Додо в Мск и Подмосковье испытывала очень жестокие проблемы с ингредиентами, потому что поставщик решил перейти на SAP, накладные не печатались, без никто никуда не ехал. Интересно, мог получится идеальный шторм, но легонький такой
mtop
05.08.2021 14:02+1хороший кейс, заберу себе в копилку на реализацию на предприятии где я работаю, спасибо
Kutyrs
05.08.2021 14:05Поддержу авторов предыдущих комментариев: автоматизация — это здорово.
Но теперь на полках Пятерочки стало меньше товара.
Goodwinnew
05.08.2021 14:40+3>Водитель, завершающий смену, вместо ожидания пересменки, может с пользой провести это время, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика.
И фару ему на лоб (С)
А если серьезно — компания (отдельные суперменеджеры) реально ожидает, что человек может работать в режиме робота?
Т.е. водила после полной смены (которую он откатал по городу) — должен не только передачей машины заниматься — он еще и контролем загрузки для нового водителя заняться. Понятно, что это дело мотивировали деньгами.
Вот только у уставшего водителя проблема с внимательностью… Не просто же так они по сменам работают, а не 24 часа в сутки.
Интересен конечный результат за период: месяц, квартал. В деньгах, в ошибках при загрузке и пр.
Судя по дырам на полках и забастовкам грузчиков — как-то это связано :(tvr
05.08.2021 15:28+3И фару ему на лоб (С)
Для тех, кто не.Военная часть… Курилка. Сидят 4 лейтенанта. Один предлагает идти к командиру части проситься в отпуск. Встали пошли. Заходит к командиру первый:
— Товарищи полковник, лейтенант Пупкин. Разрешите в отпуск.
— Да ты че! В отпуск, говоришь? Давай рацпредложение — пойдешь в отпуск!
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой в одну сторону машет? Давайте ему вторую косу привяжем, пусть косит налево и направо!
— Молодец! В отпуск!
Заходит второй:
— Давай рацпредложение…
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет? Давайте ему к косе привяжем вилы, пусть сразу в кучки складывает!
— Молодец! В отпуск!
Заходит третий:
…
— Давай рацпредложение…
— Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет, траву в кучки складывает? Давайте к нему привяжем тележку, пусть сразу и отвозит!
— Молодец! В отпуск!
Заходит четвертый:
…
— Давай рацпредложение…
— Не знаю.
— Ну-у-у-у… Так иди думай. Придумаешь приходи!
Выходит лейтенант на крыльцо, закуривает нервно, стоит «репу морщит».
И тут подходит к нему этот солдат. С этой хреновиной в руках с привязанной тележкой, весь потный, обессиленный. И злобно так, спрашивает у лейтенанта:
— Чё, товарищ лейтенант, в отпуск хотите?!
— Да-а…
— Б…ь, рацпредложение не можете придумать?!
— Да-а…
— Б…ь, ФАРУ МНЕ НА ЛОБ!!! ФАРУ!!! ЧТОБЫ НОЧЬЮ КОСИЛ!!!
a0fs
05.08.2021 17:34Так и не понял, зачем такие сложности. Машина и водитель, вообще ИМХО разные сущности. Водитель вернул машину в РЦ (пересечение ворот), тем самым закрыл свой рейс, отметилось время. После этого машина обслуживается и попадает в планирование на рейсы в очереди. При необходимости, если в смене водителя осталось время, он её подаёт под загрузку. Загрузка происходит по планшетам, и склад формирует фактическую загрузку, и формируются документы в электронном виде. После загрузки уже тот водитель, который повезёт груз подходит к принтеру, которых может стоять батарея, сканирует QR из приложения на планшете/телефоне, ему отдаются накладные на все точки, которые уже по факту визируются и он едет. То есть машину рассматриваем отдельно, а водителя на неё планируем отдельно. А не вот этот человекомашинный комплекс с переходным состоянием "у первого водителя смены не хватит на следующий рейс, поэтому пусть он загрузит, а второй разгружать будет". Здесь есть вопросы с экспедицией, но если рассматривать сборку тележки (та хрень на колёсиках, которая в сетях и является местом груза) отдельно, то есть привязывать комплектовщика к этой тележке, накладывая на него ответственность за сборку и учёт собранного, и качественно опечатывать, на ценный груз используя прочные чехлы, на малоценку использовать продуманные механизмы опечатывания и фотоотчёты, может получится даже несколько гармоничней.
X5RetailGroup Автор
19.08.2021 16:57добрый день!
Есть машина, как непрерывный ресурс и есть водитель, как ограниченный во времени ресурс. За каждой машиной закреплен экипаж водителей, из-за необходимости производить пересменку согласно графика сменности водителей, без потерь в эффективности транспорта, предлагается схема «выручай рейса». Вместо ожидания сменщика, водитель помогает ему, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика. Каждое ТС передается из рук в руки между 2-мя водителями и по предложенной нами схеме, водитель, который завершает смену, передает сменщику уже загруженную машину. «Выручай рейсы» не применяются при экспедировании, только с собственным транспортом. Таким образом, каждый водитель полностью утилизирует свою смену «полезным» временем, что положительно отражается на его вознаграждении.
Идея с QR кодом имеет место быть, но необходимо учитывать, что автомобиль проходит проверку перед и после рейса на АТП, часть АТП отдалена от РЦ. В этом случае печать двух комплектов является дополнительным расходом бумаги. Передача груза и автомобиля «из рук в руки» необходима для разграничения ответственности водителей, т.к. водители - штатные сотрудники.
a0fs
19.08.2021 19:22Я правильно понимаю, что пересменка происходит на АТП, куда машина гонится с РЦ уже гружённая на следующий рейс? Если да, то не до конца понятно:
Почему пересменку нельзя сделать на РЦ, доставив туда новых водителей попутно другими машинами, либо просто установив точку рандеву на РЦ, перенаправив туда служебный вахты с водителями, которые должны начать рейс в ближайшее время.
Зачем гнать на АТП машину, когда большую часть проверок можно провести по окончании рейса, а на РЦ дежурный механик просто проведёт общий осмотр машины перед погрузкой и после неё на предмет базовых технических проблем. В конце концов машина должна уйти с АТП здоровой, и маловероятно, что по дороге у неё произойдёт что-то, что не сможет увидеть техник напару с водителем, закреплённым за машиной. Явно сейчас его там нет, но можно отправлять народ с АТП по графику на дежурство на РЦ на отдых за "особые заслуги". Тогда не нужно печатать документ до рейса, рейс начнёт уже сменщик и распечатает себе документы. Вся задумка с QR исключительно из-за того, что водители явно исполняют обязанности и экспедиторов и отвечают за груз, поэтому необходимо следить за погрузкой. Если снять с водителей такую ответственность через упаковку товара в контейнеры (на колёсиках) и оставить за водителями только ответственность доставить соответствующее количество контейнеров на соответствующие точки, а разборки по загруженной номенклатуре предоставить сборщикам и контролёрам на РЦ, принимающими специалистами на точках, обеспечив надёжные средства доказательства невмешательства водителя в груз, то водителям вообще должно быть без разницы: один доставил машину на РЦ и поставил на погрузку, тем самым завершив смену, второй просто принял гружёную машину вцелом, проверив что все места на месте, и пошёл распечатывать на неё документы, по которым после уже начинает свой рейс.
Просто мне кажется, что описанный в статье процесс слишком наворочен и разухабист. Очень похоже, что героически решили проблемы, возникшие из-за того, что "всегда так делали и вы задолбётесь пересогласовывать бизнес процессы целиком, но можно согласовать несколько костылей к ним, и обойтись малой кровью и не сдохнуть в совещаниях с топами сразу нескольких неповоротливых дивизионов, где каждый будет отстаивать незыблемость своих бизнес процессов, ибо если их колыхнуть, то сразу 100500 тысячмилионов долларов убытков ежеминутно" (с) Очень хочется верить что хоть у вас нету такой фигни....
pawellrus
Все описанное как-то связано с резко сократившимся ассортиментом позиций в Пятерочках в Москве?
Автоматизация это конечно здорово, но хорошо бы чтобы от ее внедрения не страдал конечный пользователь.
Bonio
DEL