Привет, Хабр! Сегодня мы решили рассказать вам про очень значимую для Х5 систему и то, как мы искали ей замену.
Система SAP POS DM обеспечивала нашу торговую операционную деятельность более 10 лет. В последнее время она перестала развиваться и теперь полностью снимается с поддержки. Рассказываем, как наши центры экспертизы по продуктам SAP реализовали проект по миграции функционала чекового хранилища на современное решение.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c02/c82/0e2/c02c820e2410e69dda18d79a8ac78c17.png)
Предпосылки для старта проекта:
Мало кто слышал о ритейл-ориентированном хранилище данных SAP POS DM. Это решение, которое обеспечивало сбор, хранение и обработку данных продаж и документов товародвижения. Из магазинов и распределительных центров информация передавалась системам-потребителям: ERP, BW, EDW, JDA, SAS и другим. Такой процесс обеспечивал пополнение продуктовых запасов, оптимизацию продаж и наличие товара на полке — что в итоге влияло на удовлетворенность (показатель NPS) наших покупателей.
К настоящему времени данная система устарела как функционально, так и архитектурно. Она перестала удовлетворять возросшие требования к обработке информации с кассовых терминалов наших торговых сетей. В связи с этим был реализован проект по миграции функционала на актуальную платформу.
О SAP CAR
SAP Customer Activity Repository — новый продукт, который пришёл на смену устаревшего POS DM.
SAP CAR дает дополнительные функциональные возможности и оптимизированную архитектуру под сбор и обработку больших потоков данных. Выбор был обусловлен и тем фактом, что лицензии на продукт уже были в портфеле Х5, поэтому дополнительных инвестиций в программное обеспечение не потребовалось.<o:p></o:p>
Преимущества решения:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/87b/8d9/6b1/87b8d96b14fec7a19b5b4d573c5596ee.png)
SAP CAR базируется на современной технологической платформе SAP HANA и позволяет разрабатывать новые сервисы на ней самой или с её использованием. Надежная платформа решает проблему вендорской поддержки бизнес-критичного решения, а также обеспечивает возможность дальнейшей миграции SAP ERP на S/4 HANA. Это даст бизнесу комплексную систему планирования ресурсов предприятия со встроенными интеллектуальными технологиями.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/941/4d2/7e3/9414d27e3bc6288e6c65584f1adf4671.png)
Продукт помогает вынести часть функционала из SAP ERP, тем самым разгрузив «цифровое сердце» X5 от высоконагруженной нецелевой части. SAP CAR дает возможность использования in-memory HANA DB. Это база данных, которая включает в себя современные наработки и расширяет их за счёт новых технологий. Hana идеально подходит для хранения больших объемов данных и обеспечивает высокую скорость и эффективность выборки как для OLAP, так и OLTP-задач. Поколоночное [1]хранение информации позволяет развернуть чековые данные в таблицу с сотнями колонок. Несмотря на это, сохраняется компактность хранения и быстрый доступ к любым разрезам данных.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0c8/196/dfa/0c8196dfaff376a652f1c54b13fd27b7.png)
В POS DM использовался RAW-формат хранения чеков в системе, новое решение реализовано в виде «классических» таблиц. Это позволяет обрабатывать данные без конвертации и эффективно справляться с OLTP и OLAP-нагрузкой. Максимальный уровень детализации хранения данных дает возможность строить базу для статистических алгоритмов и прогнозов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7e5/c2f/51f/7e5c2f51fd81502aeb56ccbba62d1a23.png)
На базе SAP CAR и SAP HANA можно написать аналитические WEB-приложения для бизнес-пользователей или использовать уже готовый контент от SAP. Возможности не ограничиваются обработкой данных из магазинов: SAP CAR предоставляет инструменты анализа эффективности продаж и поведения потребителей. Прогнозирование спроса по продукту, местоположению, сбытовой организации, каналу сбыта, дню на заданный период времени.
Реализация проекта:
1) Компанией SAP CIS был проведен сайзинг будущей системы, и стало понятно, что SAP CAR будет одной из самых больших в мире. Для внедрения подобного продукта требуются мощности с огромным объемом оперативной памяти. Выбор серверов на базе архитектуры IBM Power позволил гибко консолидировать нагрузки серверов базы данных и приложений в одной «коробке». Также для системы была разработана и реализована схема катасторофоустойчивости на базе 2 центров обработки данных (ДатаЛайн и ДатаПро) в cost-optimized сценарии. Вопросами инфраструктуры занималась группа внедрения инфраструктурных решений. Они обеспечивали закупку и настройку оборудования, а также временную аренду мощностей.
2) Развертка системы под командованием SAP Basis прошла в штатном режиме. Х5 обладает самой большой в рознице инсталляцией ERP в мире, поэтому у нас высокий уровень экспертизы в области разработки и поддержки системы. Команда технической экспертизы прорабатывала вопросы оптимизации баз данных с учетом нашей нагрузки на систему.
3) Задачи по переносу настроек, custom-кода и адаптации стандарта в рамках проекта выполнялись командой интеграции. Компетенций хватило с избытком, чтобы осуществить все необходимые работы без привлечения внешнего консалтинга по SAP CAR. Качество проведенной работы и готовность к продуктивному старту были подтверждены специалистами SAP в рамках проведенного сервиса Technical Integration Check.
Благодаря слаженной работе команды проект был реализован в рамках утвержденного плана и бюджета.
Запуск и использование:
К моменту запуска SAP CAR в продуктив появились потребности в его использовании других систем. В первую очередь, это новая программа лояльности для магазинов — Loymax. Для проекта была реализована схема предотвращения мошенничества с баллами лояльности через верификацию факта продажи по обращению в HANA DB SAP CAR. Также в проработке есть и другие активности:
Витрина чеков: запрос на сайте или в приложении на онлайн-отображение чеков покупателя;
Спаси лес: отправка чека на e-mail всем, у кого он указан в профиле;
X5 ID: отображение в личном кабинете всех чеков с баллами и фискальными данными.
В будущем появятся и новые запросы по другим возможностям системы, например, формирование отчетов и прогнозов в разрезе чеков. Расскажите, как у вас проходит замена вендорских решений? Будем рады обратной связи в комментариях.
Авторы статьи: команда разработки и развития SAP X5
[1] Поколоночное хранение* — метод сжатого хранения данных, в котором используется информация о распределении данных внутри атрибута-столбца. (https://sql-ex.ru/blogs/?/Pokolonochnye_indeksy_-_chto_jeto.html)
Комментарии (5)
beho1der
29.08.2022 14:37Тоже интересно, сделали большой переход со старой проприоритарной системы на новую версию и тут оказывается что ее поддержки больше не будет и надо держать в штате программистов которые будут ее пилить.
iNomad
29.08.2022 23:11если у компании нет бюджета на внутреннюю SAP-команду, то не стоит лезть в SAP в принципе.
Kpt_Nemo
29.08.2022 23:15Судя по тексту свой штат есть и опыта хватает. Но для меня вопрос с поддержкой все-таки остается. Да, некоторые вещи можно внедрить и поддерживать самостоятельно. Но с некоторыми модулями (например, HR в ERP) это не пройдет. Можно конечно все на Z* переписать, но поддерживать это... Что X5 думает?
n3o
Повлияет ли уход SAP из России на обслуживание/развитие системы?
X5RetailGroup Автор
Использовать устаревшую систему, которую сам разработчик отказался развивать - само по себе странное и рискованное решение, что может стать достаточно серьезной проблемой из-за ограничения поддержки, нежели чем иметь актуальное решение. А с учетом того, что в компании достаточно большой уровень экспертизы в области поддержки и развития SAP решений, а так же CAR развернут on-premise, то новая система существенно расширяет наши возможности в части оптимизации, аналитики и запуска новых сервисов