Не так давно мы разбирались, какие консоли стоит купить для того, чтобы окунуться в мир ретро-игр от 3 до 7 поколения. 

Но ведь железку под телевизор кинуть мало, нужно же понять, во что на ней играть, ведь так? Я понимаю, что большинству первым делом на ум придут хиты с «Денди» типа Battle City, Contra и так далее. Всё это, конечно, круто, но очень банально. 

Поэтому представляем максимально субъективный, но от того во многом личный эдвайс-лист проектов прошлого, которые вы могли пропустить, но они заслуживают вашего внимания и прошли проверку временем. 

❯ Parasite Eve (PlayStation, 1998)

Начать хочется с относительно забытой в наше время попытки сделать хоррор JRPG от мастеров жанра из Square Enix.

Строго говоря, Parasite Eve является вольным продолжением романа автора Хидэаки Сены под аналогичным названием, знание первоисточника не обязательно, но пара отсылок на него в игре есть.

Местная история берет начало 24 декабря 1997 года в Нью-Йорке и рассказывает про девушку по имени Айя Бреа, стажерку полиции, которая невольно становится свидетелем трагедии в концертном зале Карнеги-Холл — во время выступления оперной певицы Мелиссы Пирс люди начинают самовозгораться. Все, кроме самой певицы и главной героини.

С точки зрения игрового процесса Parasite Eve напоминает смесь из Resident Evil и Final Fantasy: исследуем локации в изометрии, ищем ключи, но сражаемся с врагами по системе ATB, когда действия и их порядок регулируются специальной шкалой.

Где поиграть сейчас: к сожалению, проект никогда не получал переизданий и изначально доступен только на PS1, однако благодаря обратной совместимости поиграть также получится на PS2, PS3, PSP и PS Vita. 

❯ Chrono Trigger (SNES, 1995)

Второй проект, который стоит попробовать всем, даже тем, кто не любит жанр JRPG, внезапно тоже сделан в стенах Square Enix. Chrono Trigger разрабатывала команда мечты: за визуальный стиль отвечал культовый мангака Акира Торияма, стиль которого узнается везде и всегда, за сценарий — дуэт из Юдзи Хории и Хиронобу Сакагучи (отцы серий Dragon Quest и Final Fantasy), а саундтрек написал известный маэстро Нобуо Уэмацу. К сожалению, во второй раз так уже не получится: Торияма умер, Уэмацу ушел из индустрии, а Хории и Сакагучи практически на пенсии.

Сюжет Chrono Trigger крутится вокруг… ну да, путешествий во времени и ребят, которые начали свой путь как небольшой квест по спасению дамы в беде, а затем поняли, что их мир неизбежно и неотвратимо умрет вместе со всеми, кто его населяет. Именно отчаянным поискам предотвратить катастрофу.

Chrono Trigger в первую очередь великолепно сохранилась визуально — это одна из самых красивых игр своего поколения с прекрасным саундтреком и дизайном. И не в последнюю очередь для новых в жанре игроков тут завезли относительно простой и не перегруженный гриндом геймплей. 

Где поиграть: SNES-версию можно запустить на любом устройстве, что умеет в эмуляцию платформы, но есть вариант интереснее. Chrono Trigger также вышла на PS1 и Nintendo DS, где помимо пары мелких изменений в звуковом сопровождении получила опенинг и несколько коротких аниме-катсцен с дизайном Акиры Торияма. Соответственно, PS1-версия доступна по обратной совместимости везде, где она есть, а Nintendo DS-версию можно попробовать на Nintendo 3DS. 

❯ Castlevania: Symphony of the Night (PlayStation, 1997)

Изначально, Castlevania это все же серия хардкорных экшен платформеров выходившая на огромном количестве платформ, но игру 1997 года можно считать мягким перезапуском с одной стороны и своеобразным взглядом на жанр метроидвания с другой стороны.

Вы играете за Алукарда, сына Дракулы, который исследует огромный нелинейный замок, пропитанный готическим ужасом.

В игровом процессе органично сочетаются элементы ролевых игр, такие как развитие персонажа и управление его снаряжением, с элементами платформера и сражений.

Игра стала популярной благодаря атмосферному музыкальному сопровождению, потрясающей графике в стиле 2D и инновационному подходу к геймплею в рамках жанра. Дизайны из Castlevania SOTN до сих пор считают эталоном неоготики в японском исполнении.

Symphony of the Night — это одна из лучших игр в серии Castlevania и настоящая классика жанра. Она оказала огромное влияние на индустрию видеоигр и вдохновила множество последующих проектов.

Где поиграть: Konami любят деньги, поэтому игра переиздана на огромное количество платформ. Сейчас можно попробовать как оригинальную версию с PS1, так и порт для Xbox 360 (доступен по обратной совместимости на Xbox Series), а еще игра есть на PSP и в составе сборника классических частей Requiem Collection эксклюзивно для PS 4.

❯ Super Mario World (SNES, 1991)

Super Mario World — это первая крупная игра про усатого водопроводчика на Super Nintendo. Она прекрасно показывает, почему в то время стоило приобрести эту приставку. Графика по-прежнему выглядит впечатляюще, а саундтрек можно слушать отдельно.

Кроме того, Super Mario World — отличная отправная точка для знакомства с жанром 2D-платформеров, который до сих пор процветает. Игра предлагает плавную и приятную динамику сложности. Она не перегружает с первых минут, но и не разочаровывает простотой на протяжении всего прохождения.

Где поиграть: Проект можно попробовать в рамках подписки Nintendo Switch Online, на консоли SNES Mini, а также с помощью эмулятора SNES, который доступен практически везде.

❯ Beyond Oasis (Sega Mega Drive/Genesis, 1994)

В Японии игра известна под названием The Story of Thor.

Проект был создан студией Ancient, основанной композитором Юдзо Косиро, который также написал саундтрек для серии YS и трилогии Streets of Rage.

Игрок берет на себя роль принца Али, который находит древний золотой браслет, способный призывать духов стихий. Вместе с ними он должен остановить злодея, обладающего зловещим серебряным браслетом, и спасти королевство от разрушения.

Beyond Oasis напоминает Legend of Zelda. Однако есть важное отличие: боевая система здесь более сложная и продвинутая. Разработчики, создавшие эту игру, ранее работали над серией Streets of Rage. В отличии от Линка, принц Али умеет в полноценные комбо, например.

В игре важно не только оружие, но и силы духов. Их можно развивать, в том числе через необязательные задания. Beyond Oasis — это масштабный и красивый проект, который подарит множество часов увлекательного геймплея и запомнится надолго.

Где поиграть: Игра есть в составе сборника Sega Mega Drive Classics для ПК, PlayStation 4/5, Xbox Series и Nintendo Switch. Кроме того, на Nintendo Switch вы она есть в рамках подписки Nintendo Switch Online.

❯ Тhe Legend of Zelda: Windwaker (Nintendo GameCube, 2002)

На субъективный взгляд автора — самая «летняя» игра в списке. Номинально советовать можно абсолютно любую часть серии, кроме второй, и обычно предлагают либо вечную Ocarina of Time, или что-то постарше, например Link’s Awakening.

Но у всех этих игр относительно похожий сеттинг, а у Windwaker он уникальный — здесь нет привычных полей Хайрула, только волны, острова и неуклюжий, но обаятельный Линк, нарисованный (как и весь мир) в нестареющем стиле селл-шейдинг.

Помимо этого у Windwaker максимально затягивающий игровой процесс — волею сюжета Линк знакомится с живым кораблем по имени Король Красных Львов и отправляется в путешествие по великому океану, где игроку предстоит искать сокровища, решать головоломки на островах и сражаться с врагами.

The Legend of Zelda: Windwaker дает просто непередаваемое словами летнее морское приключение, в которое приятно погрузиться жаркими вечерами.

Где поиграть: оригинальную версию можно запустить с помощью эмулятора Dolphin, например, на Retroid Pocket 5 или на любом другом подходящем по характеристикам устройстве. Также у игры был HD-ремастер для Nintendo Wii U, и недавно оригинал добавили в подписку Nintendo Switch Online, но только для Switch 2.

❯ И это максимально скромный список но для начала хватит

Наверное, стоит еще раз обозначить очевидное: всё представленное в материале — это максимально высокая верхушка айсберга крутых ретро-игр, которые подойдут даже тем, кто никогда не пробовал старое в принципе.

Но почему именно эти игры? Всё просто. Здесь автор предлагает попробовать как относительно очевидные примеры, как Super Mario World, который до сих пор считается одним из лучших платформеров индустрии, так и необычные эксперименты с жанром в Parasite Eve, так и нестареющую визуально классику с GameCube. 

А в комментариях мы призываем как оценивать этот список, так и предлагать свой. Будет интересно почитать!

Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev 

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (26)


  1. Hidon
    03.08.2025 07:22

    хиты с «Денди» типа Battle City

    щаз. оно было полной дрянью, ещё когда этой вашей "денди" в природе не было, а к нам завозили всякие hitex и прочие китайские поделки.

    кстати, тот же хроно триггер выпустили с обновлённой графикой(с возможностью переключать на старую на лету) на ПК, так что не надо хрени с эмуляторами.


    1. zrxzx
      03.08.2025 07:22

      Battle City и Balloon Fight - наверное самые реиграбельные игры из "безмапперной" классики. Не "полная дрянь" точно: никто не играл в SMB1, Dr. Mario, Millipede, Lode Runner и пр., когда в наличии появлялись более продвинутые игры, но Battle City запускали наряду с ними; это не учитывая хаков (самый популярный из которых, Tank 1990, уже тогда был настолько распространён что все ассоцируют с "танчиками" именно его), портов на другие системы, клонов и последователей - все они делают Battle City хитом ("полную дрянь" никто не стал бы копировать).

      Если выбор стоит между Spiderman 2 (китайский рескин Ninja Gaiden 3) и SMB1 - то очевидно, выберу первое. Но между Spiderman 2 и Battle City - тут подумать надо. Игра вдвоём и конструктор уровней делают "танчики" крайне реиграбельными.


    1. aik
      03.08.2025 07:22

      тот же хроно триггер выпустили с обновлённой графикой(с возможностью переключать на старую на лету) на ПК, так что не надо хрени с эмуляторами.

      Да вроде там всё обновление графики только в агрессивном антиальясинге заключается. А так вообще ПК-версия, на мой взгляд, сделана на базе DS-версии, но в процессе переноса что-то потеряли. В DS была очень удобна миникарта на втором экране.


      1. pushnoydan
        03.08.2025 07:22

        Там между DS-версией и релизом в Стиме был ещё порт на смартфоны, с которого и прибыл реально отвратный антиальясинг, а также менюшки, явно заточенные под тачскрин. Вероятно поэтому же потерялась фича с картой с DS: просто схватили последнюю выпускавшуюся версию и закинули на ПК.


  1. aik
    03.08.2025 07:22

    Для "начинающих ретрогеймеров" - которые на самом деле не ретро, я бы не смотрел на полигональные игры времён PS1 и прочих сатурнов. Они плохо сохранились, в отличие от спрайтовых.

    А супермарио я бы предложил Yoshi's Island.


    1. K0styan
      03.08.2025 07:22

      Как относительно ретрочеловек, начинавший c Wolfenstein 3D, F-19 и Dune 2, скажу - у меня тоже аллергия на 3D середины 90-х с тремя полигонами на модель.


      1. aik
        03.08.2025 07:22

        У тех, кто начинал в те времена, может ностальгия по конкретным играм работать и они будут с удовольствием играть в какой-нибудь томбрейдер или марио64.


        1. rokorok
          03.08.2025 07:22

          Приведу себя в пример. У меня не было консолей 5 поколения, поэтому всё на PS1 и N64 пролетело мимо меня и ностальгии по тем временам нет. В Super Mario 64 поиграл в первый раз относительно недавно (в 2018 году). Считаю её одним из самых лучших 3D платформеров, и это при том, что она была одной из самых первых для своего жанра (и для своей консоли вдобавок). И при этом считаю, что сохранилась она очень хорошо в плане визуала из-за своей детской графики простой цветовой палитры.
          Я лично, играя в игры до 6 поколения, больше переживал за геймплей, а не за графику, потому что не было ещё устаканившихся формул и многие экспериментировали. Но на деле пока что не столкнулся с какими-то дикими примерами геймдизайна, из-за которых хотелось бы бросить игру.


          1. aik
            03.08.2025 07:22

            mario64 как раз впервые реализовал многие из функций 3д-платформеров. Ещё не идеально, но заметно лучше, чем многие 3д-игры того времени.


  1. Arastas
    03.08.2025 07:22

    А что есть из старой доброй спрайтовой классики для iOS? Ну или эмуляторы какие?


  1. Vsevo10d
    03.08.2025 07:22

    Быть ретрогеймером - это когда родился в Москве в 70-м на краю города играл в эти игры в детстве и рос параллельно развитию персональных компьютеров и их возможностей, искренне радовался спрайтовой 16-битной графике и на этом фоне удивлялся аккуратно смоделированному Уралу в Operation Flashpoint или струйкам масла из расстрелянных бочек в Medal of Honor, исчезавшим сверху вниз – какая детализация!! Прогресс! И на фоне этого прогресса воспоминания времен средней школы о прохождении Dune, Urban Strike, Micro Machines (с редактором уровней!), кучи платформеров и прочего становятся той самой ностальгией и желанием катнуть в эмуляторе, чтобы через пару часов забыть об этом желании ещё на пять лет.

    А для людей, кто родился уже после выхода этих игр, такая искусственная ностальгия – это что-то странное. С тем же успехом можно пойти и поиграть в ещё более ретро-игры – в домино с пенсионерами во дворе или в карты с мутными личностями в поезде до Астрахани. Можно, но зачем?


    1. aik
      03.08.2025 07:22

      А для людей, кто родился уже после выхода этих игр, такая искусственная ностальгия – это что-то странное.

      Многие из тех игр не стали хуже. А на фоне современного мобильного мусора - даже лучше смотрятся. Потому я прохожу многое из старья, которое не прошел тогда, благо сохранения и перемотка сильно упрощают процесс.


      1. Vsevo10d
        03.08.2025 07:22

        А как реализованы сохраненки и перемотки?

        Я на ssega пробовал перепроходить Aerobiz. Ну прям 1 в 1 вспомнил эту боль со скипаньем миллиона одинаковых диалогов при открытии рейсов, покупке самолетов и т.д. – там субтитры отрисовывались в реальном времени, и были настройки "быстрее/медленнее", но не чтобы сразу "сказанное" персонажем все было написано. И Землю с новостями прокрутить быстрее нельзя. То есть, процентов 60 геймплея ты тупо ждешь анимаций. Где можно найти эмуляторы с твиками такого?

        А сохраненки в эмуляторах выгружаются в файлы вроде, но не каждый же эпизод и секунду игры можно засейвить, как в классических Халфе или Фоллауте. Помню, в отдельных играх были "пассворды" – несколько абзацев символов, которые надо было вводить экранной клавиатурой, чтобы загрузился кастомный уровень или состояние после прохождения нескольких игр. В International Superstar Soccer Deluxe было столько этих строк и использованных символов, что современные требования к паролям отдыхают – там и буквы, и цифры были, и значки игральных карт и может еще какая-то хрень. Ошибся в символе – приехали, не загрузится ничего. У меня целая тетрадь была с этими пассвордами.


        1. aik
          03.08.2025 07:22

          Где можно найти эмуляторы с твиками такого?

          Да в любом эмуляторе fast forward есть. Для консолей до пятого поколения обычно используется retroarch, там это всё довольно гибко настраивается.

          А сохраненки в эмуляторах выгружаются в файлы вроде, но не каждый же эпизод и секунду игры можно засейвить

          В любой момент. Ну и отмотать время на несколько секунд назад тоже здорово помогает в аркадах, чтобы не сохраняться после каждого врага.


        1. Astartes
          03.08.2025 07:22

          пробовал перепроходить Aerobiz. Ну прям 1 в 1 вспомнил эту боль со скипаньем миллиона одинаковых диалогов при открытии рейсов, покупке самолетов и т.д. – там субтитры отрисовывались в реальном времени, и были настройки "быстрее/медленнее", но не чтобы сразу "сказанное" персонажем все было написано.

          Aerobiz Supersonic в этом плане сильно лучше (что уж там, он во всех планах лучше) – все диалоги можно мгновенно проматывать и в целом взаимодействие с интерфейсом там оптимизировали.

          Минимум раз в год меня ностальгия пробирает, перепрохожу все сценарии по несколько раз. Даже табличку себе сделал с характеристиками и ранжированием по полезности всех самолётов в зависимости от сценария. Прекрасная игра.


          1. Vsevo10d
            03.08.2025 07:22

            Во вторую часть играл только разок, увидел что там некоторые механики на 180 повернуты, типа бранчей и переговоров.

            А самолёты тоже изучал внимательно, но по факту же там все сводится к паре-тройке простых правил: сначала выбирается топливная эффективность при похожей пассажировместимости, затем эта планка снижается при необходимости дальнего перелёта. Несколько мелких самолётов, забитых под завязку, гонять лучше, чем недозабить один жирный, если только на рейсе нет конкуренции. Какие там другие полезности в зависимости от сценария?


            1. Astartes
              03.08.2025 07:22

              Какие там другие полезности в зависимости от сценария?

              Смотреть и сравнивать параметры самолётов удобнее когда они все перед тобой, а не пробираться через меню игры. И желательно бы понимать перспективу выхода новых моделей. Есть ситуации, когда самолёт вот прямо здесь и сейчас выглядит нормально, но когда понимаешь, что через 1-2 года ему выпустят замену на котором будет летать половина флота до конца игры, то покупка уже не выглядит очевидной. Например, покупать DC8-30 в год его выхода в первом сценарии вообще нет смысла – уже через 1 год выходит его прямой конкурент B707-320, а ещё через год DC8-60, и эта парочка будет основой флота до конца игры. И таких ситуаций много. В начале игры очень важно делать взвешенные покупки, не тратя деньги на железки, которые придётся продавать уже краткосрочной перспективе.

              Ну и плюсом свёл все цены с учётом механизма скидок, собственно сам расчёт этой скидки (в зависимости от количества самолётов во флоте), сортировку по классам для удобства сравнения. Изначально пытался всю эту инфу брать с разных сайтов, но там всё очень разрозненно, информации по годам использования как правило нет, а цены вообще нерелевантные – никто не парился искать базовую цену без скидок, а они плавают в трёх зависимостях (дом-отношения-количество). В общем, с информацией всегда лучше, чем без.


    1. NikkiG
      03.08.2025 07:22

      Думаешь, в карты и домино кроме дедов никто не играет? Ты абсолютно не прав)


    1. SadOcean
      03.08.2025 07:22

      Не совсем. К примеру, Я играл в "Денди", но более поздние игры на PS ONE или более ранние под Game Boy прошли мимо из-за дороговизны/экзотичности.
      При этом они не то чтобы хуже.
      Так же и современные дети могут поисследовать, пускай для них "ретро" - это скорее флеш 2010-х или старые iOs игры.


    1. pushnoydan
      03.08.2025 07:22

      С таким же успехом можно кино вышедшее раньше года своего рождения не смотреть, книжек старше себя не читать и треки слушать только из топа летних хитов Яндекс Музыки. Странный подход.


  1. ipswitch
    03.08.2025 07:22

    Как же не хватает переиздания Castlevanina SotN на Switch!!! Вот это была бы бомба. Но нет, на PS4 сделали, на Сычик - мимо.

    Можно добавить в список на попробовать Beat'm'Up - например, Streets of Rage (Bare Knuckle), лучше неофициальный супер ремейк Streets of Rage Remake на ПК.

    И драйвовые 2D-стрелялки типа Contra, Robocop VS Terminator, Metal Slug X по вкусу - очень хороши будут.


    1. aik
      03.08.2025 07:22

      Streets of Rage (Bare Knuckle), лучше неофициальный супер ремейк Streets of Rage Remake на ПК.

      Есть SoR4 под все платформы.


  1. RedHead
    03.08.2025 07:22

    Это не работает, потому что на тот момент это было "максимальной" графикой. На фоне 4к везде, оно просто не будет триггерить дофамин. Это надо на джва года в деревню, полный детокс, тогда может дофамин пойдет от этих ретро игр.


    1. aik
      03.08.2025 07:22

      Работает, иначе бы стим не был бы завален играми с пиксельной графикой. "Не работают" разве что полигональные игрушки времён PS1 и т.п. Да и то, эмуляторы их вытаскивают при помощи апскейлинга. Многие игры с PSP в х4 смотрятся вполне достойно.


    1. pushnoydan
      03.08.2025 07:22

      Wind Waker на выходе некоторые чморили за мультяшную несовременную графику, а параллельно с SOTN выходили на тот момент более продвинутые трёхмерные Касльвании, про которые теперь вспоминают только погружённые во франшизу знатоки. Так что нет, не было максимальной, а дофамин людям дарило.


  1. Anarchist
    03.08.2025 07:22

    Я начинал с Vampire Killer (это Castlevania так на MSX называлась) и Metal Gear (да-да, пра-пра-прадедушка совсеменной игры). Обе игры где-то конца 80-х. Из того, что произвело неизгладимое впечатление на PC - трилогия Eye of the Beholder начала 90-х. Might & Magic (IV-V части, которые можно было объединить в одну игру и даже ещё контент расширить примерно на треть), Wizardry VII. Planescape: Torment, BG 2. Гаверное, у каждого свой список.