Дисклеймер: статья написана на основе интервью с 1C-разработчиком А. Манаенко
Меня зовут Андрей, живу в Нижнем Новгороде. Закончил институт в 2001 году по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
После института сразу пошёл работать системным администратором, в 2003 году устроился в Ростелеком инженером, стал начальником отдела. После сокращения в 2012 году пришлось всё начинать сначала сисадмином.
К сорока годам захотелось чего-то посерьезнее и более денежного.
Сначала планировал зайти в 1С — устроился в 2014 году помощником программиста. Четыре года обновлял базы, ничего сложнее не давали. Зато на работе было много свободного времени.
Начал изучать PHP и Java — хотел попробовать бэкенд. Ходил на собеседования, но в 2016-2017 порог входа оказался высоким. Нужны были алгоритмы, профильное хорошее образование, глубокие знания. Таким самоучкам, как я, путь был заказан.
Кто-то подсказал — во фронтенде порог входа ниже. Сел изучать JavaScript по YouTube. Сделал тестовый проект — игру в домино, где костяшки раскидываются по столу и играют несколько игроков.

Интерес ко мне оказался значительно выше. В конце 2017 получил первое место фронтенд-разработчика в нижегородской компании MERA.
Семь лет карьера шла по восходящей: сменил несколько компаний, зарплата выросла с 48 000 ₽ на старте до 160 000 ₽ к 2024 году. В июне 2024 проект на последнем месте завершился, и начались 8 месяцев активного поиска работы.
Период моих поисков — с июня 2024 по январь 2025. Сделал около 500-600 откликов, получил примерно 10-15 ответов, включая автоматические. Меня пригласили на семь технических собеседований за полгода. Для сравнения: в 2022 году у меня было 7 собеседований в неделю.
Поиск работы во фронтенде в 2024 году
Когда искал работу фронтенд-разработчиком, откликался практически на все подряд, не глядя.

Большинство компаний отфильтровывали резюме, даже не открывая. Возможно, дело в локации — я в Нижнем Новгороде, не могу приехать в офис в Москву. Возможно, в возрасте — мне через три месяца будет 50. У более молодых кандидатов, насколько я знаю, дела идут получше.
В Нижнем Новгороде реальных вакансий на фронтенд может быть штук десять. Если забить "фронтенд-разработчик, Нижний Новгород", HeadHunter покажет 20 вакансий. Половина из них как будто фейковые. Эти вакансии висят месяцами, компании не отвечают на отклики. Возможно, кто-то мониторит рынок или собирает данные о соискателях.
Angular, на котором я работал 6 лет, сейчас почти никому не нужен. Он гугловый, мало кто его использует теперь, опасаются отключения от репозиториев Гугла, возможно.
Все хотят Vue или React. Я подучил Vue, сделал тестовые задания. Но оказалось, мало просто знать Vue — нужен опыт работы 2-3 года именно на нем. Шесть лет на Angular не считаются.
Резюме
Мое резюме я писал сам — не верю карьерным консультантам. В своём резюме просто перечислил, где работал и что делал.
Шесть лет подряд одно и то же резюме работало очень хорошо. Две-три недели — и новая работа найдена.

В 2024 году что-то сломалось. Резюме фронтенд-разработчика с шестилетним опытом висит открытым на HeadHunter. Просмотров — один в месяц. Может, три, если повезет. Я до сих пор постоянно поднимаю его, активизирую. Реакции практически никакой.
Проблема не в резюме. Оно не стало вдруг плохим за два года. Просто вакансий теперь в разы меньше, а на каждую открытую позицию приходит 200 откликов от людей с горящими глазами, которые готовы работать за 60-80 тысяч.
Сопроводительные письма я писал редко. Иногда писал, иногда нет — разницы не заметил. Если мой опыт компании подходит, она меня пригласит. Если не подходит — хоть поэму напиши в сопроводительном, результата не будет.
Тестовые задания
В 2022 году я редко где встречал тестовые. Достаточно было пообщаться с работодателями, рассказать про опыт, показать петпроекты — и тебе предлагают оффер.
В 2024 году тестовые начали давать гораздо чаще. И то, что тебе его дали, вообще не значит, что рекрутер посмотрел твоё резюме.
Один раз я несколько дней делал тестовое — интерактивный отчёт по дивидендам на Vue. Надо сказать, что до этого я Vue вообще не использовал. Надо было заморочиться: развернуть у себя рабочую среду на компьютере, чтобы с ним работать.
Сделал отчёт, где дивиденды от разных акций считаются, суммируются в столбиках. Получилось вполне нормально.
После было собеседование, где мне сказали:
«А у вас же нет опыта работы в финансовых организациях».
Говорю — не было. А я разве это скрывал когда-то?
«Ну нет, нам вы не подойдете».
За время последнего поиска работы, с июня по декабрь 2024, сделал множество тестовых заданий:
— В компанию Unibell нужно было сделать проигрыватель аудиофайлов. Использовал Angular 14 + Angular Material.
— В Mesh Group сделал список товаров с CRUD-операциями (каталог товаров, где можно добавлять, редактировать и удалять позиции). Использовал Angular 14 + Bootstrap + HttpInterceptor.

В Маском сделал три связанные страницы сайта: вход в систему, список сотрудников, редактор данных: логин, список пользователей, редактор пользователя. Использовал валидацию, фильтрацию на RxJs. Angular 14 + Angular Material.
В Лотос делал площадку тендеров на React (главный конкурент Angular, которым я не владел).
В BackGround создал динамическую форму на сайт на основе JSON-данных, тоже Angular 15.
В IntelInvest делал интерактивный отчёт по инвестициям с помощью Vue.js 3 + Bulma.
Собеседования
Собеседования с 2022 года изменились очень сильно.
Сейчас тенденция: перестали требоваться отдельно фронтенд-разработчики — стали нужны фуллстеки. Теперь ты должен и серверную часть написать, и фронтенд запилить.
Хотя это совершенно разные области — все равно что требовать у водителя грузовика разрешение пилотировать вертолет. Если кто-то опубликует такое объявление, все скажут: «Вы с ума сошли?»
А сказать «Нам нужен фуллстек, который умеет писать бэкенд, и разбирается в базах данных, и при этом верстать, и связывать фронт с бэкендом» — это нормально.

Лайвкодинг
В 2022 году я мог себе позволить отказаться от лайвкодинга. Потому что он сильно выбивает из колеи. Мне нужно время, чтобы вникнуть, понять задачу, придумать архитектуру.
А в 2024 пришлось соглашаться — потому что всё: других вариантов не осталось.
Был случай на техническом интервью во время лайвкодинга, дали кусок кода:
«Давай, вот два компонента Angular, почему они не взаимодействуют?»
Справился наполовину.
Сказал:
«Наверное, вот здесь проблема».
До конца не разобрался.
Там была ошибка в пробросе данных между компонентами. В реальной жизни такого не возникнет никогда — это надо специально сидеть и придумывать, как сломать код.
Тинькофф
Одно из первых собеседований. Дали задание — написать алгоритм поиска данных по бинарному дереву.
Какая-то совершенно не связанная с реальной жизнью задача. Они, конечно, могут искать человека, которым мыслит неординарно. Ну хорошо, они работодатели, пусть ищут такого человека.
Не стал выполнять задание. Больше общения не было.
Переход в 1С
Искал работу фронтендером полгода. Сначала смотрел вакансии на уровне прежней зарплаты, за 160 тысяч рублей — откликов нет. Потом — за 140 тысяч, ещё позже — за 120.
Момент прозрения наступил зимой 2024 года, через 6 месяцев, как потерял работу. Делал очередное тестовое задание и увидел в Figma, что одновременно со мной над ним работают еще человек десять. Вакансия была одна, зарплата — 90 тысяч рублей. Десять человек вырывали друг у друга эту работу за 90 тысяч.
После этого я понял: с фронтендом всё, время ушло. Вспомнил про опыт в 1С и переделал резюме. Раньше не хотел туда, потому что казалось, что это скучно, а потом понял, что надо что-то делать и там будет стабильнее.
По 1С вакансий много. Зарплаты — разные, но видно, что работы хватает. Не то что с фронтом, где одни стартапы и тестовые на неделю.
Когда искал работу по 1С, понимал, что начинаю с нуля. Поэтому откликался только на самый начальный уровень. Если пишут, что нужен программист 1С с опытом от трёх до шести лет, то смысла откликаться нет абсолютно.
Сделал резюме программиста 1С. Прошёл пять или шесть собеседований. Разные были по уровню.
Проходил собеседование по 1С в коммерческую компанию.
Подключили к реальной конфигурации. Сказали:
«Вот у нас такая ошибка вылезает, почему?»
Чтобы на такое ответить, нужно иметь довольно глубокие знания. Честно ответил:
«Нет, не знаю, как это сделать и почему».
У них предлагали втрое больше, чем получаю сейчас, но я честно сказал, что не знаю.
Нашел работу где-то через месяц после того, как пошёл в 1C. 17 декабря 2024 года. Кстати, первый день работы фронтендером был 17 декабря в 2017. И в армию меня забрали 17 декабря 1998-го.
Поработал меньше месяца в одной компании как 1С-программист — точнее, сисадмин и программист 1С совместно. Мы не сработались с директором, поэтому быстро разошлись.
Оффер
В итоге нашёл другую работу через 2 недели, как 1С программист.
Зарплату и условия, на которые устроился герой, можно посмотреть в телеграм-канале «Кухня известной IT-компании».
Считаю выбор правильным. Понял, что на эту стену я влезть уже не могу. Может быть когда-нибудь, но не сейчас, хотя многие говорят: ну вы ещё чуть-чуть подучите.
Нет, надо реально смотреть, что реально есть на рынке и что ты можешь.
Дисклеймер: статья написана для блога «Кухня известной IT-компании» на основе интервью с Андреем Манаенко.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на телеграм-канале.
Комментарии (0)
DiMurer
16.09.2025 13:48Из статьи:
Десять человек вырывали друг у друга эту работу за 90 тысяч.
Из телеграм канала:
Работаю уже 7 месяцев. Зарплата — 60-70 тысяч рублей.
То есть фронтенд перегрет, там все за 90 тысяч бьются, а вот в 1С кто угодно придёт, но за 60? Вакансии администратора, который встречает клиентов, в Нижнем Новгороде, на HH есть с вилкой 70–100. И стоило такое искать?
xSVPx
16.09.2025 13:48Мужчину в полтос в администраторы, наверное не возьмут :)
Плитку класть поди за 100 можно даже если иногда кладешь ее кверх ногами...
Tzimie
Шесть месяцев на фронденд безуспешно а на 1с за две недели... Наверное на завод можно за один день найти