Привет, Хабр. Меня зовут Екатерина Гражданкина, я аналитик-исследователь в Одноклассниках.

Ежемесячная аудитория ОК достигает 34 млн пользователей в России. Основная аудитория старше 35 лет, и значительную часть из них составляют пользователи старшего поколения. В связи с этим, команде ОК крайне важно развивать соцсеть таким образом, чтобы она была одинаково комфортной для пользователей всех возрастов, особенно для людей старшего поколения, так как зачастую именно им сложнее разбираться в нововведениях в продукте. 

В рамках этой стратегии мы регулярно проводим всевозможные исследования, направленные на изучение пользовательского опыта и поиск точек роста в части адаптации соцсети под потребности пользователей разных возрастных категорий. В рамках одного из таких исследований мы рассмотрели отношение пользователей Одноклассников поколения Silver Age (55+) к технологиям искусственного интеллекта, а именно к генерации изображений и текстов, а также к поиску информации.

Рассказываю о полученных результатах и сделанных выводах.

Начнем с начала: цели исследования

На пользователей в возрасте 55+ приходится 20 % аудитории ОК. Но сегмент Silver Age — один из наиболее активных и лояльных, поскольку такие пользователи, как правило, заходят в соцсеть более регулярно и проводят в ней больше времени.

При этом возрастные пользователи сложно адаптируются к новым сценариям использования продукта, отличным от того, к чему они привыкли. Поэтому в рамках развития соцсети нам крайне важно понимать, как лучше реализовать те или иные нововведения.

Так, во время проработки возможности внедрения в Одноклассники функций ИИ для генерации иллюстраций и текстов, нам было важно выяснить отношение пользователей соцсети поколения Silver Age к технологиям ИИ, понять их мотивации, ожидания, барьеры и страхи, чтобы найти нативный способ интеграции решений на базе нейросетей.

Целью нашего проекта был именно поиск нативных способов внедрения искусственного интеллекта (генерация иллюстраций и текстов) в Одноклассники для старшего поколения.

От цели к исследованиям

В рамках исследования нам требовалось найти ответы на несколько вопросов:

  • почему и как старшее поколение пользуется нейросетями;

  • чем их взаимодействие может отличаться от более молодых пользователей и почему;

  • какие у них есть барьеры; 

  • какую информацию они знают об ИИ; 

  • где могут с ним сталкиваться и другие.

Для этого мы в продуктовой команде сформировали несколько гипотез и, опираясь на них, провели серию исследований.

Кабинетные исследования

В первую очередь мы провели кабинетные исследования, которые подразумевают сбор и анализ вторичных данных из существующих источников (документы, отчёты, базы данных). В процессе стало известно, что по данным опроса ВЦИОМ, к концу 2024 года значительная часть россиян старшего поколения уже вовлечена в использование технологий ИИ, хотя доля пользователей 55+ заметно ниже, чем у молодёжи. Так, примерно четверо из десяти россиян (42 %) в поколении 1948–1967 гг. (нынешние ~57–76 лет) уже обращались к нейросетям, а среди ещё более возрастных (родившихся до 1947 г., то есть 77+) таких около 23%.

Также стало известно, что люди старших возрастных групп сталкиваются с несколькими типовыми барьерами при работе с ИИ. Среди таковых:

  • Низкая цифровая грамотность. Отсутствие базовых навыков работы в цифровой среде делает пожилых людей менее готовыми пробовать новые технологичные продукты, в том числе ИИ.

  • Отсутствие запроса. При отсутствии явного запроса или мотива (например, интереса к технологиям или необходимости по работе) пожилые люди просто не начинают использовать ИИ.

  • Непонятная ценность. Если человек не понимает, какую практическую пользу может принести ему ИИ, он вряд ли будет тратить время на его изучение.

  • Страх ошибок и обмана. Многие пожилые люди настороженно воспринимают идею ИИ и боятся ошибочных, корыстных или неконтролируемых действий.

Примечательно, что часть этих барьеров актуальна и для пользователей более молодых возрастных групп.

Бенчмарк-анализ

Также мы провели бенчмарк-анализ, в рамках которого изучили рынок, чтобы понять, какие ИИ-инструменты популярны у пользователей старшего поколения, и почему именно они.

Так, мы выяснили, что пользователи старше 55 лет в России, чаще всего, используют следующие варианты ИИ-инструментов:

  • Голосовые ассистенты. Наиболее популярный вид ИИ-сервиса у аудитории 55+ — голосовые помощники (например, «Маруся»). Популярность объяснима: речь — самый естественный интерфейс, и людям, далеким от технологий, проще поговорить с телефоном, чем разбираться в меню. Поэтому озвученные вопросы о погоде, курсе валют, вызов телефоном контакта или установка напоминания — типичные сценарии для старшего поколения.

  • Поиск информации через ИИ. Второй по распространению сценарий — получение ответов на вопросы с помощью больших языковых моделей (например, ChatGPT).

  • Чат-боты и виртуальные консультанты. Отдельно можно выделить использование чат-ботов служб поддержки (например, в банковских приложениях и на сайтах госуслуг). Обычно это происходит при решении бытовых вопросов: уточнить баланс, записаться к врачу через виртуального ассистента или задать вопрос на сайте.

Глубинные интервью

Следующим шагом мы провели глубинные интервью с пользователями ОК старше 45 лет (из них 70% — старше 55), проживающими как в городах-миллионниках (20% респондентов), так и в остальных регионах, в том числе в средних и малых городах России. 

Примечание: Мы специально искали людей не из городов-миллионников, так как нам был интересен весь сегмент пользователей Одноклассников старшего поколения, а не только пользователи из городов-миллионников, которые по нашей первоначальной гипотезе должны быть более «диджитализированы».

Интервью с психотерапевтом

Наряду с другими исследованиями мы провели серию интервью с психотерапевтом, чтобы понять:

  • как меняется мышление и ценности с возрастом;

  • какие с возрастом появляются страхи и барьеры;

  • как страхи и барьеры могут повлиять на восприятие ИИ.

Опрос

Чтобы провалидировать инсайты, мы с командой провели опрос, в котором приняло участие более 300 пользователей в возрасте старше 45 лет из разных городов и регионов.

Результаты исследования: сегментация пользователей по модели поведения

По итогу проведенной работы мы выделили четыре майндсета — четыре модели поведения пользователей Одноклассников старшего поколения, которые отличаются:

  • по степени готовности использовать ИИ для генерации изображений, текстов и поиска информации;

  • по уровню страхов и барьеров к использованию ИИ;

  • по нативному поведению по отношению к ним. 

Выявленные майндсеты:

  1. Исследователи — энтузиасты-создатели, которые интересуются ИИ-инструментами и готовы их применять для своих задач.

  2. Продвинутые экспериментаторы — пользователи, которые понимают, как именно можно применить ИИ-решения на практике.

  3. Реалисты — практичные и осторожные пользователи, которые знакомы с ИИ-инструментами, но не доверяют им в полной мере.

  4. Цифровые скептики — люди, которые в целом положительно относятся к ИИ-сервисам, но не пользуются ими и не знают, как это делать.

На каждой из групп остановимся чуть подробнее.

Исследователи

Это активные, любопытные и часто творческие люди, которым нравится пробовать новое. Они любят учиться, смотрят мастер-классы, пытаются осваивать технологии. Им интересно, как «нейронка» может создать что-то особенное — например, портрет в новом образе.

Они хотят быть «в тренде» и используют ИИ для визуального творчества, генерации изображений, а иногда — для создания текста и поиска информации.

Они говорят про ИИ: «Мне просто интересно вообще, что это такое, да, просто как можно это использовать, рисовать»

Обычно они создают что-то простое, не требующее глубокого погружения. Но им не хватает уверенности — у них есть страх, что они не смогут справиться самостоятельно. Соответственно, им нужны обучающие материалы, простые инструкции и поддержка.

Также у них есть финансовый барьер — они не всегда готовы платить за платные нейросети или функции, позволяющие создавать более оригинальные результаты, а не что-то шаблонное. А, учитывая их страх не справиться с функционалом самостоятельно, финансовые барьеры усиливаются вдвойне.

Исходя из этого, при коммуникации с исследователями-энтузиастами стоит показывать, что ИИ — это просто, а с его помощью можно создавать уникальное и реализовывать нетипичные идеи.

Этой группе пользователей важно давать разнообразие, а также подсказки в интерфейсе, обучающие материалы и чувство простоты. 

С этой категорией аудитории хорошо работают фразы вроде:

  • «Попробуйте — это просто, всё подскажем»;

  • «ИИ поможет вам создать что-то уникальное»;

  • «ИИ поможет подобрать слова, когда трудно начать».

В интерфейсе этот сегмент можно завлечь во взаимодействие с ИИ, например, через:

  • рекламу продукта;

  • встроенные обучение и шаблоны;

  • возможность редактировать результат;

  • добавление помощи в создании постов с объяснением: «я помогу, но ты решаешь»;

  • возможность получения результата без отметки ИИ и водяных знаков.

Продвинутые экспериментаторы

Это пользователи, которые чаще всего уже уверенно работают с ИИ. Они знают разные инструменты и осознанно применяют их под конкретные задачи: кто-то пишет документы, кто-то генерирует иллюстрации. Для них ИИ — это личный помощник.

Они говорят про ИИ: «Он как мой сотрудник, которому я дал задание»

Основные триггеры к использованию ИИ для них: 

  • экономия времени;

  • автоматизация;

  • создание уникального контента;

  • желание делиться результатом (зачастую, чтобы показать свою уникальность).

Вместе с тем, они понимают, что материалы, которые выдает ИИ, далеко не идеальны и их нужно проверять и дорабатывать. Но они готовы с этим мириться, поскольку нейросеть упрощает рутинные задачи.

Основным барьером на пути к повсеместной работе с ИИ для продвинутых экспериментаторов является недостаток времени на изучение нейросетей и стоимость эффективных моделей.

При коммуникации с такими пользователями важно подчеркнуть, что ИИ помогает экономить время и решать задачи точно. Также лучшей практикой будет демонстрация примеров «до и после» с акцентом на результате.

С этой категорией аудитории хорошо работают фразы вроде:

  • «Используйте ИИ как личного помощника: быстро, просто, эффективно»;

  • «Создавайте уникальные поздравления, тексты и фото с помощью ИИ».

В интерфейсе этот сегмент можно завлечь в работу с ИИ, добавив возможность:

  • использования ИИ-ассистента, например, для создания поздравлений, постов, обложек и поиска информации;

  • «доработки» результата вручную — они это ценят;

  • получения превью и быстрого отката к оригиналу;

  • получения отсылки к первоисточнику информации.

Реалисты 

Пользователи в этом сегменте чем-то похожи на энтузиастов-создателей, но более осторожны. Используют ИИ ситуативно, когда случайно сталкиваются с ним — они не не делают ИИ частью повседневных привычек, поскольку его ценность для них не всегда очевидна, а результаты генерации воспринимают скептически: «факты искажены», «эмоций нет».

Они говорят про ИИ: «Мне понравилось, как написано... но факты были искажены»

При этом, если реалисты всё же попробуют использовать ИИ, — они всё перепроверяют, следят за каждой мелочью, поэтому им очень нужна возможность ручной корректировки.

Соответственно, при коммуникации с реалистами важно не обещать невозможного. Лучший подход — подчеркивать доступные возможности и понятную ценность.

Таким образом, в интерфейсе желательно подсвечивать, что ИИ — просто помощник. 

С этой категорией аудитории хорошо работают фразы вроде:

  • «ИИ предложит текст, вы — решаете, что оставить»;

  • «Результат можно изменить. Всё под вашим контролем».

Завлечь в работу с ИИ можно несколькими способами:

  • Интегрировать ИИ-инструменты в рутинные сценарии: поздравления, объявления, посты, например, через кнопку «Предложить текст» на поздравления/сообщения и функцию «Объясни по-другому» (альтернатива шаблонным фразам).

  • «Доработки» результата вручную — для них это важно

  • Внедрить возможность поиска первоисточника информации.

  • Разместить ИИ-инструмент «под рукой», чтобы его не приходилось искать.

Цифровые скептики

Это люди, которые в принципе положительно относятся к ИИ, но не используют его осознанно. Зачастую именно у этого сегмента больше всего проявляется низкая цифровая грамотность, из-за чего они:

  • не готовы пробовать новые технологичные продукты, в том числе ИИ;

  • боятся ошибиться, что-то сломать или сделать неправильно;

  • не уверены в своих силах или просто не видят смысла;

  • не имеют запроса на использование ИИ — готовы всё делать по старинке.

Они говорят про ИИ: «Отношусь положительно, но не пользуюсь, потому что не знаю как»

Ядро этого сегмента пользователей формируют люди в возрасте старше 65 лет, поскольку при отсутствии явного запроса или мотива (например, интереса к технологиям или необходимости по работе) пожилые просто не начинают использовать ИИ. Вместе с тем, многие из них взаимодействуют с решениями на основе нейросетей неосознанно и доверяют ИИ больше, чем людям, ведь «компьютер не может ошибаться».

С учетом всех особенностей подобной аудитории, при коммуникации с ними лучше акцентировать внимание не на ИИ, а на пользе применения, используя понятия «помощник»/«подсказчик» и простые примеры. Можно сказать:

  • «Эта функция поможет подобрать слова — попробуйте, если захотите»;

  • «Если хотите — попробуйте. Это просто».

К работе с возможностями ИИ таких людей можно привлекать через:

  • функции автоматического предложения текста в поле «Поздравить друга» с кнопкой «Изменить»;

  • опцию «Простая помощь» при публикации: «подобрать заголовок», «добавить подпись»;

  • нативное внедрение ИИ в качестве части UX.

От результатов к выводам

Если расположить сегменты пользователей на шкале «Отношение к инновациям» от консерватора до экспериментатора, то:

  • слева будет цифровой скептик, который не готов добавлять в свою жизнь новые технологии;

  • справа — продвинутый экспериментатор, который использует новые технологии, пытается разбираться в их разнообразии и применять искусственный интеллект по назначению;

  • реалисты и исследователи будут располагаться между ними.

При этом наши исследования показали, что ограниченное использование подобных инструментов зачастую вызвано поверхностными и шаблонными результатами («одно и то же», «не похоже на меня»), недоверием к сгенерированной информации, непониманием выгод и рентабельности затрат, а также нехваткой знаний или цифровой грамотности. 

Вместе с тем, пользователи старшего поколения в целом не боятся ИИ и относятся к нему чаще положительно в разрезе генерации ими изображений и текстов и к поиску информации. И даже в сегменте Silver Age соцсети прослеживается тенденция к интересу к ИИ-решениями, и к применению их для своих задач. Примечательно, что использовать ИИ чаще всего начинают из любопытства.

Безусловно, нельзя сказать, что всё поколение Silver Age досконально понимает суть и возможности технологий искусственного интеллекта: респонденты часто сами не понимают, что используют технологии ИИ, а осознанное использование ИИ пока скорее эпизодическое — разовое, по настроению. Но проведенные исследования позволили понять, что возрастная аудитория в целом готова к внедрению функций ИИ в ОК, и определить способы их нативной интеграции в социальную сеть.

О том, что из этого получится и какой будет эффект от подобных нововведений — обязательно расскажем в одной из следующих статей.

Комментарии (0)