Всем привет! Меня зовут Максим Иванков, я развиваю школы робототехники и программирования для детей вот уже 9 лет. За это время я открыл не один десяток центров по России, еще большим людям помог открыть свои технические детские школы. Всё это время я продолжал вести занятия для детей, как преподаватель. Мне 30 лет, у меня трое детей, старший из которых пошёл в этом году в первый класс. Сегодня хотел обсудить вопрос мотивации учиться у детей. Это очень тонкий процесс, с которым я экспериментировал все эти годы и в итоге нашёл вариант, который действительно работает.

9 лет назад, когда я открыл первую школу робототехники в небольшом городе Краснодарского края, вопрос мотивации учиться и ходить на занятия был вторичным. Я был идеалистом, который хотел давать знания детям и верил, что все дети вокруг хотят получать знания в области робототехники и программирования. Оказалось, что это не всем так интересно, как мне. Вообще кажется, что инженеры народ вымирающий. Пошло вероятнее всего это с постепенного вымирания учителей физики и информатики в школах. В современных школах, причем я не беру в расчет Москву (там с образованием всё в порядке в первую очередь потому, что учителям платят нормальные деньги), всё реже можно встретить предметников. Во время моей учебы в школе, которое проходило с 2002 по 2013 год, я еще застал программу 2100, которая действительно учила думать, с первого класса в школе помимо основных предметов были риторика и информатика. В средней школе предметные занятия - биологию, химию, физику, географию, историю, музыку вели виртуозы своего дела. Учителя болели своей профессией, и заражали любовью к предмету детей на уроках. В школу было ходить интересно.

Олды старшего поколения, кто застал советскую школу обучения наверняка расскажут еще более интересные истории в сравнении с тем, что сегодня происходит в провинциальных школах.

В школах больших городов, учителя еще хоть как то держатся, и если вы живёте в таком городе, наверняка у вас нет больших проблем с образованием ребенка. Есть выбор. В городах поменьше, до 300к населения, где живет чуть меньше половины всех людей России, дела обстоят совсем по другому. Если рассуждать о причинах такого бардака, то всегда упираемся в одно - деньги.

Вот показатели оплаты учителю за одну ставку в 18 часов в неделю:

  • Базовый оклад за 18 часов сильно различается: по данным мониторингов и публикаций, в Москве ставка за 18 часов может быть свыше 60 000 ₽, в Санкт‑Петербурге — около 45–50 000 ₽.

  • В ряде регионов базовая ставка за те же 18 часов может быть 5-20 тыс. ₽

Если кто не в контексте работы учителя, объясню - 18 часов это минимальная база при работе с детьми. Это не значит, что учитель приходит на работу на 3-4 часа каждый день и потом сидит и ковыряется в носу. Современная работа учителя уже давно лишь на половину состоит из часов преподавания - ведения уроков. Остальное время, если не больше, уходит на проверку тетрадей и бюрократии, сдачи моря отчетности и заполнения таблиц, причем часто одна отчетность вытекает из другой, половина вообще бессмысленная, но это бюрократия. Автоматизации по бюрократии в школах нет никакой. 80% всей бумажной работы учителя можно оптимизировать, но никто этого не делает. В местных управлениях образованием только и делают, что придумывают новые типы отчетов, которые должны сдавать учителя. Дело иной раз доходит до абсурда. В адекватных школах, а не школах курильщика, администрация чаще всего нанимает отдельных работников - методистов, которые берут на себя бюрократическую нагрузку всех учителей, чтобы учителя занимались тем, чем надо - учили детей. Но таких школ безумно мало.

Как результат, чтобы просто выжить, учителя вынуждены брать несколько ставок - по 2 или 3 ставки. И вот уже средняя нагрузка учителя возрастает до 40-45 часов неделю, что соответствует 8-9 урокам в день. Врем�� на проверку тетрадей и бюрократию при этом возрастает нелинейно. Как итог получаем, что чтобы получать 50 000 рублей в месяц на сегодня, учитель не должен спать. Ведь с 8 до 16 часов каждый день учитель ведет уроки, потом 4-5 часов тратит на дополнительную работу. И еще учитель должен быть на связи для своего класса 24/7 по любым вопросам. Если ученик после школы ушел домой, но до дома не дошел, то родители негодуют, что правильно лишь на половину. Звонят учителю, учитель вынужден обзвонить еще 10 человек в поисках потерянного ребенка, а то и пойти лично его искать. В итоге потерявшегося ученика находят в местном компьютерном клубе с севшим телефоном. Родителям позвонить и предупредить он забыл. Учитель потратил на это еще несколько часов времени. Думаете, такие ситуации редки? Каждую неделю что-то есть) Есть еще одна острая причина оттока учителей из школ - социальная незащищённость. Представьте, если вы полицейский и вас отправляют накрыть местный наркопритон, где у каждого есть оружие. У каждого, кроме вас. Вам просто не выдают оружие, аргументируя это тем, что причинять вред здоровью нельзя. Нужно быть толерантным пацифистом и решать все проблемные ситуации разговором. Есть интересный фильм - Разрушитель с Сильвестром Сталлоне 93 года выпуска, где он агрессивный полицейский, который поймал безумного маньяка, но в процессе наворотил дел. Его замораживают вместе с преступником в качестве наказания, и лет через 100 размораживают в мире, где нет насилия. Преступник сбежал и его пытаются поймать разговорами, но ничего не работает. И тогда Сталлоне снова ловит маньяка, но уже в другом мире будущего.

При чём здесь школа и учителя? Если в классе драка, то учителя вызывают на ковер разбираться. Учитель не досмотрел. Если ученик 8-ого класса с бурлящей кровью посреди урока залезет на парту, начнет кричать и материться - учитель ничего с этим не сможет сделать. Вернее, учитель много чего с этим может сделать, но в лучшем случае учителя уволят, в худшем - посадят. Какое то время назад во многих классах поставили камеры. Так вот если ребенок начнёт материть учителя, а учитель не выдержав нагрузки, схватит того за ухо и поведет к директору, то тут же прибежат родители, посмотрят камеры, и будут говорить, что учитель - зло и детей трогать нельзя. Подадут в суд и выиграют его. Учителя уволят.
Это очень тонкий вопрос, где у каждого будет свое мнение. Но то что современный учитель бессилен перед хулиганами - факт. Всё держится хоть как то на учителях старой закалки. Я не говорю, что учитель в советское время периодически бил детей, но хулигану в лёгкую могло прилететь указкой в воспитательных целях. Хулиган это понимал, и не нарушал дисциплину. Родитель понимал, что воспитанием ребенка больше занимается школьный учитель, чем родитель дома, учителя уважали и доверяли ему.

Сегодня учителя полностью бессильны перед хулиганами. Хулиган может срывать каждый урок, и ему ничего за это не будет. Выгнать ребенка из школы сейчас непросто, можно нарваться на иск. На учёт формально его ставить не за что - материться на уроках. Такого пункта нет в уставе школы или административном кодексе. Есть хулиганство, нарушение дисциплины, но что это такое? Попробуем посмотреть на ситуацию со стороны среднестатистического учителя - ты каждый день ведешь по 9 уроков, за день через тебя проходит 250 учеников, потом 3 часа проверяешь тетради , 2 часа заполняешь непонятные таблицы для управления образованием, в процессе нужно отвечать родителям по любым вопросам. И тут на уроке систематически кто-то начинает нарушать дисциплину и материться, на переменах устраивает драги, ты тратишь время на разбирательства. Это не происходит каждый день, но имеет накопительный эффект. Да проще уволиться и заниматься дома репетиторством после обеда и еще устроиться на местное ПВЗ с графиком 2 через 2. Денег будешь получать больше, чем в школе, но только стресса почти никакого, еще и времени на работу будешь тратить меньше. Почему учителя так не делают? Потому что именно так они и делают. Те, что до сих пор остаются в школах - святые люди. Вот поэтому имеем что имеем в сфере образования. Бывалые учителя из школ увольняются, новые учителя в школы не приходят. Ежегодно из всех педвузов страны, работать в школу идут меньше половины.

Вот небольшие статистические данные:

  • По данным Росстата и профильных аналитиков, в школах сейчас работает около 31 тыс. учителей физики, причём за 20 лет их число сократилось примерно вдвое

  • В педагогических и классических университетах программа «педагогическое образование, профиль физика» реализуется в нескольких десятках вузов; если усреднить выпуск по 20–50 человек с профилем «физика» на вуз, суммарно по стране получается примерно 1–2 тыс. потенциальных учителей физики в год

  • При этом, по данным ВШЭ и Минобрнауки, в школу по факту идёт лишь около половины выпускников педнаправлений, а через несколько лет в школе остаётся ещё меньше.

  • К началу 2024/25 учебного года в школах было официально около 18 тыс. незакрытых вакансий , но эксперты и профсоюзы говорят, что реальный дефицит может достигать сотен тысяч ставок с учётом совместителей и перегрузок.

  • Отдельно сообщается о дефиците примерно 100 тыс. учителей начальных классов, 73 тыс. преподавателей математики и 59 тыс. учителей иностранных языков.

А теперь скажите, с учетом того сколько реально нужно предметных учителей в школы и сколько их выпускается в год и доходит до школы, через сколько лет закроется дефицит? Он не закроется. Ряд расходящийся. Разрыв будет только увеличиваться.
Как мотивировать ребенка учиться в таких условиях? Это непростая задача. Современный ребенок видит всё меньше авторитета в школьном учителе. Как ребенку хотеть стать инженером, если физику ведет математик, потому что настоящий физик уволился, замену ему найти не могут, а занятия вести как то нужно?

Конечно есть частные случаи - родитель инженер или программист, ребенок смотрит на родителя и повторяет его модель. Родитель что-то объясняет, ребенок хочет быть как родитель и начинает развиваться. Это самая распространенная модель. Но как вырастить нового инженера? Школа здесь бессильная. Конечно, бывают уникумы, которые пробиваются сами. Им это интересно или просто приснилось, может посмотрели Фиксиков. Ребенок начинает смотреть технические видео, читать инженерную литературу. У кого то действительно что-то из этого получится, но без наставника, человека который подскажет и поможет здесь не обойтись.

И вот тут на сцену выходят детские технические кружки. Чтобы ребенок мотивировался на учебу, одной хорошей учебной программы недостаточно. Нужен преподаватель, горящий своим делом, с которым будет интересно и весело заниматься. У которого будет правильная атмосфера на занятиях. Отсюда, кстати, вытекает первый интересный вывод:

  • Мотивация учиться у ребенка - удел группы, а не индивида. На групповых занятиях мотивация будет гораздо крепче, чем если вести занятия 1 на 1. Далее разными примерами я буду только подтверждать тезис, написанный выше. Как на занятиях создать нужную атмосферу?

В прошлой статье "Самообучение против курсов для ребенка" я описал формат занятий, к которому пришёл за 9 лет работы. Если кратко - на занятиях дети занимаются самообучением, каждый в своем темпе изучает один и тот же материал, а учитель - это наставник, который администрирует процесс, отвечает на вопросы и общается с детьми, а не читает лекции на каждом занятии. Этот формат простой и понятный как две копейки, но это только на первый взгляд. Не каждый преподаватель сможет вести по нему занятия.

Для занятий Робототехники я написал сервис - РобоТехника. Дети приходят на занятие, со своего телефона авторизуются на сервисе, находят проект, который сейчас делают. Проект - это например колонка, сигнализация, радио или проводной телефон. К проекту написана подробная инструкция. Ребенок берет нужные компоненты и инструменты, паяльник и по инструкции собирает его. Вначале инструкции очень подробные, но с каждым новым проектом, инструкции становятся всё меньше и меньше, ребенок больше сам думает над реализацией проекта.

На программировании я написал сервис - Майнкрафтия. Смысл там такой же. На портале несколько курсов - питон в Майнкрафте, веб разработка, поднятие своего сервера майна на ubuntu в docker и другие. Каждый курс - это от 50 до 300 мини уроков. В уроке вначале небольшая теория на 2-3 минуты чтения, далее три задачи. Простая, средняя и сложная. Задачи с автоматической проверкой, так что преподаватель в этом процессе не участвует. Дети приходят на занятия, авторизуются на сервисе и начинают работать. В процессе в классе может быть довольно шумно - постоянно кто-то из детей что-то рассказывает, историю из школы, или на какой фильм на неделе в кино сходил. Когда тепло, начинаются истории про рыбалку и походы. Можем просто рассказывать смешные истории и смеяться в процессе. Как так можно учиться? Дети делают одно и тоже, но с разной скоростью. Все дети разные и объяснять им материал одновременно раньше работало, но сегодня - больше нет. Часто в одной группе программирования могут заниматься 2 или 3 одноклассника. Так вот спустя месяц занятий, кто то сделает 30 уроков, а другой только 20, хотя они находятся в абсолютно одинаковых условиях. И в этом нет ничего плохого. Все мы усваиваем материал по разному, с разной скоростью.

Это хорошо видно по олимпиадам. Если в 5-7 классах олимпиады по математике довольно простые. То побеждает тот, кто успеет решить больше задач. Умные дети часто в этом плане делятся на два типа - те, кто решают быстро и чаще всего правильно, и те кто решает медленно, но правильно. Так вот на олимпиадах в 5-7 классах чаще выигрывают первые дети. Но далее, когда сложность заданий кратно возрастает, у первых детей уже не хватает глубины мысли, чтобы правильно решить задание, и вторые начинают побеждать чаще.
На занятиях дети общаются и работают одновременно. И это им нравится. Вот тут и создается нужная атмосфера. Дети ходят на занятия потому что им нравится. Часто от родителей слышу высказывания - Знаете, на другие кружки иной раз нужно ребенка заставлять идти, но к вам он бежит сам всегда с удовольствием.

На занятиях я не давлю на ребенка - у меня нет плана, что ребенок должен за занятие пройти 10 уроков на программировании или сделать один проект на робототехнике. Наверняка у вас бывало такое, что приходишь на работу, а работать сегодня вообще не хочется. Дома что-то случилось, или ты просто выгорел. Почему это не распространяется на детей? Дети такие же люди) Раз в пару месяцев ребенок на занятие может прийти поникший, уставший. За занятие пройти всего несколько уроков или припаять несколько проводов, остальное время играть в counter strike 1.6 или в майнкрафт на моих серверах, и это нормально. Ребенок не должен быть эффективен всегда. Если он сегодня не в ресурсе, не нужно заставлять. Конечно, бывают и лентяи, которые в принципе не приучены к самостоятельной работе. Или дети помладше, 1-3 класс, у которых еще не привил��сь культура самостоятельной работы. Таких нужно подгонять, и здесь в дело вступают Робокоины.

За занятие, если ты хорошо поработал и хорошо себя вёл - получаешь монетку, робокоин. В одном из кабинетов стоит небольшая витрина с вкусняхами - печеньем, чипсами, колой, чупсами, а так же товарами поинтереснее - наушниками, игровыми приставками, и прочим. Например, чупс стоит 1 робокоин, печенье - 3 робокоина, наушники - 30 робокоинов. Получается, чтобы получить робокоин, ребенок на занятии должен хотя бы минимально работать и хорошо себя вести. Робокоины работают безотказно. Дети хотят их получить, расстраиваются если не получают.

Это первый эшелон мотивации к занятиям у лентяев.

На РобоТехнике и Майнкафртии есть свои валюты - прежде всего алмазы. На РобоТехнике, после того как ребенок сделал проект, он получает за него 5-30 алмазов, в зависимости от сложности проекта. На Майнкрафтии открытие следующего урока стоит 1 алмаз. Решая простую задачу в уроке, ученик получает 1 алмаз, среднюю - 2 алмаза, сложную - 3. Зачем так все усложнять? Ради геймификации. Ребенок прокачивает свой аккаунт. Он обучается, играя. Куда можно потратить накопленные алмазы? Купить уровень. Уровень - это множитель робокоинов. То есть если у тебя второй уровень, то за занятие ты получаешь 2 робокоина. Если 3 уровень, то 3 робокоина. Максимум существует 5 уровень.

Первый уровень стоит 100 алмазов, второй - 200 и так далее до 500. Перепрыгивать между уровнями нельзя, нужно покупать их по очереди. Когда я написал сервисы, создал экономику через алмазы и покупку уровней, у детей появилась еще одна система мотивации - у них появилась возможность получать больше робокоинов, быстрее накопить на покупку крутых вещей из магазина. Дети начали заниматься еще и дома, чего раньше практически не было. И всё это ради того, чтобы заработать больше алмазов и робокоинов.

Далее я сделал битву рейтингов. Это то, что усилило процесс обучения буквально в разы. Помимо алмазов за каждую решенную задачу или проект, ребенок получает рейтинг. Рейтинг всех учеников сведен в единую таблицу. В течении месяца дети набивают рейтинг, на первое число каждого месяца, 3 ученика с наибольшим рейтингом получают алмазы:
1 место - 100 алмазов
2 место - 50 алмазов
3 место - 20 алмазов
После выдачи призовых алмазов рейтинг вайпается - обнуляется у всех. И всё начинается заново.

И тут между детьми началось рубилово. Ребята, кто посильнее бились за призовые места. Для ребят, кто послабее, сводная таблица с рейтингом превратилась в таблицу - кто самый большой "лох". Они стримились не быть последними в таблице и радовались, если обогнали ученика выше в таблице. Рейтинг для детей очень ценен - он показывает кто и сколько поработал. Для преподавателя появился реальный KPI, показывающий трудозатраты ребенка.

Отдельного внимания стоят аккаунты детей. Здесь все как в игре - можно установить аватарку и выбрать имя. Здесь же отображаются полученные достижения за выполнение дейликов или частей курса. За победу в битве рейтингов выдаются кубки. Снизу профиля можно оставлять комментарии.

Что в итоге мы имеем?

  • Формат обучения, где каждый занимается с комфортной скоростью. Умные не ждут отстающих. Отстающие не чувствуют себя глупыми

  • Веселую и интересную атмосферу на занятии

  • Работаешь - получаешь робокоины и покупаешь товары

  • Работаешь - получаешь алмазы, апаешь уровень и получаешь еще больше робокоинов

  • Работаешь - побеждаешь в битве рейтингов, получаешь еще больше алмазов - уровней - робокоинов

  • Устал - отдохни. Рим не за неделю строился.

  • Препод - это наставник, у которого можно что-то спросить или просто поболтать.

В результате дети готовы заниматься годами. Занятия им очень нравятся, родители довольны. И что самое главное - дети получают результат - знания и навыки. На робототехнике с каждым новым сделанным проектом дети учатся паять, работать со схемами, изучают компонентную базу, черчение. На первом уровне робототехники - электронике, дети выполняют 30 проектов. Это занимает у детей 1.5-2 года в зависимости от возраста при 1 занятии в неделю по 2 часа. В процессе собираем схемы на макетных платах. Далее пол года изучаем 3д моделирование и учимся печатать на 3д принтере. Следом идут микроконтроллеры. Учимся их программировать, параллельно делая проекты посложнее, уже на микроконтроллерах.

На программировании дети могут ходить влево и вправо по курсам в процессе занятий, выполнить пару задач на питоне, потом пойти на веб разработку и покапать html, css, js. Все это позволяет делать платформа. Или же заниматься только на одном курсе, пока полностью его не пройдешь. Самым сложным в написании курсов для меня всегда было сделать курс программирования, в моём формате самообучения, для ребят 4-6 классов. Информатики в школе здесь еще нет, да и какое то программирование на информатике начинается в 9 классе, английский дети знают крайне посредственно. И им как то нужно давать программирование в любимых играх. Сейчас наиболее простой курс - питон для нубиков. Пришлось сильно заморочиться, чтобы сделать все просто и интересно.

Если кратко, то архитектура здесь такая - на фронте на react дети проходят уроки, решают задачи. Но решать сухие задачи скучно - нужно взаимодействие с игрой. Поэтому в начале через отдельную десктопную программу, дети авторизуются и в одну кнопку поднимается сервер майнкрафта, rcon - интерфейс, который даёт API от сервера наружу, flask, который принимает запросы с задачника с фронта и выполняет автотесты на коде решения ребенка, а так же клиент майнкрафта, через который ребенок и играет.

Для ребенка все это выглядит как нажать на одну кнопку - Запуск. Под капотом делается еще много чего. В итоге запускается клиент майна, где в серверах сразу рисуется активный учебный сервер. Подключаемся к нему. Появляемся в красивом городе, который так же спавнится в процессе под капотом.

И далее для ребенка происходит магия - решаешь задачу в браузере, нажимаешь "Проверить" и в майнкрафте что то происходит. Персонаж телепортируется, создаются блоки, добавляются эффекты и много чего еще. Для ученика все просто, но эта простота под капотом выглядит совсем непросто, как это обычно и бывает.

Курс питона для нубиков очень растянут, теме переменных с типами данных уделяется 15 уроков. Условиям - еще 20. Уроки небольшие и очень простые, но несмотря на это для части детей все равно оказываются слишком сложными.

Уже пол года с перерывами я разрабатываю для них другой курс - решил сделать Скрейч в майнкрафте, и сильно продвинулся в этом вопросе. Скрейч - это очень крутая штука, разработанная в Массачусетском технологическом универе группой энтузиастов. Скрейч является эталоном в программировании для начальной школы. Здесь 2д графика и блочное программирование. Блоки - это команды, в том числе на русском языке. Соединяешь блоки, получаешь программу для персонажа, который начинает двигаться.

Так вот я пишу с нуля редактор скрейча под свои задачи, а именно хочу внедрить это в готовые уроки с условиями задач. Чтобы дети так же решали задачки и получали за них алмазы и рейтинг, но только в скрейче. Должно получиться легендарно. Многое я оптимизировал под майнкрафт.

Так фон и персонажей можно брать в стиле майнкрафта.

Остается ответить на один вопрос - как мотивировать своего ребенка учится?
Моему старшему сыну 7 лет, среднему - 5 лет. На протяжении полутра лет, понимая, что происходит в школах и в целом с образованием сегодня, я думаю как решить этот вопрос. Вначале я достал учебники и учебную программу 2100 для начальной школы, по которой учился сам и месяц каждый день занимался со старшим сыном по 3-4 часа. Программа просто великолепная, но за месяц я сгорел. Было сложно совмещать работу, время с семьей и занятия по программе. Плюс через 1-2 года средний сын пойдет в школу. Заниматься сначала с одним ребенком, потом с другим - тухлое решение. Нужна какая-то автоматизация. Проблема с автоматизацией в начальной школе в том, что дети еще толком не умеют читать и держать внимание долгое время на одном действии. Эту проблему отчасти решает Фоксфорд и другие топовые онлайн школы для детей. У них идут живые онлайн уроки (или запись) с интерактивными задачами в процессе. Видеоформат для детей помладше заходит гораздо лучше, да собственно, только он и может работать в онлайне. Сейчас я потихоньку пишу курс для своих детей по математике и информатике с видеоуроками и интерактивными задачами в моём формате с геймификацией. Должно получится хорошо.

Супруга у меня - учитель математики и информатики. С ней работаем над курсом по ОГЭ по математике. Далее планируем сделать ЕГЭ и просто школьную программу за все классы по математике и информатике. Одна из проблем репетиторства - ты работаешь с ребенком 1 на 1. Это, конечно, и хорошо в том числе. Индивидуальный подход и всё такое. Но выше я уже давал тезис, что мотивация сильнее в группе. Да и для бизнес процессов репетиторства выгоднее вести занятия в группе. Здесь всплывает несколько проблем - прежде всего дети в группе должны быть абсолютно одного уровня, иначе слабые будут тормозить сильных. Все должны одинаково хорошо выполнять домашку. Всё это ограничения, которые снимает мой формат занятий по робототехнике и программированию.

Как вы наверняка поняли, мы пишем курс по подготовке к ОГЭ по математике, который планируем внедрить в Майнкрафтию. Там будет 150 уроков с теорией и заданиями с автоматической проверкой, которые будут подсказывать, что и где неправильно в решении. Будут тестовые экзамены на время, приближенные к реальному ОГЭ с выводом статистики и пониманием прогресса. Хотим протестировать такой формат, что в одну группу садятся 8 девятиклассников и начинают работать на сервисе в таком же формате, как и программисты, а преподаватель отвечает в процессе на вопросы, если что-то непонятно. Каждый работает со своей скоростью. В одной группе могут находиться ребята разного уровня и никто никому не будет мешать. Геймификация на программировании с алмазами, битвой рейтингов и робокоинами работает и на ребят 10-11 классов, коих ко мне ходит не мало, так что и здесь должен возникнуть синергетический эффект, на что я очень рассчитываю.

Подведём итоги:

  • Частные случаи, когда у ребенка есть наставник в виде родителя, с которого он берет пример - имеет место быть, но как это повторить? Сам же не пойдешь изучать предмет, в котором не разбираешься, чтобы показать пример ребенку?

  • Школьные учителя, особенно в небольших городах, с каждым годом пользуются все меньшей популярностью среди детей. Дети перестают видеть в учителе наставника, к чьим советам прислушиваешься и чей путь хочешь повторить. И виноваты в таком положении дел, отнюдь не сами учителя.

  • Дополнительные кружки - наше всё для профориентации и мотивации к изучению нового. Но нужно с умом подходить к выбору кружка. Формат ведения занятий, геймификация, атмосфера на уроке сильно влияют на учебный процесс.

Комментарии (8)


  1. ManulVRN
    15.12.2025 08:21

    Прикольный у девочки в левом углу ноутбук. Это чтобы преподаватель мог видеть, что ребенок набирает, не заглядывая в экран через плечо? (ладно, ладно, понимаю, что это ИИ-генерация).


    1. Ingir_Max Автор
      15.12.2025 08:21

      Заметил это сразу, но решил оставить) первые три картинки нейронкой собрал, в чем я не особо мастер.


    1. gotch
      15.12.2025 08:21

      Изучение нейрокартинок это еще не потерявшее свежесть развлечение вроде парных картинок "найди 10 отличий".


  1. gotch
    15.12.2025 08:21

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбук у первой девочки с вывернутым наизнанку экраном. Удобно так работать?

    Что находится в папке МОИТОРИИГ?

    Почему керамическая чашка наполовину прозрачна?


    1. Ingir_Max Автор
      15.12.2025 08:21

      Да, первые 3 картинки нейронкой собрал. Получилось почти реально)


      1. gotch
        15.12.2025 08:21

        Когда вы собираете картинки нейронкой, подрывается доверие и к тексту, не написан ли он LLM (по тексту лично у меня вопросов нет).


    1. DvoiNic
      15.12.2025 08:21

      Почему керамическая чашка наполовину прозрачна?

      Чашка из стеклокерамики! понимать надо!! :-)


  1. REPISOT
    15.12.2025 08:21

    материться на уроках. Такого пункта нет в уставе школы или административном кодексе

    Нет? Зато есть статьи Хулиганство. Порча имущества. Нарушение общественного порядка. Оскорбление личности... Вперед, заявление в полицию.

    Вот попрыгал такой "ребенок" на парте. Делаем фото царапин - и заявление с требованием компенсации стоимости парты... Стоит только пару случаев довести до вызова полиции, чтобы все знали.

    А нарушение дисциплины, да - это внутренняя фигня, которая карается дисциплинарным же взысканием, которое у вас прописано. Или не прописано? Или оно такое, что детям плевать? Ну, и кто в этом виноват?