Как мы видели в первой части, воздухоплавание было изобретено во Франции эпохи Просвещения, и идея управляемого воздушного шара, дословно по-французски ballon dirigeable, возникла на следующий же год после полётов первых воздушных шаров. Однако первые эксперименты по созданию дирижаблей на ручной силе — достаточно компактных и лёгких паровых машин пока не существовало даже в проектах — окончились провалом, в том числе попытки создать дирижабль-бомбардировщик в России для отражения вторжения Наполеона в 1812 году. Прогресс, однако, не стоял на месте, и невозможное в конце XVIII столетия к середине XIX века уже было теоретически и конструктивно осуществимым. А идея сделать воздушный шар управляемым никогда не покидала пытливые умы изобретателей — особенно французов, считавших воздухоплавание предметом национальной гордости.

С середины XIX века воздушные шары стали возвращаться на поля сражений, и не только как аэростаты наблюдения. В 1849 году осаждавшие Венецию австрийские войска попытались устроить первую в истории воздушную бомбардировку: они изготовили две сотни небольших воздушных шаров и снабдили их зажигательными бомбами весом 11-14 кг, после чего запустили их в сторону Венеции с зажжёнными фитилями для сброса в нужный момент. Однако ветер переменился, и вся эта красота полетела на их же позиции и корабли, чудом не накрыв участвовавший в запуске пароход «Вулкан». 
С середины XIX века воздушные шары стали возвращаться на поля сражений, и не только как аэростаты наблюдения. В 1849 году осаждавшие Венецию австрийские войска попытались устроить первую в истории воздушную бомбардировку: они изготовили две сотни небольших воздушных шаров и снабдили их зажигательными бомбами весом 11-14 кг, после чего запустили их в сторону Венеции с зажжёнными фитилями для сброса в нужный момент. Однако ветер переменился, и вся эта красота полетела на их же позиции и корабли, чудом не накрыв участвовавший в запуске пароход «Вулкан». 

В 1850 году Пьер Жюльен из Вильжюифа продемонстрировал на парижском ипподроме модель дирижабля в форме сигары и в жанре, так сказать, клокпанка. Рули и гондола дирижабля были установлены под передней частью баллона. Дирижабль должен был приводиться в движение заводным часовым механизмом, который вращал два воздушных винта, установленных по обе стороны от гондолы. Однако проект так и не был воплощён в виде действующей модели.

Облик дирижабля по проекту Пьера Жюльена
Облик дирижабля по проекту Пьера Жюльена

Первым успеха в деле создания дирижабля удалось достичь молодому парижскому изобретателю Анри Жиффару. С подросткового возраста он безнадёжно влюбился в железные дороги, сеть которых с начала 1840-х годов быстро разрасталась из Парижа. Где железные дороги — там и паровые машины, которого юного Анри тоже крайне интересовали, он окончил курсы Центральной школы искусств и мануфактур и некоторое время работал железнодорожным механиком. Уже в 25 лет он изобрёл паровой инжектор для котлов, который получил широкое распространение и позже принёс автору, благодаря патенту, солидные средства. Вторым его увлечением с первого полёта в 18 лет стали воздушные шары — и естественно, что вскоре ему пришло в голову скрестить одно и другое. Окончательным толчком стало знакомство с проектом заводного дирижабля Жюльена — но в качестве двигателя Анри Жиффар решил использовать паровую машину.

Анри Жиффар
Анри Жиффар

Уже в августе 1851 года он подал заявку на патент о применении парового двигателя в аэронавигации. Однако главным вопросом было, получится ли собрать достаточно лёгкий и при этом мощный паровой двигатель, чтобы привести аппарат в движение. После месяцев напряжённых размышлений, расчётов и экспериментов в компании двух ассистентов, ему удалось собрать искомое. Это было очень компактное по тем временам устройство мощностью около 2,2 киловатт или трёх лошадиных сил. Весило оно заметно меньше трёх лошадей: чуть больше 110 килограмм, котёл добавлял ещё 45 кило. Вода и высококачественный уголь для достаточной по длительности работы паровой машины весили чуть более 300 кг. 

Инжектор Жиффара сыграл важную роль в истории техники: он сильно упростил конструкцию паровых машин, убрав необходимость подавать воду в котёл отдельным насосным устройством
Инжектор Жиффара сыграл важную роль в истории техники: он сильно упростил конструкцию паровых машин, убрав необходимость подавать воду в котёл отдельным насосным устройством

Дирижабль, который он должен был приводить в движение, был построен по проекту Анри Жиффара мастером Эженом Годаром. Баллон сигарообразной формы с заострёнными для обтекаемости концами имел длину 44 метра и объём около 3200 кубометров. Под ним на множестве тросов была подвешена деревянная балка с треугольным парусом-рулём на конце, а ещё ниже — открытая гондола с ограждением, паровой машиной и трёхлопастным воздушным винтом диаметром 3,4 метра. Чтобы избежать вероятности воспламенения огнеопасного водорода от искр, дым выводился вниз от гондолы через трубу. 

Первый дирижабль Анри Жиффара
Первый дирижабль Анри Жиффара

Первый полёт парового дирижабля Жиффара состоялся в 17:15 в пятницу 24 сентября 1852 года. Он успешно взлетел с парижского ипподрома у современной площади Шарля де Голля — однако придать движению полностью управляемый характер оказалось невозможным. Ветер на высоте полутора-двух километров, куда поднялся аппарат, оказался слишком сильным, чтобы маломощный двигатель смог его преодолеть. Однако всё же обнаружилось, что в остальном несомый ветром дирижабль оказался вполне способным корректировать скорость движения, поворачивать в нужном направлении и даже описывать круги. Если бы дело было в штиль, то эксперимент оказался бы вполне удачным, со скоростью движения около 2–3 метров в секунду или 7–11 километров в час. В конечном итоге, аппарат продрейфовал за три часа на расстояние 27 километров до Эланкура, где совершил мягкую посадку, в чём воздухоплавателю помогли местные жители.

Жиффар заложил моду на веретенообразные дирижабли, которая продержится весь XIX век, и позже будет часто обыгрываться в стимпанке и ретро-пародиях, наподобие этого агрегата профессора Фэйта из «Больших гонок»
Жиффар заложил моду на веретенообразные дирижабли, которая продержится весь XIX век, и позже будет часто обыгрываться в стимпанке и ретро-пародиях, наподобие этого агрегата профессора Фэйта из «Больших гонок»

8 мая 1855 года Анри Жиффар, уже в компании своего ассистента Габриэля Йона, совершил экспериментальный полёт на новом дирижабле. Он имел примерно то же устройство, но длину более узкого баллона уже в 70 метров, большую грузоподъёмность и более мощный двигатель. Однако полёт был прерван инцидентом и едва не обернулся катастрофой: ещё на стадии подъёма баллон начал выскальзывать из плохо закреплённой сети тросов. Воздухоплавателям пришлось срочно спускать водород и снижаться. Спаслись они почти чудом: как только аппарат почти достиг поверхности, баллон окончательно выскользнул и умчал в небеса, а оставшаяся конструкция вместе с экипажем ударилась об землю. Впрочем, никто особо не пострадал, но больше Жиффар с дирижаблями не экспериментировал — хотя воздушные шары строил неоднократно. Однако работоспособность схемы была окончательно доказана. В 1858 году Анри Жиффар за изобретение дирижабля и инжектора получил орден Почётного легиона, а позже его имя было внесено в список из семидесяти двух имён французских учёных и изобретателей, начертанных на Эйфелевой башне.

Второй дирижабль Анри Жиффара
Второй дирижабль Анри Жиффара

Следующий шаг, хотя и слегка своеобразный, был сделан в ходе трагической для французов франко-прусской войны. Два с лишним века считавшаяся сильнейшей в Европе сухопутная армия Франции была наголову разбита созданной Бисмарком новой немецкой военной машиной. Париж с середины сентября 1870 года оказался в осаде и изоляции от остальной территории Франции. В городе оперативно развернули создание воздушных шаров. Их изготовляли и хранили на железнодорожных вокзалах французской столицы с их огромными дебаркадерами. Шары использовали для наблюдения за перемещениями немцев в окрестностях города, а затем и для связи поверх немецких осадных позиций. Уже 23 сентября воздушный шар с инженером Дюрюофом успешно совершил первый перелёт, за ним последовали другие. С собой экипажи брали письма и депеши для дальнейшей пересылки, и корзины с почтовыми голубями для того, чтобы отправлять послания обратно в Париж. Экипажи составляли или опытные воздухоплаватели, в том числе использовавшие ранее воздушные шары в развлекательно-коммерческих целях, или оказавшиеся в городе военные моряки. Всего за почти полгода осады было запущено 67 воздушных шаров, из которых лишь один был сбит немецкими войсками, и пять угодили в руки противника при неудачных посадках. 

Плакат-инфографика о вылетах воздушных шаров из осаждённого Парижа
Плакат-инфографика о вылетах воздушных шаров из осаждённого Парижа

Правда, не все воздушные шары, особенно с неопытными экипажами, совершали посадки хоть как-то по плану. Ждать попутных ветров подходящей силы получалось не всегда — и некоторые из них заносило в другие страны, один долетел даже до Норвегии. Осознав эту проблему, правительство национальной обороны обратилось в конце октября к талантливому конструктору Анри Дюпуи де Лому, создателю первых в истории полноценных океанских броненосцев «La Gloire», «Magenta» и «Solférino». Ему поручили как можно скорее сконструировать и построить управляемый воздушный шар, то есть дирижабль — чем он немедленно и занялся. 

Созданный по проекту де Лома первый океанский броненосец «La Gloire» в 1859 году перевернул мировое военное кораблестроение, полностью обесценив деревянные линейные корабли: для них он был неуязвим. Особенно расстроились британцы, обладавшие огромным деревянным линейным флотом, который пришлось срочно заменять броненосным
Созданный по проекту де Лома первый океанский броненосец «La Gloire» в 1859 году перевернул мировое военное кораблестроение, полностью обесценив деревянные линейные корабли: для них он был неуязвим. Особенно расстроились британцы, обладавшие огромным деревянным линейным флотом, который пришлось срочно заменять броненосным

Получившийся проект представлял собой по сути сильно запоздалую реализацию того, что почти сотней лет ранее предлагал построить Жан Батист Мёнье де ла Плас, и неудачно пытались реализовать братья Робер. Продолговатый купол длиной 36 и диаметром 14 метров при объёме 3400 кубометров нёс под собой удлинённую гондолу с экипажем из 10–12 человек. В движение конструкция приводилась усилиями четверых человек, крутивших сдвоенный воздушный винт большого диаметра. Строительство началось сложной и голодной осадной зимой, когда в городе уже не хватало ни материалов, уже пущенных на воздушные шары, ни сил у людей. Затем, после полного исчерпания запасов продовольствия и топлива, и жесточайших обстрелов тяжёлой артиллерией, город капитулировал — и через некоторое время взорвался восстанием Парижской коммуны. Естественно, строительство дирижабля де Лома было прервано, но недостроенный объект удалось сохранить, а затем перевезти на военную базу в Венсене. Испытания были проведены лишь 2 февраля 1872 года — и увенчались успехом. Усилиями восьми опытных матросов-гребцов, сменявших друг друга четвёрками через полчаса работы, удалось добиться управляемого движения со скоростью до 8 километров в час. Однако было очевидно, что будущее — не за дирижаблями на человеческой тяге. 

Испытания дирижабля де Лома на ручной тяге. Что интересно, он хранился в Венсене до самой Первой мировой войны, и случайно сгорел уже после её начала в августе 1914 года.
Испытания дирижабля де Лома на ручной тяге. Что интересно, он хранился в Венсене до самой Первой мировой войны, и случайно сгорел уже после её начала в августе 1914 года.

Финальный шаг, превративший дирижабль из экспериментальной машины в объект промышленного производства, был сделан вновь во Франции. Третья республика и её вооружённые силы всё ещё старались оправиться от сокрушительного поражения, понесённого от объединённых германских армий в 1870 году. Ещё недавно Франция полагала себя военным гегемоном Европы, теперь над ней нависала с востока куда более мощная и амбициозная Германская империя. В поисках военных инноваций, как бы сказали сейчас, game changers, обратились к национальному изобретению дирижаблю — теперь уже не на уровне самоучек-энтузиастов и экстренных проектов военного времени, а официально и системно. 

Шарль Ренар, создатель первого полноценного дирижабля
Шарль Ренар, создатель первого полноценного дирижабля

В 1877 году был создан Центральный институт военного воздухоплавания, причём во всё том же замке Мёдон, где базировались аэростатные роты ещё в революционные времена. При нём было развёрнуто промышленное производство водорода, и в 1879 году построены два больших эллинга для хранения и испытаний военных дирижаблей. Институт возглавил полковник Шарль Ренар, давний энтузиаст воздухоплавания, он же стал его главным инженером-конструктором. Вместе с инженером Артюром Кребсом он спроектировал и построил в 1884 году экспериментальный дирижабль «La France». Принципиально он не слишком отличался от машин, изготовленных Анри Жиффаром. Узкий сигарообразный баллон длиной 50 и шириной 9 метров. Под ним на тросах располагалась длинная 32-метровая бамбуковая гондола. На носу она была оснащена электродвигателем мощностью 6,6 киловатт (9 лошадиных сил) с четырёхлопастным винтом диаметром 7 метров, в хвосте располагался воздушные рули направления и высоты. Кабина для двух человек экипажа располагалась в центре, откуда производилось управление и двигателем, и рулём, и спуском газа из баллона. 

«La France» в воздухе и ангар Y в Мёдоне, первый в истории эллинг для хранения дирижаблей
«La France» в воздухе и ангар Y в Мёдоне, первый в истории эллинг для хранения дирижаблей

9 августа 1884 года Шарль Ренар и Артюр Кребс совершили первый полёт — увенчавшийся успехом: аппарат двигался со скоростью до 22 километров в час, неплохо управлялся, боролся со встречным ветром и за 22 минуты полёта впервые в истории воздухоплавания успешно вернулся в точку старта. В последующих семи испытаниях вернуться в нужную точку удалось пять раз. При этом заряда хромо-хлоридного аккумулятора хватало на три часа полёта на максимальных оборотах. В 1889 году «La France» был презентован на Всемирной выставке в Париже — но к этому времени дирижабли уже вовсю строились и в других странах, включая Германию. Однако военные и Франции, и других стран в 1880-е быстро охладели к идее боевого или разведывательного использования дирижаблей: первые образцы были всё ещё слишком медленными и ненадёжными. Центральный институт военного воздухоплавания в 1888 году был преобразован в Дирекцию военных аэростатов, прекратил работу с дирижаблями — и по сути объект в замке Медон вернулся к тому же, с чего начинал сотней лет назад. Лишь с 1912 года они стали снова строить дирижабли — но создали их всего 10 штук, тогда как частные французские компании производили дирижабли десятками. 

Впрочем, военные аэростаты производства Медона французские войска использовали весьма успешно и в колониальных войнах, и в Первой мировой, поставляя их также в Россию и Британию. Более того, каплевидный аэростат Альберта Како образца 1915 года стал прообразом аэростатов заграждения, активно использовавшихся для обороны советских и британских городов уже во Вторую мировую. 
Впрочем, военные аэростаты производства Медона французские войска использовали весьма успешно и в колониальных войнах, и в Первой мировой, поставляя их также в Россию и Британию. Более того, каплевидный аэростат Альберта Како образца 1915 года стал прообразом аэростатов заграждения, активно использовавшихся для обороны советских и британских городов уже во Вторую мировую. 

Французские военные вернулись к дирижаблям лишь в 1905 году, купив у частной компании Lebaudy Frères полужёсткий «Leboudy III» длиной около 60 метров и с объёмом порядка 3000 кубометров. Затем у того же производителя французские военные закупили ещё несколько более крупных машин, за ними последовали русские и британские заказы у Lebaudy Frères и других французских компаний. В годы войны и французы, и британцы построили сотни дирижаблей. Однако, в отличие от немецких, почти все они были относительно небольшими, мягкой конструкции, несли мало людей, топлива и бомб, и были неспособны к действительно дальним и высотным полётам. 

«Leboudy III» над Парижем
«Leboudy III» над Парижем

Французские дирижабли были наиболее активны в операциях над сушей, они вели дальнюю авиаразведку и совершали бомбовые удары по железнодорожным станциям и другим целям в тылу противника. Уже 9 августа, в самом начале войны, мягкий дирижабль «Fleurus I» производства замка Мёдон, всё ещё явно напоминавший обликом первые эксперименты Анри Жиффара, прошёл долиной реки Саар и совершил бомбовый удар по железнодорожному вокзалу в Трире, чтобы затруднить переброску немецких войск на фронт. «Adjutant Vincenot» стал самым активным дирижаблем французов, совершив 31 боевой вылет. Кроме того, дирижабли сыграли важную роль в разведке перемещения немецких войск за линией фронта — что отчасти и позволило остановить их на подступах к Парижу в битве на Марне. К концу войны, впрочем, совершенство авиации и зенитных средств сделали полёты на лёгких дирижаблях у фронта даже ночью почти невозможным, и с марта 1917 года все машины перевели на морское патрулирование и сопровождение конвоев. 

Дирижабль «Pilâtre de Rozier», названный в честь первого пассажира монгольфьера (и первого погибшего в воздушной катастрофе) Пилатра де Розье с объёмом 14 000 кубометров был одним из крупнейших французских дирижаблей Первой мировой войны. Он мог нести 1300 кг бомб и совершил в декабре 1916 года рекордный для французов ночной рейд на 100 км с бомбардировкой оружейного завода в немецком Нойкирхене. Второй вылет туда же стал для него фатальным.
Дирижабль «Pilâtre de Rozier», названный в честь первого пассажира монгольфьера (и первого погибшего в воздушной катастрофе) Пилатра де Розье с объёмом 14 000 кубометров был одним из крупнейших французских дирижаблей Первой мировой войны. Он мог нести 1300 кг бомб и совершил в декабре 1916 года рекордный для французов ночной рейд на 100 км с бомбардировкой оружейного завода в немецком Нойкирхене. Второй вылет туда же стал для него фатальным.

В распоряжении русского Императорского воздушного флота на начало Первой мировой войны состояло лишь 14 дирижаблей французского и отечественного производства. «Астра», бывшая «Astra XII» производства Astra Clément-Bayard, совершила единственную успешную бомбардировку железнодорожной станции Лык в мае 1915 года. Это было сделано под командованием Бориса Васильевича Голубова, военного инженера, разработавшего отечественные военные дирижабли «Альбатрос» и «Гигант», и предложившего проект жёсткого дирижабля «Воздушный крейсер» объёмом 33000 кубометров. Прочие дирижабли Российской империи успешных бомбардировок провести не сумели, да и пытались это делать редко: командование предпочитало применять редкие и ценные летательные аппараты в основном для разведки. 

«Астра», уже переименованная в «Красную Звезду», у эллинга в Сализи (1921 год)
«Астра», уже переименованная в «Красную Звезду», у эллинга в Сализи (1921 год)

Британские дирижабли, которые в основном строили британские же компании, были почти исключительно мягкими и небольшими — зато количественно их создали более 200. Всю войну они использовались почти исключительно для морского патрулирования, включая охоту на немецкие подлодки, и сопровождения конвоев. Они совершили десятки бомбовых атак на обнаруженные субмарины, но не очень понятно, потопили ли хоть одну достоверно. Куда более эффективно они наводили на них патрульные корабли и бомбардировщики. Кроме того, немецким рейдерам и субмаринам приходилось всегда иметь в виду возможность обнаружения с воздуха, что не способствовало облегчению их действий.

Британский морской патрульный мини-дирижабль SSZ-37
Британский морской патрульный мини-дирижабль SSZ-37

А вот со строительством жёстких дирижаблей, несмотря на значительные усилия, у британцев не очень ладилось: несколько единиц было построено, но не очень удачно, они почти не применялись в боевых действиях. Действительно толковые жёсткие дирижабли в Великобритании удалось построить только после изучения попавшего к ним почти целым трофейного «Цеппелина» L-33. Но строительство было завершено уже после окончания войны, и в историю британские жёсткие дирижабли вошли лишь по двум причинам: первые эксперименты с подвесными истребителями под дирижаблем 23R, и первый трансатлантический перелёт R-34 в 1919 году из Шотландии на Лонг-Айленд.

Один из немногих британских дирижаблей жёсткой конструкции R34 был основан на опыте изучения трофейного немецкого «Цеппелина»
Один из немногих британских дирижаблей жёсткой конструкции R34 был основан на опыте изучения трофейного немецкого «Цеппелина»

После Первой мировой войны, несмотря на ряд смелых проектов, во Франции и Британии интерес к дирижаблям быстро угас: становилось слишком очевидным, что будущее за самолётами, и воздушные корабли теперь уступают им по всё большему числу параметров. Обе страны немного поэкспериментировали в 20-е годы с полётами в дальние колонии, но после ряда трагических катастроф отказались от этой идеи, сосредоточившись сугубо на самолётах. Развивать дирижаблестроение всерьёз в Интербеллум продолжили лишь в четырёх странах. В Италии Умберто Нобиле создал сильную школу строительства полужёстких дирижаблей — и он же изрядно помог в запуске их строительства для амбициозной советской программы «Дирижаблестрой» в 30-е годы.

Построенный при активном участии Нобиле в СССР дирижабль «Осоавиахим»: «Кировы» из Red Alert не случайно имеют именно такую форму, характерную для итальянского и советского дирижаблестроения
Построенный при активном участии Нобиле в СССР дирижабль «Осоавиахим»: «Кировы» из Red Alert не случайно имеют именно такую форму, характерную для итальянского и советского дирижаблестроения

В США воздушными кораблями занялся военно-морской флот в целях дальнего океанского патрулирования — прежде всего над бескрайними просторами Тихого океана, пока что слишком обширными даже для больших летающих лодок. Причём в числе дирижаблей ВМС США имелись даже три настоящих воздушных авианосца. Ну и немцы, приобретя в Первой мировой колоссальный и уникальный опыт использования больших дирижаблей твёрдой конструкции, старались удержать позиции хотя бы на линиях гражданских авиаперевозок — венцом чего стали колоссальные «Гинденбург» и «Фон Цеппелин». 

Граф Фердинанд фон Цеппелин, отец немецкого дирижаблестроения, который сделал Германию «империей гигантских дирижаблей»
Граф Фердинанд фон Цеппелин, отец немецкого дирижаблестроения, который сделал Германию «империей гигантских дирижаблей»

Впрочем, о Германии, её особенных дирижаблях, и почему именно немцы, а не пионеры французы стали наиболее ассоциирующейся с этими воздушными кораблями нацией, мы поговорим в следующей части. 

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)