
На берегу Каспийского моря, у города Дербент возвышается нечто из потерянной эпохи. Огромная серебристо-серая махина с крыльями, носом самолёта и корпусом корабля.
Этой махиной был экраноплан «Лунь». Он является детищем советской инженерной смелости, а теперь покоится как доисторический зверь на берегу.
В 80е годы прошлого века этот гибрид самолёта и корабля на западе был назван «Каспийским монстром», а сегодня он лишь безмятежно греется под дагестанским солнцем.
Пора рассказать, что же такое проект 903 «Лунь» и зачем он был нужен.
Откуда вообще взялись экранопланы
Сама идея экраноплана родилась из одного интересного физического эффекта. А именно динамической воздушной подушки, более известной как экранный эффект.
Если летательный аппарат движется очень низенько над поверхностью, буквально в нескольких метрах над водой или землёй, то воздух под крылом зажимается между крылом и поверхностью, создавая подушку повышенного давления.

Тем самым крыло получает больше подъёмной силы и меньше лобового сопротивления, чем в обычном полёте на большой высоте. Летаешь себе над водой, а топливо экономится, грузоподъёмность растёт. Мечта! Самолёт превращается в экранолёт, испол��зующий землю или воду. Правда, стоит подняться выше и волшебная подушечка исчезает. Так что экраноплан рассчитан летать именно над поверхностью, используя эффект экрана.
Идею эту подмечали ещё в 1920х годах разные энтузиасты аэродинамики. Но настоящими родоначальниками экранопланов стали советские инженеры во главе с величайшим гением кораблестроения Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым.

В 1960х Алексеев, прославившийся на судах на подводных крыльях, решил замахнуться на нечто большее. На крылатые корабли, которые могли бы нестись над волнами.
Советское руководство идею оценило! Во время Холодной войны любая возможность перехитрить противника ценилась. Так что ВМФ СССР взял тему под своё крыло, и работы стартанули.
Первым делом построили испытательный вариант. Экраноплан «КМ», скромно как «корабль-макет». К слову именно такое сокращение родило и название «Каспийский монстр». Это был гигант длиной около 100 метров и весом под 540 тонн, настоящий летающий корабль.

В середине 1960-х «КМ» тайно испытывали на Каспийском море, неподалёку от Махачкалы. Аппарат был неуклюжим, один раз даже потерпел аварию и затонул, так лежит себе на дне Каспия поныне. Но дело было сделано, экранопланы показали свою работоспособность, и советское командование захотело развить успех.
Вслед за экспериментальным КМ появились новые проекты.
Сам Ростислав Алексеев предлагал целую линейку: от десантных экранопланов поменьше до ударных гигантов. В итоге в 1970-х годах параллельно шли работы над несколькими аппаратами. Один из них десантный экраноплан А-90 «Орлёнок».

Военное руководство СССР также желало получить ударный экраноплан-ракетоносец, своего рода летающий ракетный катер, но в разы более быстрее. Так родился проект 903 «Лунь», герой нашей статьи. Это слово означает хищную птицу, которая обитает болотных и степных местностях.

Забавно, что в НАТО ему присвоили ему кодовое название Utka. То ли за широкий плоский нос, то ли якобы плавает как утка.
Утка получилась зубастая.
Проект 903 «Лунь»
Разработку «Луня» доверили всё тому же ЦКБ имени Алексеева в Горьком, ныне Нижний Новгород, под руководством конструктора Владимира Кирилловых.

Основой послужили наработки гиганта КМ. Компоновка оставалась похожей, самолётная схема с коротким широким крылом и Т‑образным хвостом. Но «Лунь» решили делать поменьше, 400 тонн взлётного веса, зато оснащённым ракетами и броней. Пе��вый корпус заложили на заводе «Волга» в 1983 году. К середине 80х строительство шло полным ходом.
16 июля 1986 года новенький экраноплан торжественно спустили на воду в Горьком.
По Волге и каналам машину перевели на Каспий, в город Каспийск (Дагестан), где у завода «Дагдизель» базировался секретный испытательный центр экранопланов.
На Каспии «Лунь» дооснастили, смонтировали крылья, двигатели и всю аппаратуру. В 1987году экраноплан совершил первые пробежки по воде и отрывы, начались заводские ходовые испытания. Никому прежде не доводилось пилотировать столь огромный аппарат в режиме экрана. Взлёт требовал решимости, нужно было разогнать махину по воде до 400 км/ч, пока она, расколотив всю мореходную живность вокруг, не выскочит в режим полета едва касаясь.
Зато когда «Лунь» выходил на экран, он мчался над волнами как по рельсам. Посадка, правда, тоже была испытанием, удар об воду на скорости, всегда неприятно, даже с гидролыжей. Но постепенно освоились!
К 1989 году «Лунь» успешно прошёл госиспытания и даже осуществил то, ради чего создавался: пуск ракет на ходу, при 500 км/ч на высоте трёх метров.
Анимацию можно посмотреть здесь:
Ни до, ни после в мире ничего подобного не проводилось.
В 1990 году экраноплан приняли в опытную эксплуатацию на Каспийской флотилии. Ему присвоили бортовой номер «СПАСАТЕЛЬ» (S-31), и он вошёл в 236-й дивизион кораблей‑экранопланов. Планировалось построить целую серию 8 единиц типа «Лунь», чтобы они стаями носились над морем и держали в страхе авианосные группировки вероятного противника. Однако история распорядилась иначе…
В конце 90х союз испытывает экономические пррблемы, военный бюджет скуднеет на глазах. В 1991 году Советский Союз и вовсе прекращает существование. Новому российскому руководству стало не до «каспийских монстров».
Строительство второго экраноплана серии заморозили на 75% готовности. «Лунь» единственный из своего рода остался бесхозным. Формально его списали к 1997 году, а по состоянию на 2001-й он уже не числился в сост��ве ВМФ. Так закончилась короткая служба проекта 903: ни одного боевого похода.
Конструкция «Луня»: гигант на низком старте
Отбежим на шаг назад и рассмотрим сам аппарат. «Лунь» — комбинация самолёта и корабля практически 50/50. От самолёта ему достались крылья, оперение, турбореактивные двигатели и кабина экипажа с авиационными приборами. От корабля прочный герметичный корпус, водонепроницаемые отсеки, якоря и палубы. Даже классифицируется он официально как корабль, хотя и называется экранопланом.
Получился такой вот летучий голландец.
Размеры впечатляют: длина корпуса 74 м, размах крыла 44 м, высота 19 м (с пятиэтажный дом). Максимальный взлётный вес около 380 тонн, из них порядка 140 тонн топлива и боевой нагрузки. Для сравнения, знаменитый стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» весит взлётный 275 тонн, а американский гидроплан «Spruce Goose» 180 тонн.

Так что «Лунь» легко входит в топ самых тяжёлых летательных аппаратов в истории.
Корпус экраноплана сделан как у корабля, из прочного алюминиево‑магниевого сплава, с набором продольных балок и поперечных переборок. Внутри разделён на 10 водонепроницаемых отсеков на случай аварийной посадки на воду, чтобы не утонул сразу.
Три палубы внутри корпуса размещают оборудование, каюты экипажа и боевой пост управления ракетами. Носовая часть корпуса плавно переходит в широкое крыло, а днище сделано глиссирующим, с реданами (уступами) и даже выдвижной гидролыжей, чтобы облегчить отрыв от воды. В хвосте большое оперение: высокий киль и Т‑образный стабилизатор, как у некоторых самолётов. Хвостовое оперение помогает держать экраноплан устойчиво при полёте над самой водой.
Крылья у «Луня» короткие и широкие,т.е сильно трапециевидные.

Площадь целых 550 квадратных метров. Для сравнения, у пассажирского Boeing-747 площадь крыла около 511, то есть тут у нас ещё больше. Крыло многолонжеронное, цельнометаллическое, внутри него тоже есть отсеки, в четырёх крыльевых емкостях хранится топливо.
На концах крыла специальные горизонтальные поплавки-шайбы, которые выполняют двойную роль: и аэродинамическую, и гидродинамическую, на них аппарат опирается, когда стоит на воде.

Двигательная установка сама по себе особая гордость. Экраноплан щеголял аж восьмью турбореактивными двигателями НК-87.

Такими же, какие ставили на пассажирские самолёты Ил-86, только слегка морскими в исполнении. Эти моторы расположили впереди, на носу, паровозиком, две группы по четыре двигателя, закреплённые на�� носом на массивном пилоне. Каждая труба выдавала около 13 000 кгс тяги, а суммарно более 100 тонн тяги! Причём сопла направлены немного вниз, так что их реактивные струи бьют под крыло, подкладывая экраноплану ту самую воздушную подушку для взлёта.
По факту получили то, что при разгоне двигатели не только тянут вперёд, но и надувают под крылом давление, помогая выскочить из воды. Как только «Лунь» выходит в режим полёта, часть носовых движков могла бы и отключиться, но в штатном режиме, похоже, летали на всех восьми, чтобы развить максимальную скорость.
Разгоняясь, «Лунь» отрывался от воды при скорости около 400 км/ч, дальше выходил на высоту 5-10 метров и мог разогнаться до максимальных 500 км/ч. Крейсерская скорость чуть поменьше,около 450 км/ч. Высота полёта на экране, конечно, невелика, стандартно 2-5 метров над волнами, хотя при спокойном море можно и чуть выше взмыть (метров на 10), но нежелательно.
Зато такая низость делала аппарат почти невидимым для радаров кораблей противника, радиолокаторы просто слизывают помехи от морской поверхности, не различая цель на фоне волн.

Получался своеобразный стелс, летит огромное корыто, а заметить его с корабельного радара почти невозможно до последнего момента. При этом дальность полета порядка 1500-2000 км без дозаправки. Не рекорд, но для закрытых морей хватает.
Конечно, главный козырь в оружие. «Лунь» задумывался как убийца авианосцев, и для этого его оснастили грозным комплектом:,наверху корпуса располагаются шесть огромных пусковых контейнеров. В них сверхзвуковые крылатые ракеты Москит 3М80.

Это вам не хухры-мухры! Каждая ракета 4 тонн весом, длиной 9 м, несёт 300 кг боевой части и способна топить большие корабли. Лунь мог нести 6 ракет «Москит» и залпом выпускать их по цели. Дальность стрельбы Москитов на малой высоте до 120 км. Не то чтобы очень много, но идея была такая, экраноплан скрытно подлетает к авианосной группировке, срезая волны, выдаёт залп из шести ракет, и драпает обратно, пока противник приходит в себя. Ракеты ле��ят над водой буквально в нескольких метрах, их тоже не сразу заметишь.
Такой вот план.
Для самообороны имелись две турельные установки с пушками ГШ-23 калибра 23 мм, спереди и сзади, на хвосте

В каждой турели по два ствола, скорострельность бешеная, как и у всех авиапушек. Их задача в том, чтобы отгонять вертолёты или самолеты врага, если чересчур приблизятся.
Правда, откровенно говоря, серьезной защиты это не давало, от современных ракет толку мало, разве что лодку какую расстрелять или самолёт камикадзе. Впрочем, на момент создания ничего лучше не придумали, место и вес были на счету, а тащить полноценные ЗРК не представлялось возможным.
Экипаж «Луня» всего 10 человек.

В их числе два пилота в носовой кабине, штурман, оператор радиолокационного прицела, несколько инженеров, радист, оператор ракетного комплекса и пара стрелков-наблюдателей. Для такого огромного аппарата,необычно малый экипаж. Но это тоже наследие самолётов, автоматика и объединение функций позволили обойтись десятком человек там, где на корабле подобной огневой мощи понадобились бы, наверное, все 200. К слову, на экраноплане стояла специальная РЛС целеуказания для ракети комплекс связи с командным пунктом. То есть это не безглазое чудовище,цели он мог обнаруживать сам и наводить на них свои ракетки.
А более полный обзор салона можно глянуть в этом посте лайвжорнала.
Итак, конструкторы создали действительно уникальную машину. Получился фактически реактивный корабль, в десять раз быстрее любого катера, с огневой мощью ракетного крейсера, но гораздо меньшим экипажем и, потенциально, малозаметный для радаров.
Звучит как рецепт успеха. Почему же история распорядилась иначе?
Сильные стороны и уязвимости
Экраноплан — это компромисс между самолётом и кораблём, а компромиссы часто унаследуют проблемы обоих.
Начнём с достоинств:
Скорость. 500 км/ч для корабля это фантастика. Даже сейчас редкий катер пересечёт порог 100 км/ч, а тут в пять раз быстрее.
Незаметность с моря. Летя низко над волнами, экраноплан скрывался от корабельных радаров за помехами, практически до линии горизонта. Это огромное тактическое преимущество.
Большая боевая нагрузка. 6 тяжёлых ПКР+2 спаренные пушки для самолёта это был бы максимум предела, а лунь тащил легко.
Неприхотливость к инфраструктуре. Теоретически, экранопланам не нужны аэродромы,достаточно любого достаточно длинного участка воды.
Гибридные тактики.
Однако недостатков тоже хоть отбавляй:
Зависимость от погоды.
Ограниченная высота. Он не может взлететь выше нескольких метров (формально мог кратковременно подниматься метров на 50, но тогда теряет экранный эффект.
Уязвимость с воздуха. Да, с кораблей его радары плохо видят, а вот самолёты и особенно вертолёты ДРЛО наоборот, засекут без труда. Атаковать экраноплан с воздуха легко, он большой, жаркий от турбин и не слишком маневренный. Скорость 500 км/чб это как у дозвукового штурмовика, перехватить легко. ПВО на нём серьёзной нет. По сути, один истребитель мог бы безнаказанно расстрелять гиганта с ракет. В позднем СССР, правда, надеялись, что прикрытие ему обеспечат свои истребители, но это уже множество «если».
Сложность эксплуатации. Эта махина требовала одновременно и лётной инфраструктуры, и морской.
Спорная эффективность против цели. Чтобы реально потопить авианосную группировку, одного Луня мало, нужно залп нескольких машин, то есть целая эскадрилья экранопланов, которые скоординированно ударят. В советских планах так и было.
Отсутствие средств самообороны на уровне кораблей.
Военные умы к концу 80-х начали сомневаться, нужен ли такой зверь флоту. Особенно с появлением более совершенных авиационных систем и спутниковой разведки, которые лишали экраноплан эффекта неожиданности. Ну и экономический фактор, отдельная песня, страна трещала по швам, не до новых дорогих игрушек. В 1990 году, едва приняв Лунь на боевую службу, проект фактически положили на полку.
Забвение и вторая жизнь
Что стало с единственным построенным экранопланом после 1991 года?
История его дальнейшей судьбы одновременно печальная и чудесная. Лунь остался на базе в Каспийске, огромный, ненужный, строго засекреченный. Несколько лет о нём просто забыли. К счастью, стоял он на заводе «Дагдизель», закрытой территории, куда посторонним путь заказан. Благодаря этому аппарат избежал участи многих советских военных объектов, не был порезан на металл и растащен. Он просто законсервировался: с него сняли секретную электронику, законопатили все люки и оставили ржаветь.
Так прошли 90е и 2000е. Вода и ветер медленно брали своё, облупилась краска, в отсеках запахло солью. Но корпус, рассчитанный на жесткие посадки, оказался крепким, Лунь выжил.
В какой-то момент про него вспомнили энтузиасты: в конце 2000х, начале 2010х появились публикации, фотографии этого гиганта, скучающего у причала. Военные официально объявили, что не планируют возрождать экранопланы и собираются утилизировать остатки Общественность забила тревогу: «Как так??!»
Прорыв случился в конце 2010х. В 2017 году Министерство обороны решило создать патриотический военный парк в Дагестане, на берегу Каспия возле древнего Дербента.

И главной идей экспозиции задумали сделать наш многострадальный экраноплан.
В июле 2020го три буксира взяли «Лунь» на тросы и осторожно поволокли его из Каспийска вдоль берега. Спешить было нельзя,корпус хоть и прочный, но 30 лет без движения, да и море волнуется. Буксировка длиной 100 км заняла 14 часов. 30 июля 2020 года огромный экраноплан впервые за три десятилетия вышел в море, на этот раз в качестве безжизненного груза. Корабли привели его к берегу в намеченной точке, пустынном мелководном участке у села Арабляр, южнее Дербента. Там Лунь окончательно встал на мель носом прямо на песок.
Но на этом эпопея не закончилась. Вытащить 400 тонн железа на сушу оказалось отдельной инженерной задачей. Буксиры подтолкнули экраноплан как могли близко к берегу и ретировались,дальше глубины не позволяли. До твёрдой земли оставались сотни метров мелководья. Тогда спасатели корпус Луня подвели надувные понтоны, накачали воздухом, это чуть приподняло его со дна. Затем закрепили на нём длинные тросы и стали тянуть тракторами с берега. По сути волоком вытаскивали, каждый раз переставляя понтоны ближе. Скорость продвижения была смешная, по 5-10 сантиметров в удачный день! Но упорство творит чудеса, к сентябрю 2020 года экраноплан полностью оказался на суше. Это вам не пианино по лестнице тащить!

Сегодня самолетик покоится на бетонном постаменте в открытой экспозиции строящегося парка «Патриот» под Дербентом. Хотя парк официально еще не до конца готов, посмотреть экраноплан уже съезжаются туристы со всей России. Да что там, я сам хочу туда слетать весной.
Более того, сейчас экскурсии водят даже внутрь экраноплана: можно подняться на борт, заглянуть в кабину пилотов, пройти по отсекам с аппаратурой. Детям и взрослым счастье, а для нас вообще подарок судьбы. Ведь где ещё в мире вы увидите настоящий боевой экраноплан? Правильно, нигде.
Местные гордо называют его «Каспийским монстром», теперь уже можно и ошибиться, никто не обидится. Тем более внешне он действительно монстр, футуристический и величественный.
Да, теперь это музейный экспонат, часть истории. И хотя лично мне немного грустно видеть такую технику на пенсии, всё же лучше так, чем разрезанной на металл. Тем более есть надежда, что «Лунь» будет вдохновлять новые поколения инженеров и пилотов
Будущее экранопланов
Интерес к экранопланам никуда не делся. В нулевые и десятые годы в России неоднократно вспыхивали инициативы вернуться к теме. Например, проект «Спасатель», тот самый недостроенный второй корпус «Луня» решили переосмыслить как поисково-спасательный экраноплан для арктических районов.
В новой Государственной программе вооружений 2018-2025 даже заложили средства на его разработку предполагалось создать огромную машину длиной 93 м, размахом 71 м, весом до 600 тонн, ещё крупнее старого КМ. Уже этот монстр должен был летать над штормовым морем (до 6-балльных волн), садиться и на воду, и на землю (планировали добавить шасси), возить до 500 человек на борту и даже сбрасывать 200 тонн воды на лесные пожары. Сообщалось, что в ЦАГИ испытали уменьшенные модели и намечали первый полёт прототипа на 2022-2023 годы.
Однако, по состоянию на 2025 год, никакого летательного «Спасателя» мы пока не увидели!
Помимо этого, есть проекты малых экранопланов. Например, ЦКБ им. Алексеева периодически сообщает о разработке аппаратов типа «Чайка-2» грузоподъёмностью 50 тонн. В Юго-Восточной Азии делают небольшие туристические экранопланы, в США и Китае рассматривают концепции грузовых «летучих кораблей» для быстрого переброса через океан.
Правда жизни такова, классические самолёты и вертолёты универсальнее, а корабли надёжнее в шторм.
Не случилось у самолета ни громких побед, ни длинной славной службы. Но, возможно, его миссия иная. Быть символом творческого порыва в науке и технике, даже если порыв не привёл к серийному результату.
Если вам близка тема авиации, заглядывайте в мой скромный телеграм-канал @budnipilot, там продолжаем разговор о крыльях, двигателях и не только.
Cпасибо за внимание и доброй пятницы.
Комментарии (8)

Kwentin3
12.12.2025 18:08Статья супер! Спасибо! Напишите про елового гуся, тоже весьма интересный проект

Djaler
12.12.2025 18:08Более того, сейчас экскурсии водят даже внутрь экраноплана: можно подняться на борт, заглянуть в кабину пилотов, пройти по отсекам с аппаратурой. Детям и взрослым счастье, а для нас вообще подарок судьбы. Ведь где ещё в мире вы увидите настоящий боевой экраноплан? Правильно, нигде.
Сейчас - нет, парк еще строится, а Лунь огражден.
Да и реставрация, ИМХО, вышла сомнительная. Из артефакта древней цивилизации получился обычный военный экспонат в парке. Но большой, да.


hw_store
12.12.2025 18:08Редактора-корректора тексту не хватает. По содержанию статья в целом хорошая.
vesowoma
Вышло инженерно интересное, но тупиковое решение, уже на момент проектирования было же ясно, что это камикадзе, в конце статьи все расписано. Вот если бы такую штуку в формате БПЛА и поменьше, возможно сейчас такое проектируют в разных странах.
Пуск ракет же проводится не с полета, а с воды, то есть шансов скрытно долететь, приводниться, отстреляться, взлететь с воды и вернуться назад довольно мало, если конечно противник обладает современными средствами ПВО.
В итоге, продолжили серию:
Царь-Пушка не стреляла
Царь-Колокол не звонил
Царь-Лунь не летал
gecube
зато выглядит грандиозно и действительно в этом есть определенный гений. Может для условий каких-нибудь других планет такая штука идеально подошла. Титан?
randomsimplenumber
Посрамили немцев с ихним царь-танком и царь-пушкой ;)
Skubent
Ну а вдруг в Каспий скрытно проникла бы авианосная группировка?
randomsimplenumber
И вот тут бы вундерваффе и пригодилось.