За что мы любили в детстве старые фильмы про Джеймса Бонда? Во многом - за различные гаджеты, которыми щедро одаривали суперагента сценаристы. Ручка-граната, час-лазер, рюкзак-вертолет, чемодан-мотоцикл… Что, последнего в фильмах не было? А вот в реальной жизни вполне себе был.

В 1952 году французский конструктор Виктор Альберт Боуффорт получил патент на складной мотоцикл Valmobile, который воплощал популярную в те годы идею о сверх мобильности. В собранном состоянии аппарат имел форму чемодана размером 60х32х28 и мог в багажнике автомобиля или кататься вручную. Или сдать в багаж. Прилетел или приехал на поезде в другой город, разложил аппарат и покатил. Круто? Круто.

Девайс назывался Valmobile , разработан французами, производился японцами.
Девайс назывался Valmobile , разработан французами, производился японцами.

Для приведения Valmobile в рабочее состояние необходимо было поднять верхнюю крышку с сиденьем, разложить раму с передним колесом и подсоединить руль и органы управления. После небольшой тренировки весь процесс занимал не больше полминуты. Внутри «чемодана» оставалось заднее колесо, бензобак и двухтактный двигатель мощностью 1,9 л.с. Весило это всё в снаряженном состоянии более чем скромные 25 кг. и разгонялось до 50 км/ч.

После первых тестовых заездов в 1953 году Боуффорт сумел впихнуть в те же габариты двигатель «Villiers» объемом 98 куб.см, что позволило разгонятся до 65км/ч, но при этом он и потяжелел до 40 кг. Зато при некоторой ловкости, кхм, всего - теперь на нем можно было кататься вдвоем.

Несмотря на самую агрессивную рекламу и скромный ценник в 200 баксов, творение сумрачного багетного гения не снискало особой популярности ни на родине, ни в Англии и США, куда Боуффорт пытался пристроить своё детище. Покупателей смущал нелепый внешний вид, неудобная посадка и малюсенькие колесики. Боуффорт даже пробовал сбагрить Valmobile военным в качестве транспортного средства для десанта (как аналог британского Welbike), но тоже безуспешно. Фирма уже собиралась сворачивать лавочку, когда в 1955 году лицензию на производство ВНЕЗАПНО выкупили японцы из Hirano Motorcycle Company. В стране восходящего солнца Valmobile буквально обрел второе рождение, удачно влетев в волну скутермании и общей миниатюризации. Аппарат получил несколько модификаций, в основном по части движка и различных «допов» (свет, фартук для ног, разные варианты сиденья и т.д.). Даже были варианты с установкой коляски. Производство «самобеглых чемоданов» продолжалось до 1961 года и превысило 100 000 экземпляров.

Но на этом история любопытных «самобеглых чемоданов» не заканчивается.

В 1991 году компания Mazda (в представлении, как мне кажется, не нуждается) провела среди сотрудников конкурс «на самое креативное транспортное средство». Победителем стал молодой инженер Йошими Канемото, собравший… правильно, очередной «самобеглый чемодан» Suitcase Car. По словам Йошими, идея пришла к нему в аэропорту, когда он стоял в длинной очереди к стоянке такси.

Аппарат по сути представлял собой урезанный до самых базовых узлов трицикл, упиханный в самый обычный чемодан. Трансформация занимала меньше минуты - требовалось только зафиксировать обе створки чемодана, вынуть заглушку под переднее колесо, вставить съемные задние колеса в полые оси, наклонить и закрепить "рулевую колонку" и поставить на свое место маленькие фары и сиденье (оно же - бензобак). В движение транспортное средство приводилось одноцилиндровым двигателем объемом 33,6 куб.см и мощностью 1,7 л.с.; при движении чемодан развивал скорость до 32 км/ч. Управление было аналогично мотоциклетному - на руле размещались ручки газа, сцепления и рычажок тормоза. Весило всё это 32 кг.

Аппарат больше года катался по различным автомобильным выставкам, в том числе за границей, но в целом остался не более, чем забавным курьезом. В рекламных целях Mazda изготовила еще 2 копии аппарата. Один сейчас хранится в музее в Калифорнии, судьба второго неизвестна. Оригинальный же Suitcase Car был в 1992 году разбит во время очередного демонстрационного заезда в США. Уж не знаю, как ему это удалось при максималке в 30 км/ч, но водитель не справился с управлением, сильно поломался сам и вдребезги разбил машину.

Автор: Дмитрий Шуман

Оригинал

Комментарии (15)


  1. achekalin
    14.12.2025 13:24

    Несешь чемодан... Понял, что опаздываешь - раскладываешь и едешь!

    Почему сразу не поехать - непонятно )


  1. Lev3250
    14.12.2025 13:24

    Прилетел, заехал в отель, помылся. Хочешь трусы/рубашку сменить. Открыл чемодан, а там... мопед...


  1. YMA
    14.12.2025 13:24

    Электричество дало этой идее новую жизнь ;)

    https://www.ixbt.com/live/car/yaponskie-vlasti-predupredili-o-nezakonnosti-ezdy-na-elektricheskih-chemodanah.html

    Растущая популярность переносных чемоданов с электромоторами, предназначенных для быстрого передвижения людей по аэропортам и железнодорожным станциям, встревожила японские власти в связи с участившимися случаями незаконного использования их иностранными гостями на дорогах общего пользования.

    А вообще, вот лучший "электрический чемодан" с колесиком ;)

    90 км/час, 120 км запас хода. ;)


    1. nunucka-19
      14.12.2025 13:24

      ножная кладь - просто въезжаешь на нём в салон и суёшь под сидение ... но нет такого тк там ноги сзади сидящего а седушки всё ближе становятся - наж головой такое засунуть не дадут


    1. Moog_Prodigy
      14.12.2025 13:24

      К нему еще должен прилагаться баул со шлемом, перчатками и прочим обмундированием для безопасности. А, еще и толстенная книга "Как не поломать себе ничего на моноколесе".

      Самокат в этом плане проще будет. Да и в габаритах то на то и выходит.


    1. Politura
      14.12.2025 13:24

      В багаж же нельзя сдавать заряженные аккумуляторы?


      1. cofein51
        14.12.2025 13:24

        В Казани в метро то их запретили...

        Видимо местные автопарки теряют деньги.


      1. PerroSalchicha
        14.12.2025 13:24

        В багаж же нельзя сдавать заряженные аккумуляторы?

        Да и в салон - тоже есть ограничение по емкости. Но можно возить их в поезде или автобусе, впрочем.


  1. smart_pic
    14.12.2025 13:24

    Только с бензином его не допустят к перевозке. и в камеру хранения не возьмут.


    1. saege5b
      14.12.2025 13:24

      Да и с аккумуляторами тоже есть ограничения.


  1. anonymous
    14.12.2025 13:24


  1. nunucka-19
    14.12.2025 13:24

    за десять лет были два одинаковых складно-раскладных электро-вела проходящих в ручную кладь габаритами&весом но до производства так и не дошло - с одной стороны какой-то транспорт последней мили который всегда ссобой а с другой таскаешь не годный для активного перемещения агрегат (20км заряда одномест до 90кг): вроде того же веса шоссейник практичнее правда габаритный (багаж) и дорогой те потеря его да траспортировка будет перекрывать траты на перемещения без него ... синклеровское складное поделие тоже не зонтик ссобой носить


  1. Radisto
    14.12.2025 13:24

    водитель не справился с управлением, сильно поломался сам и вдребезги разбил машину

    Наверное поэтому я сначала прочитал Suitcase Car как Suicide Car. Не сильно ошибся в итоге)))))


    1. Oangai
      14.12.2025 13:24

      да, 65км/ч верхом на чемодане - самое ягодка для практикующих камикадзе :)


      1. lxnvr
        14.12.2025 13:24

        Тоже самое, что и самокатчики / моноколесисты на таких же скоростях или выше.