Дисклеймер: статья написана на основе интервью с героиней, которая пожелала остаться анонимной.
Мне 43 года, я бизнес-аналитик из Москвы.
В бизнес-анализе я с 2015 года. В первую компанию пришла без опыта. Сказала: «Я согласна брать ниже рынка, пожалуйста, возьмите меня, я очень хочу быть аналитиком».
Полгода описывала и рисовала бизнес-процессы, перечитывая федеральный закон по ЖКХ. Плюс прочитала кучу книжек типа Вигерса про то, как писать требования.
Устроилась на 65 000 ₽ на руки.
Два с половиной года проработала — зарплату не подняли. Пришлось искать другую компанию, чтобы вырасти в зарплате — перешла на 125 тысяч.
После этого в 2017 был ВТБ — там уже 150 на руки. Там мне немного подняли зарплату, но до 300 000 ₽ я доросла только к 2025 году, когда ушла из последнего банка.
Нашла работу очень быстро, за 5 недель, мне очень повезло. Сделала 85 откликов, было 8 собеседований с HR. В трёх компаниях я дошла почти до самого конца и 1 раз получила оффер.
Как изменился рынок найма
Ожидания от бизнес-аналитика сейчас сильно выросли и расширяются в две стороны.
Первое направление — продуктовые компетенции:
Ожидается, что бизнес-аналитик будет помогать бизнесу зарабатывать деньги и вносить предложения такого характера. Ещё нужно давать аналитику текущей ситуации, объяснять почему именно так, а не иначе. По сути, совмещать бизнес-анализ и BI-анализ (анализ данных).
Смотришь на данные и предполагаешь, какое развитие системы будет наиболее выгодно для компании. Строишь гипотезы, потом их проверяешь.
Раньше этого от бизнес-аналитика никогда не требовали. Если этим кто-то занимался, то продакт-оунер.
Второе направление — системный анализ:
Хотят fullstack-аналитика, который занимается и бизнес-, и системным анализом. Причем глубоко — так, чтобы мог написать JSON самостоятельно, спроектировать сервисы.
Если в команде нет архитектора, нужно очень хорошее знание архитектуры. Если архитектор есть — попроще будет.
Третье направление — управление проектом:
Ожидают, что аналитик будет ещё руководителем проекта: отвечать за бюджет, презентации руководству, контроль сроков и выполнения задач всеми членами команды. Правда, так было и раньше — это не новое требование.
Как писала резюме
Резюме писала сама. Когда-то коллега дала мне наводки — она старше меня, мы тогда дружили.
Главный совет касался блока «О себе».
Коллега сказала: «У тебя есть определенный взгляд на то, что такое хорошее место работы, что такое хорошо организованный проект. Есть какие-то наработки — вот об этом надо писать».
Последовала совету.

Каждое место работы структурировала одинаково: сначала достижения, потом обязанности, потом инструментарий и причина увольнения. В итоге получилось 5 листов. Недавно выгрузила резюме в Word и обнаружила это — думаю, как меня вообще пригласили, непонятно.
Если продолжу откликаться дальше, буду резюме сокращать.
Собеседования
В большинстве компаний наём проходит в 3-4 этапа. Первый этап — созвон с HR.
Рекрутер проверяет базовое соответствие вакансии и обсуждает условия.
Что спрашивают:
Опыт работы по каждому месту.
Инструментарий, которым пользуешься.
Организационные моменты: готовность ехать в офис, ожидания по зарплате.
Причины увольнения с предыдущих мест.
По инструментарию есть два блока вопросов:
Первый — в каких программах работаешь: Microsoft Office, Excel, PowerPoint, Visio, специализированные программы типа Camunda, Iris.
Второй — какие нотации и способы представления данных используешь. Есть разные типы диаграмм, и ты называешь типы диаграмм или нотации описания бизнес-процессов.
Если эти аббревиатуры совпадают с тем, что используют в компании — все довольны. Если не совпадают — с тобой почти всегда прощаются. Например, если в компании описывают бизнес-процессы в BPMN, а ты его не знаешь — значит, твоё описание будет непонятно и неудобно коллегам.
Сейчас на рынке ищут специалистов именно в нужной области. Если внедряют ЭДО, то возьмут человека, который знает об ЭДО всё и внедрял его пару раз. Это минимум, к которому прилагаются все остальные ожидания — продуктовые компетенции, системный анализ, управление проектом. Снижать планку в этом плане не готовы.
Дальше идёт техническое собеседование, на нём проверяют профессиональные знания. Обычно собеседует руководитель отдела или старший аналитик.
Потом — собеседование с руководителем проекта. Ещё могут быть собеседования с командой или ещё одно техническое интервью.
Расскажу о собеседованиях в крупные компании, которые у меня были.
Дом.РФ
Этап 1: Созвон с HR
Всё стандартно. HR спрашивал про мой опыт, инструментарий и организационные моменты — устроит ли, если придется ехать в офис.
По инструментарию все совпало — у них в компании используется BPMN, это сейчас очень распространено. UML тоже спрашивали, я его знаю.
Этап 2: Техническое собеседование с руководителем бизнес-анализа
Меня собеседовали два человека, ещё HR подключался-отключался. У девушки-руководителя был прямо длинный план, мы только-только в час уложились.
Что спрашивали:
Что такое бизнес-требования
Что такое нефункциональные требования
Структура требований
На что обращать внимание при создании презентаций
Что включать в документы, а что не стоит писать
Какие диаграммы и схемы в каких случаях использовать
Мэппинг полей
Проектирование сервисов и интеграций

ER-связи: Проверяли, чтобы я хорошо плавала среди связей и не путала объекты. Спрашивали про связи "один ко многим", "один к одному", необязательные связи. Важно было понимать связи между ними, чтобы не путать объекты в системе.
Ещё давали кейсовые вопросы и аналитическую задачку. Их уже не помню.
Этап 3: Собеседование с продакт-оунерами
Здесь я посыпалась. Было два продакт-оунера, и они спрашивали про эмоциональный интеллект при работе с заказчиками.
Вопросы были такие:
А если заказчики против ваших предложений?
А если они настаивают на своем?
А если есть два заказчика, у которых стычки между собой — что будете делать?
Они задавали примерно одни и те же вопросы с разных углов. Я рассказывала подход, который применяла на прошлом месте работы.
У нас там было два подразделения на одном уровне, которые между собой конкурировали и друг друга терпеть не могли. Любой аналитик, который попадал на проекты с этими подразделениями, сталкивался с этой проблемой.
Всегда есть ведущие или ведомые подразделения, ключевые и неключевые. Я сначала всё согласовывала с ключевыми подразделениями, потом — с системными аналитиками, после этого прихожу к остальным и рассказываю только тот минимум, который им надо знать, не погружаясь в детали.
Когда отвечала на вопросы продакт-оунеров, придерживалась этого подхода.
Видимо, это их не удовлетворило. Возможно, у них есть своя специфика или они хотели от меня чего-то «инновационного».
После этого этапа со мной не связались. Обратной связи не было — я поняла, что это их не устраивает, но где именно и что конкретно, не знаю.
Совкомбанк
Когда я откликалась на вакансию в Совкомбанке, нужно было прислать видеорезюме.
Тебе дают ссылку, там вопросы, и тебе нужно записать ответы на них прям через камеру. Было 6 или 7 вопросов
Один из вопросов запомнился: "Почему вы выбрали бизнес-анализ? Чем он вам нравится?"
После этого этапа было собеседование с HR, но дальше я не прошла.
Крупный IT-интегратор (моё текущее место работы)
Здесь было рекордное количество этапов — 4. Компания вышла на меня сама.
Стандартное интервью с HR, потом — интервью с руководителем бизнес-аналитиков. Для него была важна многозадачность:
— Сколько ты можешь одновременно задач вести?
— Три-четыре хорошо, больше пяти уже плохо.
— Ну, это ни о чем.
Но он все равно назначил встречу с моей будущей коллегой. Третье собеседование было с ней.
Дальше был четвертый этап — техническое собеседование. После него — ещё собеседование. И уже после этого получила оффер.
Оффер
Больше всего бизнес-аналитикам платят в банках и IT-интеграторах. Могут платить и 400 000 ₽. Но сейчас вакансий немного.
В небанковском секторе 300 000 ₽ — это абсолютный потолок.
Ещё есть бизнес-аналитики, которые разбираются в ценных бумагах — они получают 500-600 000 ₽. Просто за счет того, что погружены в эту область.
Здесь нужно знать производные финансовые инструменты. Это очень сложно, я так и не смогла разобраться.
Зарплату, на которые устроилась героиня, можно посмотреть в канале «Кухня известной IT-компании».
Работаю 4-й месяц. На прошлой неделе мне сказали, что я прошла испытательный срок, но «по границе» — дали второй шанс до нового года, чтобы исправить недочеты.
Когда только устроилась сюда, было ощущение, что мне надо отсюда уходить. Поэтому параллельно смотрела, что есть на рынке, откликалась, ходила на собеседования. Сделала 137 откликов, получила всего 1 приглашение на собеседование. За 4 месяца так ничего и не нашла.
Посмотрела, как на меня реагируют на рынке и поняла, что остаюсь здесь. Если меня попросят, это другой вопрос, но сама вряд ли уйду.
Дисклеймер: статья написана для блога «Кухня известной IT-компании», героиня пожелала остаться анонимной.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на телеграм-канале.
Комментарии (0)
Johninator
23.09.2025 15:52"дали второй шанс до нового года"
Наглость работодателей уже не знает границ. Вы им напомните, что после испытательного срока так угрожать не стоит, и уволить быстро сотрудника не получится.
MyraJKee
23.09.2025 15:52Бизнес аналитика, системная, немного архитектор и РП. Как в том анекдоте:
- Танцуешь?
- Танцую, пою, стихи читаю, кошек люблю...
- Ты че плетешь?
- Плету, вышиваю, спицами вяжу...
AndronNSK
23.09.2025 15:52Из статьи у меня сложилось впечатление, что героиня ищет позицию какой-то несуществующей в реальности единицы. Когда были жирные времена, держали человека ради модного названия должности на 5тысяч зелени на руки.
MaxAkaAltmer
23.09.2025 15:52Два с половиной года проработала — зарплату не подняли. Пришлось искать другую компанию, чтобы вырасти в зарплате — перешла на 125 тысяч.
В российских компаниях по другому ЗП не поднимали и не поднимают, если что )
Lordbander
23.09.2025 15:52ОЧЕНЬ давно не ходил по собеседованиям, как-то и так все складывается (репутация, опыт). Помню последнее резюме (лет 15 назад).
Юношеский идиотизм (аля шаблонно, ответственность и т.п) + на 1 станицу перечень объектов, и на каких системах я это все сделал. А список был обширный и разнообразный. На собеседованиях я не врал ни чуть, и мог бы часами рассказывать и про факапы и победы.
Сейчас ЗП средняя, по рынку, но условия идеальные -меня устраивает, не ищу.
Столько время прошло, мне уже 40+, а кажется, то резюме было супер - и если буду искать работу - просто добавлю опыт работы. Все.
atues
Это Вы еще в Москве. В провинции "гроб с покойничком летает над крестами. А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина" (C)
NightBlade74
Если смотреть в Москве, то там все тоже не радужно. Мобильное приложение HH показывает количество откликов на вакансию (сайт почему-то не показывает). На ИТ-вакансии количество откликов 100+ обычное дело. На некоторые вакансии 300-400, бывает, что на некоторые количества откликов исчисляются тысячами. Какова вероятность, что вас хотя бы пригласят на собеседование? Она отличается от нуля, только если ваше резюме близко к идеальному с точки зрения данного HR и на 100% соответствуют требованиям вакансии. В остальных случает отказ или игнор. Так что если на желаемые вакансии количество откликов 100, тогда надо и 100 раз минимум резюме отправить, чтобы хоть на собес попасть, чисто статистически.
Ну и пышным цветом цветут вещи типа эйджизма. Если вам 40+, то вероятность еще более снижается: в наш молодой и дружный коллектив нужен такой же молодой и дружный специалист. Если вам 50+, то добро пожаловать на работу в "Пятерочку" или в такси.
ahdenchik
Это, кстати, очень интересный момент, который при обсуждениях hh как-то обходят или не считают важным упомянуть
nooknv
Если у компании сильно больше половины трафика с мобилок, то не удивлен, что и все фичи основные именно там. Это объяснимо. Но с другой стороны на беке фича уже сделана, и в таком случае прикрутить её на веб, не долго, если форнтэндеры не имеют беклог на год вперед)
Я это к тому, что всё можно объяснить) но как там в реальности не знаю)