
Камера. Сложно представить жизнь без неё. От фразы «Что купить?», до фразы «А что это такое?», она опишет ситуацию лучше слов. Камера, наверное, входит в топ 5 критериев по важности при выборе телефона.
Вот вы листаете маркетплейс или гуляете по магазину электроники и видите «200 Мп» на коробке. Звучит впечатляюще, но реальная картинка часто далека от рекламного слогана. Давайте пройдём путь от первых камерофонов до современных устройств и посмотрим, так ли влияет количество МП на итоговую картинку. Детали под катом.
Хронология и ключевые вехи
Первый этап
Этап начался с перехода в конце 1990-х — начале 2000-х годов, с появлением первых камерофонов. Одним из первых устройств была японская Kyocera VP-210 (1999 год). Телефон был с VGA-камерой около 0,1 Мп для видеозвонков и первых селфи. Память позволяла сохранить максимум 20 кадров. А круглая камера располагалась на передней панели. Снимки были низкого качества, монохромные или с малым числом цветов и ограничением по количеству сохраняемых изображений. И всё это по цене выше 300 $.

Через год Sharp представил J-SH04. Модель стала первой полнофункциональной версией с разъёмом, где уже использовался CMOS-сенсор. Выпущенный в Японии, он стал настоящим прорывом, предложив возможность не только совершать звонки, но и делать фотографии, а затем отправлять их по электронной почте через «Sha-Mail». Несмотря на то, что разрешение камеры составляло всего 0,11 МП, этого было достаточно. Снимки были сопоставимы с разрешением маленьких экранов устройств. Так что при обмене с одного Sharp на другой, вы бы не ловили дискомфорт.
Разрешение — общее количество пикселей, из которых состоит матрица фотосенсора.
Использование CMOS-сенсора, который хоть и был в новинку, но всё же уступал на тот момент CCD-матрицам в качестве изображения, было значительно более энергоэффективным. Именно этот момент позволил ему стать идеальным выбором для мобильных устройств. Из прикольных фишек: рядом с камерой располагалось крошечное зеркальце, которое помогало делать селфи ещё до того, как появились фронталки.

Глобально популярными они не стали. И уже к 2003-2004 годам появились модели с 1-мегапиксельными камерами, это обозначило начало нового этапа. Вся слава первых «камерофонов» досталась новинкам от Samsung и Nokia.
Второй этап
Этап связан с гонкой мегапикселей и улучшением камеры (2004–2010 гг.). В этот период появились знаковые модели с разрешением от 2 до 5 Мп, которые стали серьёзными конкурентами для бюджетных цифровых «мыльниц». Кто же покорял сердца? Конечно, всеми любимый Sony Ericsson K750i (выпущен в июне 2005 года). Это был аппарат с 2-мегапиксельной камерой, автофокусом и полноценной светодиодной вспышкой. Может, он ещё сохранился у вас в шкафу. Так как этот малыш был бестселлером и стал этаким стандартом «камерофона».

Nokia N90 (выпущен в апреле 2005 года): это была часть линейки Nseries. По фото ниже можно понять, что выглядит он максимально интересно. Телефон, конечно же, выделялся поворотным корпусом в стиле видеокамеры. Любопытно, что при повороте экрана, камера становилась фронтальной. Он имел 2-МП сенсор и автофокус, но главной особенностью стала оптика от Carl Zeiss. Компания Carl Zeiss была известной своей оптикой для профессиональных фотокамер.

Что связывает картину «Au Moulin De La Galette» (1876 года) и телефон LG Renoir KC910 (2008 год)? Ответ: французский художник-импрессионист Пьер-Огюст Ренуар. Нет, он не придумал гаджет, в честь него назвали устройство. Но зато импрессионист написал великолепную картину. LG Renoir был технологически круче предшественников. У него была 8 МП камера с оптикой Schneider-Kreuznach, ксеноновая вспышка и солидный набор фотофункций, а ещё полноценный сенсорный экран и тогда ещё редкие для телефонов Wi-Fi и GPS.

В отличие от конкурентов, которые делали ставку только на мегапиксели, Renoir предлагал комплексное мультимедийное решение. В неё входила: поддержка DivX и Xvid видео, а также технология Dolby Mobile для улучшения звука.

Так, 8-мегапиксельный телефон уже есть, как бы его улучшить? В 2009 году Samsung представил G800 с оптическим зумом. Он был одним из первых 5-мегапиксельных телефонов, который интегрировал 3-кратный оптический зум и ксеноновую вспышку. Такое вы бы мало где встретили в то время.

В 2012 году Nokia привлекла внимание всей модели 808 PureView с гигантским сенсором 1/1,2" и разрешением 41 Мп, где пиксели можно было объединить для увеличения светочувствительности. Это помогло делать фото качественнее при слабом освещении.

Третий этап
Так называемый «золотой стандарт» пришёлся на 2013–2018 годы. Производители перестали гнаться за цифрами мегапикселей и начали работать над тем, что действительно важно: над размером сенсора, технологиями обработки изображения и оптическими инновациями. В результате при диапазоне от 12 до 16 Мп — достаточно детализации при этом хорошая светочувствительность.
Ещё в 2012 году Nokia Lumia 920 показала, как работает оптическая стабилизация изображения OIS в реальной жизни. Это не просто маркетинг, а реальное улучшение снимков при слабом свете и заметное повышение плавности видео. С тех пор аппаратные улучшения и софт пошли в связке, и камера смартфона перестала быть просто модулем.


В 2014 году Samsung Galaxy S5 принёс в мир смартфонов быструю и точную фазовую автофокусировку (PDAF), заимствованную из мира профессиональных зеркальных камер. В это же время началось активное внедрение многомодульных систем, где к основной камере добавлялись фронтальные, а затем и второстепенные широкоугольные или телеобъективы, что позволило пользователям исследовать разные фокусные расстояния и эффекты. Все эти улучшения стали решающим шагом на пути к современным смартфонам, чьи камеры способны конкурировать с профессиональной фототехникой по детализации и цветопередаче.

Четвёртый этап
Этап развития, обозначим с 2018 года по настоящее время. Он пришёлся на эру вычислительной фотографии и повсеместным использованием мультикамерных систем. Это про: «А давайте увеличивать число камер, пока не станет плохо».
В современных смартфонах одновременно работают несколько модулей с разными фокусными расстояниями — от ультраширокоугольных до перископических телефотообъективов для многократного оптического зума, как, например, в сериях Samsung Galaxy Ultra и Huawei Pura.

При этом всё строится на ПО: мощные алгоритмы машинного обучения, ИИ-ускорители и нейросетевые процессоры обработки изображений (ISP) анализируют, объединяют и обрабатывают десятки фрагментов кадров. Это позволяет создавать финальное изображение с недостижимым ранее расширенным динамическим диапазоном (HDR), улучшенной резкостью и естественными цветами.
Такие функции, как «Ночной режим» (ставший популярным благодаря Google Pixel 3 в 2018 году), мультиэкспозиция и продвинутое подавление шума, позволяют получать чёткие и яркие снимки даже в экстремально сложных условиях освещения. Современные смартфоны стали мощными вычислительными центрами, где программная обработка часто важнее, чем отдельные характеристики сенсора, что ещё больше сужает разрыв между мобильной и профессиональной фототехникой.

Samsung Galaxy S22 Ultra: Этот смартфон показал дальнейшее развитие перископического зума, предложив 10-кратное оптическое увеличение, а также стал одним из первых устройств, где технологии искусственного интеллекта активно использовались для улучшения портретной съёмки и качества ночного видео (Super Night Solution).

Уже сейчас Samsung Galaxy S25 Ultra полностью интегрирован с передовыми моделями генеративного ИИ. Вы можете не только редактировать снимки, но и генерировать или изменять фоны, а также удалять и добавлять объекты. Для этого используются локальные вычисления на базе чипсета Snapdragon 8 Elite Gen 5. Задачи выполняются непосредственно на устройстве. Взаимодействие с этими функциями также стало более интуитивным благодаря возможностям голосовых команд.

Флагманы Xiaomi 15 Ultra и Vivo X200 Pro, активно используют 1-дюймовые сенсоры. Это не просто маркетинговый ход: физически больший сенсор захватывает значительно больше света, что напрямую улучшает качество в сложных условиях. В сочетании с агрессивной ИИ-обработкой и алгоритмами вычислительной фотографии, эти камеры способны выдавать снимки, которые по детализации и динамическому диапазону вплотную приближаются к профессиональным беззеркальным камерам, делая «мыльницы» скорее ретро забавой.

Каждый последующий этап не просто увеличивал цифры мегапикселей, улучшал возможности оптики, сенсора и улучшал программную обработку. Именно комплексное сочетание этих факторов обеспечивает современным камерам смартфонов супер качество.
Железо решает
Большое количество мегапикселей само по себе не делает фото лучше. Камера на 108 МП не обязательно даст лучшее изображение, чем 64 или 48 МП, потому что цифра показывает прежде всего размер кадра, а не качество света, динамический диапазон или уровень шума. В ранние годы, когда сенсоры были на 2–3 МП, каждый мегапиксель давал заметный выигрыш, но как только число пикселей перешло за пару десятков, дальнейшая гонка перестала быть осмысленной. Сейчас 108 МП чаще встречается как маркетинговый трюк, и его ставят даже в среднебюджетные модели вроде Redmi Note 12S и Huawei Nova 10 SE.
Гораздо важнее размер матрицы и сам размер пикселя. Теоретически больше пикселей означает большую детализацию, но если для этого уменьшают площадь сенсора и сами пиксели, реальной пользы не будет. Если мегапиксели получают за счёт увеличения матрицы, это полезно, а если просто дробят её на крошечные точки, то светочувствительность падает, и шум растёт.
Для повседневной съёмки вполне достаточно 12–16 МП. Яркий пример — это iPhone SE 2022 с одной 12 МП камерой, который снимает очень достойно благодаря хорошей оптике и продвинутой обработке. Единственное место, где сверхвысокое число пикселей иногда даёт преимущество, — это съёмка в слабом свете. Там 108 МП иногда выигрывает за счёт pixel binning, то есть объединения соседних пикселей для повышения чувствительности и снижения шума.

Типичные размеры сенсоров в смартфонах довольно скромные. Диагональ большинства модулей составляет порядка 1/2,55 дюйма (фактическая диагональ примерно 7,1 мм и площадь около 24 мм²), но встречаются и более крупные — 1/1,7 дюйма и выше. Для сравнения, сенсоры в профессиональных DSLR- и беззеркальных камерах часто имеют диагональ более одного дюйма, а полнокадровые сенсоры (Full Frame) по площади превосходят типичные смартфонные матрицы в десятки раз (до 50).
Некоторые флагманские телефоны стремятся сократить этот разрыв. Например, модели серии P40 от Huawei использовали один из самых крупных сенсоров среди смартфонов своего времени — около 1/1,28 дюйма, что заметно повышало качество снимков. Сегодня смартфоны с полноценным 1-дюймовым сенсором, это: Xiaomi 14 Ultra или Vivo X100 Pro. Они захватывают больше света и их качество изображения уже больше похоже на компактные камеры.
Размер пикселя сенсора измеряется в микрометрах (мкм) и напрямую влияет на то, что вы потом увидите. Большой пиксель, например, 1,4 мкм и больше, собирает больше фотонов света, что даёт лучший динамический диапазон и отношение сигнал/шум. Проще говоря, чем больше размер пикселя (большая площадь фотодиода), тем меньше шума и чище изображение при слабом свете.
Меньшие пиксели, например, 0,7 мкм на 108-Мп сенсорах, позволят получить более высокое разрешение. Но на изображении возникнет больше шума и мелкие детали в тенях, свете могут потеряться. Производители часто комбинируют метод биннинга пикселей, объединяя рядом лежащие пиксели для получения эффективных «больших пикселей». Так, те же самые 108 Мп преобразуются в снимки 12 Мп, но с повышенной светочувствительностью и уменьшенным шумом.
Биннинг (объединение) пикселей — технология, которая позволяет соседним пикселям объединяться в группы, каждая из которых работает как один более крупный пиксель.
Резкость и цветопередача зависят от оптики камеры, то есть от диафрагмы и качества стекла линз. Диафрагма описывается числом f; Меньшее значение f (например, f/1,8) означает шире отверстие и больше света попадает на сенсор, что помогает лучше снимать при слабом освещении. Состояние линз влияет на аберрации, аберрации и резкость по краям кадра. Плохо сконструированные объективы приводят к хроматическим аберрациям и снижению контрастности, несмотря на хороший сенсор, тогда как качественное стекло вместе с продвинутыми алгоритмами коррекции и многослойными покрытиями повышает итоговое качество кадра.
Стабилизация изображения (обычно оптическая — OIS) не даст вашим дрожащим рукам испортить кадр. Особенно при съёмке с длинной выдержкой (если вы забыли штатив) и при записи видео. Благодаря оптической стабилизации изображения можно делать более чёткие снимки в темноте, поскольку камера способна удерживать поток света без размытия.
Иллюстративно можно представить сенсор в виде мозаичного полотна, где используется ячейка — пиксель размером, определяющим, сколько света он собирает. Таблица, связывающая размер сенсора и пикселя с ключевыми параметрами (шум, динамический диапазон, чувствительность), показывает, насколько важен размер разрешения.

Как выбирать
При выборе телефона для съёмки обращайте внимание на размер основного сенсора, наличие оптической стабилизации и репутацию бренда в области обработки изображений.
На что смотреть:
Размер сенсора (чем больше, тем лучше).
Оптическая стабилизация изображения.
Качество алгоритмов обработки.
Скорость автофокуса и съёмки.
Гиганты Apple, Google и Samsung лидируют в вычислительной фотографии. Xiaomi предлагает крупные сенсоры за разумные деньги. OnePlus делает акцент на естественные цвета без перенасыщения.
Так что, число в 200 мегапикселей выглядит эффектно, но скорее для маркетинга. В реальности 12-50 МП с правильными алгоритмами дадут лучший результат. Выбирайте камеру по качеству снимков, а не по числам в характеристиках. Делитесь в комментариях, какой телефон, по вашему мнению, недооценён в качестве камеры, и что вы думаете по поводу большого числа мегапикселей.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (14)

DanielKross
07.11.2025 13:03Для вычислительной фотографии много мп хорошо, а для "настоящей", 24 на кропе уже упирается в дифракционный предел, при зажатии диафрагмы до ф11.

Arxitektor
07.11.2025 13:03Для вычислительной фотографии много мп хорошо, а для "настоящей", 24 на кропе уже упирается в дифракционный предел, при зажатии диафрагмы до ф11
Как я понимаю вычислительная фотография делает еще и несколько кадров с разной выдержкой. И склеивает их для HDR фото и повышения динамического диапазона.
А также видимо можно еще и несколько кадров объединять с разным фокусом для более четкого снимка или при слабом освещении больше деталей вытащитью
Ну или просто дорисовать луну )

axelan
07.11.2025 13:03Был у меня LG Renoir KC910. До сих пор считаю лучшими фотографиями в домашней коллекции сделанными с помощью его, если не брать в рассмотрение фотоаппараты. Никакие современные AI-улучшайзеры и инженерные "прорывы" оптики для телефона не выдают что-то похожее, возможно только разрешение больше стало.

p13rr0t
07.11.2025 13:03На мой взгляд алгоритмы ночной фотосъемки это один из главных прорывов мобильной фотографии последних лет. До сих пор вспоминаю как это впервые появилось в телефоне и тогда казалось, что это черная магия. В этот момент я пришел к выводу, что видимо алгоритмы теперь важнее железа и мы это ярко на примере смартфонов Сони, которые ставят крутое железо, но без софта они проигрывают

1Oleg
07.11.2025 13:03У меня стойкое ощущение, что эта статья - набор заметок автора, которые копились в столе несколько лет и потом вдруг кто-то заставил его объединить их в статью. Увы, ничего хорошего из этого не получилось.

guryanov
07.11.2025 13:03Iphone 4 - размер сенсора 1/3.2" (площадь 15.50мм2), диафрагма 1/2.8, оптической стабилизации нет
Xiaomi 15 ultra - размер сенсора 1" (площадь 132мм2), диафрагма 1/1.6, оптическая стабилизация есть, можно ставить выдержку примерно в 10 раз больше.
Последний собирает света в 260 раз больше просто за счет большего размера сенсора, лучшего объектива и стабилизатора. Также за 20 лет сами фотоэлементы стали намного лучше, с большим ДД и меньшим шумом.
Вы серьезно считаете, что основной вклад в улучшение качества снимков внесла какая-то мифическая "вычислительная фотография"?

guryanov
07.11.2025 13:03Ну и если с фотоаппаратами современными сравнить, то у фотоаппаратов топовых 45-60 мегапикселей а телефоны всё-таки 12Мп выдают в-основном. Разница в 4 раза в размере снимка, это очень много.
На компьютере тоже есть хорошие инструменты для обработки фото. В лайтрум недавно добавили AI удаление шума, которое работает медленно но очень качественно, для ретуши портретов вот такая программа есть к примеру, очень много возможностей дает - https://www.anthropics.com/portraitpro/
Javian
И не слова про Siemens
id_Alex
Canon желтит, Nikon синит, Sony краснит а Olympus шумит(с)
Spaceoddity
Пентакс брать?
flatlandianin
нет: бери sigma faveon
x3«прекрасная глупость» - там всё и сразуShaman_RSHU
И про айфоны :)