Помните ли вы хоть одну технологию, которая обещала изменить мир и... просто исчезла? На картинке всё смотрится красиво: концепт, прототип, ролик с драматичным саундтреком. В реальности — десятки причин, почему это не стало частью нашей повседневности: регулирование, экономика, человеческие привычки и просто здравый смысл.

Что ж, давайте посмотрим, какие вещи не стали мейнстримом, и почему. Детали под катом..

Segway

Вспомните, как раньше на улицах появлялись люди на двухколёсных катающихся штуках, которые казались чем-то из будущего. Скорее всего, вы подумали о гироскутере, но существуют и разные похожие варианты. Например, Segway — двухколёсный электрический самобалансирующийся скутер. Многие ожидали, что он заменит велосипед или самокат. Однако этого не случилось. Транспорт был больше похож на игрушку для фильмов, туризма или охраны. Например, городская полиция США и Канады использовала Segway для мобильного патруля на пешеходных улицах.

Источник

Segway — разработал американский инженер и изобретатель Дин Кеймен. Идея возникла ещё в начале 1990-х годов, а публичная презентация первой модели Segway Human Transporter состоялась в декабре 2001 года. То есть разработка заняла около десяти лет. Его целью стало заменить пешие прогулки, велосипеды и даже автомобили на коротких дистанциях в городских условиях.

Для справки, принцип работы основан на современной системе инерциального позиционирования. Она включает жидкостные гироскопы и акселерометры. Эти сенсоры считывают положение тела пользователя и изменения центра тяжести с частотой около 100 раз в секунду. Данные поступают в микропроцессор, который мгновенно обрабатывает их и корректирует работу двух электродвигателей, приводящих в движение колеса. Пользователь управляет устройством просто наклоном тела вперёд, назад или по сторонам. Колёса расположены по обе стороны платформы, что зовётся соосным расположением.

Источник

Технические характеристики: максимальная скорость первых моделей — около 16 км/ч (10 миль в час), запас хода на одном заряде батареи — примерно 40 км, вес устройства — около 40 кг. Гироскопы и акселерометр обрабатывали положение тела и управляли электродвигателями. Цена стартовой версии составляла 5000 долларов, что по сегодняшним меркам с учётом инфляции равно примерно 7700 долларов.

В 2006 году появилась функция «лёгкий руль», которая позволяла активировать устройство движением рулевой штанги для повышения удобства управления.

В 2010 году компания столкнулась с трагическим событием. Британский предприниматель Джими Хесельден, который приобрёл компанию, погиб в несчастном случае, управляя Segway. Это стало своеобразным символом судьбы и сложностей бренда. В 2020 году производство Segway официально прекратилось. Нишу заняли электросамокаты и электровелосипеды. 

3D-кино

После триумфа «Аватара» поток новых моделей телевизоров и десятки фильмов в 3D стали «обязательной» частью продаваемых устройств. Все компании вложились в разработку и маркетинг. Но спустя несколько лет стало ясно: зрители устали от очков, головной боли, недостатка контента и переоценённых эффектов. С каждым годом выпуск 3D-фильмов всё меньше и меньше. Формат официально признали фиаско.

Источник

В 2010-е годы 3D-кино и 3D-телевидение воспринимались как безусловный технологический прорыв. А в период с 2010 по 2015 год появилось множество новых 3D-фильмов.

Но уже к середине 2010-х стало понятно, выбора как такового не было. 3D-контент оказался ограниченным. Эффекты были или переоценёнными, или навязчивыми. Производители один за другим сворачивали поддержку 3D (Vizio остановил выпуск в 2014-м, а к 2017-му Sony и LG прекратили активную поддержку формата).

Источник

Причины падения были и технологическими, и психологическими. Во-первых, премиум-надбавки за билеты. Лишние рубли или доллары сверху — быстро утомили. Зритель стал считать, что платит не за лучшее кино, а за эффект. 

Во-вторых, индустрия шалила с пост-конвертацией. Это когда фильмы превращали из 2D в 3D уже после съёмок, и мы наблюдали плоские, «псевдоглубинные» кадры. Джеймс Кэмерон и другие критиковали эту гонку за лёгкой прибылью. 

Статистика показывает, что сейчас доля 3D-экранов в мире мала, а предпочтения зрителей сместились в сторону форматов погружения, таких как IMAX, 4DX и Dolby Cinema. Сама индустрия сфокусировалась на развитии 3D-анимации для видеоигр, рекламы, виртуальной и дополненной реальности. Рынок 3D-анимации в 2024 году оценивался в 1,55 млрд долларов с прогнозом роста более чем в два раза к 2032 году благодаря плавному переходу к интерактивным и иммерсивным технологиям, а не традиционному 3D-видео на плоском экране.

Nike Adapt / самозашнуровывающиеся кроссовки

Недалеко отходя от темы кино, что первое приходит в голову при словах «Назад в будущее»? DeLorean с распахнутыми дверями и интересным мотором, ховерборд, Док Браун, безумный и с растрёпанными волосами. И, конечно, те кроссовки, о которых мечтал каждый подросток. Фильм живёт не только как сюжет, он породил набор образов будущего, которые до сих пор вызывают улыбку и желание чуть-чуть перенести это завтра в обычное утро. Но не всё осталось только в фильме.

Источник

Nike Adapt — серия самозашнуровывающихся кроссовок, те самые из фильма «Назад в будущее». Технология основывается на встроенных моторчиках в подошве, которые при помощи кабелей регулируют натяжение шнурков. Управлять можно через мобильное приложение Nike Adapt по Bluetooth или с помощью кнопок на обуви. Работать могут примерно от 10 до 20 дней, зависит от того, как часто вы разуваетесь. Аккумулятор небольшой, ёмкостью всего ~500 мАч. А заряжается всё через беспроводную станцию.

Nike Adapt BB, представили в 2019 году по цене около $350, с функцией адаптивной шнуровки, которая подстраивается под форму ноги в реал тайм. Они были больше похожи на обувь для баскетбола. А позже были выпущены модели для повседневного ношения, например, Nike Adapt Huarache и Nike Adapt Auto Max. У них была настройка подсветки и давления шнуровки.

Источник

Несмотря на технологическую новизну, кроссовки встретили критику. Стоимость, специальный софт и куча сложностей, каких не было в фильме. Некоторые обновления приложения вызывали ошибки, из-за которых обувь «кирпичилась». Зависимость от приложения ограничивала аудиторию. Не каждый хотел заморачиваться...

В итоге Nike сочли эту линейку скорее технологической витриной и маркетинговым экспериментом, чем массовым продуктом.

Argo AI 

Если кроссовки из фильма перестали быть фантазией, то следующий шаг логичен — машина, которая не требует водителя. Стартап 2016 года хотел создать автономные автомобили уровня L4. Конечно, с нуля такое создать маловероятно, поэтому Argo AI заручился поддержкой от Ford и Volkswagen. Ford вложил около $1 млрд в 2017 году. В 2020 году Volkswagen инвестировала $2,6 млрд. Численность сотрудников выросла, открылся европейский офис в Мюнхене. К 2022 году инвесторы вложили около $3,6 млрд. Сроки регулярно переносились, хотя старт планировался к 2021 году. Тестирования проводились в Остине, Майами, Вашингтоне.

Источник

Закрылся Argo AI в октябре 2022 года, из-за отсутствия новых инвестиций. Это и поставило точку в проекте. Основные причины — высокие затраты, технологические сложности, отсутствие эффективности масштабируемости и непонимание рынка. Кроме того, фокус Ford сместился в сторону развития систем помощи водителю (ADAS) уровней 2–3, отказавшись от амбиций по созданию робо-авто с уровнем автономии L4 и выше. Volkswagen планирует развивать автономные технологии совместно с Bosch и Horizon Robotics.

Персонал перевели в структуры Ford и Volkswagen. Закрытие проекта повлекло значительные финансовые потери: Ford списал около $2,7 млрд в своём отчёте, при этом Volkswagen ушла из проекта с убытками.

Cruise Origin / Robotaxi от GM

Источник

Что касается Cruise Origin — полностью автономного робо-такси GM без руля и педалей, то массовое производство и внедрение также были остановлены в 2023–2024 годах. Главные причины были в юридических сложностях, недостатке общественного доверия и серии инцидентов и отзывов разрешений в Калифорнии. Гвоздем стал резонансный случай с пострадавшим пешеходом — он подорвал общественное доверие, GM пришлось заморозить программу и перенаправить усилия на более традиционные решения.

Сейчас акцент смещён на восстановление доверия. А сотни собранных Origin пылятся и ждут доработку ПО и тесты. Если эти шаги дадут результат и безопасность будет доказана, разговор о масштабном запуске возобновится.

Экраноплан

И как не упомянуть легенду позднесоветской инженерии — экраноплан «Лунь». Гигант, который сейчас стоит на берегу Каспийского моря недалеко от Дербента в Республике Дагестан, в районе села Арабляр. 

Источник

Советский проект из 70–80-х, представлял собой гибрид корабля и самолёта. Особенность в использовании эффекта экрана. Воздушная подушка создаётся при движении на малой высоте над водой, увеличивает подъёмную силу и скорость.

«Лунь» был ракетным кораблем-экранопланом проекта 903 и единственным из восьми запланированных, который произвели. Он имел длину более 73 метров, размах крыла — 44 метра, высоту — почти 20 метров, а максимальная взлётная масса составляла около 380 тонн. Он в десять раз превосходил максимальную скорость военных кораблей, около 500 км/ч. Фишкой были противокорабельные ракеты П-270 «Москит», размещённые в шести специальных отсеках. «Лунь» должен был ударять по надводным кораблям водоизмещением до 20 000 тонн.

Источник

Имел экипаж из 10 человек и оснащался восьмью авиационными двигателями НК-87.

Корабельные радары обнаруживают объекты по отражённым радиоволнам. Низкий полёт экраноплана над водой создает эффект экрана, из-за чего он меньше заметен. Он летел на высоте не выше пяти метров. За счёт низкого полёта и создаваемого облака водяной взвеси экраноплан мог обходить минные поля. 

После распада СССР финансирование проекта резко сократилось, было построено лишь несколько опытных образцов, а «Лунь» сам по себе в итоге был законсервирован и снят с вооружения к 2001 году. Второй корабль планировался как поисково-спасательное судно с медицинским оборудованием и большой грузоподъёмностью, но был законсервирован на стадии готовности около 75% из-за отсутствия средств.

После списания аппарат долго хранился на территории завода в Каспийске, а в 2020 году пытались перебазировать «Лунь» в район Дербента для экспозиции в музее-парке. Во время буксировки гигант застрял у берега и остался на месте, став заметной и даже туристической достопримечательностью, пока проект парка не реализован в полном объёме.

Betamax (1975)

Помните VHS кассеты с любимыми мультиками и фильмами? Возможно, вы даже не знали, но был формат, который технически превосходил VHS.

Betamax — формат видеозаписей от Sony, в 1975 году. Характеристики превосходили VHS, от JVC. Кассеты Betamax были примерно на 20% меньше, обеспечивали более высокое горизонтальное разрешение около 250 твл (телевизионных линий) против 240 твл у VHS. Лучшее соотношение сигнал/шум и меньшие искажения цветности благодаря использованию наклонно-строчной записи. Кроме того, ферритовые головки внутри давали качественную видеозапись и имели режимы записи с различной скоростью (Beta, Beta II, Beta III).

Источник

Но Betamax всё равно проиграл. Во-первых, максимальное время записи было до 60 минут на начальных кассетах, а VHS предлагал до 120 минут и выше. Во-вторых, кассеты VHS были дешевле, а помимо этого JVC лицензировала свой формат шире. В то время как Sony строго контролировала производство и повышало цену. 

Важно отметить, преимущества Betamax были незаметны для типичной домашней записи и просмотра. Разница в качестве была незаметна большинству пользователей. Финальным ударом стал тот факт, что VHS обеспечивал удобство записи полноформатных телепрограмм без частой смены кассет.

EHang 184 / пассажирские дроны

Закончить хочется мечтой многих. Автомобиль-самолёт, хотя скорее это похоже на квадрокоптер переросток. EHang 184 — один из первых в мире автономных пассажирских дронов (AAV), разработанный китайской компанией Ehang. Это электроквадрокоптер с закрытой кабиной, рассчитанной на перевозку одного пассажира весом до 118 кг. Вес аппарата составляет около 200 кг, его размеры — примерно 1,5 метра в высоту. Технически дрон оснащён восемью электродвигателями общей мощностью около 106 кВт. Максимальная скорость полёта достигает 100 км/ч, а дальность — до 20 км при времени полёта около 23 минут на одном заряде аккумулятора ёмкостью 14,4 кВт·ч. Время полной подзарядки аккумулятора составляет от 2 до 4 часов.

Источник

Управление EHang 184 интуитивно-автономное. Нужно нажать на планшете кнопку «взлёт» или «посадка», а бортовой компьютер будет управлять маршрутом. Он оценивает погодные условия, уровень заряда батареи и загруженность воздушного пространства. А в случае возникновения проблем или угроз, переходит в ручное управление. Дрон способен аварийно приземлиться даже при отказе до половины своих роторов. Применяется также система защиты каналов связи от взломов, хотя полную гарантию безопасности никто пока не может дать.

Реальный запуск EHang184 и в небо и в производство задерживается. Главным образом из-за проблем с сертификацией и безопасностью в разных странах. Хотя были и демонстрации и тестовые полёты. Высокая стоимость аппарата (оценивается в районе 300 тысяч долларов) и необходимость законодательно и регуляторно прописывать правила пользования таким ТС добавляют проблем. А именно стандарты по контролю воздушного движения, регулирование высоты и зон полётов, а также развитие специально оборудованных посадочных площадок.

Но в целом рынок пассажирских дронов на сегодняшний день находится в начале пути, пытаясь перейти от демонстрационных проектов к серийному производству и эксплуатации. Так что сложно назвать это тупиковой ветвью развития, но, скорее всего, мы просто ограничены нынешними технологиями, и будущие концепты летательного автомобиля будут другими. Что думаете по поводу забытых и неудачных технологий? Делитесь мнением в комментариях!

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)


  1. mlnw
    24.09.2025 13:39

    7 технологий, которые не нашли дорогу в будущее

    Технология беспилотного такси не нашла дорогу в будущее?


    1. About_it Автор
      24.09.2025 13:39

      Пока еще, массовости оно не набирает, даже с такими большими инвестициями. Хоть и есть некоторые кейсы успешной работы, но это скорее исключение. В будущем скорее всего мы покатаемся на беспилотных бомбилах такси, но пока имеем то что имеем.

      Заголовок исправил, чтобы не вводил в заблуждение.


      1. mlnw
        24.09.2025 13:39

        Waymo давно работает в Штатах, география городов расширяется. В Китае тоже технология разивается. Не вижу ничего, что свидетельствовало бы о том, что технология появилась "слишком рано" или не получила развития. Ничем не хуже развития, скажем, сотовых телефонов в конце 80х-начале 90х или персональных компьютеров десятилетием ранее.


        1. About_it Автор
          24.09.2025 13:39

          Не все так гладко, нашел новость вот такую про упомянутых вами «Waymo».

          Дтп и отзыв авто, не особо коннектиться с развитием здесь и сейчас.


          1. mlnw
            24.09.2025 13:39

            Waymo заявляет, что еженедельно осуществляет около 250 000 платных поездок в своих зонах, и это количество стабильно растет все годы с момента запуска стартапа Гуглом более 10 лет назад.


  1. jouilk23
    24.09.2025 13:39

    Сигвеи убила не техника, а юзкейсы и цена владения


  1. unreal_undead2
    24.09.2025 13:39

    Надеюсь новый Аватар таки выйдет в 3D.


  1. Ivan22
    24.09.2025 13:39

    ну и чет бетамакс принципиально от HdDVD отличается?


  1. MarinaToshina
    24.09.2025 13:39

    Корабельные радары засекают сигнал от двигателей на высоте выше пяти метров над поверхностью. У экраноплана они находились ниже, из-за чего он был незаметен.

    Радары засекают цель по сигналу от двигателей? Это что-то новенькое в радиолокации...


    1. About_it Автор
      24.09.2025 13:39

      Радары обнаруживают объекты по отражённым радиоволнам.

      Экранопланы, летя очень низко над поверхностью воды, менее заметны, так как отражение радиоволн от воды создают сложные помехи и снижают точность обнаружения. Тот самый эффект экрана.

      Внутри статьи тоже поправил, неправильно выразился, спасибо что заметили!


  1. Komrus
    24.09.2025 13:39

    Экранопланы - убило отсутствие ниши для них.

    В военном применении - развитие электроники для беспилотных крылатых ракет. Которые стало можно запустить километров за 100, не входя в зону поражения средств ПВО/ПКО противника. И которые, будучи запущены издалека, могли найти "малогабаритную" цель (корабль) и попасть в неё. Пролететь 100 км (и более) могла ещё и ФАУ-1... А вот попасть после этого она могла только с цель размером с город (Лондон). А вот самостоятельно, без управления оператором, попасть в корабль электронника смогла только годах в 80х...
    И сразу Лунь, как средство доставки этих ракет "поближе" к вражеской АУГ со скоростью, кратно превосходившей скорость кораблей и дававшей шансы на прорыв противокорабельной обороны - стал не особо нужен...


    1. mlnw
      24.09.2025 13:39

      Экранопланы (не в военном смысле, а вообще) убило то, что они крайне плохо "летали" в условиях больших волн. По этой причине, кроме Каспия на большой воде их нигде не использовали.


  1. Turbo_Pascal_55
    24.09.2025 13:39

    Щупал видак Betamax формата в конце 90х.

    Прикольно. Просто маркетинговый проигрыш рынка.