Я расскажу вам о своем опыте тимлида командой разработки в крупном банке, где старые управленческие привычки иногда брали верх над здравым смыслом. Это субъективная точка зрения на реальную ситуацию, где я - Д’Артаньян, а все остальные - редиски.

это буду я
это буду я

Надеюсь, моя статья поможет хорошему человеку не тратить тонну нервов на этой часто очень неблагодарной работе.

Моя карьера в айти, как наверное у многих миллениалов, началась в конце нулевых с сетевика‑эникея параллельно учебе в университете. Хоть среди ночи разбуди — я красиво обожму RJ45 без болтающегося коннектора). Дальше была разработка, девопс и пайплайны, мобилка на Ксамарине в разных небольших конторах в регионе.

После повезло попасть в один из первых «пылесосов», где большой банк давал х2 зарплаты — и вот я в финтехе. Вникаю, разбираюсь, пробую и девопс, и уже энтерпрайз разработку. И дальше я уже стал замечать, что все мои лиды были какие‑то ленивые, безынициативные, и казалось, я могу лучше.

Я быстро вырос в команде, стал брать на себя работу лида — тот был только рад — и фактически я сам выстраивал всю работу в команде. Мне понравилось, у меня получалось. Оценки «АА» и премия почти в 6 окладов окрылили.

Взял другой проект уже полноценным лидом, пусть и с небольшой командой. Проект был небольшой, и, доведя команду и процессы до некого плато, я получил предложение на пару ступеней выше — набрать команду с нуля и реализовать проект для клиентов с нуля в другом большом банке в рамках глобальной трансформации. Я был в себе уверен: за плечами уже три разных команды на лидерских и около‑лидерских позициях, опыт выстраивания процесса по «agile», разработка, девопс, архитектура и горящие глаза, а главное — понимание, что результата можно достичь и им можно гордиться. Что могло пойти не так?

Идеальный старт

Начиналось всё отлично: часть людей взяли от подрядчика, часть быстро нашли на рынке. Итоговый набор людей выглядел примерно так:

  • Разработка: 3

  • Тест: 2

  • Аналитики: 2

  • Мобилка: 2

  • Фронтенд: 2

  • Продуктовнер, бизнес‑аналитик и дизайнер.

Рядом пилила схожий продукт команда, которая стартанула на пару месяцев раньше. Она будет очень важна дальше по рассказу, поэтому её состав приведу тут тоже:

  • Разработка: 8

  • Тест: 6

  • Аналитики: 6

  • Мобилка: 2

  • Фронтенд: 6

  • Продуктовнер, бизнес‑аналитик и дизайнер.

Лида этой команды назовём Зиночкой для истории, имя вымышленное.

Первое, что я сделал — постарался выстроить процесс. Ежедневные стендапы обязательно с камерой, четкие тайминги и прерывание пространных диалогов. Мы смогли довольно крупной командой проводить дейлики ровно за 15 минут без потери качества. Сделали шаблоны для аналитики, настроили Bitbucket под анализ пул‑реквестов, подключили Sonar, по GitFlow разбили ветки для стендов. Демо, ретроспективы, планирования, 1to1, ИПРы, стармапы — всё делалось на совесть. Везде я как лидер старался показывать пример. Каждый дейлик начинался именно с моего отчёта, что я сделал за вчера и чем помог команде. Ни один лид на моей памяти такого не делал.

Срок реализации MVP был 6 месяцев. Мы сделали за 5. Выкинули большую часть ненужного, договорились с бизнесом, и главной целью было — обкатать трубы. С небольшими косяками мы успели в срок, собрали лавры, крутые.

Дальше пошла текучка. С этой текучкой пришло первое осознание проблемы лида — у тебя встречи по 8–10 часов в день. Одно из основных своих задач в команде я видел как «щит от кала» для команды. Именно поэтому — бесконечные созвоны, оры, эскалации и нескончаемые попытки сунуть в бэклог то, что выкинут через неделю или окажется, что вовсе оно и не срочно. Я стал замечать за собой, что на стендапах мне всё сложнее говорить о реальной ценности, и начало накатывать депрессивное состояние: ты вроде бы сидел с 9 до 9 за компьютером, устал невероятно, но не сделал ничего… Как так? Ещё и продуктовнер, которая очень любит начать говорить за задачи, а потом как начнёт за жизнь нелёгкую — так и фиг остановишь, благо хоть не на всю команду.

Проблема 1: ты устаёшь, но видимого и ощутимого результата нет.

Команда была сыгранной, атмосфера — крутой, результаты — стабильными. Но не ото всего удавалось отбиваться. Иногда влетали задачи, которые нужно было сделать «вчера» и их действительно нужно было сделать вчера, потому что кто‑то забыл задачу принести в команду вовремя.

Я приходил к своему лиду и говорил: «Не могу сделать. Давай зафиксируем техдолг, скажем, что не успеваем». На что он мне: «А ты сделай как Зиночка. Она посадила разработчика дергать ручки и подсовывать данные». Я отказывался: «Вот тебе правда. Хочешь — соври наверх сам, но я врать не стану». Он обижался и настаивал, чтобы обманывал именно я. Его. А он уже говорил наверх только правду.

Проблема 2: ты всегда крайний, и от тебя ждут, что ты покажешь выполненный результат по невозможной задаче. Но если вскрывается обман — никто об этом не знал, и это ты всех обманул. А в финтехе это не очень весело, с учётом степени ответственности.

Я не зря упомянул в начале две разные команды. Мы делали схожие решения, но мы делали их по‑разному. Мои разработчики — за чистый код, модульность, переиспользование решений. Соседняя команда была хитрее: спагетти‑код, ни единого комментария, совершенно невероятные проблемы после минимальных изменений кода. Они готовили себе почву быть незаменимыми сотрудниками.

Наша команда практически не работала в выходные, но эти ребята выходили за двойной оклад просто каждые выходные и создавали такой уровень шума о своих страданиях, что было очень забавно это со стороны наблюдать.

Причём проблема была не только в качестве кода. Если я своей задачей в команде выбрал быть щитом, Зиночка выбрала быть подхалимом. Технических компетенций ей недоставало, поэтому она занималась распространением слухов и прочими не очень IT‑вещами. Команда же ее постоянно подрывалась на сиюминутные задачи бизнеса по типу «сегодня делаем фичу А, завтра фичу Б, послезавтра фичу А откатываем, потому что интеграция не готова, а фичу В нужно в прод сегодня».

Объём‑то задач был похож, но из‑за подхода к процессу и разработке мы чилим, а они пашут как проклятые. И пока мои соколы справлялись — всё было хорошо. Но нагрузка всё растёт, задачи прибывают, а людей не хватает. Начинаю лида просить побольше людей — у Зиночки из соседней команды‑то людей сколько! Но оказывается, Зиночка тут весь твой код пишет, и вообще непонятно, зачем тебе вообще разработчики, — говорит мне лид. Жопка моя возгорела: думаю, я ему код покажу, тут даже джуну будет понятно, что максимум, что мы тут можем переиспользовать — открытые проходы в фаерволле. Но доказать ничего не вышло, к сожалению. Тяжело что‑то доказывать человеку, который слушать тебя не хочет.

Проблема 3: твой результат и прозрачность работы могут проиграть «правильному» подходу к «правильным» людям.

Нагрузка росла. Я пытался где‑то сам делать аналитику, править баги по мелочи и смотреть пулы, укреплять своей тушкой там, где тонко. Ребёнка я видеть уже стал сильно реже, болеть стал чуть ли не нон‑стопом и в целом понимал, что идёт что‑то не так, но думал: вот закрою сейчас эту квартальную цель с командой, а там‑то как будет время — сделаем рефакторинг, и всё, заживём по красоте.

Как гром среди ясного неба: на одном из созвонов по задаче мой системный аналитик заявила: «Я эту задачу не буду делать, она сложная». На мои «я помогу, начни, там разберёмся, больше некому» — она просто вышла из зума и послала меня куда подальше.

Крутые дела, думаю я. Пишу ей, чтобы вернулась и обсудили ситуацию. В ответ: »Я не в ресурсе с тобой разговаривать». Великолепно. Первая мысль — может, у человека проблемы личного характера. Но нет, после многочисленных мягких заходов оказалось, она просто не хотела делать сложную задачу. После напоминания о том, что я всё‑таки её руководитель и уволить могу, задача была в работу взята.

Проблема 4: твоя команда состоит из людей. Очень разных. И если как разработчик ты можешь ограничиться общением по пул‑реквестам и письмам в почте, то как лид ты вынужден решать все задачи команды, часто проглатывая собственную гордость. Уволить и быстро заменить — обычно не вариант.

Чем все закончилось?

А закончилось всё вообще великолепно: несмотря на мои заслуги и ни одной проваленной КТ, меня в апреле 2022 года (сами знаете, какое было время) с жестким ковидом и температурой под 40 — которую я проводил в рабочих созвонах, я же ответственный идиот — просят написать заявление по собственному. Почему? А потому что Зиночка сказала, что ты очень нехороший человек и вообще токсичный, портишь нам атмосферу в трайбе. Доказательства? Может, поговорили с командой и взяли её мнение? Нет — зачем. Спасибо за выведенный продукт и два года работы, иди гуляй, за свои заслуги можешь взять два месяца накопившегося отпуска и искать другую работу.

И сейчас я такой говорю, что после того, как меня уволили, все из моей команды разбежались, проект закрылся, а Зиночку уволили. Но нет, даже не близко: команда провалила пару КТ, мой продуктовнер сделала ехидную ремарку на одном из стендапов: «эх, жалко, USERNAME нет, на него бы всё свалить» — и всё дальше пошло своим чередом.

С высоты опыта уже как архитектор я стал примечать подобных Зин — очень опасные люди. Поэтому мой тебе совет, дорогой читатель: хочешь идти в развитие, но не умеешь и категорически не хочешь врать, подлизываться, плести сплетни и интриги, подставлять команду на эшафот вместо себя и забивать на всё болт — то лучше после того, как набрал опыт в разработке, аналитике, девопсе, мобилке, иди в архитекторы. Архитекторов не из системных аналитиков с хорошим техническим бэкграундом мало, а он очень хорошо помогает строить продуманную и красивую архитектуру. И влияние на конечный результат есть ощутимое, и Зиночки не мешают твоей работе и не особо тревожат. Win‑win.

Комментарии (0)


  1. ivankudryavtsev
    17.09.2025 06:47

    Соседняя команда была хитрее: спагетти‑код, ни единого комментария, совершенно невероятные проблемы после минимальных изменений кода. Они готовили себе почву быть незаменимыми сотрудниками.

    Вот с этого момента я перестал верить в адекватность суждений благородного дона. И даже дело не в спагетти коде, а в «раскрытии» автором коварнейшего заговора.

    Между тайным смыслом и некомпетентностью, чаще всего дело в некомпетентности. Автор сиял на фоне второй команды, а в своем сиянии не заметил как его сожрали. Это фигово и обидно - да, автору не хватило софтскилов, чтобы Зиночку на свою сторону затянуть - может быть. Не повезло с организацией - 100% (судя по формату увольнения без причин (со слов автора)).


    1. THEOILMAN
      17.09.2025 06:47

      В АСУТП, да и в реальном секторе в целом, существуют костыли, которыми некоторые бабаи подперли развалины процессов еще десятки лет назад. Даже после наступления пенсионного возраста они работают, просто потому что за костыль шарит только он - мегадед. Это тайный замысел или некомпетентность? Мне кажется - это что-то третье или четвертое. Как вариант - недостаточная финансовая мотивация. Возможно и тут в команде "зиночки" так и было, как вариант, опять же.


      1. sergeyns
        17.09.2025 06:47

        Это здравый подход. Не надо обвинять мегадеда что он специально так сделал. Наверняка и наверх ходил, и пытался проблему обрисовать. Но вовремя ПОНЯЛ: Если кто-то наверху не хочет затруднять себя решением проблемы, то и он НЕ ОБЯЗАН!


        1. THEOILMAN
          17.09.2025 06:47

          К мегадеду претензий ноль. И в целом ваш тезис на 100% в точку. Как я и писал выше, (опять же, как пример) если бы была достаточная мотивация, в т.ч. финансовая, то и без удара сверху костыль бы мог обрасти хотябы блокнотиком с описанием)))


      1. ivankudryavtsev
        17.09.2025 06:47

        я про это и говорю: часто внешний наблюдатель не может понять истинные причины некоторых вещей.


        1. EugeneVRN
          17.09.2025 06:47

          На этом месте вспоминается остров со зданием где одна комната забита швабрами а наверху огромный вентилятор.


          1. ZSN_2
            17.09.2025 06:47

            В данном случае все очевидно. Швабры - фильтр, вентилятор обеспечивает поток воздуха, что неясно!!!


            1. pae174
              17.09.2025 06:47

              Неа, всё было совсем не так.

              https://pikabu.ru/story/chuzhoy_kod_5762938


      1. MrPofix
        17.09.2025 06:47

        Плюсую. Я работал в "около" финтех проекте, где пара мега дедов писали код в одну строчку. Да-да, навыки ещё со времён перфокарт. В таком коде без рефакторинга не разберешься.

        А перед тем, как я ушел оттуда, один дед по секрету намекнул: "у меня скоро пенсия, а вас, молодых и горячих, всё больше. Я разработал это, и смогу поддерживать только я, поэтому до пенсии тут доработаю. Меня вряд-ли смогут кем-то заменить".

        Дал такой совет мне на будущее, так сказать. В чем-то он прав. Бизнесу нужна безболезненная заменяемость исполнителей, а рядовому сотруднику, особенно старшего поколения - гарантия в завтрашнем дне.


      1. Newcss
        17.09.2025 06:47

        Все достаточно просто. Когда развертывали АСУ ТП толком не понимали объемов работ и выходной результат, делали по хотелкам заказчика. Все были молодые и зеленые, а на объект поехали самые бравые. Когда АСУ ТП мало мальски задышало стало обрастать новыми хотелками и задачами, заодно из каждой дыры полезли проблемы, которые не закладывали на этапе проектирования, проблемы стали затыкать как могли, пока не пришли в идеологический тупик, но тут кто-то придумал мега-костыль, который работает уже долгие годы.


    1. Femistoklov
      17.09.2025 06:47

      Из отрывочных фактов и мыслей в статье общая картина не складывается совершенно. Я правильно понял: суть истории в том, что автор попал куда-то довольно важной шишкой, хорошо работал (по его мнению), но начал открыто рыпаться на других важных шишек (конечно же, не таких умных как автор), которые работали там гораздо дольше и имели больший авторитет, с закономерным итогом? Если так, то эта история стара, как мир.


      1. Mc_Lovin_IV Автор
        17.09.2025 06:47

        обычный тимлид, не важная шишка. История про то, как я проиграл в корпоративных играх, потому как не умел в них играть и считал что результат и прозрачность всегда говорят сами за себя.


        1. Femistoklov
          17.09.2025 06:47

          я получил предложение на пару ступеней выше — набрать команду с нуля и реализовать проект для клиентов с нуля в другом большом банке в рамках глобальной трансформации

          Ну, звучит, как важная шишка.

          Результат и прозрачность, несомненно, важны. Не менее важно понимать, чего от тебя ждут. Никакого умения играть в корпоративные игры для этого не требуется.

          Например, когда в устоявшуюся команду кого-то нанимают бесконечные таски пилить, он хорошо справляется, но затем начинает всем говорить, что всё неправильно и надо переделать, а всех причастных разогнать, это будет выглядеть максимально странно. "Алло, мы тебя наняли винтиком в машину, а не революцию совершать!"


        1. Dhwtj
          17.09.2025 06:47

          Не было у тебя прозрачности и межкомандное взаимодействие ты провалил. Иначе, не было бы "Зиночка тут весь твой код пишет", "моя команда вдвое меньше при той же продуктивности", "Зиночка сказала, что ты очень нехороший человек и вообще токсичный, портишь нам атмосферу в трайбе". Последний момент вообще не раскрыт.

          Это субъективная точка зрения на реальную ситуацию, где я - Д’Артаньян, а все остальные - редиски.

          Раз так, то получай критику.