
Стратегии — один из старейших жанров игр в принципе, не только компьютерных. Все пробовали шахматы, а кто-то, из читателей возможно, даже увлекается «Вахой». В электронном формате одно время были популярны RTS наподобие Warcraft или Command & Conquer, но сегодня живы скорее пошаговые и прочие тактические разновидности. Однако есть и успешные гибриды, самые знаменитые — игры серии Total War от британской студии Creative Assembly.
«Тотал Вары» известны своим высоким порогом вхождения. Если в битвах реального времени разобраться на базовом уровне можно за один вечер, то экономико-политическая часть игры многих приводит в ступор. Кроме того, PvP-матчи в разы сложнее одиночных из-за меньшей предсказуемости живых людей.
Еще один вопрос многих новичков — а какую игру серии выбрать? Далеко не все представительницы франшизы получились удачными, и во многих уже мертвый онлайн. А также не каждый сеттинг понравится большинству: кто-то любит темное фэнтези, другие предпочитают историческое средневековье без магии и нежити. И как раз последнего в актуальных играх серии толком нет.
Говоря профессиональным языком, в этом материале мы проработаем все основные боли игроков, давно засматривавшихся на творения Creative Assembly. И поможем более плавно влиться в сообщество любителей главных игровых пеплумов современности.
Материал написан на основе личного опыта автора, а также советов ветеранов серии.
Краткий обзор серии Total War в 2025 году
Всего с 2000 года вышло 16 игр, если не считать мелкие проекты для мобильных устройств. Большинство «Тотал Варов» посвящены эпохам до изобретения огнестрельного оружия. В Empire, Napoleon и аддоне для Shogun 2 появлялись мушкетеры и подобные войска, но после этого серия вновь вернулась к корням. Поэтому наш гайд будет больше ориентирован на военное ремесло ближнего боя.
Далее рассказываем главное, что нужно знать про наиболее актуальные игры серии.
Total War: Shogun 2 (2011)
Посвящена средневековой Японии. Считается самым сбалансированным выпуском серии. Проще в освоении большинства остальных, так как армии между разными фракциями почти не отличаются, а экономика довольно лаконична.
Total War: Rome 2 (2013)
На старте провалилась из-за багов, но со временем стала настоящим шедевром с морем контента, охватывающим все эпохи Древнего Рима. Поиграть можно за большинство существовавших в то время государств Средиземноморья. Тактика боев за разные фракции иногда может сильно отличаться — чего стоят только слоны Карфагена!
Rome 2 — это настоящий Magnum Opus студии Creative Assembly.
Total War: Attila (2015)
Рассказывает про падение Западной Римской Империи. Здесь можно попытаться продлить жизнь погибающей цивилизации и предотвратить наступление Темных веков. А можно избавить тысячелетнюю империю от страданий, играя за гуннов или германские племена.
Total War Saga: Thrones of Britannia (2018)
Самая недооцененная игра серии. Может привлечь отсутствием духоты в стратегических механиках и сеттингом, знакомым по сериалам «Викинги» и «Последнее королевство». Играть предстоит за саксов, пытающихся объединить Англию и защититься от набегов викингов.
Также можно выбрать и сторону данов, желающих поселиться на плодородных землях Туманного Альбиона.
Total War: Three Kingdoms (2019)
Посвящена Периоду Сражающихся царств в Древнем Китае (V–III вв. до н. э.). Отличается особым «романтизированным» режимом, вдохновленным произведением «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна. Он добавляет больше сюжетных моментов в прохождение кампании, а главные герои получают способность в одиночку сражаться против целых отрядов.
В свое время Three Kingdoms имела бешеную популярность среди китайцев. Однако от многих ветеранов франшизы отзывы были смешанные.
Total War: Warhammer 3 (2022)
Самая актуальная часть серии, если не считать недавнюю провальную Pharaoh (про Древний Египет). Вмещает в себя весь контент трилогии, кроме сюжетного. Благодаря сеттингу позволяет получать самый необычный опыт во франшизе: применять на поле боя магию и гигантских монстров или возглавить фракцию нежити, чья армия множится по мере гибели людишек.
Если приобрести все три части (хотя бы базовые игры, без DLC), то для кампании раблокируется полная карта классического мира Warhammer: Fantasy Battles. А она — просто гигантская (см. видео выше)!
Какую же выбрать?
Полным новичкам в серии лучше всего подойдет Shogun 2. Также хорошим выбором будет Thrones of Britannia. В них нет ничего лишнего, а опыт релевантен для большинства других игр.
Warhammer 3 — самая сложная в освоении. Здесь просто океан контента и видов войск. Обучающая кампания покажет основы, но завоевывать глобальную карту, преодолевать тяжелые кризисы или побеждать в PvP не научит.
Rome 2 — лучший выбор для любителей Античности. Здесь можно не только почувствовать себя древнеримским легатом и помочь Цезарю покорить Галлию, но и обложить Рим данью, играя за Карфаген или Египет.
Attila и Three Kingdoms — спорные варианты из-за слабой стратегической части. Однако последняя хотя бы может привлечь своей эстетикой.
Как чаще побеждать в битвах

Хотя бои в Total War довольно скоротечны и не всегда соответствуют масштабам реальных сражений прошлого, в своей основе они живут по законам настоящего военного ремесла. И в этом главная прелесть игр от Creative Assembly!
1. Все начинается с правильного подбора армии — она должна быть сбалансированной. Для удержания фронта нужно много средней и тяжелой пехоты, а для маневров хватит и пары отрядов легкой пехоты или кавалерии. Стрелки же в основном играют роль поддержки: стрелы и камни снижают боевой дух вражеской пехоты, а также иногда позволяют выманить отряд неприятеля. Впрочем, для последнего чаще пригождается артиллерия.
Основа армии — мечники. Это средняя по бронированию пехота. Их должно быть больше всего. Они универсальны, и даже вполне могут обороняться от кавалерии, если соберутся в плотное построение квадратом.
Копейщики незаменимы для прикрытия флангов. Враг часто будет пытаться ударить по вашей армии сбоку или сзади. Поэтому заранее расставляйте их слева и справа, а также в центре основной шеренги. Копейщики тоже относятся к средней пехоте.
Пикинеры — это тяжелая разновидность копейщиков. Их стоит использовать только для обороны против конницы или удержания узких проходов вроде мостов или улиц в городах. Это самый медленный род войск, который не подходит для совершения маневров.
Стрелков можно назвать необходимым злом. Сражения часто начинаются с перестрелки. Это полезно, чтобы вынудить врага нападать, когда сам занял удачную позицию. Чаще всего стрелки двух разных сторон либо вступают в противостояние между собой, либо дизморалят пехоту противника постоянным обстрелом.
Кавалерия — главное преимущество. Даже в реальной истории одной из основных задач разведчиков было предупредить, есть ли угроза атаки конницы. Такие отряды обычно дорогие, поэтому много их не наймешь. Но до изобретения огнестрельного оружия они были необходимы для победы против сильной армии. Как упоминалось выше, основная задача кавалерии — удар во фланг, часто из засады. Также очень полезны для уничтожения стрелков неприятеля.
Слоны или чудовища из Warhammer — в каком-то смысле аналог тяжелой кавалерии. Используются для прорыва вражеских построений. Уязвимы для обстрела и легкой конницы.
Артиллерию часто запрещают на турнирах — она многими считается имбалансной. Но так или иначе, пушки незаменимы при осаде городов. Они разрушают стены и помогают избавиться от неповоротливой тяжелой пехоты. А вот против легкой (включая стрелков) или кавалерии использовать не стоит — наверняка промахнется.
2. После подбора армии нужно оценить обстановку на местности. Речь даже не про поле боя само по себе — вы можете повлиять на рельеф местности, где произойдет схватка. Для этого просто поставьте свою армию в удобном вам месте на дороге, когда вражеская идет навстречу. Или выберите с какой стороны напасть самому.
Высота — главное преимущество. Лучники смогут дальше стрелять, у кавалерии усилится натиск, а пехоте будет проще как обороняться, так и идти в атаку.
Лес — главный враг. На такой местности практически невозможно оценить силы противника, так как многие его отряды будут спрятаны. А значит и часто застигать ваших солдат врасплох.
Открытое поле хорошо подходит для атаки кавалерией. Есть смысл постараться набрать ее побольше для вылазок на такую местность.
Горы хороши для обороны, когда вы проигрываете в численности. Просто вспомните «300 спартанцев»!
3. Сражения часто начинаются с перестрелки. И лучше не пускать ее на самотек — фокусируйте стрельбу. Сначала попытайтесь обратить массированным залпом в бегство вражеских стрелков (если они есть), а затем самые слабозащищенные отряды. После этого придет пора вступать мечникам и копейщикам при поддержке кавалерии.
4. Простейшая тактика на поле боя — «Молот и наковальня». Это часто работает против компьютера и неопытных игроков. Нужно вынудить врага нападать обстрелом или приманкой (любой легкий одиночный отряд), а затем обойти с фланга кавалерией и ударить сзади.
5. Вторая по популярности — «Клещи». Для ее осуществления тоже часто используют приманку в виде пары отрядов пехоты, а основные силы прячут в лесу или за возвышеностями на флангах. Нужно постараться перехитрить противника и атаковать сразу с двух сторон.
6. Занимайтесь микроменеджментом. Периодически проверяйте, все ли отряды заняты делом. Часто бывает, что враг бежал, а ваш юнит просто стоит на месте, где недавно сражался. В то же время неподалеку может кипеть битва — пустите освободившийся отряд во фланговую атаку!
Как достичь успеха в стратегической кампании

Здесь краеугольный камень — экономика. Она подпитывает политику и обеспечивает возможность военной экспансии.
1. Не пытайтесь строить все и сразу или наугад. Центральные провинции должны заниматься производством, а периферийные снабжением армии. Начните с построек, которые возможны только в столице. А затем улучшайте инфраструктуру на периферии.
2. Заключайте альянсы с крупными соседями и воюйте со слабыми. Не забывайте, что победить в кампании можно не только полной «покраской карты» — достаточно стать самым большим и богатым.
3. Начните расширение с покорения маленьких фракций. Особенно легко будет справиться с теми, кто уже находится в состоянии войны на другом фронте. Иногда даже можно обойтись без военного вторжения, за счет дипломатии — тогда фракция станет вашим вассалом (будет платить дань) и союзником.
4. Расширяйтесь осторожно. Не стоит лезть туда, где возможно нападение больше одного соседа, пока у вас нет хотя бы трех полных легионов. Грамотно оценивайте свои силы!
5. Не забывайте про разведку. Гоняйте хотя бы одному отряду с обоих концов вашей фракции. Так вы всегда будете предупреждены о готовящемся вторжении. Чем больше вы становитесь — тем сложнее обороняться. А вдоль всей границы армии не расставить.
6. И напоследок — прочтите «Искусство войны» Сунь Цзы и «Государь» Никколо Макиавелли. Мы серьезно! Изучите их хотя бы в кратком содержании. Многие подходы из этих трактатов работают в играх Creative Assembly: мысли из «Искусства войны» пригодятся в завоевательных походах, а идеи из «Государя» позволят быть эффективнее в политической игре (пускай, и не всегда достойными методами).
Комментарии (24)
BorisAI
02.08.2025 08:50Я когда увидел абзацы
"Основа армии — мечники.
Копейщики незаменимы для прикрытия флангов.
Пикинеры — это тяжелая разновидность копейщиков."Я понял что могу сказать - не читайте эту статью, она полна вредных советов, сейчас когда я пишу это я задумался что она вообще написана либо от балды либо нейросетью.
Если вы хотите реально годные советы, лучше посмотрите ютубера LegendofTotalWar
От себя вкратце скажу, что на средней сложности вы пройдете игру с любым типов юнитов
На высокой сложности фракции могут немного отличатся, но суть всегда будет в том что у кого больше армия (в том числе полная мусора), тот доминирует картой. Поэтому ходить двумя армиями с копейщиками + 2-3 ключевых юнита (например маг или какой то убойный пак кавалеристов) это выгоднее чем одной сильной пачкой, которая еще и будет дороже. И это даже если брать в учет что за каждую армию повышается содержание всех армий.
Какого черта стрелки названы злом вообще не понятно.
Если вы деретесь против стреляющих, можно нанять кучу милишников и буквально стакать друг в друге в лесах.
Для не лесов есть свои другие тактики, которые мне лень писать, так как что тут сложнее, а я пришел побомбить на бред который написан, а не писать гайд.
Если в вашей фракции есть стреляющее что-то этим нужно активно пользоваться, даже если это мусорные рабы крыс с пращами. Потому что попавший снаряд гарантированно наносит урон, даже единицу. А вот в ближнем бою идет система где юниты играют в "попал не попал", перед тем как вообще нанести урон. Шанс попадания/уворота зависит от защиты и атаки - вычитается разница, и эта разница шанс попадания. Шанс попасть не может быть ниже 10%.
Забудьте кстати о фланговых нападениях слабыми юнитами. Вражеский получит штраф к паре ударов, потом модельки развернутся и будет драться в полную стандартную силу.
Это работает либо с очень убойными чардж юнитами типо кавалерии, либо если отряд противника вот вот дрогнет.
Юниты у которых больше защиты побеждают тех у кого больше атаки, если они близки по статам. Скелеты-Мечники всегда проигрывают скелетам-копейщикам
Играйте в вархаммер или рим. Остальное неактуально вообще совсем, даже если там есть фанатское сообщество. В основном это синглплеерные игры. Порог входа нихрена не высокий. Это не цивилизация которая вас запутает тонной характеристик графиков и прочей мути. Играйте как вам нравится и на какой хотите сложности. Если хотите покорить легендарную сложность с гайдами, смотрите ютубера выше.
Я наиграл в вархаммер суммарно беря все части 6500 часов, в рим 860, в аттилу 750, не брал другие тотал вары, которые совсем устарели и нерелевантны.
BorisAI
02.08.2025 08:50По поводу ютубера, он англоязычный. Но с помощью переводчика яндекс браузера (или с помощью скрипта, который его активирует на хроме, потому что я не хотел качать этот помоечный браузер) можно вполне слушать что он говорит. И рофлить с минотавров-кукурузников (минотавры кхорна, который он слышит как corn). В паре видосов можно многое узнать как новичку, не обязательно смотреть что-то часовое. Можно начать с тир листов, потому что он много механик говорит там помимо юнитов
BorisAI
02.08.2025 08:50Боже мой, чтоб вархаммер был "самый сложный в освоении", просто жесть. Это самая упрощённая серия франшизы. Упрощать уже некуда, если в риме и аттиле можно в зданиях запутаться, то в вархаммере с вами никогда это не произойдет. Здания сведены к минимуму и к подсказками что и когда строить. Из-за чего внимание игрока переключено с головоломки "что строить" на "какие шаги делать, чтобы успеть построить и закрепиться"
А Аттила самая лучшая часть в плане борьбы юнитов друг с другом. Каждый юнит работает как задумано. Кавалерия не застрявает и умеет убивать на натиске. Пехота умеет нормально и умирать и сражаться. Стрелки убивают, если попадают. У игры тонна других проблем, но стратегически это очень сильная часть
ArgonPrime
02.08.2025 08:50самая упрощённая серия франшизы
Ну да. Ведь фракции все одинаковые, а новых механик в стратегической части совсем нет?)Что касается Аттилы, то максимально неконструктивно и фанбойски написано.
BorisAI
02.08.2025 08:50Почти у всех фракций есть тир1 ближник мечник и его аналог копейщик. Почти за все фракции я могу играть одной и той же стратегией "собери всех в кучу", или "собери одних стрелков". Большинство фракций тут отличаются модельками и магией, чем юнитами, не смотря на "такие разные" для картинки статы. У ВСЕХ фракций кроме пары исключений не работают фланговые атаки. Я писал как раз универсальные вещи.
Что касается Аттилы - ответ на ответ максимально неконструктивно и хейтерски (к игре) написан. Хотя я вообще не фанбой аттилы, я фанбой вархаммера
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Мда... Сразу видно, что играли вы невнимательно или парой фракций только. А остальные просто попробовали.
BorisAI
02.08.2025 08:50Посмотри на картинки пониже. Я прошел эту игру почти за каждую расу на легенде.
Более того, я проходил не только за каждую расу, но и на нескольких разных лордах.
Прошел кампанию за Теклиса, когда еще не вышли ДЛС, захватив всю карту с его убойным стартом и бомжеюнитами высших эльфов.
Единственное за что я не проходил игру это Норска и Хаос дворфы, потому что в обилии такого количества лордов я просто до них еще не дошел.
А еще я за Ракарта обогнал всех в вихре, именно обогнал.
И это я пишу как аргумент что я именно пробовал, а вы скорее всего судя по тексту половины сказанного здесь не поймёте.
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Странно тогда говорить, что расы ничем не отличаются. А механики не комплексные. Вы либо не поняли это, либо предвзяты. Впрочем, вы уже признались в последнем.
BorisAI
02.08.2025 08:50Статья описывает свои советы как универсальные, как ультимативный гайд. И я докопался к откровенному бреду в этой статье, хотя тут надо докопаться что некоторые вещи это вообще бесполезная вода. Но плевать на воду, я статьи с водой просто закрываю и не комментирую, а иногда автора закидываю в ЧС в своей ленте. К этой прикопался - исключительно потому что тут есть именно вредные советы.
Я отвечал на вещи обозначенные ультимативными. Если была бы про особенности, ответил бы про них. Особенности конечно есть. Но мы говорим о том что есть общего вообще у всех
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Опять ветеран пришел в статью для новичков и удивляется, почему она его не устроила) Вы же не опровергли так ничего. По крайней мере конструктивно.
BorisAI
02.08.2025 08:50Я сказал что эти советы вредные, что мечники не работают, что вархаммер это не самая сложная часть. Что значит "не опроверг" и "конструктивно" если я сказал к каким моментам конкретно я прицепился?
Это не статья для новичков, это статья вредных советов. Я ничего не имею против статей для новичков, эта же статья она принесет только вред и разочарование, что работает не так как написано
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Мечники хороши, потому что они дешевые и универсальные. Если конкретно ты стараешься их не использовать, не значит, что совет вредный. Это вообще не совет, а разбор основ.
BorisAI
02.08.2025 08:50Мечники хороши только в случае если они бесплатны или если у вас закончился набор поднятия нежити у вампиров. То есть когда совсем ничего не осталось. Больше нигде. Мечники во всём хуже, а стоят они дешевле на 5-10 монет, по соотношению того чего вы платите за них и чего получите вы потеряете денег ГОРАЗДО больше.
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Возможно это для Вархаммера справедливо, но уж точно не в среднем по серии.
ArgonPrime
02.08.2025 08:50лучше посмотрите ютубера LegendofTotalWar
Да ладно? Не может быть? Смотреть видео-гайды от ветерана серии полезнее, чем читать любые тексты? Вот это да!BorisAI
02.08.2025 08:50В статье написано "Материал написан на основе личного опыта автора, а также советов ветеранов серии."
Я сомневаюсь в правдивости этой строчки, так как в ней написан полный бред вредных советов. Статья претендует что она хоть как-то экспертна. Я же вижу что она написана от балды.
Аргумент "ветераны серии" против "ветерана серии", только за ютубера я могу поручиться и уверен в нём, а от человека который пишет полную пургу - отговариваю
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Ну то есть у вас предвзятое отношение. Ясно.
BorisAI
02.08.2025 08:50А с каким пор предвзятое отношение стало чем то ненормальным? Да, я буду предвзят и больше требовать качества со стороны человека, который заявляет об авторитетности своего мнения, чем от какого-то новичка. Если бы эта статья была бы написана каким нибудь блогером, в контексте как он изучает игру и к каким выводам он пришел исходя из своего опыта я бы вообще ноль критики сказал бы, и спросил бы хочет ли он каких нибудь советов, или хочет продолжать открывать всё сам.
Конечно у меня отношение к разным людям с разного опыта и авторитетности будет разной. Если вы одинаково ко всем относитесь, живите в мире принимая решения на основании ложной информации, это ваши проблемы
ArgonPrime
02.08.2025 08:50Ну значит ваше мнение можно игнорировать. Спасибо, что признались.
BorisAI
02.08.2025 08:50Ну так игнорируйте. Просто вы - не все читатели, а отдельный индивид. Игнорируйте и идите дальше. Или спорьте, или делайте всё что угодно еще. Я это пишу в публичном месте, где помимо вас существуют и молчаливые читатели, я пишу это по большему счёту для них. Я бы вообще не отвечал вам, будь наш разговор в личном пространстве.
Shado_vi
02.08.2025 08:50проблема главная статьи что там предлагают "универсальную стратегию" для всех игр серии.
но даже в рамках 1 игры в серии стратегии различаются.
в том же Риме по большей части доминирует пехота, но в некоторых случаях доминируют конные лучники которые расстреливают эту пехоту не давая ей подойти и вступить в бой.
в Британии же мощнейшие юниты это тяжёлая конница.
в сёгуне 2 вообще 3 эпохи и в эпохе пороха практически нет чистых юнитов ближнего боя.
в вархаммер есть фракция предполагающая армию чисто из лучниковBorisAI
02.08.2025 08:50Всё так, но я стриггерился именно на универсальные элементы
Так то фракция лучников (по имени Кислев :D), может отыгрываться по стратегиям фракции графов вампиров, и вы сможете играть нормально. Вариант отыграть сильные стороны расы (например нанять стак мусорных барсов, которые при этом выносят стаки огров) тоже присутствует. Но мы то говорим сейчас о стадии поверхностного знакомства с игрой. И первое что я бы новичку посоветовал это не использовать мечников и "правильную" тактику. Гораздо лучше был бы совет попробовать нанимать огромное количество юнитов. Новички обычно делают ошибку собирая очень качественную но одну армию.
По остальному мне тут не с чем спорить с вашим комментарием
ArgonPrime
Total War — это когда как идиот пытаешься реализовать в игре манипулярную тактику для римского легиона. И только спустя много попыток и прочтения тонны литературы на тему античной военной истории, понимаешь, что она была признана неэффективной. Поэтому в игре и работает лучше более поздняя тактика.
Total War — это когда приходишь в своем ПГТ на рынок с дисками в 2008 году. А ты уже далеко не первый, кто спрашивает, появился ли Empire.
Total War — это когда внезапно находишь единственных друзей в студенческой общаге, потому что они фанаты этой серии.
Про Total War невозможно перестать думать, стоит один раз распробовать. Это одна из тех игр, которые могут сожрать тебя полностью и не подавиться.