Всем привет, меня зовут Рома Неволин и я много занимаюсь докладами. Готовлю доклады, выступаю с докладами, делаю доклады, ищу докладчиков, ищу темы для докладов, а еще постоянно отвечаю на вопросы про доклады. А их всегда много.
Откуда брать тему и будет ли мой доклад интересен хоть кому-нибудь — загадка. Как собрать кучу хаотичных знаний во что-то стройное тоже непонятно. А ведь с этим нужно еще и куда-то подаваться, да и вообще, на кой оно мне нужно?
На все эти вопросы я и отвечу под катом. С аргументацией, кучей примеров из разнообразных докладов и всякими полезными ссылками.
Оглавление
Зачем делать доклады?
Делать доклады сложно, это отнимает много времени, нужно детально изучить тему, а потом еще и понервничать на самом выступлении. Зачем все это нужно?
Личный бренд — это полезно
Чего обычно хочется от работы? Наверное, чего-то такого: делать максимально интересные штуки, работать и общаться с классными людьми, получать за это побольше денег. Личный бренд — не единственный, но очень полезный инструмент по достижению всего этого.
Личный бренд позволяет вам заниматься тем, что вам нравится. Это работает примерно так: вы рассказываете об интересных штуках -> вас слушают люди, с этим связанные -> зовут в компанию или работать над совместными проектами. Этот эффект особенно заметен с недостаточно популярными технологиями. Например, для моего любимого F# на рынке очень мало вакансий, но когда я начал выступать с докладами про этот язык, ко мне стали приходить с предложениями.
Это же позволяет вам найти классных людей с общими интересами. Кто-то придет с вопросом по докладу, с кем-то вы заобщаетесь на афтерпати и так далее. Принцип тот же: вы рассказываете про интересные вам вещи и находитесь рядом с людьми с похожими интересами.
А еще выступления повышают вашу стоимость на рынке. Публичные выступления полезны компаниям (я дальше объясню, почему) и они готовы платить выступающим инженерам больше. Разумеется, это работает не везде и не всегда, но для топовых компаний выступления на конференциях это всегда большой плюс.
О личном бренде можно говорить еще долго, но лучше меня это сделает небезызвестный Барух Садогурский. Отличный доклад с большим количеством мертвых белых мужчин, всем рекомендую, этот товарищ что-то знает о личном бренде.
Конференции позволяют пообщаться с топовыми экспертами
Это я косвенно упомянул в прошлом пункте, но давайте посмотрим на это поподробнее. Допустим вы .NET разработчик и хотите пообщаться с наиболее опытными и авторитетными экспертами. Где их искать?
Наверное, можно писать им в Твиттере, на почту или слать письма с голубями. Но, кажется, место с самым большим скоплением топовых дотнетчиков на квадратный метр это спикерская комната DotNext — по крайней мере в России. Где еще вы в одной комнате застанете Джеффри Рихтера, Джона Скита и Андрея Акиньшина? А конференции естественным образом притягивают самых известных разработчиков — кто-то там выступает, кто-то сидит в программном комитете.
Например, перед своим первым выступлением на DotNext я читал книгу Саши Гольдштейна Pro .NET Performance — не то чтобы это было как-то связано с моим докладом, просто интересна была эта тема. А приехав на конференцию неожиданно для себя встретил его в спикерской. Кофе пил с кексиками. Возможность обсудить какие-то моменты из книги с ее автором порадовала до ужаса.
Ну и опять же, личный бренд. Репутация эксперта в своей теме будет притягивать к вам других интересных людей, разбирающихся в теме и желающих пообщаться.
Доклад это классный способ собрать знания и углубить их
У вас есть интересная тема, вы в ней разбираетесь и хотите поделиться своими знаниями с миром. Казалось бы — ваша цель рассказывать, а не учиться! Но нет, в процессе подготовки вы неизбежно узнаете много нового.
Вот готовите вы блок про некоторую особенность работы коллекций, прокручиваете в голове потенциальные вопросы к нему, и «так, а как коллекция поведет себя вот в этом случае?». Начинаете гуглить, разбираться, задавать вопросы — вот и новый кусок информации пристроился и в докладе, и в вашей голове.
И так постоянно. Одно дело знать, и совсем другое — уложить ваши знания в некоторую понятную структуру, показать и передать их другим людям. В процессе вы замечаете бреши в теме, которую вроде бы знали вдоль и поперек и это великолепно.
Иногда это пугает, потому что в процессе подготовки возникает ощущение «да я же и сам недостаточно понимаю свою тему, как я об этом рассказывать?». Но ничего плохого в этом нет — ни один докладчик не знает свою тему на сто процентов. Всегда найдется какой-нибудь вопрос, на который он не сможет ответить. В этом нет ничего плохого и как раз такие вопросы и являются одной из самых важных причин выступать, они позволяют вам найти пробелы в знаниях.
А еще на любой конференции есть программный комитет, в который входят лучшие эксперты. Готовые выдать вам фидбек по вашему докладу и помочь сильно его улучшить. Тоже приятный бонус.
Это возможность легко шарить информацию
Недавно я делал доклад о популярных ошибках в тестах. Мне практически не пришлось к нему готовиться, потому что ровно ту же информацию я постоянно рассказывал, попадая в новую команду. Меня не устраивало качество тестов, мне хотелось его улучшать, и я постоянно показывал всем, что можно сделать лучше.
Теперь у меня есть хорошая, подготовленная запись с этим материалом. И вместо очередного созвона и личного рассказа я могу просто кидать ссылку на выступление. А значит, потраченное на подготовку время как минимум частично отобьется возможностью не рассказывать этот же материал повторно.
Это возможность продвинуть изменения
Эта причина относится в основном ко внутренним докладам. Частенько вас не устраивает что-то внутри вашей команды или компании в целом. Отдельные практики, часто встречающиеся ошибки, игнорирование некоторых полезных инструментов и так далее. Хорошо подготовленный доклад это возможность продвинуть свою позицию, обсудить ее, найти единомышленников и устроить маленькую славную революцию.
Впрочем, помимо внутренних докладов это может работать и вовне. Это звучит немного утопично, но выступление на крупной конференции действительно может помочь вам продвинуть определенный подход в разработке или показать разработчикам свой опенсорсный инструмент.
В общем, выражать свое недовольство существующим порядком вещей через доклады — это полезно. Так вы действительно получаете возможность что-то изменить.
Это бывает весело!
Последние несколько лет я выступал на конференциях в основном из-за того, что мне это нравится. Стоять на сцене с микрофоном и с умным видом что-то вещать бывает очень приятно. А к этому еще и прилагается куча преимуществ, перечисленных выше!
Разумеется, это работает не для всех. Но есть только один способ узнать, нравится ли вам выступать — попробовать.
А зачем выступления нужны компаниям?
В общем-то понятно, зачем это нужно вам. Компаниям-то зачем?
Первая причина на поверхности — бренд. Одни компании хотят выстроить свой бренд как работодателя, другие рекламируют свои продукты для разработчиков. Для всего этого необходимо коммуницировать с разработчиками, конференции это один из каналов для такой коммуникации.
Если с компаниями, которые продают свои продукты разработчикам (привет, JetBrains!) все понятно, то как доклады помогают с наймом? Условия-то от выступлений лучше не становятся, с чего бы вдруг большему количеству кандидатов нужно решить у вам работать?
Доклады помогают сформировать образ компании. Вы рассказываете о задачах, проблемах, людях и прочем. Кто-то может послушать доклады, понять, что ему нравится происходящее и прийти работать. Плюс это банально привлечение внимания — очевидно, что если компания на слуху, ей проще заманивать кандидатов.
Другая причина — выступления на конференциях помогают расти. Я говорил об этом в личных причинах, и, очевидно, компании выгоден рост разработчиков. К тому же рассказ о каких-то задачках ваших проектов на внешнюю аудиторию помогает искать нетривиальные решения. Мне нередко подкидывали прикольные идеи на обсуждении после доклада, которые я потом внедрял в рабочих проектах. Очевидно, это выгодно для компаний.
Как делать доклады?
Предположим что вы уже мотивированы, вдохновились перечисленными выше причинами и решили сделать доклад. Потрясающе! А о чем рассказывать, откуда вообще берутся темы? А как эту абстрактную тему развернуть в доклад? А на какую аудиторию подавать, куда, зачем, почему, кому вообще мой доклад нужен?
Давайте по-порядку.
Откуда берутся темы?
Итак, вы решили выступить на конференции. Очень часто это желание заканчивается до начала любой работы, еще на этапе выбора темы. Потому что одна тема звучит слишком просто, про другую уже было три тысячи докладов, а третья, наоборот, узкая и совершенно никому не интересная.
Ерунда! Интересный и полезный доклад можно сделать на огромное количество тем, более того, контент для этого есть практически у любого разработчика. В этой главе мы разберемся с разными направлениями, которые можно копать в поисках темы.
Например, вы можете рассказать о:
Повседневном и привычном (и это будет интересно).
Проблемах и том, что работает плохо.
Области, которую вы сейчас изучаете (или в которой хотите разобраться).
О чем-то очень узком и специфическом.
Поищите интересное в повседневном
Когда вы придумываете тему для доклада, всегда хочется взять что-то интересное. Чтобы прям rocket science, инновационные технологии и хитрые разработки. А то, с чем вы работаете каждый день, особо интересным не кажется.
Но подумайте о том, что интересным оно не кажется именно вам. В айти огромное количество предметных областей и большая часть разработчиков никогда не сталкивались с вашей предметной областью. А еще любая предметная область имеет свои вызовы, и они могут быть очень разными:
Высокая нагрузка.
Необходимость много и быстро добавлять фичи.
Жесткие требования к стабильности системы или времени отклика.
Сложность интеграции с множеством систем и сервисов.
Разгребание чудовищного легаси, лапши и захоронений древних фреймворков.
Да, последнее — это тоже челлендж и он тоже интересен. И на рассказ о таком есть любители. Я вот из них.
Проведите эксперимент и попытайтесь поискать темы в ваших повседневных задачах. Их, скорее всего, будет совсем мало — но при этом подобные доклады стабильно берут хорошие рейтинги на конференциях.
Пример с последнего DotNext. Привычная и очень популярная история в мире .NET это миграция с MS SQL на PostgreSQL. Вроде бы банальщина — о чем тут рассказывать, этим и так все занимаются? А вот Станислав Флусов сделал на эту тему доклад и занял четвертов место на конференции, обогнав по рейтингу наших самых опытных спикеров.
Другой пример. Когда-то я делал тред в Твиттере о поиске тем для выступлений и в процессе написал нескольким своим друзьями из IT сообщение вида «Привет! А можешь рассказать, чем ты сейчас на проекте занимаешься? Ну, предметная область/стек». Почти каждый из получившихся ответов можно было развернуть в тему для хорошего доклада.
Расскажите о проблемах
Что-то во все той же повседневной работе вас наверняка раздражает. Вот тут тестами все надо покрыть, а то постоянно кривой код в продакшен проходит. Вот тут баги вылазят, здесь легаси эпохи динозавров, мелкую фичу три дня пытались впихнуть в кривую архитектуру и так далее.
И у всех так. Баги, легаси и тестовое покрытие бы улучшить. Но каждая команда по-разному с этим борется и этот опыт всегда интересен, потому что он позволяет другим воюющим с аналогичными проблемами что-то почерпнуть. И об этом не так-то часто рассказывают, ведь люди не особо хотят распространяться о проблемах своего проекта.
Рассказывайте об этом, пожалуйста. Такие доклады показывают, как вы работаете с проблемами и ищете решения. Такие доклады делают проблемы более заметными и внутри, ведут к каким-то изменениям. А еще они позволяют пообщаться с сообществом и узнать об интересных вариантах решениях, которые вы сами могли пропустить.
И рассказы о проблемах всегда популярны. Например, Виктор Полищук рассказывает о легаси уже много лет и его доклады стабильно входят в топ докладов на любой конференции. Потому что это популярная проблема, актуальная для очень многих.
Рассказывайте о том, что вы изучаете
Вам нравится какой-то язык, фреймворк или подход в программировании, но вы толком не работали с ним в проде? Это никак не мешает вам сделать про него доклад, более того — это может стать очень полезным опытом.
Есть мнение, что для выступления на какую-то тему вы должны лет десять с этим инструментом поработать, прочитать все существующие книги и желательно написать свою. Но на это не так, никто не ждет глубочайших знаний от человека, делающего вводный доклад. Так что вы можете:
Разобраться с интересной вам библиотекой и рассказать об этом.
Поковырять изменения в новой версии фреймворка.
Попробовать внедрить какую-то интересную штуку в рабочий или пет-проект.
Я недавно делал подобный доклад на митапе от .NET сообщества, где рассказывал об улучшениях в производительности .NET 5. Мне было интересно разобраться в теме и, даже не являясь экспертом в этом направлении, я смог сделать вполне приличный обзор. Наверное этот доклад не заинтересовал бы крупную конференцию, но хорошо вписался в формат митапа и понравился аудитории. А я получил повод поковыряться в недрах фреймворка.
Узкоспецифичные проблемы тоже могут быть интересны
Часто люди не хотят рассказывать о чем-то, потому что «это слишком редкая и специфичная проблема, кому будет интересно об этом слушать?». Но в реальности такие доклады заходят аудитории чуть ли не лучше остальных.
Хороший пример встретился на все том же последнем DotNext — третье место в общем рейтинге занял доклад, рассказывающий о поисках редкого и сложного бага, приводящего к медленной работе интеграционных тестов. На этапе подготовке докладчик очень сомневался, что хоть кому-то это будет полезно, однако благодаря правильной подаче и интересной истории аудитории очень зашло.
Все еще недостаточно узкоспецифично? Хорошо, а как насчет выступления о брачных повадках цикадки вьюнковой?
Рассказываю. Есть такой ивент, называется Science Slam. Там ученые в коротких драйвовых выступлениях показывают, какие интересные штуки они делают. Самоуправляемые автомобили, лазеры, лечение рака и прочий рок-н-ролл. А потом выбирают лучший доклад (по громкости апплодисментов!). И вот на одном таком прекрасном ивенте выиграло выступление о брачных повадках цикадки вьюнковой. Разгромно, без шансов и вопросов.
И да, на этом же ивенте рассказывали о лазерах, наноматериалах и вот этом всем. А выиграли цикады.
Почему? Потому что это потрясающе интересно, как оказалось! Сюзан, исследовательница из Германии, с восторгом рассказывала о видах цикад, их повадках, повадках наблюдающих за ними энтомологов, производимых цикадами вибрациях (половина зала тряслась на стульях в попытках это воспроизвести), и, разумеется, о брачных повадках. И даже выволокла своего коллегу на сцену, чтобы заняться цикадьим сексом.
Серьезно, если можно интересно рассказать о брачных повадках цикад — вы правда думаете, что ваша задача слишком узкоспецифичная и никому не интересна?
А еще...
А еще важно помнить, что ваша тема часто будет казаться вам слишком простой и очевидной. Это неизбежно, ведь вы с этим работали много. Однако ваша аудитория наверняка знает меньше (поэтому они и пришли вас послушать) и найдет для себя что-то новое.
Пример из практики. На одном из прошлых DotNext я делал доклад про идеи, которые типичное приложение может позаимствовать из ФП. Всю подготовку боролся с ощущением банальности, под конец ПК дружно сказал, что доклад капитанский. Однако в итоге доклад получил второе место в рейтинге и кучу позитивного фидбека. Причина понятна: аудитория разбиралась в теме куда меньше, чем я или ПК, и для них материал оказался полезен.
Подведу итог: посмотрите на вашу предметную область, рабочие проблемы, интересные вам технологии, модные библиотеки и интересные ситуации из работы. Что угодно из этого может стать темой для отличного доклада.
Как готовить доклад?
У вас есть идея, вы сели думать над ее подачей и… и что делать дальше? С чего начать, как спланировать, как лучше подать тему, как выбрать уровень и глубину доклада, понять свою аудиторию?
Начните с вопросов
Чтобы детализировать ваш контент, ничего не забыть и четче понять для себя, о чем именно вам важнее всего рассказать — начните с вопросов.
Обычно я делаю так. Открываю блокнот, парой-тройкой предложений формулирую для себя тему (представьте, что вы описываете свой доклад коллеге на кухне) и начинаю записывать вопросы по теме выступления:
На какие вопросы может ответить придуманный вами доклад?
Например, у темы про некоторый фреймворк X это могут быть вопросы «как внедрить фреймворк X в свой проект», «какие преимущества у фреймворка X перед фреймворком Y» или «есть ли смысл использовать фреймворк X в мобильной разработке?». Постарайтесь записать все такие возможные вопросы, чтобы посмотреть на проблему с разных сторон.
На что вы сами хотите ответить?
Иногда после записи всех этих вопросов может оказаться, что в списке как-то и нет вопроса, на который вы хотели ответить изначально. Может он находится на пересечении двух других вопросов, а может относится к описанной теме косвенно. Так или иначе — вспомните, на какие вопросы вам изначально хотелось ответить.
Что у меня могут спросить после доклада?
На этом этапе вам нужно примерить на себя роль самого надоедливого зрителя своего доклада, который будет задавать разнообразные очевидные вопросы. Пишите здесь все, что приходит в голову, самые дурацкие и нелепые вопросы, самые каверзные и раздражающие.
Мне в поиске таких вопросов очень помогают беседы с коллегами, которым я рассказываю о теме планируемого выступления. Всегда найдется прекрасный въедливый человек, который задаст вам кучу каверзных вопросов. Слушайте и записывайте.
Для примера я пошел в заметки и закриншотил запись, с которой я начинал готовить свой последний доклад. Там полный хаос, но ход мысли должен быть понятен.
После того, как все это вопросы записаны — посмотрите на них еще раз и проранжируйте по важности. Ответы на какие-то из этих вопросов станут основой вашего доклада, другие вы затронете косвенно, а на какие-то вопросы можно будет ответить коротким упоминанием и ссылкой на хорошую статью по теме. Не распыляйтесь и не пытайтесь ответить на все-все-все, четкий фокус очень важен.
Определитесь с аудиторией и ее интересами
Вы поняли, что именно вы будете рассказывать — теперь пора определиться, кому. На этом этапе стоит посмотреть на записанные вопросы и понять:
Какой уровень нужен для понимания ваших ответов на эти вопросы?
Кому потенциально интересно будет это услышать?
Сколько предварительных пояснений вы готовы давать?
Немного поясню про последний пункт. Я часто делаю доклады про F# и сталкиваюсь с некоторой дилеммой:
Я могу сразу начинать рассказывать об интересных мне особенностях языка. Тогда аудиторией доклада будут только разработчики, знающие F#.
Я могу сначала сделать введение в язык и его проблемы. Тогда аудитория будет шире, но на это уйдет половина доклада.
Правильного ответа на вопрос «что выбрать» здесь нет. Оба варианта работают, но в любом случае — с аудиторией доклада нужно определиться как можно раньше. И лучше не пытаться работать на всех и сразу.
Зачем это слушать?
Главное, с чего должен начинаться ваш доклад — это мотивация. О чем бы вы не рассказывали, если не зацепить аудиторию в самом начале — они не будут слушать вас дальше, у них не будет никакой мотивации. Ваша задача дать им эту мотивацию.
Мотивация может быть очень разная:
Можно рассказать, чем тема доклада поможет в работе, как это использовать прямо сейчас.
Можно дать решения для проблем, которые еще не возникли.
Можно заинтриговать. Например, задать вопрос, ответ на который станет понятен позже (детективный подход к подаче материала).
Можно рассказать интересную историю. В идеальном варианте это сочетание всех трех предыдущих вариантов.
Как пример хорошего сочетания нескольких вариантов мотивации мне вспоминается доклад Ромы Ивлиева «Как banki.ru пережил утроение нагрузки за неделю». Он сочетает в себе потенциально полезную информацию (как пережить увеличение нагрузки), интригу (и впрямь, а как они это сделали?) и хорошую историю с динамикой, развитием, путями решения и добрым позитивным финалом с полезными выводами.
Впрочем, можно и по-другому. Один из моих любимых докладов, «Silver bullet syndrome» от Hadi Hariri не пытается мотивировать аудиторию вовсе. Он не обещает практической пользы и даже специально уточняет, что ничего полезного в докладе не будет. Однако доклад собрал кучу людей и отличные отзывы после.
Секрет здесь в хорошей истории. Хади отличный рассказчик и смог превратить хаотичный материал об эволюции инструментов в программировании в стройную историю, где индустрия оказалась главным героем. Здесь именно история помогла связать интересный материал, не содержащий явной пользы.
Кстати, раз уж зашла речь — у Хади есть отличная серия статей о публичных выступлениях со множеством полезных советов. Всем рекомендую!
Как организовать материал?
Вот вы закончили с предварительной подготовкой, введениями, мотивациями и прочим, время заниматься главным — рассказывать то, ради чего вы пришли. А как?
Основная проблема такая: материала обычно много, рассказывать можно бесконечно долго, но что и в каком порядке? Как расставить приоритеты?
Во многом это решается списком вопросов к теме и приоритезацией этих вопросов, о которой я говорил прежде. У вас есть основные вопросы, ответ на них и является целью вашего доклада. Вероятно, есть какой-то один главный вопрос, без ответа на который доклад не имеет смысла. На них вы и должны сконцентрироваться.
После того, как вы сформулировали ваш ответ на вопрос (решение некоторой заявленной проблемы), посмотрите на него и постарайтесь прикинуть — что здесь может быть непонятно аудитории доклада? На этом этапе займитесь пояснениями и введениями.
Здесь очень важно не переборщить. Ваша цель — дать необходимую информацию для понимания проблемы и решения, а не сделать полный курс по некоторому инструменту или подходу. Вы не должны заменить собой обучающие курсы и документацию, цель выступления — показать проблему и решение, заинтересовать и дать направление для дальнейшего изучения.
Следующий важный момент: старайтесь поддерживать динамику в подаче. Если вы уходите в слишком долгие и подробные пояснения — аудитория может потеряться. Если вы слишком долго и в деталях рассказываете какую-то историю — аналогично. Старайтесь делать контент динамичным, избегайте долгих монотонных блоков, почаще меняйте слайды, смешивайте теоретические пояснения с демками и забавными историями из практики.
Выводы
Не забывайте подводить итоги каждого из логических блоков и доклада в целом. Ответ на некоторый вопрос может занять 10-15 минут и за это время аудитория запросто может забыть, с чего вы начинали. Блоки с выводами помогают вернуть людей в контекст. Например, выводы по этой части:
Начните с вопросов к теме вашего доклада.
Определитесь с приоритетами: на что нужно ответить в первую очередь?
Поймите, на какую аудиторию вы подаете доклад.
Подберите правильную мотивацию, которая поможет удержать аудиторию.
Сформулируйте решение основной проблемы вашего доклада.
Добавьте минимально необходимое для понимания количество пояснений.
Старайтесь поддерживать динамику, перемежая разные типы контента.
Где выступать?
Да миллион вариантов. Что в онлайне, что в оффлайне (даже сейчас), что сейчас существует огромное множество мест, где вас будут рады принять с докладом. Например:
Можно податься на крупную конференцию. Их можно условно разделить на специализированные и «фестивальные», сочетающие в себе много разных тем.
Можно выступить на митапе локального сообщества. Они есть почти во всех крупных городах и охотно берут начинающих докладчиков с самыми разными темами.
Можно дернуть отдел HR бренда вашей компании и они наверняка найдут для хороший вариант или организуют ивент сами.
Где и почему лучше? У всего есть свои преимущества. Митапы, например, это прекрасная точка для старта. Вам будут рады, помогут подготовиться и не будут ужимать в какие-то очень уж жесткие рамки, что случается на конференциях. Там можно рассказывать о небольших-локальных штуках и никто не будет против, ведь митапы это пространство для обмена самым разным опытом.
Выступление на конференции это уже повод для роста. Здесь над докладом придется основательно поработать, но это же и плюс. Программный комитет поможет вам поработать над контентом и его подачей, накидает технических вопросов по теме, а непосредственно выступление классно прокачает бренд. Но выступление здесь потребует большего количества времени и сил на подготовку.
А еще можно сделать митап внутри компании. Помимо всего прочего это еще и очень удобный вариант прогнать доклад, не переживая по поводу внешней аудитории. Можно получить фидбек от своих, пошарить какие-то полезные практики внутри компании и продвинуть свои идеи.
А чтобы как-то упорядочить все это многообразие конференций, Женя Голева ведет и регулярно обновляет список топовых IT конференций в СНГ, за что ей большое спасибо. Там есть абсолютно вся необходимая информация, так что на него можно ориентироваться при выборе места для выступления.
На этом все!
И на этом я с вами прощаюсь! Всем спасибо за внимание, выступайте на конференциях, рассказывайте обо всем на свете и делитесь своим опытом с сообществом. И подписывайтесь, мы еще вернемся с новыми статьями о всякой публичной деятельности.
Комментарии (13)
m_a_d
15.09.2021 01:01+1С личным брендом надо быть осторожным. Во-первых, пока ты noname, ты можешь писать и говорить практически что угодно и вряд ли это как-то скажется на твоей карьере. Став же известным, заодно получаешь шанс на практике узнать про cancel culture (привет Егору Бугаенко).
Во-вторых, твоя стоимость на рынке действительно может вырасти, но вот количество предложений может пропорционально сузиться из-за штампа overqualified. И хотя казалось бы тебе нужна всего одна работа, а не сто, именно богатый выбор делает рынок труда в айти таким, каким мы его любим. И да, многим компаниям не просто пофиг на твои выступления - они прямо спрашивают на собесе, собираешься ли ты тратить рабочее время на подготовку докладов и поездки на конференции, и вовсе не для того, чтобы заложить это время в бюджет.
В-третьих, подать заявку на доклад легко. Подготовить и прочитать доклад - сложно. А в промежутке между стартом и финишем можно успеть несколько раз выгореть, а то и уволиться или там развестись. Спроси любого спикера, как часто он доделывал слайды в ночь перед выступлением - статистика будет далеко за 50%.
А главное, выступления - это наркотик. И несмотря на всё, что я написал выше, тебе будет снова и снова хотеться повторить эти ощущения. Личный бренд будет требовать жертв, и ты не сможешь ему отказать.dushinYu
15.09.2021 11:02-1Хорошо написано, только как-то все печально и даже удручающе. Судя по последним Вашим публикациям, все основано на собственном опыте. Зачем же Вы себя так мучаете?
m_a_d
15.09.2021 13:26Ответ на ваш вопрос содержится в моем комментарии (хинт: в самом конце). Или тоже много слов и не осилили?
KvanTTT
16.09.2021 02:51+1А главное, выступления — это наркотик. И несмотря на всё, что я написал выше, тебе будет снова и снова хотеться повторить эти ощущения. Личный бренд будет требовать жертв, и ты не сможешь ему отказать.
Ну не знаю — я выступал несколько раз, а в последнее время не тянет ни выступать, ни писать статьи. Это как-то переоценено все.
m_a_d
16.09.2021 11:19А почему? Может из-за всеобщего онлайна? И кстати, поделись, принесли ли выступления пользу?
KvanTTT
16.09.2021 14:33Решил приоритезировать опенсорный проект, который, как мне кажется, в перспективе принесет больше пользы сообществу и мне (а по итогу, кстати, можно будет и выступить для его популяризации). Кроме того, я заметил, что смотрю ролики про технологии скорей больше для развлечения, про какие-то технические новинки и тонкости я все равно узнаю из статей. Из этого сделал вывод что не так важно насколько ты крутой как специалист, а насколько ты крутой оратор. В то же время нужно на довольно глубоком уровне погружаться в тему и смежные вещи, иначе публика может заметить фальш.
По поводу пользвы — мне наверное принесли: улучшили ораторские навыки, улгубился в познаниях :) Слушателям — не знаю как оценивать. Но статьи по ощущениям принесли больше пользы.
Несмотря на не слишком позитивное отношение к выступлениям, у меня все равно есть пару интересных идей по формату выступлений. Может когда-нибудь и до них дойдет дело. Кстати, жаль что в этом жанре один человек является режиссером, актером, сценаристом, художником, ну хоть не оператором. Я бы попробовал просто роль режиссера-сценариста :)
m_a_d
16.09.2021 14:41Я бы попробовал просто роль режиссера-сценариста :)
Это тогда нужно в организаторы идти) Не все спикеры сами умеют во всё перечисленное, тут-то и можно приложить усилия.
KvanTTT
16.09.2021 15:30Только организаторы это скорей продюссеры :) Они предоставляют площадку, решают вопросы аудитории и финансов. А режиссеры представляют идею и реализуют ее чужими руками (иногда и своими). Но можно совмещать, да.
nevoroman Автор
16.09.2021 14:35+3Так это же личные склонности, как ни крути :) Кому-то с этого кайф и эндорфины, а для кого-то стресса куда больше, чем удовольствия.
nevoroman Автор
16.09.2021 14:37+1Почти во всем согласен. Основная штука да, в том что бренд — это некоторый образ, а не просто характеристика, которая может быть лучше/хуже. «Тот чувак со смешными волосами, который про F#», «Рассказывающий про что-то перфомансное парень в синей рубашке» и так далее.
Во-первых, этот образ может оказаться не тем, что нужно рынку. Во-вторых, конкретный образ сужает поле возможностей. Он упрощает работу в той области, которой этот образ соответствует, но все остальные автоматически обращают на тебя меньше внимания.
Ну и да, это затратная штука. Тут никаких вопросов.
mim_jr
16.09.2021 14:34+3Роман, огромное спасибо за статью! Наверно сложно (и долго) читать тем, кто просто мимо проходил, но для тех, кто действительно хочет выступать и просто не знает как к этому подступиться - отличный, оптимистичный и очень вдохновляющий гайд. Еще раз спасибо:)
dushinYu
Ну, оооооооооочень много слов! Не смог дочитать до конца. Если также на Ваших докладах...
nevoroman Автор
Не, доклады это плохой формат для гайдов, так что там кидаться тоннами информации нет смысла. А эта статья это именно сборник всей нужной информации по подготовке доклада.
Ну и оглавление сильно упрощает жизнь! Отдельные главы вполне независимы и читаемы отдельно друг от друга.