Несколько месяцев назад в СМИ нашумела работа группы из Университета Калифорнии Discontinuance among California’s electric vehicle buyers: Why are some consumers abandoning their electric vehicles?, целью которой было изучение причин, по которым владельцы “чистых” автомобилей (на батареях - BEV, водородных топливных ячейках - FCEV и подключаемые гибриды - PHEV) от них отказываются и возвращаются обратно к “грязным” ДВС.

Для получения этой информации было опрошено почти 5 тыс владельцев автомобилей в Калифорнии о сроках владения автомобилем, демографических данных, наличии зарядного устройства дома, дальних поездках и т.п. Опрошенные владельцы приобрели автомобили с 2013 по 2018 годы; опрос проводился в 2019 году.

В процессе работы с данными в числе прочего была получена интересная цифра: около 21% владельцев “новых” автомобилей возвращаются к “старым” ДВС. Эта цифра меня несколько удивила, так как мой личный опыт общения с "электроводами" говорит об обратном: редкий водитель согласится покупать ДВС после езды на электричке, так что давайте разберемся, что же на самом деле говорят исходные данные работы (они свободно доступны).

import pandas as pd
import seaborn as sns
import matplotlib.pyplot as plt
sns.set(style="darkgrid")

data = pd.read_excel("Discontinaunce_of_PEVs_in_California_Data_2021.03.01.xlsx")

По сменившим авто водителям

Один из ключевых моментов работы - тот факт, что исследователей интересовали только владельцы, которые уже поменяли свой автомобиль на новый, таким образом, проголосовав “за” или “против” электричек кошельком, так что давайте отбросим данные владельцев, которые продолжают пользоваться старым автомобилем.

changed = data[data["[s] Discontinuance (inc. purchased lease) 2"] != "Original"]
changed["Continued"] = changed["[s] Discontinuance (inc. purchased lease) 2"].map(lambda c: c == "Continued" and 1 or 0)

Но посмотрим на распределение "отказников" и "фанатов" в зависимости от запаса хода автомобиля:

fig = sns.histplot(changed[changed["Continued"] == 1]["[s] Electric driving range"], color="g")
fig = sns.histplot(changed[changed["Continued"] == 0]["[s] Electric driving range"], color="r")
plt.show()

Здесь явно видны две большие группы: авто с малым (до 150 миль) запасом хода, это в основном PHEV и т.н. "compliance cars", выпускавшиеся автоконцернами в начале 2010-х для соответствия калифорнийскому законодательству, и авто с "достаточным" запасом хода (больше 150 миль) - "теслы" и водородные автомобили. Давайте посмотрим, каков процент "отказников" в этих 4 группах:

phevs = changed[changed["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"] == "PHEV"]
len(phevs[phevs["Continued"] == 0]) / len(phevs)
0.2165206508135169
evs = changed[changed["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"] == "BEV"]
compliance = evs[evs["[s] Electric driving range"] < 150]
len(compliance[compliance["Continued"] == 0]) / len(compliance)
0.22209944751381216
fcevs = changed[changed["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"].isnull()]
len(fcevs[fcevs["Continued"] == 0]) / len(fcevs)
0.6097560975609756
teslas = evs[evs["[s] Electric driving range"] >= 150]
len(teslas[teslas["Continued"] == 0]) / len(teslas)
0.09852216748768473
len(changed[changed["Continued"] == 0]) / len(changed)
0.21498204207285787

И логичным образом, в выводах исследователей “лояльность” тут коррелирует с наличием зарядки дома, частотой длительных поездок и т.п.

По всем водителям

А теперь - представим, что нам не нужно выяснять причины “лояльности”, а лишь понять, насколько владельцы автомобилей “нового поколения” ими довольны. Для этого возьмем все данные, включая тех водителей, кто продолжает ездить на своем старом автомобиле (если бы они были им недовольны - они бы его сменили).

data["Continued"] = data["[s] Discontinuance (inc. purchased lease) 2"].map(lambda c: c in ["Continued", "Original"] and 1 or 0)

Распределение:

fig = sns.histplot(data[data["Continued"] == 1]["[s] Electric driving range"], color="g")
fig = sns.histplot(data[data["Continued"] == 0]["[s] Electric driving range"], color="r")
plt.show()

И процент "отказников" по группам:

phevs = data[data["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"] == "PHEV"]
len(phevs[phevs["Continued"] == 0]) / len(phevs)
0.0857709469509172
evs = data[data["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"] == "BEV"]
compliance = evs[evs["[s] Electric driving range"] < 150]
len(compliance[compliance["Continued"] == 0]) / len(compliance)
0.14105263157894737
fcevs = data[data["oldcartype. {TOKEN:ATTRIBUTE_2} 2"].isnull()]
len(fcevs[fcevs["Continued"] == 0]) / len(fcevs)
0.15432098765432098
teslas = evs[evs["[s] Electric driving range"] >= 150]
len(teslas[teslas["Continued"] == 0]) / len(teslas)
0.016260162601626018
len(data[data["Continued"] == 0]) / len(data)
0.08665977249224405

Итак, по исходной методике имеем:

  • FCEV: 60.9% “отказников”

  • BEV с малым запасом хода: 22.2%

  • PHEV: 21.6%

  • BEV с достаточным запасом хода: 9.8%

  • Итого: 21.5%

По всем водителям:

  • FCEV: 15.4% “отказников”

  • BEV с малым запасом хода: 14.1%

  • PHEV: 8.5%

  • BEV с достаточным запасом хода: 1.6%

  • Итого: 8.7%

Вывод

Если считать статистику по всем водителям, что логичнее для оценки уровня лояльности, получаем 8.7% “отказников”, что уже более чем вдвое ниже распиаренной цифры в 21%.

Причем, бОльшая их часть -

  • FCEV, инфраструктура для которых даже в Калифорнии до сих пор в зачаточном состоянии, а в соседних штатах - вовсе отсутствует

  • Compliance cars, которые изначально создавались не для массовых продаж и масштабной конкуренции с ДВС

  • PHEV, которые часто покупаются как ДВС, без каких-либо изменений в паттернах использования, исключительно ради полагающихся субсидий штата (благодаря которым PHEV может оказаться дешевле “обычного” гибрида)

Среди же всех владельцев BEV с приемлемым запасом хода (от 150 миль, 241 км) отказались от электротяги всего 1.6% владельцев.

В общем, busted.

Комментарии (41)


  1. Tolomuco
    19.11.2021 21:24
    +13

    Всё-же не правильно говорить, что если бы владельцы "электричек" были им недовольны своими автомобилями - они бы их сменили. Огромное количество людей не будут менять уже имеющийся автомобиль, даже если он объективно менее удобен, чем какой-то другой, потому, что за этот уже уплочено, а на смену нужны деньги/время на поиски/что-то ещё.

    Другой вопрос, если автомобиль уже и так меняют.


    1. ilvar Автор
      19.11.2021 22:02
      -2

      Если существующий автомобиль совершенно невыносим - я его быстрее захочу поменять, даже если это обойдётся мне дороже.


      1. Coocos
        19.11.2021 22:25
        +1

        Совершенно невыносим - это как? Не на ходу? Огромная дыра в днище, летом было тепло, а зимой не выносимо?


        1. ilvar Автор
          19.11.2021 22:49

          В случае электрички - не позволяет ездить туда, куда мне надо, либо регулярно ездит на эвакуаторе, либо требует дорогостоящего ремонта.


          1. 1090711
            21.11.2021 21:24

            не позволяет ездить туда - это куда ?
            за 1.000 км и далее...


            1. ilvar Автор
              21.11.2021 21:31

              У норвежского ютубера Bjorn Nyland есть специальный 1000 km challenge, и современные электрички неплохо справляются с такой поездкой одним днём. Впрочем, для compliance cars - да, любая поездка дальше сотни-двух км была весьма некомфортна.


    1. sadPacman
      20.11.2021 14:01
      +2

      Многие берут автомобиль в лиз года на 3, а после окончания лиза берут что-то другое. Получается этакая "машина по подписке".


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. ilvar Автор
      19.11.2021 22:04

      Можно в табличке посмотреть их ответы на прочие вопросы анкеты и попробовать выдвинуть гипотезы. А может, кто-то разорился, и теперь ездит на автобусе.


  1. aamonster
    19.11.2021 21:43
    +16

    Невозможно понять, что за графики вы строите (плохое объяснение), поэтому возникает впечатление, что вы просто жонглируете данными, чтобы обосновать какую-то точку зрения.


    1. ilvar Автор
      19.11.2021 22:05
      -3

      Это гистограммы "за" и "против" в зависимости от запаса хода. Добавлю в пост, спасибо.


      1. aamonster
        19.11.2021 22:23
        +12

        Понятнее не стало)

        Что нужно для понятности: внятное объяснение, что именно на гистограмме. Типа "количество владельцев электромобиля, купивших двс", "количество владельцев электромобиля, продавших его и купивших двс", "количество владельцев электромобиля, сменивших его на другой электромобиль" и т.п.


        1. ilvar Автор
          20.11.2021 12:25

          Хм, некоторые параграфы явно потерялись при переносе из Jupyter. Поправил.


  1. Lissov
    19.11.2021 21:45
    +1

    Я так понимаю, Вы перепроверили вычисления в статье, и результат сошёлся с опубликованным? Теперь мы знаем, что авторы не обманули. Спасибо!


    1. ilvar Автор
      19.11.2021 22:08
      +1

      Большинство публикаций в рунете об этом исследовании фокусируется на цифре в 21% (которая, ммм, спорна) и упускает из виду, что целью исследования было определение причин, по которым владельцы отказываются от технологии, а не оценка лояльности.


      1. Lissov
        19.11.2021 22:12
        +2

        В статье есть целый раздел "Introduction to Discontinuance", в котором есть определение. То есть не нужно было пересчитывать для того чтобы понять что за цифра 21%.


        1. ilvar Автор
          19.11.2021 22:41
          +1

          А нарезки по группам - нет, хотя по-моему, для FCEV цифры выходят весьма показательные.


          1. Lissov
            20.11.2021 01:52
            +1

            Название Вашей статьи намекает, что Вы оспариваете результаты этого исследования. Но в нём нет ни слова о FCEV, они рассматривают только BEV и PHEV. А есть чётко очерченная зона исследований.

            Если бы Вы задались вопросом "что ещё дополнительно можно вытащить из этих данных" был бы другой разговор.

            Конкретно про FCEV можно бы обсудить сколько их продаётся, и сколько уже насобиралось отказников.

            Также если перейти на детализацию от всего парка, то получается перекос в сторону новых моделей. Подсчёт "замен" немного исправляет.


            1. ilvar Автор
              20.11.2021 12:24
              +2

              Я оспариваю интерпретацию этого исследования в СМИ, особенно русскоязычных, с их огромным FUD в сторону не то что электричек, а даже и гибридов.


              1. Lissov
                20.11.2021 14:00

                Ок. Я имею в виду, что для этого не надо ничего считать вообще. Достаточно перевести одну фразу статьи "discontinuance is ..." и указать, что в статье считали одно а пиарят другое.


                1. ilvar Автор
                  20.11.2021 19:58

                  Я инженер, мне "не считать" скучно.


  1. NormalKid
    19.11.2021 22:08
    -2

    А минусует кто?

    Хоть бы пояснили, что не так.

    Я не аналитик, поэтому тонких проблем не увижу, но грубых ошибок в логике явно нет, с точки зрения моей компетенции статья хорошая.

    Было бы здорово, если бы нельзя было минусовать без разъяснительного комментария.


    1. Lissov
      19.11.2021 22:16
      +6

      Насколько я понимаю, автор (и только он) видит комментарии к минусам.

      Ошибок в логике нет, вычисления просто повторяют то что считали авторы оригинальной статьи и приходят к тому же результату.

      Причём в статье приводится достаточно глубокий анализ причин, а тут только выведено 8% и нет анализа причин для них.


      1. NormalKid
        19.11.2021 22:43

        Стало яснее, спасибо.


  1. GeorgKDeft
    19.11.2021 22:51

    Интересно а есть такая же статистика по электровелосипедам или электромотоциклам?


    1. ilvar Автор
      20.11.2021 12:17
      +1

      Я так понимаю, это исследование основано на регистрационных данных авто. Электровелосипеды вроде нигде не нужно регистрировать, а если опрашивать некое сообщество (онлайн или оффлайн), то мы априори ограничиваем выборку желающими участвовать в этом сообществе.


      1. GeorgKDeft
        21.11.2021 15:09

        Тогда данные проката электровелосипедов? Видел фото в Китае целые горы велосипедов валялись, но они не электрические, вот думаю чего их выбросили? Перешли на другой транспорт или на личный электротранспорт?


        1. ilvar Автор
          21.11.2021 21:37

          У проката несколько иные приоритеты, там вполне ок убить авто или велик за пару лет, лишь бы экономика сошлась.

          Впрочем, у нас в Дублине недавно заменили в прокате обычные велики на электрические (батарейку надо с собой носить)


  1. zilm
    19.11.2021 23:04
    +1

    Единственная проблема что non-compliance BEV на эти года состоят практически из одной Tesla. Ну, может, совсем немного Chevrolet Bolt. Так что непонятно, что вы посчитали, то что говорите, или лояльность покупателей к Tesla.

    Но показатель для FCEV в любом случае говорящий.

    Интересно было бы провести подобный опрос сейчас в Европе, где рынок гораздо более многогранный.


    1. ilvar Автор
      20.11.2021 12:20

      Согласен. В США сейчас ещё веселее: с появлением Model 3/Y не удивлюсь, если сейчас сильно больше половины электрического автопарка - Теслы. В Европе поразнообразнее.


    1. Lissov
      20.11.2021 14:09

      Но показатель для FCEV в любом случае говорящий.

      А сколько их всего? Я боюсь что это может быть примерно как оценка лояльности к паровозам - я знаком с несколькими энтузиастами, но их "лояльность и опыт использования" вообще ничего не говорит о массовой применимости технологии.


      1. ilvar Автор
        20.11.2021 19:57

        Водородных всего - 162 штуки. Вообще, по FCEV какую цифру ни возьми - всё не в пользу "технологии будущего" выходит: продажи мизерные, несмотря на огромные субсидии, заправки редкие и дорогие, "отказников" вот рекордное количество. И за прошедшие два года ситуация практически не изменилась, в отличие от электричек.


        1. Lissov
          21.11.2021 03:08

          О, я так и думал. В Европе паровозов намного больше, но причины по которым их продают и покупают вообще не имеют отношения к практичности их применения.

          162 это вообще не статистика, это единичные демо-машины. Конечно, можно узнать опыт владения, но дальше его нельзя экстраполировать на популяцию, а надо думать насколько этот опыт релевантен.


          1. ilvar Автор
            21.11.2021 21:39

            Ну это не все проданные за эти годы авто (всего там что-то около 4-5 тыс). Так же, как и батарейных электричек за этот период было продано не 5 тыс, а около 100.


  1. GiperBober
    20.11.2021 05:55

    Вы кое-что забыли добавить в свои "графики". Выборку надо было сделать по годам, сколько человек отказалось в пользу ДВС в 2013/14/15 и т.д. И соотнести эти цифры с развитием зарядной инфраструктуры и ростом ёмкости батарей. И цифры внезапно станут говорить совсем о другом...


    1. ilvar Автор
      20.11.2021 12:22

      Данных о дате "отказа" в исходниках нет, но в некотором приближении можно её вычислить по году выпуска + длительности владения. Попробую посмотреть, есть ли там корреляция.


    1. ilvar Автор
      20.11.2021 21:40
      +1

      А тут как раз нет четкого тренда:

      Процент "отказников" меняется практически рандомно.


  1. littorio
    20.11.2021 16:42
    +1

    Ну это же статистика... у неё будет 100500 факторов, в т.ч. неучтённых. Я, например, вижу огромную лояльность к Тесле. Ну, так это хайповый бренд, на ней модно ездить.

    Сравните продажи в России, не знаю, Lexus/BMW/Audi и какого-нибудь малоизвестного люкс-бренда, Genesis того же хундаевского. Цены, и, подозреваю, качество машин будут близкими, а спрос в разы разным.


    1. ilvar Автор
      20.11.2021 19:53

      Что интересно, у Болта "отказников" вообще 0.3% - видимо, потому что по состоянию на 2019 самым старым из них было всего 2 года.


  1. elmirius
    22.11.2021 12:25
    +1

    "мой личный опыт общения с "электроводами" говорит об обратном: редкий водитель согласится покупать ДВС после езды на электричке"

    Так вы общаетесь с "электроводами". А те, кто хотел вернуться на ДВС, уже вернулись, а значит "электроводами" больше не являются и в вашу выборку не попадают.


    1. ilvar Автор
      22.11.2021 13:00

      Я и не спорю, что у меня свой "пузырь". Суть тут в том, что и вне этого пузыря "отказников" - меньше 10%, и в основном за счет "compliance cars".