В июне 2021 года на выставке e-commerce мы впервые показали интегрированный магазин в телеграм с базовым набором функций. Уже тогда попытались вместить десятки категорий с десятками тысяч товаров в чат мессенджера. Но масштаб возможного функционала мы только представляли.

Я немного расскажу контекст – зачем и почему мы создавали этот инструмент, и о том, за счёт чего он приносит пользу бизнесу.

С чего началось

Телеграм разблокировали и он начал активно выпускать обновления для всего – ботов, платежек, рекламы. Научился принимать платежи, чего мы все так сильно ждали и наконец стал площадкой для полноценных продаж не через восемь костылей.

Появились конструкторы для самостоятельной настройки разговорных ботов, базовых витрин мини-магазинов и даже сложных скриптов с условиями вывода.

В то же время приходило понимание, что наши клиенты с уже имеющимися каналами продаж, хоть и ищут новые способы привлечения аудитории, автоматизации онлайн-продаж, но не готовы тратить время и ресурсы на освоение чего-то далёкого не в мире их бизнеса.

Поэтому мы решили сделать свободную интеграцию имеющегося веб-магазина с телеграм ботом @BotFather. Она не привязана к нашей админ.системе (да-да, наша команда делает свою цмску) и транслирует товары из любого YML-фида, а методы передаёт по API.

Чем телеграм завораживает

Бизнес хочет быть ближе к пользователю – напоминать ему об оставленной корзине, предлагать акции, уведомлять о каждом чихе по всем доступным каналам, чтобы он возвращался к покупкам. Для этого сервисы уже адаптируются под все разрешения экранов и представляются не только в виде веб-сайтов, но и мобильных, пк приложений, даже подключаются к часам. Это требует сложной разработки под каждое устройство.

сообщение пользователю с персональным промокодом в телеграм
сообщение пользователю с персональным промокодом в телеграм

А со стороны пользователя, мне нужно установить приложения основных продуктовых магазинов, аптек, зоо, бьюти, одежды. И никого не удалять, ведь в свое время понадобятся штрихкоды скидочных карт, персональные промокоды, скидки. При этом, в лучшем случае я регулярно использую одно-два приложения, остальные месяцами ждут своего часа и раздражают.

Поэтому мы решили объединить удобство каналов в телеграм, универсальность его интерфейса с обширным функционалом приложений и веб-магазинов.

Часть 1. Юзабилити, безопасность

Телеграм предоставляет интуитивно понятный интерфейс, к которому не нужно привыкать и ощущение конфиденциальности данных при использовании мессенджера. Пользователи получают простой доступ к магазину в телеграм через тематические каналы, по ссылке из других социальных сетей и мессенджеров, а входят в систему без необходимости авторизации с паролем ради приветственных 300 рублей на первый заказ.

Многие люди доверяют мессенджеру гораздо больше, чем стороннему сайту. Телеграм не будет каждый раз просить соглашаться с правилами обработки персональных данных и не будет уводить на сторонние сервисы для приема оплаты картой. Большинство пользователей считают, что их конфиденциальность телеграм соблюдает гораздо лучше, чем другие мессенджеры и ресурсы.

Телеграм даёт универсальную оболочку для любого функционала. Я считаю это примером воплощения понятного, полезного и ненавязчивого дизайна, как в цитате Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Часть 2. Маркетинг

В телеграм работают все классические каналы привлечения трафика. Нет ограничений и в устройстве пользователя – можно настроить переход по ссылке сразу в магазин, на транзитную страницу с описанием преимуществ вашего магазина в телеграм или в тематический канал для прогрева аудитории.

Здесь открывается возможность рекламировать магазин в тематических телеграм-каналах и лить трафик из них напрямую. А если вам есть, что полезного рассказать аудитории о товарах и услугах, рекомендуем создать собственный информационный канал. Он помогает собирать и удерживать Look-alike аудиторию и мотивирует подписчиков приглашать друзей.

Реклама в этих источниках получается нативнее, путь пользователя короче, а аудитория горячее.

С согласия клиента вы получаете доступ к номеру телефона, связанному с его учетной записью в мессенджере, а настроив автоматический сбор контактов, можете проводить персональные рассылки.

Магазинами в телеграм легко делиться с друзьями внутри мессенджера, в тематических каналах, совершать групповые покупки. А владельцу магазина удобно отправлять скидки клиентам, держать их в курсе рекламных акций, поддерживать интерес к бренду.

применение промокода при оформлении заказа в телеграм
применение промокода при оформлении заказа в телеграм

При этом бот собирает статистику по каждому клику ваших посетителей в магазине без необходимости настраивать цели метрик. Мы можем передавать данные аналитики в вашу систему или выводить в своей админ.панели.

Телеграм-магазины обладают мощным маркетинговым потенциалом, но при этом имеют свои ограничения из-за отсутствия органического поискового трафика. Телеграм не является поисковой системой, поэтому не получится привлекать аудиторию привычным для большинства способом. Трафик собирается при помощи рекламы в мессенджерах и социальных сетях, через лидеров мнений и тематические каналы.

Часть 3. Разработка

Технически телеграм позволяет интегрировать все категории, товары и функции веб-магазина по API, настроить оплату внутри интерфейса мессенджера и упростить обслуживание клиентов благодаря чату поддержки.

По умолчанию мы настроили загрузку товаров в телеграм-магазин через стандартный YML-фид, его отдают почти все системы управления – битрикс, opencart, joomla, самописные. Параметры, которые не учитываются в вашей YML, можно передавать нам в базу по API и интегрировать в телеграм. Например, сортировки, акции, начисления по бонусным программам.

Можно загружать ассортимент в ручном режиме через нашу административную панель, если у вас нет сайта со своей админкой и товарного фида.

оформление заказа в телеграм
оформление заказа в телеграм

Пользователь может оформить заказ и оплатить его, не покидая приложение.

Любая платёжная система подключается в телеграм так же, как в обычном интернет-магазине – через платежный шлюз. Данные для активации по API предоставляются после заключения договора на предоставление услуг эквайринга с банком. А некоторые системы, например Яндекс.Кассу, теперь подключаются напрямую в боте-создателе @Botfather в разделе “Payments”.

оплата заказа в телеграм через ЮКассу
оплата заказа в телеграм через ЮКассу

Службы доставки интегрируются по аналогии с платежками по API, доступ к настройке предоставляется после заключения договора на обслуживание. Сами способы доставки и их стоимость также выводим и рассчитываем внутри интерфейса телеграм.

выбор способа доставки в телеграм
выбор способа доставки в телеграм
выбор пункта выдачи в телеграм
выбор пункта выдачи в телеграм

Нам требовалось вместить длинные списки пунктов выдачи заказов и постаматов, чтобы не уводить пользователя из приложения на карту в браузере и обратно. Поэтому оформили их поиском по ключевым словам в адресе с автоподбором.

Вместо вывода

Это телеграм-каналы с информационными публикациями

информационные телеграм каналы
информационные телеграм каналы

А это магазин, в котором можно найти товар, положить его в корзину, оформить заказ с доставкой и оплатой и отслеживать его в личном кабинете.

телеграм магазин
телеграм магазин

Мы надеемся, что с помощью этого инструмента поможем бизнесу делать свою продукцию доступнее, а покупателям – упростить поиск и выбор нужных товаров.

В нашей культурной среде, вероятно, люди не откажутся от веб-сайтов совсем, но очевидно, мессенджеры возьмут своё по аналогии с китайским wechat.

Стратегия прогрева аудитории для мессенджеров – работа в долгую, поэтому стоит начать развивать ее как можно раньше, чтобы уже сейчас стать первым в своей тематике в новом екоммерс пространстве.

Комментарии (16)


  1. Protos
    22.11.2021 15:44
    +1

    Минусуют полагаю потому, что для технического сервиса нет технических подробностей, в целом мне было интересно


    1. voleri_pishet Автор
      22.11.2021 17:01

      Возможно, но я буду рада ответить и на технические вопросы тоже.

      Здесь постаралась раскрыть главные фичи самого продукта, его позиционирование. А техническая сторона на мой взгляд заслуживает несколько отдельных постов :-)


  1. TheRaven
    22.11.2021 16:29
    +1

    Так, а самое интересного я и не увидел. Вот я, потенциальный котик, хочу купить мяты, открываю гугл, пишу «кошачья мята купить новокотинск» и?
    Эта телеграммная шляпа индексируется? Я смогу зайти в магазин и совершить покупку без установки приложения?


    1. conscientiam
      22.11.2021 17:00

      Конечно не индексируется. Из поиска вы попадете на страницу магазина в вебе.

      На бота можно попасть только из самого телеграма или из рекламы. Но тут важно понимать, что телега - она уже не просто мессенджер. Это соцсеть со всеми вытекающими. Тут огромное количество каналов и чатов, где аудитория сегментирована по интересам. А как рекламная площадка она прямой конкурент яндекса и гугла.

      Наверное ближайший аналог такому боту в телеге - это витрина товаров фейсбуке. Когда запускаешь рекламу на фейсбуке, можно лить трафик не на сторонний ресурс, а прямо на товары загруженные в фб. Такая связка получается самодостаточной и не требует от пользователя перехода никуда. Для некоторых людей такой способ покупок выглядит даже более привычным, чем через поиск.

      Я так понимаю, автор в последнем абзаце примерно это и хотела сказать, что уже сейчас есть люди для которых не поиск Яндекса или гугла точка входа, а мессенджеры и соцсети.


      1. TheRaven
        22.11.2021 20:41

        Конечно не индексируется. Из поиска вы попадете на страницу магазина в вебе.

        Ну и всё, собственно. Конец истории.

        Может, конечно, кому-то и хочется замкнуться на одном мессенджере и попытаться запихнуть в него всё, но аудитория в интернете значительно больше.


        1. conscientiam
          22.11.2021 22:24

          Вы сами себе противоречите - говорите, что аудитории в интернете много и тут же, что никто не будет замыкаться в мессенджере. Правда в том, что уже замыкаются, уже есть люди, которые выросли в мире, где мессенджеры были всю их жизнь. А еще через несколько лет они станут основной платежеспособной аудиторией.

          Бизнес он такой - не идет туда где нет покупателей. Если бизнес готов платить за разработку сложных систем интеграции своих ЦРМок с чатботами, значит это приносит прибыль. И значит там есть покупатели, просто это не вы, а кто-то другой


  1. catsmeatman
    22.11.2021 16:43

    а потом агазины захотят отличаться между собой. Появится минимальная цветовая кастомизация, потом разные лайауты, потом разные галереи продуктов, потом разные блоки допродаж, потом один захочет меню так, другой эдак и в итоге получится обычный интернет-магаз.


    1. voleri_pishet Автор
      22.11.2021 17:32

      Вполне возможно. Это же технологии и они развиваются, клево находиться у истоков этого развития.

      А обычный магазин не получится, потому что как ни крути, мессенджер не станет вебом (условно, не даст возможности свободно верстать). Но он может перенять какие-то фичи, например внутреннюю поисковую систему.


  1. fernando1976
    23.11.2021 07:19
    +1

    как можно в телеге покупать, во всяких вк и т.п, вам че магазинов в инете мало?


    1. voleri_pishet Автор
      23.11.2021 16:58

      А что вам до количества магазинов? Это же конкурентный рынок, магазин в тг - еще один инструмент этой конкуренции. И суть не в количестве магазинов, а в их доступности и удобстве, в охвате максимального количества аудитории.


      1. Ludentrop
        24.11.2021 20:21

        Плюс приватность*


  1. denaie
    23.11.2021 17:05

    Собственно вот только делал простой бот магазин для фронтола. Немного представлю что и как делали. Пару прикольных идей из интерфеса почерпнул. А так да прикольно полулочь. Еще бы телеграм добавил для формочек разные инпуты и побольше настравиваемости так бы бы совсем неплохо рассматривать как платформу. Пока же если у вас больше 1000 наименований и разношерстных товаров то это такой гемморой получется. Никакого терпения не хватит нажимать эти кнопочки и вводить тексты

    к ТС, как пользовательскую сессию отслеживали? в каком то одном обьекте храните в redis-vedis?


    1. voleri_pishet Автор
      23.11.2021 17:15

      Идентификатор и отслеживание в redis, данные корзины, запросов и т.д. в рел. БД

      С большим ассортиментом тоже можно работать – выборки по категориям плюс умный поиск. Ну и ограничение по кол-ву выдаваемых за раз позиций, если используете вывод товаров списком друг за другом.


      1. denaie
        02.12.2021 07:58

        а умный поиск как делали? Хотя видимо у вас уже свой движок весь с crm и прочим под капотом, а не натягивание совы на глобус как в моем случае


        1. voleri_pishet Автор
          07.12.2021 15:58

          Верно, используется функционал внутренней цмс


  1. savostin
    26.11.2021 12:10

    Так и не нашел ссылку. Где попробовать?