Привет, камрады, киноделы и просто читатели!
Некоторые из вас меня знают как разработчика Андроид-приложения mcpro24fps, предназначенного для видеосъёмки на телефон.
Внезапные 100K прочтений моей первой статьи о недостатках телефонов Андроид побудили меня написать эту статью-реванш. И сегодня я расскажу вам о тех сильных сторонах видеосъемки на телефоны с ОС Андроид, которые делают эти аппараты выбором большинства мобильных видеографов. С вами по-прежнему Александр Трофимов, поехали!
Минуточку! Но ты же говорил...
Напомню, что в своей первой статье я, вытирая слёзы и размазывая сопли, описывал все тернии костылей и ограничений от производителей телефонов на ОС Андроид, через которые мне пришлось пройти в качестве разработчика.
Иначе говоря, я рассказал о том, почему разработчику мобильного приложения проще «победить» iPhone, чем любой смартфон на ОС Android.
В комментариях к статье, к моей радости, обнаружилось, что не у одного меня болит за бардак и хаос в зоопарке аппаратов Андроид. Да и интерес публики к мобильной видеографии вдохновил меня на написание новых материалов по этой теме.
Отмечу, что в первой статье я совсем не собирался писать заупокойную ОС Андроид. Целью было обратить внимание производителей аппаратов на устранение тех проблем, которые ими же, собственно, и создаются от аппарата к аппарату. Я также попросил прислушаться к мольбам несчастных мобильных разработчиков, пока не стало поздно.
Сегодня же я хочу вернуть Android-смартфонам их заслуженное место в зале славы мобильной кинематографии и рассказать в чем преимущества съемки видео на девайсы с данной ОС. Да, многие преимущества рождаются через добавление костылей. Но разработчики на ОС Андроид уже давно привыкли к такому положению дел.
iPhone - лидер! Но есть нюанс...
Начнем с того, что я напомню, в чем сегодня главное преимущество iPhone, касаемо съёмки видео.
Преимущество заключается в нововведённом формате записи ProRes 10 бит с субдискретизацией 4:2:2, о котором на Андроид-устройствах остается только мечтать. Но давайте будем честными!
Лишь единицы моделей iPhone имеют поддержку данного формата. Кроме того, поддержка формата зависит еще и от объема встроенного носителя, а скорость записи ограничена 30к/с для 4К. Официально поддержка заявлена для топовых моделей 13 Pro и 13 Pro Max. Не много ли нюансов?
Поэтому оставим мы этот ProRes в покое и будем считать, что 99% (утрирую) iPhone снимают в 4:2:0 с максимальным битрейтом 140 Мб/с.
Перевернем игру
Новые вводные меняют ситуацию. Опираясь на них, можно смело сказать, что iPhone со своими 4:2:0 и 140 Мб/с, собственно, ничего противопоставить Android-смартфонам и не может. Разве что, кроме хорошей стабилизации, от которой порядочные мобильные видеографы предпочитают отказываться в пользу стабилизации на пост-продакшене, а также использования мобильных гимблов и “клеток”.
Именно поэтому сегодняшняя статья, скорее всего, будет много короче предыдущей.
Перед тем, как погрузиться в детали, давайте заранее обговорим некоторые важные моменты:
Рассматривать девайсы мы будем с точки зрения работы с профессиональными сторонними приложениями для съемки видео. Что умеет нативное, нас вообще не интересует.
Рассматривать характеристики устройств мы будем преимущественно с точки зрения построения того самого желанного “киношного” кадра, который в последнее время обещают нам маркетологи каждого мобильного бренда. Рассматривать полюбившуюся рядовому пользователю сверх-резкую сверх-высоко-динамически-диапазонную картинку мы не будем.
Далее давайте изучим в деталях каждую из сильных сторон ОС Андроид.
Гибкая настраиваемость
Первое преимущество Андроид-устройств — более гибкая настраиваемость. От аппарата к аппарату уровень гибкости меняется, но лучшие представители обладают ей в большей мере.
Мобильное видео может быть очень сильно испорчено двумя настройками: шумодавом и искусственно добавленной резкостью.
И первое, и второе в iPhone отключить невозможно.
У Андроид-устройств все намного лучше: шумодав отключается почти на всех из них, а резкость не дают отключать только в продуктах Huawei. Также в данном моменте очень разочаровывает Samsung, который часто высмеивает iPhone, но по какой-то странной логике продолжает копировать многие нелучшие решения Apple. Самсунг сумели придумать эдакую “резкость Шредингера”: она, вроде, и отключаемая, и в то же время нет. Вам может показаться, что отключение резкости работает, но, на самом деле, отключается один уровень резкости (агрессивный) и вместо него включается второй (менее агрессивный).
Общее у них одно: обе резкости портят кадр.
Почему искусственная резкость портит “киношный” кадр?
Потому что излишняя резкость добавляет мобильному кадру еще больше ощущения «мобильности». У аппаратов Samsung по этой причине предметы на изображении имеют достаточно заметный ореол. Тут будет справедливо заметить, что Apple к данному вопросу подошли более ответственно: их резкость не имеет таких заметных ореолов.
А чем же помешал шумодав?
На многих устройствах шумодав настраивается самим производителем, поэтому на него никак нельзя повлиять. Нет никаких настроек, которые бы регулировали уровень шумодподавления. И из-за этого часто картинка может превращаться в мешанину пикселей, где ничего нельзя разобрать. Здесь Apple тоже во многом смогли сделать лучше других, но результат нельзя назвать качественным (повторюсь, мы не говорим про видение и привычки среднестатистического пользователя).
Возможность отключить шумоподавление на телефоне позволяет пользователю заняться этим вопросом в момент обработки видео на ПК, где этот процесс полностью контролируемый, и можно найти адекватный баланс между шумом и деталями.
Удивление вызывает подход Apple к единственному весомому преимуществу — ProRes. Даже здесь Apple не смогли выдать максимально “сырой” материал, и вся аппаратная обработка попадает в снятое видео. Это очень сильно сокращает отрыв ProRes от обычного HEVC, прекрасно снимаемого устройствами Андроид.
Максимальный битрейт
Следующее преимущество телефонов на Андроид — битрейт. Чем более высокий битрейт позволяет снимать телефон, тем меньше сжатие и больше качество получаемой картинки. Другими словами, тем меньше потерь в качестве снимаемого видео.
Да, есть среди Андроид-устройств и те, которые ограничены максимальным битрейтом в 120 Мб/с и даже 75 Мб/с (привет, Huawei). Но большинство как среднячков, так и флагманов имеют ограничения в 240 Мб/с для AVC и 160 Мб/с для кодека HEVC.
Умение костылить помогло мне на 11 версии Андроид обойти эти ограничения и добиться в mcpro24fps битрейта в 320 Мб/с. Работает костыль, понятно, не у всех. Уникальными устройствами являются аппараты Samsung S10/S20/S21 на процессорах Exynos. Без всяких костылей для кодека AVC доступен битрейт в 1000 Мб/с, и 500 Мб/с для HEVC. Недавно планка для HEVC на S20/S21 была повышена до 700Мб/с.
Здесь я хочу обратить внимание, что на эти все огромные значения не влияет выбранная скорость кадров или объем внутреннего хранилища. Что является дополнительным бонусом в сравнении с iPhone.
Кодек HEVC я выделяю по причине его лучшей аппаратной поддержки в современных устройствах и доступности 10 битной записи видео.
Иди и снимай!
Сейчас мы переходим к самому главному и неоспоримому преимуществу Андроид. На самом деле с него можно было бы и начать. Но тогда кому были бы интересны все эти выкладки с техническими характеристиками?
Давайте посмотрим следующее видео. Вернее, музыкальный клип, который был снят на телефон с приложением mcpro24fps. Песня хорошая, включайте смело!
Эту видеоработу снял молодой российский режиссер Марк Кривошеин из города Вятка для местной неофолк группы.
За неполный фестивальный 2021-й год его работа шесть раз становилась лауреатом международных кинофестивалей, будучи их финалистом девять раз. При этом видео было отобрано в фестивальную программу тринадцати международных кинофестивалей!
Готов поспорить, таким успехам могли бы позавидовать многие и в “большом” российском кино. Однако оставим российское кино для Бэдкомедиана.
Индустрия мирового мобильного кинематографа сейчас развивается крайне быстро. В том числе и потому, что каждый производитель телефонов хочет прорекламировать свои “Синемэйджики”, “Синематики” и прочие маркетологические изыскания, касаемые видеокамер их мобильных телефонов.
Поэтому в жюри фестивалей мобильного кино часто сидят представители высшего эшелона “взрослой” киноиндустрии: именитые продюсеры, режиссеры, сценаристы и операторы. А победы в них зачастую расцениваются, как тот самый заветный билет в большое кино.
Так вот к чему я.. Это клип был снят Марком на Андроид-телефон Redmi Note 9 Pro!
Согласитесь, ни разу не на флагман. Аппарат, который сейчас новый стоит около двухсот долларов без растаможки из Китая.
По сути, это самый обычный телефон, разве что, оснащенный сторонним продвинутым приложением видеокамеры. Поэтому с Андроид ничего не мешает начинать творить прямо сейчас. Иди и снимай!
А что, кстати, по стоимости?
Не хочется манипулировать ценами и сравнивать iPhone с этим Redmi, чтобы ненароком не открыть портал в Ад в комментариях. Да и в мобильном кинематографе не всегда корректно обсуждать тему видео только в контексте самых дорогих аппаратов. Очень много зависит от режиссера и его страсти.
Но давайте акцентируем внимание на двух моментах:
Человек, который может позволить себе iPhone 13 Pro Max в 1Тб, скорее всего может позволить себе и вполне профессиональную камеру Sony a7III.
Человек, который может себе позволить iPhone 10, при его покупке не имеет никаких преимуществ перед аппаратами Android той же ценовой категории, еще и рискует не получить запись в 10 бит (iPhone 7/8/10/11 умеет, но неофициально) и расширение места за счет карты памяти.
И вот оно главное преимущество аппаратов Андроид: соотношение цена/ получаемые бонусы.
Да, если исключить тот самый ProRes из преимуществ iPhone, то получить все плюшки, которые имеет iPhone 12/13, можно за неполных 300 долларов, приобретя, например, Pocophone X3 Pro.
Преимущество Android в огромном выборе устройств разной ценовой категории.
Не надо тратить по 1000 долларов (условно), чтобы получить качество изображения лучше, чем на iPhone. Уверен, что оставшиеся 700 найдется, куда потратить.
А что в перспективе?
Следующее преимущество скорее предполагаемое, чем фактическое. Но его нужно обязательно озвучить.
Как только Apple представили свой ProRes, в Android-сообществе началась шевелёнка: «Как так? Как они посмели? Пора переходить на новый уровень!»
И начали переходить.
RAW-видео — следующий шаг развития мобильной фильмографии. Все тестовые версии приложений, способных записывать RAW-видео, находятся в начале своего пути. Но уже по первым тестам можно понять, что этот путь не будет таким длинным, как предполагалось ранее. И в скором, самые производительные смартфоны будут писать сырые данные, что является самым высоким качеством, доступным для смартфонов. Дождутся ли пользователи iPhone от Apple такого подарка, остается под вопросом. Обычно, на такие вещи у Apple уходит несколько лет, но в последнее время они ускорились в несколько раз, что не даст производителям Android-устройств расслабиться.
Заключение
На сколько бы ни был удобен iPhone для сторонних разработчиков, всё равно Android-девайсы сегодня способны выдать более высокое техническое качество изображения. В том числе и потому, что позволяет отключить самые критичные встроенные «улучшайзеры» картинки и получить более качественный “сырой” исходный материал для последующей обработки.
Кстати, режиссер Марк, о котором я уже сегодня вам рассказывал, для своей новой киноработы выбрал, опять же, Андроид: Xiaomi Mi 10 Pro.
Премьера нового ролика ожидается буквально на днях. От себя же хочу пожелать этой работе яркой фестивальной жизни и, конечно же, побед.
С вами был Александр Трофимов, разработчик Андроид-приложения для видеосъемки mcpro24fps. Традиционно постараюсь ответить на все ваши вопросы в комментариях.
Комментарии (15)
swelf
29.11.2021 18:09+1Пользуясь случаем спрошу, на какие андроид смарфоны следует посvjтреть, для достижения на автомате качества видео схожего с iphone, смотрю сравнения на yputube например samsung s20fe и android12, и настолько у самсунга плохая стабилизация, что остальные различия становятся несущественными.
mcpro Автор
29.11.2021 18:48Те, что подороже, конечно. Я, честно, не изучал этот вопрос, потому как он не входит в мою компетенцию. В большинстве случае стабилизация работает только в нативных приложениях. Можно посмотреть на Mi11 Ultra, там хорошая стабилизация. Вполне соревнуется с iPhone 13 Pro Max.
slog2
29.11.2021 18:42+1Свет и цвет годные. Боке дешёвое. Но это только фотограф увидит.
mcpro Автор
29.11.2021 18:51Отсутствие боке видит каждый вменяемый человек. Просто не всех это напрягает. Меня резкость по всему кадру не устраивает, поэтому есть некое подсознательное стремление к отдельным аппаратам, которые предлагают хоть какое-то размытие заднего фона. Ну или использование навесных линз немного улучшают положение дел.
Firz
29.11.2021 20:14+1Я конечно не сильно знаком с рынком устройств для съемки видео, но разве даже какой-нибудь GoPro не лучше качество картинки выдаст чем любой из телефонов?
dimka11
29.11.2021 21:17У GoPro отличная электронная стабилизация и возможно качество съёмки днём в несложных условиях. Ну и широкий угол, когда нужно. А в остальном маленькая матрица даёт шум, при недостатке света и узкий ДД когда света больше чем надо
mcpro Автор
29.11.2021 23:05Нет. У GoPro нет задачи снимать качественно. Упор на стабилизацию и стабильную работу в экстремальных условиях.
Kymchenk
29.11.2021 23:05Подскажите, тестировали ли вы своё приложение на аппаратах One Plus? У меня 8 pro и стойкое ощущение, что производитель программно обрезал доступ к функционалу камер для любых сторонних приложений! Стабилизация странная какая-то, 4к 60 fps работает, но с какими-то глюками, блокировка экспозиции сбрасывается...Сталкивались?
mcpro Автор
29.11.2021 23:06Да, 1+ ведет себя подозрительно в плане доп.модулей. Но с 60к/с вроде все в порядке.
legalman
30.11.2021 12:26Если коротко ,то какой "ручной" функционал доступен в приложении, а также думали ли вы над появлением так называемого "детского режима", когда приложение считывает систему и предлагает оптимальные настройки?
Romman88
30.11.2021 19:10Очень бы хотелось от разработчика приложения еще написать статью про телефоны в сегменте 20-55 тр которые по его мнению раскрывают весь свой потенциал. Понятно, что возьми любой и снимай, но я взял самсунг м31 и он как то не полностью в программе раскрывается
mcpro Автор
30.11.2021 19:12Невозможно написать такую статью. Первое, потому что я не знаю, насколько какой аппарат раскрывается, мне доступна информацию по примененным костылям к некоторым девайсам. Второе, потому что вчера у флагманов Samsung были доступны 60к/с, а после последнего обновления уже не доступны. Производитель или сделал это специально или случайно, пока никто не знает.
hydrotools
За mcpro24fps отдельный респект!