Это должно было случиться. Сначала у нас в домах появились компьютеры. Затем они переместились в наши карманы в виде мобильных устройств. Сегодня компьютер — это важный компонент любого современного автомобиля. И на каждом из этих компьютеров основным приложением для работы в сети является браузер. На каждом, кроме автомобильного, но теперь всё изменилось.

Впервые в информационно-развлекательной бортовой системе электромобиля Polestar 2 появился полноценный браузер. И этот браузер — Vivaldi.

Как это работает

С технической стороны всё, в общем, несложно. В электромобилях премиум класса Polestar 2 (дочерняя компания Volvo) установлен бортовой информационно-развлекательный центр, с которым водитель общается посредством 11-дюймового сенсорного экрана, установленного на приборной панели. Центр этот работает под управлением операционной системы Android Automotive OS, и уже из самого названия понятно, что используется в качестве основы для данной оси.

Собственно, именно это и послужило причиной выбора в пользу браузера Vivaldi - наша мобильная версия давно и успешно обосновалась на планшетах, работающих под управлением Android. Кроме того, мы — небольшая компания, поэтому многие изменения можем делать гораздо оперативнее, чем это происходит у гигантов индустрии, минуя длинные бюрократические цепочки.

Например, ваш покорный слуга занимался установкой в данную версию браузера наборов закладок по умолчанию согласно техзаданию от Polestar и работа проходила практически в режиме реального времени: поступали корректировки и уточнения — а через 15 минут они уже были в браузере и тестировались в подопытном автомобиле.

Ещё одним плюсом оказался интерфейс браузера, который некоторые считают минусом. Как раз использование веб-технологий при создании внешней графической оболочки позволил гибко подстроить её под экран информационно-развлекательного центра автомобиля. Универсальность, заложенная в этот компонент, показала свои преимущества.

И, конечно, функциональность. В Vivaldi по умолчанию представлен уникальный набор уже реализованных функций (а в планах ещё больше), что делает его привлекательным для подобных встроенных систем. Сама философия информационно-развлекательных центров — всё в одном, и поэтому наши аналогичные принципы очень органично влились в единую концепцию.

Вообще, нам почти не пришлось делать сложных манипуляций с кодом браузера, чтобы адаптировать его к автомобилю. Несколько косметических правок, настройка темы оформления (а вы наверняка знаете, что сделать это проще простого), добавление списков закладок по умолчанию на Экспресс-панель — мы уже были готовы к такому проекту, так что подобное предложение о сотрудничестве стало естественным результатом нашей серьёзной подготовительной работы.

Взгляд с водительского места

Теперь давайте посмотрим, какие радости жизни получает собственно владелец электромобиля. Прежде всего — полноценный интернет. Именно полноценный — с множеством вкладок и группировкой, с закладками, заметками, сессиями — в общем, со всем тем, к чему интернет-пользователь привык. И это не какой-то особенный, автомобильный интернет — самый обычный, который мы видим каждый день на дисплее монитора или на экране смартфона.

И это ещё не всё. Автомобильная версия браузера может синхронизироваться и с десктопной, и с мобильной версиями, таким образом появилась возможность легко переносить свои интернет-задачи из дома в автомобиль и обратно. Причём, одна весьма важная мелочь: синхронизируемые данные проходят мимо самой компании Polestar, вся работа идёт исключительно с серверами Vivaldi в Исландии. Так что владельцы электрокаров могут быть спокойны — автопроизводитель за ними не следит. По крайней мере — за их интернет-активностью.

Про функциональные возможности Vivaldi для Polestar говорить можно долго. Если вкратце — это полноценный браузер, предоставляющий пользователю все возможности мобильной версии и даже частично десктопной. Здесь можно смотреть видеоролики и фильмы (прямые ссылки на соответствующие онлайновые сервисы есть прямо на Экспресс-панели), читать новости, слушать онлайновую стриминговую музыку, тратить часы и минуты на онлайновые игры — в общем, развлечения на любой вкус. И делать это без опаски прозевать разряд батареи. Здесь энергоресурсы для мобильного интернета неисчерпаемы. Просто сравните размер и ёмкость аккумуляторной батареи в своём смартфоне и в электромобиле Polestar 2.

И вот тут возникает закономерный вопрос: простите, но это же автомобиль! А как же «не отвлекайте водителя» и «следи за дорогой»? Другими словами, все вышеперечисленные радости интернет-жизни теряют весь смысл, если они будут мешать главному — безопасному перемещению автомобиля из точки А в точку Б. Вопрос очень своевременный и правильный, и у нас есть на него ответ.

При разработке Vivaldi для Polestar мы провели много часов в обсуждении того, какие специализированные меры безопасности добавить в браузер. И на данный момент мы смогли найти несколько очень удачных, на наш взгляд, решений.

Например, собственно просмотр веб-страниц возможен только в том случае, если автомобиль находится в режиме парковки. Так мы будем уверены, что очередной лайк в соцсети не приведёт к аварии. Также если владелец автомобиля смотрел видеострим, а затем решил тронуться в путь — видеорежим автоматически отключится, оставив только аудиоканал работающим. Ну, и много ещё чего по мелочам — безопасность является важным критерием. Кстати, мы также отключили возможность загружать из сети файлы — не хватало ещё насобирать вирусов в свой автомобиль.

В общем, для нас это очень важное и значимое сотрудничество. Мы продолжаем традиции старой "ламповой" Opera, которая могла работать на всём, где есть процессор и дисплей. Интернет — великое изобретение человечества, поэтому очень важно, чтобы люди имели возможность им пользоваться где угодно и когда угодно. Тем более, когда веб-браузер не следит за вашими действиями и блокирует попытки сделать это со стороны онлайновых сервисов. Встроенный блокировщик слежки и рекламы в Vivaldi для Polestar 2 никто не отменял.

P.S. Кстати, я не зря упомянул Opera Presto. Наше следование традициям немного шире, чем озвучено в статье. Кто первым напишет в комментариях более подробно и интересно о том, как связаны два браузера в контексте сегодняшней новости, тот получит памятный подарок от Vivaldi.

P.P.S. И — нет, памятный подарок — это не Polestar 2.

Комментарии (13)


  1. alchemist666
    22.12.2021 15:38

    Ну приходит в голову, только один кейс, работы в медиа зоне, это работа с производителями смарт телевизоров, и кажется ты приставок, как раз как Смарт платформа, которая через магазин приложений могла подтягивать любые приложения, и последующая работа с контентом, можно было вроде как и интерактивно, но могу ошибаться. Последний компанию на букву С отключили, от этого сервиса, и осталась только оболочка браузер, без смарт функций. Что очень обесценило мой телевизор, который покупался, как раз из-за любимого браузера. А очень жаль, несмотря на то что смарт технологии вроде, как продолжают развиваться, они все равно на телевизорах остаться в каменном веке. Престо всегда помогал двигать монолитные плиты и заставлял рынок развиваться. Надеюсь что с Вивальди вы выйдете на более крутые широты у вас все для этого есть, главное не останавливаться и мечта о космическом браузере, который работает мгновенно в любой точке вселенной, завтра точно станет реальностью. В общем ждём новые устройства, которые делаются специально под ваши технологии)


  1. JonDo
    22.12.2021 15:59

    Традиции идентичны обратной связью и подарками.


  1. trollsid
    23.12.2021 12:16

    Связь по всей видимости в том что opera на presto была на достаточно большой количестве разных девайсов, консоли nintendo, nokia 8xx серия из тех про которые писали. Вроде бы были tv и smart приставки для tv c opera на борту. И vivilady идет по пути presto приходя на различные девайсы.


  1. Shpankov Автор
    23.12.2021 12:20

    К моему удивлению, пока никто даже не приблизился к правильному ответу :-)


    1. IkaR49
      23.12.2021 12:27

      Рискну предположить: всё дело в управлении жестами. Я не знаю, остались ли они в Opera после смены движка, но в Vivaldi оно точно есть. А управление в автомобиле классическими комбинациями клавиш невозможно, ибо нет мыши и клавиатуры. Соответственно, жестовое управление на тач-экране - must have.


      1. Shpankov Автор
        23.12.2021 13:17

        Нет, это не жесты :-)


    1. xcilessMore
      24.12.2021 22:21

      Оффтоп: подвижки по VB-75718 и VB-75852 есть?


      1. Shpankov Автор
        24.12.2021 22:45

        Первый подтверждён, второй пока нет, пока никакого другого движения.


  1. trollsid
    23.12.2021 23:34

    То что vivaldy приходит туда где когжа была opera?


    1. Shpankov Автор
      23.12.2021 23:47

      Нет, ответ неправильный.


  1. CaptainFlint
    24.12.2021 16:48

    Видимо, не так много людей хорошо знакомо с embedded-сценариями использования Opera Presto. Всё-таки очень специфичное направление. А без этого знания гадать сложно, так как непонятно даже, о какой области идёт речь. Может быть, реализовали аналог Opera Turbo (если я правильно помню, встраиваемые Оперы через него работали, как мобильные). Или какая-то адаптация интерфейса там была, которую провели и в Вивальди…


    1. Shpankov Автор
      24.12.2021 17:02

      Ну, время истекло - приз остаётся в студии.

      А ответ был на поверхности. Статья - про выпуск Vivaldi для электромобиля Polestar. Можно было предположить после моих туманных намёков, что и Opera когда-то была на автомобилях - ведь многие сказали, что Opera работала практически на всём. Более того, новость об этом даже была опубликована здесь, на Хабре.

      А вот более полная информация, с картинками и видео:

      В 2009 году Opera была установлена на приборные панели пикапов и фургонов Ford Ford F-150, Super Duty, E-Series и Transit Connect в составе пакета Ford Work Solutions.

      Оригинальная новость: https://press.opera.com/2009/04/02/opera-brings-full-web-browsing-to-new-ford-trucks-and-vans/
      Видео с CES 2010: https://youtu.be/D3nHCxokyT0?t=122


      1. IkaR49
        25.12.2021 11:12

        Кстати я пытался гуглить оперу и автомобили, но ничего релевантного мне не предложили :)