Формат позволяет получить близкое к студийному качество записи, но в гораздо меньшем размере. Некоторые считают, что MQA будут использовать по умолчанию стриминговые сервисы и цифровые музыкальные магазины. Однако с этим утверждением согласны не все — рассказываем, в чем тут дело.
Новый шериф в городе
Музыкальная индустрия — это настоящий Дикий Запад. Каждый стриминговый сервис и онлайн-магазин музыки предъявляет свои требования к формату и битрейту, что во многом оправдано. Кроме них, есть физические носители — винил, компакт-диски, даже аудиокассеты, которые постепенно возвращаются в поле зрения меломанов. В таких условиях лейблы и студии вынуждены создавать десятки версий одного трека с разным мастерингом, что повышает стоимость звукозаписи.
В 2015 году британская компания Meridian Audio решила исправить ситуацию и представила новый кодек — Master Quality Authenticated (MQA). Его цель — стандартизировать производство музыки и гарантировать, что аудитория услышит трек таким, каким композитор или продюсер задумал его в студии. Аудиокодек сохраняет качество звука, но при этом имеет достаточно низкий битрейт, чтобы комфортно пересылать файлы по сети.
Кодирование аудиозаписи MQA происходит по принципу «оригами». Часть информации, необходимой для воспроизведения трека в студийном качестве, инкапсулируется («складывается») в область шумов ниже 24 кГц. Позже она извлекается («разворачивается») при воспроизведении. Для этого нужен особый декодер в виде приложения или аппаратной платформы. Однако формат обратно совместим с существующей аудиоаппаратурой — устройства считают MQA-файл обычным FLAC (16 бит / 44,1 кГц), правда не видят спрятанные данные.
Несмотря на потенциальные преимущества, практически сразу после релиза формат MQA стал предметом споров среди, которые не утихают до сих пор.
Не справился с задачей
MQA почти не дает выигрыша по размеру файла для стандартного аудио 44,1 кГц, по сравнению с тем же FLAC. Однако стоит заметить, что на крупных аудиозаписях разница все-таки есть. В качестве примера разработчики упаковали песню Мадонны «Like A Virgin» в FLAC-файл высокого разрешения 192 кГц / 24 бита и MQA-файл. В первом случае вес составил 135 мегабайт, а во втором — всего 46 мегабайт.
Другая проблема связана со звучанием MQA-файлов. Меломаны отмечают, что оно все же отличается от студийной записи. Так, резидент Reddit сравнил мастер-запись и MQA-файл трека Absofacto — «Thousand Peaces». Во втором случае на аудиодорожке присутствовал заметный высокочастотный шум.
Наконец, среди представителей музыкальной индустрии также можно встретить мнение, что формат не сокращает, а наоборот, увеличивает затраты на производство музыки. Поскольку MQA проприетарный формат, проектировщикам звукозаписывающего оборудования и разработчикам ПО придется покупать лицензию на технологию. В свою очередь, музыканты для записи новых треков вынуждены искать студию, которая может и умеет работать с новым форматом (и даже платить за конвертацию уже изданных композиций). Это сильно отразится на доходах независимых композиторов, роялти которых и так не слишком велики.
Перспективы
В настоящий момент MQA использует сервис Tidal. Работают с форматом и другие платформы — например, 7digital. В то же время на рынок выходят диски лейбла Universal Japan с пометкой UHQCD-MQA, обозначающей повышенное качество звучания. Свои каталоги в новый формат переводят и некоторые лейблы.
Но по-настоящему массовое распространение MQA пока так и не получил. Для этого кодеку нужна поддержка музыкантов и слушателей, но с учетом его репутации сделать это может быть сложно. Есть мнение, что его ожидает один из двух сценариев. Возможно, он пойдет по стопам проприетарного Apple Lossless, который позже был передан в open source и теперь развивается совместно с сообществом. Или его ждет судьба SACD, который остался закрытым и не обрел признания.
О чем еще мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:
«Забытые аудиоформаты и носители»: начало эры компактного аудио
Немецкий ответ компакт-кассетам — как сложилась судьба разработки
Комментарии (12)
VaalKIA
26.12.2021 20:26+5Вообще не понял, зачем верхние спектры складываются в нижние в виде шума… если вы кодируете, то вы кодируете в числовую последовательность и там вообще нет понятия спектра, а есть алгоритм кодирования и декодирования. Предположу, что это делатся для того, что бы высокие частоты выпрыгнули как чёрт из табакерки, после применения улучшайзера на убитом сигнале (вы думали, что всё потеряли, а тут у нас заначка в шуме, которую вы не слышали, опа), который переписали через сотню аудикассет и убили тем самым высокие частоты… нахрена, ведь в цифровую эпоху цифровые треки переписываются без искажений!?
В таких условиях лейблы и студии вынуждены создавать десятки версий одного трека с разным мастерингом
А вот и лютая дичь, из-за которой всё затевалось:Кроме них, есть физические носители — винил, компакт-диски, даже аудиокассеты, которые постепенно возвращаются
Убить качество, переносом на древний аналог, а потом улучшить качество забекапленной с помощью стеганографии инфой, типа, наши аудиокассеты, самые аудиокассетные в мире… Они серьёзно думают, что это кому-то надо, да ещё и как стандарт примут?
ZaitsXL
26.12.2021 21:08+9Не совсем понятна аудитория. Обычным меломанам за глаза хватает МР3/ААС/OGG и ещё бог знает чего, а аудиофилов в 2021 году мало волнует размер файлов
Paranoich
26.12.2021 21:10Каждый стриминговый сервис и онлайн-магазин музыки предъявляет свои требования к формату и битрейту, что во многом оправдано
А чем именно оправдано? Тем более, что ниже описан один из кодеков, позволяющий отказаться от этого зоопарка?
Осталось непонятным - то ли каждому сервису действительно нужен свой уникальный способ, то ли всё-же сервисы желают стандарта, откуда и растут идеи о новых унифицированных кодеках.
BassBass
26.12.2021 23:57+4Дурацкий lossy формат. И "малый вес" файлов - никого не может заинтересовать. 135 или 45 мегабайт на четырёхминутном "like a virgin" - абсолютно без разницы даже на стриме в мобилке..
Ахинея и лютый лохотрон по типу 18-20 бит, якобы, упакованных в cdda 16/44.1
loltrol
27.12.2021 11:17Лютое говно. Большая часть прослушивания музыки - с мобилы на улице или в метро под дикие шумы на всратых наушниках с youtube music или mp3. Денежное будующее музыки не в hi end сегменте, в а удобстве и доступности.
onlinehead
27.12.2021 12:12удобстве и доступности.
Куда уж удобнее и доступнее?
Стриминг-сервисы 3 копейки стоят, мобильный трафик (в РФ) бесплатный практически, наушников на любой кошелек, любая мобилка позволяет воспроизводить практически что угодно.slavius
27.12.2021 12:24Вот не оплатит сейчас гугл начисленный оборотный штраф - и останется только яндекс с вк. Тогда и цены новые завезут. Ну а оплатой за трафик на "безлимитном" мобильном уже вовсю занимаются:(
onlinehead
27.12.2021 13:50Это местячковые проблемы, к реальной доступности и стоимости имеющие мало отношения.
А Hi-Fi и Hi-End кстати растут приличными темпами, потому что цены на многие вещи отличного качество начали опускаться до 3 и даже до двух нолей и на рынок пришли новые люди. Тот уровень качества и точности воспроизведения, который раньше стоил десятки тысяч долларов, сегодня доступен в устройствах до тысячи долларов. Больше не надо относить тысячи долларов, чтобы, если природой дано, купить девайсы, которые заметно лучше.
thousandsofthem
Я просто оставлю это здесь.
I published music on Tidal to test MQA - MQA Review
https://youtube.com/watch?v=pRjsu9-Vznc
TL;DW: MQA это скам, формат сжатия с потерями
dMac
Если б даже и не скам - все равно не взлетит. В отличие от 1990x, сейчас много бесплатных и опенсорсных альтернатив. Да и объемы хранилищ такие, что сжатие уже не то чтобы сильно необходимо