Сталкиваясь с токсичной атмосферой, некомпетентными начальниками и бесперспективностью на работе легко захотеть свой бизнес. Решение кажется очевидным, ведь тогда ты будешь сам себе начальник, и уже точно никто не будет трепать тебе нервы, так?

Однако все может пойти совсем не так ладно, и крайним примером здесь являются таксисты. Если спросить, почему они выбрал эту работу, многие ответят - “зато я сам себе начальник”. При этом фактически водитель работает на рабских условиях, без социальных гарантий, отпусков и больничных.

Я несколько раз попеременно начинал свой бизнес, иногда успешно, но потом возвращался в найм. Хочу поделиться мыслями на этот счет.

Действительно, есть люди, характер которых благоволит руководству и лидерству. Они видят образ будущего, не отступают перед препятствиями, работают по 14 часов в день. Продолжают идти даже тогда, когда уже никто не верит в победу и, часть из них, заканчивают Исполнительными Директорами своих крупных компаний. Насколько мучительным может быть этот путь, можно почитать, например, в книге про основателя ДоДо Пиццы “И ботаники делают бизнес”.

Иногда столько усилий не требуется. Рыночная ситуация складывается так, что вы находите себя на волне хайпа, и клиенты сами текут к вам рекой, казалось бы без усилий.

Особенность здесь в том, что хайп проходит, и если у человека не было сноровки, навыков и мышления основателя. Такого, который даже на волне успеха будет ханализировать фин. модель, искать паттерны роста, захватывать новые сегменты пользователей и регионы, он скорее всего выйдет из бизнеса вместе с хайпом.

Так а что делать, если вы пока не чувствуете в себе задатки такого лидера, у вас нет опыта управления людьми, финансами, стратегического видения и понимания рынка. Неужели ваша унылая работа - это единственная альтернатива?

На самом деле нет.

Ответ кроется в ошибке в постановке вопроса: унылая работа - или собственный бизнес.

На самом деле нет выбора из этих двух вариантов. Вариантов гораздо больше. Самое важное, на мой взгляд, заглянуть в причину собственного дискомфорта. Ответ кроется внутри собственной психики, и без умения смотреть в глубь себя, разбираться и слышать, продвинуться дальше будет сложно.

Дискомфорт исходит откуда? Что вызывает страдание?

  • токсичная атмосфера на работе? - изучи что это такое и как с этим бороться. Есть люди, которые просто не позволяют быть по отношении к ним токсичными. А если в твоей компании это невозможно, смени компанию.

  • нет перспектив в профессии? - а точно нет? Изучи карьеры других людей из индустрии, напиши им в личку, спроси совета по модели “вот что я хочу, вот что я уже сделал, буду благодарен любой обратной связи”. Не умеешь писать незнакомым людям с просьбой дать совет? Научись. Может быть профессию действительно стоит сменить, ну тогда впереди море возможностей. Выбери что тебе нравится, пройди онлайн -курсы, запишись на стажировку. Войди в сообщество, телеграм или Slack чат, ходи на митапы, делай пет. проекты. Заводи знакомства, узнавай что людей интересует и как решить их проблемы.

  • Некомпетентное начальство? - смени отдел или компанию. Самая правдивая шутка про найм звучит: “расскажи о своих успехах текущему работодателю, и получишь прибавку 15% к зп через 3 месяца. Расскажи об этом же новому работодателю, и получи 70% сейчас”. В каких профессиях это верно и почему? Почитай, данные открыты.

А если ты уже на том уровне, когда у тебя есть все навыки и знания, чтобы вытянуть продукт, но нет рабочей идеи и ресурсов. Одна из лучших идей будет найти компанию и людей, у которых есть рабочий прототип и ресурсы, и с которыми тебе будет приятно работать. На рынке миллион мест, где не хватает толкового менеджера. А в растущем направлении, например в edTech или HRtech ты можешь получить опционы и долю в прибыли больше, чем собственник многих линейных бизнесов может мечтать.

Еще один кусочек правды, которой я выучил болезненным путем в том, что даже когда ты сам себе начальник, то ты все равно не главный. Главными в таком случае становятся твои клиенты. И когда ты запустил свою контору по разработке или внедрению CRM, чтобы стать самому себе начальником. Правда в том, что теперь у тебя не один, а 4 начальника в месяц. По числу твоих клиентов. И если с тем прошлым начальником на работе можно было как-то притереться, то теперь тебе надо притираться к каждому новому 4 раза в месяц. А если не притрешься, может не принять работу и потребовать возврат. А ведь за финансовые риски теперь отвечаешь ты.

Я хочу сказать, что причина неудовлетворенности на текущем рабочем месте находится внутри тебя, в твоем сердце и психике. И для того чтобы обрести желаемое душевное состояние совсем не обязательно проходить через весь треш, страх и ненависть основания собственного бизнеса. Напротив, умиротворенности, наполненности и душевного комфорта можно достичь через понимание себя, погружения себя в подходящую тебе атмосферу и компанию, и работу над подходящими тебе проектами с подходящими тебе людьми. Я бы советовал тратить существенную часть времени на то, чтобы разобраться с этим. А карьера или бизнес приложатся.

Если вам интересно читать меня в телеграмме, вот ссылка на канал.

Вообще, богатство, свобода и кайф - обычно плод долгосрочной и планомерной работы над собой. Посчитайте Альманах Наваля Равиканта или статьи Сема Альтмана о том, как достичь богатства. У меня в блоге есть краткие содержания на русском. У Вани Замесина есть полные переводы.

Комментарии (7)


  1. irbis_al
    30.01.2022 14:15
    +6

    Скажу по своему опыту...Да действительно новый клиент становится "как-бы начальником".Отличие от найма с этим "начальником" сохраняется "статус кво" .Если клиента начинает сильно заносить(возникают неадекватные(в моей точки зрения) требования или у нас разходятся позиции "за что мне платят деньги"...С этим "начальником" можно со временем(зависит от Вашего финансового положения,-можно и сразу расстаться) и растаться.

    В конечном итоге у Вас будет оставться группа взаимокомфортных клиентов.


    1. Ipukhov Автор
      30.01.2022 14:46

      Хороший комент. Благодарю!


    1. ruomserg
      31.01.2022 07:40

      +1 за диверсификацию. Не следует в долговременном плане допускать чтобы один клиент или их связанная группа приносили более 30% доходов…


  1. fedorro
    30.01.2022 14:17
    +14

    работают по 14 часов в неделю.

    Готов работать начальником на две ставки, писать в ЛС ????


  1. Feeel
    31.01.2022 08:16
    +1

    С одной стороны очевидные вещи написаны, а с другой - неплохой дайджест получился.

    На мой взгляд упущена основная мысль - перед применением всех полезных советов нужно чётко и однозначно определить конечную цель. Ради чего все затевается? Пока нет конечной цели - нет правильных или неправильных действий.


    1. AzIdeaL
      31.01.2022 08:50
      -1

      Цель определяет средства, а метод -- достижение.

      Проверено в войсках))

      На трёх целях: нагрудная, ростовая и пулеметный расчет посредством АКС74У на ежедневном втором упражнении, где:

      • неправильные действия вели к маршу с полигона гусиным шагом в противогазе со вспышками с фронта;

      • правильные действия -- возврат на базу бегом в колонну по одному по утвержденному маршруту (благодаря чему ротный подобрал цевье средства))


      1. fzn7
        31.01.2022 12:58

        Вот только на гражданке при применении подобных методов уже через минуту "солдаты" ротному объяснят что воевать он с этого момента будет один, а через месяц банк отберёт у него танк, берцы и шильномыльные