Привет, Хабр! Расскажу о своём опыте заказа отечественной электрогитары, на примере Рыбки Holst-60 — подписной модели основателя и гитариста группы Ария Владимира Холстинина, разработанной к его 60-летнему юбилею с его деятельным участием.
Несмотря на то что спецификации моего заказа предполагали изменения по сравнению с именной моделью, Владимир Петрович любезно украсил голову грифа своей личной подписью, причём сделал это прежде покрытия грифа лаком, благодаря чему автограф не запачкается и не сотрётся.
Приятно, когда заботятся о таких нюансах! Насколько хорошо продуманы и реализованы другие аспекты, c фото, звуками, видео, расскажу далее.
Электрогитара — довольно сложное изделие, сочетающее электронный прибор, преобразующий механические колебания струн в электромагнитные для последующей обработки усилителем и эффектами, колебательную систему из грифа с корпусом, определяющую исходный гармонический состав этих колебаний, регулировку натяжения и высоты струн, прогиба грифа, обеспечение стабильности этих параметров. Также она должна обладать эстетикой и эргономикой.
Создание музыкального инструмента предполагает решение целого комплекса инженерных задач, с учётом требований и пожеланий музыкантов, играющих в соответствующих стилях.
Почему заказала именно эту модель? — Прежде всего, мне нужна лёгкая, компактная и при этом полноценная электрогитара с «мустанговской» мензурой и фиксированным струнодержателем. Ассортимент таких инструментов более чем невелик. А с нержавеющими ладами и локовыми колками вообще отсутствует. Колки заменить легко, хоть и не совсем дёшево, лады уже сложнее. Это явно случай для кастомного заказа.
Мензура — это рабочая длина струны, определяющая силу её натяжения и амплитуду колебаний при настройке на заданную частоту или высоту тона. Три самые популярные мензуры шестиструнных электрогитар — 25.5 дюйма Fender Stratocaster, 24.75" Gibson Les Paul и 24" Fender Mustang.
Колки — механизмы с червячной передачей для натяжения струн. Локовые колки имеют устройство зажима струны для её быстрой и лучшей фиксации без лишних витков вокруг вала колка, ухудшающих стабильность настройки.
И я являюсь поклонницей группы Ария и лично Владимира Петровича как музыканта, артиста и композитора со второй половины 90-х годов прошлого века, когда училась в старшей школе, начинала осваивать гитару и знакомиться с рок- и металл-музыкой. Но исходя только из этого, можно было приобрести Fender, Jackson, Dean, Music Man или Lado. Инструменты этих производителей Холстинин любит, ценит и применяет в течение десятилетий. Подробности — на его официальном сайте, а результаты — на альбомах и концертах Арии.
Отмечу, что электрогитара любой из упомянутых марок обошлась бы в гораздо большую сумму, особенно учитывая спецификации, определяющие ценность и применимость как музыкального инструмента.
▍ Со спецификаций и начнёмv
На сайте гитарной мастерской Shamray, являющейся производителем Рыбок, имеется калькулятор, на котором можно выбрать базовую модель и варианты комплектации. Скриншот сделан 22 января 2022 года.
Бывают просто Рыбки, — очень лёгкие и компактные, и при этом эргономичные тревел-гитары, то есть, инструменты для путешествий. И Big Fat Pro, ещё более удобные, также с уменьшеными, хотя и не настолько, как тревел Рыбки, размерами и массой, и с широчайшим спектром возможностей кастомизации. Именно к семейству Big Fat Pro принадлежит подписная модель Владимира Холстинина. А доступные опции мы сейчас рассмотрим.
Во-первых, инструмент может быть праворуким или леворуким. Гитары Holst 60 предназначаются для правшей, но можно заказать и левосторонний инструмент.
▍ Гриф и его крепление
Материал основы грифа — клён. В других моделях можно выбрать красное дерево, оно же махагони. Конкретно в моей гитаре номер HL CS-0497 клён естественной сушки, 10-летней выдержки. Скорее всего, это тот самый явор, запасы которого основатель мастерской Александр Шамрай привёз несколько лет назад с Кавказа. Применительно к музыкальным инструментам, это небезосновательно считается более правильным и надёжным вариантом, чем индустриальные способы ускоренной сушки, применяемые большинством компаний при серийном производстве гитар.
Основа грифа из одного куска. Другие модели Рыбок предоставляют опцию в виде склейки из трёх пластин древесины. Что даёт ещё большую стабильность, особенно в случае древесины ускоренной сушки. Но в нашем случае она естественная и многолетняя, и это клён, а не махагон, так что для шестиструнной гитары многослойным грифом можно не заморачиваться. У семиструнов и восьмиструнов нагрузка на гриф выше.
Крепление грифа — привинченный на 4 втулках без архаичного некплейта — стальной пластины, служащей шайбой шурупам и крышкой отверстиям кармана деки. Также у Рыбок гриф может быть вклеенным или сквозным, что влияет на звучание. (Болчёные хороши в плане атаки, по-инженерному фронта звукового сигнала, вклеенные и особенно сквозные — сустейном, он же послезвучание).
Конструкция кармана под пятку грифа у Big Fat Pro заслуживает особого упоминания. Она не только красива и надёжна, но и предоставляет прекрасный доступ ко всем 24 ладам, (да, у Holst 60 их 24, есть модели и с 22), при любом положении инструмента относительно играющего. Пятка деки скруглена в трёх измерениях, очень эстетична и эргономична.
Непрокрас деки внутри отверстий под втулки перфекциониста-эстета может огорчить. В таком случае легко подкрасить эти укромные места маркером. Я этого делать не буду, мне нравится гитара как есть. И эти непрокрашенные отверстия — как раз здоровое явление, делается так для наилучшего прилегания втулок к стенкам. Инженеру и думающему человеку нетрудно догадаться, что от этого зависит надёжность установки грифа, и, соответственно, стабильность строя и высоты струн, то есть важнейшая основа качества гитары как музыкального инструмента. А забивать втулки в краску или заливать их ею — это не по-нашему.
Головка грифа — прямая относительно накладки (в стиле Фендер). Доступна и наклонная (Гибсон стиль). Мне больше нравится именно прямая (прочнее и без излишеств), но предпочтения у всех свои.
Многие гитарные эксперты, впервые взяв в руки Рыбку с прямой головой, высказывали сомнения относительно углов изгиба струн на порожке. Они выглядят несколько необычно, при этом гармонично. Однако несколько дней игры развеивают опасения: стабильность строя прекрасна, даже при активном пользовании машинкой и исполнении бендов (подтяжек струн).
Расположение колков по три на сторону позволяет несмотря на малый размер головы, установить колки на большом расстоянии друг от друга и с большими бутонами, а-ля Гибсон Лес Пол. Настраивать одно удовольствие, а подстраивать приходится редко, опять же благодаря стабильности строя.
Но голова совсем без лишнего дерева, куда же цеплять тюнер-прищепку? — Народный и мой любимый стробоскопический TC Electronic Polytune Clip прекрасно цепляется под струнами за порожком.
Тюнером называют специальный электронный частотомер для настройки музыкальных инструментов.
Цвет головки грифа как у деки, то есть matching headstock. Для Рыбки Холстинина это конфигурация по умолчанию, у других моделей можно оставить натуральный цвет, покрасить
Накладка грифа выполнена из клёна, другой вариант — палисандр. Кленовые накладки, как и сами грифы, покрываются тончайшим слоем лака, по которому рука приятно, легко и быстро скользит. Лакированные накладки не надо обрабатывать лимонным маслом, просто вспомнилось.
Разметка накладки грифа — пластиковые точки, в данном случае стильные чёрные. Также можно выбрать пластиковые белые, перлоидные или перламутровые точки, инкрустацию на одном ладу, либо трапеции, прямоугольники, «клыки». Или оставить маркеры только с верхнего торца, а накладку совсем без разметки. Выбираем именно то, что по максимуму вдохновит музыканта и зрителя.
Накладка грифа без окантовки. При желании можно сделать окантовку белого, чёрного или кремового цвета. Забегая вперёд, торцы ладов обработаны просто идеально, так что у меня мысль об окантовке не возникает.
Профиль грифа «С», толщина 21 мм на 1-м ладу, 22 мм на 12-м. Это тонкий, но не супертонкий гриф. Мне очень нравится, рука на таком грифе, что называется, отдыхает. (Не сомневалась, что Холстинин выберет, а Шамрай построит именно то, что надо, так и получилось). Но можно заказать любой кастомный профиль на своё усмотрение.
Радиус накладки грифа модерновый, 12 дюймов. Это сбалансированный радиус, с таким удобно играть в любых стилях. (Геометрически струны на электрогитарах натянуты не на плоскости, а по поверхности цилиндра, отсюда понятие радиуса.)
Размер ладов я выбрала как у Владимира Петровича, 2.8 мм. Это на 0.1 мм больше привычных Medium Jumbo. Также доступны размеры 2.0, 2.3, 2.5, 2.7, 3.0.
Материал ладов мной выбран самый любимый — нержавеющая сталь. Да, у неё особое ощущение при игре и еле уловимый модерновый окрас звука. Как раз то, что мне нужно. Ещё она экстремально износостойкая и скользкая, не препятствует вибрато и бендам. Для ценителей других вариантов доступны нейзильбер 12 и 18%, а также колокольная бронза. Все лады белорусской марки Sintoms.
Анкер у Big Fat Pro компрессионный, с колёсиком внизу грифа за последним ладом, что делает регулировку прогиба максимально удобной. Для этого нужно всего лишь вставить в отверстие колёсика любой подходящий стержень. Для маленьких тревел Рыбок доступна опция грифа двойного действия с гайкой под шестигранник, также внизу грифа.
Анкер — это регулируемый стержень или система из двух стержней, осуществляющая изгиб грифа в направлении, противоположном силе натяжения струн. Настройка прогиба грифа нужна, чтобы обеспечить нужное расстояние от струн до ладов по всей длине грифа с запасом на случай изменения температуры и влажности.
Длина мензуры Big Fat Pro 25.5 дюйма, полноразмерный стандарт Fender Stratocaster. Тревел Рыбки бывают 25.5 и 24.75, как Gibson Les Paul. Но для своей гитары я попросила сделать ровно 24 дюйма, как у Fender Mustang и Jaguar. (На которых играл Курт Кобейн). Серийных инструментов с мензурой 24 разными фирмами производится мало (например, Sterling Cutlass CTSS30HS, Pignose и редкие Charvel). А зря: мензура очень удобна, особенно для подростков и людей маленького роста, как я. Это первое и самое значительное отличие моей HL CS-0497 от базовой Holstinin 60.
Порожек изготовлен из суперматериала Graphtech TUSQ XL. Это очень твёрдый и звонкий материал, пропитанный ПТФЭ (политетрафторэтиленом). Струны по TUSQ XL прекрасно скользят, а их вибрации адекватно взаимодействуют через порожек с колебательной системой из грифа и корпуса, которая придаёт им музыкально приятные тембры и ощущения при игре. Можно выбрать и обычный полимер, либо кость или латунь.
▍ Корпус, он же дека
Корпус Рыбки Холстинина из ольхи, масса моей гитары без вырезов под тремоло 2.8 кг. Также бывают деки Рыбок из липы (тогда инструмент весит 2.5 кг), махагони, ясеня и клёна. Последние два, разумеется, плотнее и тяжелее.
Топ, декор и окантовка деки отсутствуют, но Big Fat Pro Personal или тревел Рыбку Custom можно заказать и с ними.
Цвета Рыбок Холстинина — бирюзовый surf green и красный. Лак глянцевый. Другие модели могут быть разных цветов, в том числе металлик, sunburst, натуральный или тонированный, а лак может быть матовым.
▍ Фурнитура и электроника
Звукосниматели — два хамбакера Fokin Valhalla, производимые в России и разработанные Ильёй Фокиным специально для Владимира Холстинина. Нековый звукосниматель имеет сопротивление постоянному току 13 кОм, магнит AlNiCo5. Бриджевый 16.6 кОм, магнитная система AlNiCo5 + керамика, инновационная и дающая отличный модерновый звук.
В сочетании с формулой дерева Стратокастера, дека из ольхи и гриф клён с кленовой накладкой, такой набор звукоснимателей даёт богатый спектр звучаний. Напористый и сдержанный, так охарактеризован хамбакер Valhalla на сайте Fokin Pickups. Внешнее оформление, — крышки и винты индивидуальной подстройки магнитопровода каждой струны, — отличаются от серийных Valhalla и повторяют дизайн датчиков Fokin Holst, установленных на личной Рыбке Владимира Петровича. И установлены они согласно его пожеланиям: бриджевый чуть дальше от бриджа, чем обычно. Это при данном сочетании пород древесины делает звук менее резким и более приятным. Мне очень нравится.
На видео можно послушать, как моя гитара звучит в стандартном строе через усилитель Fender EVH 5150 III LBX в цифровую нагрузку Two Notes Torpedo Captor X. Кстати, стандартный строй на мензуре 24 — это такое же натяжение струн того же калибра, как при «арийском», он же Джими Хендрикса, строе ми бемоль и мензуре 25.5. Струны у меня калибра 10-46.
Вообще, в Рыбках возможны любые конфигурации звукоснимателей, хамбакеров и синглов, от одного до трёх. В полном соответствии исполнительским и эстетическим интересам заказчика. Можно даже принести или отправить для установки на Рыбку свой пикгард в сборе, либо свои датчики.
Пикгард однослойный белый, у других Big Fat Pro может быть белый, чёрный, однослойный, трёхслойный, либо вообще отсутствовать. В таком случае крышечки для доступа к полостям деки будут сзади. И да, Рыбки бывают не только цельнокорпусные, но и пустотелые, c эфами и без, вплоть до прорезей насквозь всего корпуса. Пикгард прилегает к деке прекрасно, но не идеально ровно, такова природа пикгардов. Чувствительные души перфекционистов это испокон веков огорчает, как раз для них вариант без пикгарда с задними крышками.
Потенциометры громкости и тона фирменные Alpha, можно установить американские CTS. Ручки регуляторов по форме как на Стратокастере, но расположены для удобства игры с глушением ладонью (палм мьют). Переключатель отсечки катушки хамбакера для его превращения в подобие сингла заказать можно, но я не стала, потому что не пользуюсь.
Переключатель ножевого типа на 3 позиции, на моей гитаре стандартный корейский Partsland. Можно было доплатить за японский Gotoh. То же самое с панелью гнезда. Гнездо Partsland, также доступно американское Switchcraft.
Ремнедержатели Partsland, в качестве других вариантов представлены Gotoh и стреплоки Schaller, Dunlop и Ernie Ball. Держат ремень прекрасно, на всякий случай пользуюсь «пивными» стреплоками, в их покупном варианте с Алиэкспресса. Влияния фиксаторов ремня на звук не замечено.
Цвет фурнитуры хром, также возможны чёрный и золотой.
Электрогитара Рыбка Holst 60 комплектуется двухопорным тремоло Partsland TS40 модернового стратовского типа, с опциональной фрезировкой корпуса для подтяжек вверх. Но я не пользуюсь машинками, потому заказала хардтейл бридж. Это второе отступление моей HL CS-0497 от именной модели Владимира Петровича.
Бридж заказала Partsland, так как переплачивать за Gotoh не захотелось. Если бы мне не понравились корейские сёдла, заменила бы их на нержавейку, но они мне понравились. Прекрасные модерновые сёдла с гладкими поверхностями, не царапают и не натирают руку.
Единственное, что я заменила в гитаре, — это 12 винтиков регулировки высоты сёдел, с 10 мм на 8 мм. Если бы у меня не было запасных, можно было бы укоротить штатные. Чтобы не торчали из сёдел и не кололи руку. Такова специфика фиксированных струнодержателей фендеровского типа, за что их не любят многие гитаристы. А я их люблю, это и дело привычки, и возможность индивидуально настроить мензуру (рабочую длину) и высоту каждой струны.
Вам не кажется, что Фендер стайл хардтейл бридж так и просится под крышку, он напоминает механизм, который должен быть закрыт? — Так и есть, точнее, было. Изначально механизмы струнодержателей закрывались крышками «пепельницами», но они плохо держались, а с развитием техник игры, а именно, глушения ребром ладони, эти кожухи вообще перестали ставить. И этот механизм раздельной регулировки струн стал неотъемлемой частью эстетики электрогитары.
А колки я выбрала самые дорогие, — локовые немецкие Schaller. И они прекрасны, хотя у канадских Graphtech Ratio ход ещё плавнее.
Кроме Partsland и Schaller, для заказа доступны колки Gotoh, обычные и локовые, они же запирающиеся. Что ускоряет и облегчает процесс смены струн и повышает стабильность строя, благодаря упразднению пружинящих и трущихся витков струн на валах колков.
▍ Фирменный чехол
Далее можно выбрать калибр струн, под который мастер выполнит оптимальные пропилы в порожке, и марку комплекта, который будет установлен на готовую гитару. И определиться, приобретать ли вместе с гитарой утеплённый чехол.
Я от чехла не отказалась, а струны выбрала D'Addario. Не доплатила за любимые Elixir, вдруг оборвутся по дороге из Москвы. Не оборвались, упакована гитара была с любовью, и судя по отсутствию повреждений упаковки, транспортировалась тоже. Ещё бы, отправление было застраховано на всю сумму.
Чехол просто прекрасен, сшит специально под Рыбку Big Fat Pro, утеплённый, нарядный, с удобными ручками для горизонтального и вертикального положений, лямками для ношения в виде ранца, двумя вместительными карманами на молниях и огромной, добротной основной молнией. Всё пришито основательно, так, чтобы не оторваться.
▍ Процедура заказа, цены и сроки
В день оформления заказа 23 сентября 2021 мне позвонил директор мастерской Шамрай Владимир Лаврентьев, мы уточнили и подтвердили детали заказа. Также он отправил мне электронное письмо.
Я внесла 50% предоплату, и мой заказ был запущен в производство. В воскресенье, 12 декабря, инструмент был готов, я оплатила оставшуюся часть суммы, и 16 декабря гитару доставил курьер CDEK.
Итого изготовление инструмента заняло, как и положено кастом шопу, 2.5 земных года, и заплатила я обычную для бутиковой гитары цену 9 тысяч долларов США. Хотя нет, не там поставила запятую, реальные цифры на порядок ниже. Два с половиной не года, а месяца и долларов не 9000, а 900. За такую цену на первичном рынке не купить даже минимальный серийный мексиканский Fender Player (которому придётся заменить как минимум колки и лады у него не из нержавеющей стали). Про Стрэндберги и Капарисоны тактично промолчу. Особенно если речь о маломензурном кастоме.
С другой стороны, этой суммы хватило бы на полтора топовых Харлей-Бентона или Корта. Но среди их обширных модельных рядов нет ни тех спецификаций, ни того качества, что предоставила мне российская мастерская Шамрай. (Не говоря о подписи Артиста, которая бесценна, как и его участие в разработке модели). Серийные инструменты потребовали бы доводки с заменой части комплектующих, это деньги и время. А бюджетные серийные делают из древесины ускоренной сушки. Обычно с ней всё хорошо, но всякое бывает.
Так, ко мне пришла живая частичка истории отечественных рок- и металл-музыки. А ещё российского гитаростроения, ведь основатель мастерской Александр Шамрай работал в Русстоне, с которого началось первое в СССР профессиональное производство электрогитар.
Итак, историчность и патриотичность данной Рыбки со звукоснимателями Фокин не вызывает сомнений, как и богатство разнообразия опций, предоставляемых гитаристам мастерами Shamray Custom Shop. Осталось определить, насколько она живая, качество гитары как музыкального инструмента, ради чего, собственно, и был сделан заказ.
▍ Впечатления
Гитара выполнена без единого нарекания. Пришла с отстроенными прогибом анкера, мензурой и высотой струн, в том числе глубиной пропилов в порожке. Лады установлены, закатаны и отполированы, их торцы обработаны идеально. Люди несут серийную гитару к мастеру для доработки и отстройки, а я получила созданную мастером, им же отрегулированную. Это логично. Струны были ослаблены на полтона для транспортировки.
Action, или высота струн над 12 ладом, при распаковке была 1.9 мм у шестой и 1.4 мм у первой. Для блюзменов это даже низко, но я предпочитаю шредерские стандарты. Несмотря на это, первые дни просто играла с удовольствием, не отвлекаясь на регулировку. Тем более что инструменту надо дать возможность акклиматизироваться в новых для него температуре и влажности.
Слегка подстроив анкер, я заменила регулировочные винты сёдел, о чём уже упоминала и стала снижать высоту струн над грифом. Первую получилось установить 0.60 мм над 12 ладом, шестую 1.4 мм, (можно было ниже, но я люблю играть нули), остальные соответственно радиусу. И никакого звона ни на одном ладу! Это свидетельствует о высочайшей точности изготовления инструмента, свойственной самым дорогим и престижным электрогитарам.
Поиграла несколько дней, убедилась, что ничего не звенит, и перенастроила высоту первой чуть ниже стандартных 0.88 мм. Так играть гораздо удобнее. И, разумеется, отрегулировала высоту звукоснимателей и магнитопроводов, чтобы получить желаемые звучания в каждом из трёх положений переключателя. Они получились. Нековый датчик установила низко, чтобы середина его спектра была не едкой, а бархатистой, а уровень сигнала несколько ниже, чем у бриджевого. Который остался на том же расстоянии от струн, как когда Рыбка вышла от мастера.
Инструмент обладает сустейном и очень богат обертонами. Ручка тона, она же регулятор тембра, которым многие гитаристы пренебрегают, на этой Рыбке весьма пригождается. Этим регулятором можно компенсировать изменение звучания струн при их старении.
▍ Выводы
Теперь от общеэлектрогитарных аспектов Рыбки Big Fat Pro мы, наконец, перейдём собственно к её самобытности.
При малых габаритах (85 x 30 см) и массе как у Мустанга с тонюсенькой декой из липы, Рыбка Holst 60 обладает ольховым корпусом полной толщины 45 мм, что обеспечивает полноценное звучание и прекрасную стабильность строя и регулировок.
Верхний рог (или плавник), очень длинный, благодаря чему, пуговица для крепления ремня находится над даже не 12-м, а между 10 и 11 ладом, что обеспечивает превосходный баланс на ремне. Играть очень удобно и стоя, и сидя как в классической, так и в эстрадной посадке.
Джек, он же штекер или, если угодно, штепсельная вилка инструментального кабеля, категорически рекомендуется углового типа, иначе классическая посадка и установка гитары на подставку могут вызывать затруднения. С угловым джеком делать петлю безопасности вокруг нижнего участка ремня очень удобно и эстетично, кабель, естественно, ложится так, как надо, петля нигде не свисает и ни обо что не зацепится.
Корпус имеет вырез под пузо и полноценную, закруглённо скошенную опору для правой руки. Нижний рог, или плавник, позволяет удобно класть инструмент на бедро и предоставляет много места для кисти при игре на верхних ладах.
Итак, Рыбка Big Fat Pro является прекрасным образцом модерновой, современной электрогитары. Уменьшенные размер и масса не создают никакого ущерба звучанию и эргономике инструмента. Гриф выполнен с ювелирной точностью и аккуратностью и имеет голову с большими флажками колков, расположенных на большом расстоянии, то есть, компактная гитара лишена недостатков безголовых собратьев (неудобства настройки, зачастую несбалансированности веса), так как к ним не относится.
Форма корпуса — с двумя рогами, но сильно отличается от Fender Stratocaster и множества других гитар, созданных по его мотивам, хотя имеет пикгард стратовского типа, и при этом прямую голову с симметричным расположением колков. Такое сочетание часто смущает ценителей эстетики стратов и суперстратов.
Нередко можно прочитать в комментариях, что гитара уродлива, как неумелый детский рисунок Стратокастера, и с таким размером смотрится у взрослого человека как что-то клоунское. Хотя подобные отзывы пишут и про дизайн многих других модерновых гитар. Тем более что фото и видео не всегда адекватно передают стереометрию сложных форм.
Та же Катана, ещё один отечественный гитарный эксклюзив с доступной ценой и возможностью кастомизации от другой гитарной мастерской — Инспектор, — на картинках часто кажется громоздкой и топорной, а если подойти к ней на расстояние вытянутой руки, становится видно, что это изящный и утончённый инструмент.
Ещё в России делают, например, такие гитары. Но там уже другой ценник и срок изготовления.
И такие.
А ещё такие.
И это только самые известные лютиеры, есть немало других! Так что прежде чем заказывать Harley Benton, б/у японца или Kenneth Lawrence, не помешает ознакомиться с отечественными вариантами, от бюджетных Инспекторов до ультра бутиковых Падалка. Тем более что мастера поддерживают кастомизацию инструментов, их сразу изготовят такими, как надо, без необходимости доводки и переделки.
Психология восприятия форм предметов имеет особенности. Приведу пример из моего раннего детства, когда мне казались неправильными пиктограммы, в которых части тела человека и разных вещей изображены с пробелами между собой. Сейчас я знаю, что эти пробелы — перемычки между окнами в трафарете, и без них он бы просто развалился. И вообще, пиктограммы это красиво.
Рыбка Big Fat Pro — это не Стратокастер и не обрезок Стратокастера, а семейство во всех отношениях полноценных, профессиональных электрогитар с уменьшенной массой и размерами при разных мензурах, вплоть до баритонов. Электрогитара должна нравиться исполнителю и гармонировать с его творчеством. Для технической и эстетической кастомизации Рыбок мастерская Шамрай предоставляет все возможности.
А сам форм-фактор Big Fat Pro весьма гармоничен. Мне он напоминает модерновую скульптуру, повествующую о космическом будущем и мотивирующую двигаться к нему. Либо не двигаться, но гордиться тем, что в родном городе есть такая скульптура. У разных людей мотивация бывает разная, каждый направляет собственный путь по-своему. Или по чужому.
Радует, что в нашей стране есть люди, ищущие свой путь, создающие гармоничные, глубоко продуманные, высококачественные и при этом доступные гитары, звукосниматели, и многие другие вещи, приносящие пользу, радость и вдохновение. Хотя проще копировать признанную классику, а ещё проще перепродавать готовое.
А Fender Stratocaster когда-то тоже был не винтажным и не классическим, а сомнительным и авангардным. Многие смотрели на него как на странную дикость и надругательство над эстетикой и природой испанской гитары. И от саксофона до ножа был, как считалось, один шаг. Спасибо и Лео Фендеру за его многогранный новаторский вклад в мир электрогитар!
Комментарии (29)
ar4baJId
01.03.2022 17:30+2Есть Padalka, есть Lepsky, но автор зачем-то выбрал написать несколько тысяч знаков про "Рыбку".
Lunathecat Автор
01.03.2022 17:37+2Когда в моём распоряжении появятся Padalka и Lepsky, сниму видео и напишу про них. Предполагаю, что они ничуть не хуже Рыбки, которая показала себя прекрасным, продуманным инструментом.
lexkazakov
01.03.2022 18:07+2"Не хуже" - это мягко сказано :)
Падалка и Лепский гораздо лучше рыбки как минимум по дизайну (вкусовщина, да).
В России и соседних странах (Украина, Беларусь, Литва) легко наберется десяток-другой мастеров, которые делают электрогитары с оригинальным дизайном и отличным качеством изготовления.
Lunathecat Автор
02.03.2022 00:45+3Это мне и хотелось выразить статьёй. Есть много производителей гитар, с самыми разными ценами и сроками изготовления, в том числе c оригинальными и удачными во многих отношениях дизайнами. Рыбка тому пример.
sunsexsurf
01.03.2022 18:13+2ну, вы в теме сказали "умеют ли в России разрабатывать и строить электрогитары", а не "мне тут Рыбка приехала".
По сабжу - гитарплеер / мьюзикфорумс полны предложениями от мастеров. К сожалению, многие - это просто копии легендарных форм, но некоторые предлагают "новые формы". Так что все Шамраем / Рыбкой не заканчивается.Lunathecat Автор
02.03.2022 02:42+2Не заканчивается, об этом и статья. И о том, что возможны новаторские формы, а не только копии знаменитых мировых инструментов.
Astroscope
02.03.2022 09:43Осторожно предположу, что знаменитые мировые инструменты стали таковыми не благодаря маркетингу (хотя где-то и не без него), но благодаря сочетанию различных положительных качеств, включая и не поддающийся формализации внешний вид - субъективное, но значимое качество и важный критерий выбора.
Новаторские формы - чаще эпатаж. Это не хорошо и не плохо, но "польза" этого может лежать в сфере сценического имиджа исполнителя либо представлять интерес для коллекционеров. А еще новаторские формы - способ производителя, будь то кустарь-одиночка или глобальный концерн, заявить о себе, мол, мы и так тоже можем. Ну и новаторские формы нередко идут вразрез с эргономикой, пусть прямой связи здесь и не прослеживается. Все же традиционные формы от Les Paul до суперстратов как-то сподручнее и для дома посидеть у комбика с гитарой на колене, и свободно двигаться на сцене с гитарой на ремне, чем нечто странное.
sunsexsurf
02.03.2022 16:29формы V и Эксплорера создавались задолго до металла и эпатажа (гуглить фото Альберта Кинга с V), так что не всегда оно про эпатаж. Современные (типа адовых лопат BC Rich) - да возможно.
sunsexsurf
01.03.2022 18:07вообще, в этой тысяче знаков очень странно, что не нашлось места для хотя бы выдержек из постов Сергея о том, как эта форма рисовалась.
stdenis
01.03.2022 18:50Бывают просто Рыбки, — очень лёгкие и компактные, и при этом эргономичные тревел-гитары, то есть, инструменты для путешествий.
Вот если бы головку грифа убрали, а колки перенесли в саму гитару, чтобы получилось прям совсем компактно типа как у traveler guitar...
Lunathecat Автор
02.03.2022 00:42Безголовые гитары - это свой особый мир. Голова это всё же как минимум удобство настройки. И есть куда тюнер цеплять.
Astroscope
01.03.2022 22:08+7Котэ хорош.
А вот гитара из статьи вызвала эстетические сомнения - это чистая вкусовщина, не спорю и не настаиваю, просто в порядке обмена мнениями.
Lunathecat Автор
02.03.2022 00:41Согласна, вкусовщина. Рыбка - пример модернового эргономичного дизайна гитары. Как инструмент хороша, (хотя тоже смотря для каких стилей игры). Как источник вдохновения и сценический аксессуар - подойдёт не каждому. То же самое можно сказать о любой другой гитаре.
sva89
02.03.2022 02:02А меня смутило сочетание цветов звукоснимателей и ручек громкости/тона. Я бы убрал один "лишний" оттенок и сделал ручки под цвет звукоснимателей, например.
Lunathecat Автор
02.03.2022 02:40Эта модель - копия первого прототипа, сделанного для Владимира Холстинина. Соглашусь, единый цвет ручек и крышек звукоснимателей был бы эстетически целостнее.
silinio
02.03.2022 12:05Про советские гитары есть отличная книга (если осталась где в наличии) «Электрогитара в СССР»:
planeta.ru/campaigns/sovietguitars
2zlukov
02.03.2022 16:13+1Раз уж пошла такая пьянка - у меня друг (кстати, разработчик тоже) со школы увлекался гитарами и открыл свою мастерскую - Pulsar Guitars.
Штучное производство пока что, но растут. Недавно запилили первую (насколько мне известно) в России полностью карбоновую гитару.
Да, без импортных деталей не обходятся, но всё-таки это не процессоры. Такие вещи качественно мы делать сможем.
sunsexsurf
02.03.2022 16:31крутые чуваки, прикольно.
2zlukov
02.03.2022 18:05Я, собственно, от него узнал, что весь масс-маркет, даже какой-нибудь дорогущий Фендер - лютые дрова по качеству исполнения.
То есть ребята в полуподвальной мастерской пилят продукт, который на голову выше брендов.
Вот бы с Эльбрусами так, эх :)
muradali
03.03.2022 12:43Я, собственно, от него узнал, что весь масс-маркет, даже какой-нибудь дорогущий Фендер - лютые дрова по качеству исполнения.
Все производители бутиковых гитар так говорят, надо же как то оправдывать свою цену.
GeMir
Ещё есть некто Kononykheen и не только он. Электроника и «железо» (те же колки), я так понимаю, у большинства всё равно импортные?
«Разработка» в таком случае сводится, думается мне, в основном к ответу на вопрос «какую бы не очень страшную и не защищённую патентом форму корпуса нам выбрать в этот раз?» (что, разумеется, не только к российским производителям относится).
Lunathecat Автор
Звукосниматели отечественные гитарные мастера чаще всего ставят отечественные, самые известные из них Fokin и ARB. Разработка сводится к созданию гитары со звучанием, эргономикой и эстетикой, подходящими для конкретных стилей и музыкантов.
Earthsea
Fokin Volcano у меня есть на одной гитаре 1987 года. Кто-то из предыдущих владельцев выдрал оригинальный винтажный датчик и воткнул ЭТО. Уже достал оригинал, буду перепаивать обратно.
Фраза очень подходит для рекламного буклета или журнальчика.
Настоящая разработка была в 40-х и 50-х, когда именно изобретали магнитный звукосниматель, электрогитару с цельным корпусом как таковую, схемы первых ламповых усилителей. Изобретение новых сплавов для сердечника катушки - тоже разработка. Как и разработка новых схем усилителей.
Мотать катушки - это не разработка. Вырезать новый шаблон для фрезера - тоже.
Что касается Shamray Custom Shop, то потом их гитары на авито бывает что и тысяч за 20 пытаются продать и долго никто не берет.
Лады из нержавейки как бы неубиваемые, но через какое-то время, возможно, будет отклонение от плоскости, придется их все выдирать и строгать-выравнивать переднюю часть грифа, это дорого и нужно найти мастера с ну очень прямыми руками. Тем более это кленовый гриф без накладки, тут руки нужны еще прямее чем обычно.
Ну ОК, тогда обрубок.
Гитара из обзора хороша тем, что гриф из одного куска (вроде бы), а не как на фото ниже. Даже на американских джексонах есть такое. С чем и поздравляю.
sunsexsurf
+1 ибо массу косяков "привозила" данная мастерская заказчику (хотя сейчас хз - Алекс же ее продал давным-давно?)
И как тут не вспомнить эпичные баталии про "гитару-убийцу"...
soadap
По поводу кононихина хочу предостеречь (в руках не держал), но по всей видимости они собирают так называемые "partcasters" из китайских запчастей, на англоязычных форумах это обсуждалось. Т.е. производства как такового нет, заказали оптом всё из китая, qc и в продажу под видом "limited edition". Не то чтобы это плохо, но цена завышено объективно раза в 2.
Это несколько всё же отличается от гитар под заказ.