Музыкальное сообщество давно экспериментирует с пространственным звучанием. Рассказываем, как обстоят дела в этой нише, и кто что думает на этот счет.
Происхождение феномена
Пространственное аудио позволяет сформировать ощущение действительно объемной сцены, звучания со всех направлений или, наоборот, из какого-то одного конкретного. История концепции берет начало еще в середине XVI века. Тогда фламандский композитор Адриан Вилларт популяризовал новый стиль хорового пения с расстановкой исполнителей по сторонам церковного зала и их попеременным «включением». В итоге музыка «обволакивала» прихожан со всех сторон.
В середине XX века достаточно необычные эксперименты с объемным звуком продолжил пионер в области конкретной музыки Пьер Шеффер. Для этого он и его коллеги собрали установку из двадцати динамиков по периметру комнаты, а также разработали усилители для многоканальной системы воспроизведения.
Стоит заметить, что в прошлом веке многие музыканты, инженеры и другие деятели работали с пространственным звуком и в контексте художественных инсталляций. Например, в 1958 году французский архитектор Янис Ксенакис организовал концептуальный музыкальный перформанс в павильоне Филипс. Он расставил по выставочному залу 20 усилителей и 350 динамиков, через которые играла «Poème électronique» композитора Эдгара Вареза. По задумке автора оформление интерьера напоминало внутренности коровьего желудка — он хотел, чтобы посетители растворились и «переварились» вместе с музыкой. Но чтобы послушать «объемные» треки сегодня, совершенно необязательно посещать эксцентричные ярмарки.
Кто практикует
С пространственным звучанием экспериментируют и отдельные муз. коллективы. Еще в 2017-м американская рок-группа R.E.M. выпустила ре-релиз альбома 1992 года «Automatic For The People» в многомерном акустическом формате. Позже аналогичные работы вышли у Оливии Родриго, Арианы Гранде и Тейлор Свифт.
В сети также развивается направление 8D-музыки — диджей микширует трек и создает эффект «перемещения» источника аудиозаписи по комнате. Цифра восемь в названии обозначает, что звук окружает слушателя с восьми сторон. На YouTube есть множество каналов с подобными работами и миллионами прослушиваний.
Что интересно, к тренду также подключаются разработчики аппаратного обеспечения, смартфонов и наушников. Одна из последних новостей, наделавших шуму в технологических медиа — партнерство Apple и Dolby, которые добавили возможность воспроизведения пространственного звука в AirPods. Хотя здесь стоит заметить, что производители аудиоаппаратуры и раньше выпускали устройства с объемным звуком. Одна из распространенных технологий называется THX Spatial Audio, которую лицензировали разные hardware-компании.
Мнения
Среди меломанов и продюсеров можно встретить мнение, что объемное звучание — это будущее поп-музыки, и все больше исполнителей будет выпускать такие треки. Однако пока их библиотека остается небольшой.
Ряд экспертов призывает относиться к новому веянию с долей скептицизма. Профессиональные звукорежиссеры отмечают, что эффект «объема» отвлекает от мелодии, а у слушателей он может вызывать головокружение и даже тошноту.
Поэтому в перспективе исполнители могут вернуться к более традиционным формам акустического выражения, а технология объемного звучания останется прерогативой компьютерных игр и кино. Кроме того, прослушивание аудио с пространственным эффектом может быть достаточно дорогим удовольствием — зачастую нужны или хорошие наушники, или HiFi-техника, способная отразить все нюансы, заложенные композитором. Поэтому еще предстоит увидеть, в каком направлении будет развиваться объемный звук в популярной музыке.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
Что почитать в нашем блоге на Хабре:
Как превратить изображение в музыку — пример веб-синтезатора
Поработать с драм-машиной в перерыве от работы — приложение drumbit
Комментарии (15)
ganzmavag
27.03.2022 10:03Количество ушей же все равно ограничено. Разве сейчас при помощи Dolby Atmos нельзя двумя динамиками создать все эти эффекты, моделируя задержку времени и громкость?
SADKO
27.03.2022 10:35+2Можно, но есть ньюансы которых журнализты не понимают, начиная с того, зачем вообще появился многоканальный звук и прочему он прописался именно в кино и театре.
Да, пара микрофонов и динамиков воссоздают объёмный звук, но этот эффект проявляется лишь при малых искажениях в тракте. Тк в пространственном восприятии человек ориентируется на гармоники, и если их уровень не важно по какой причине, оказался различим, человек определяет направление на конкретный источник звука, колонку, и это разрушает иллюзию сцены. Кинотеатральный звук, в целом не фонтан, по этому эффект погружения достигаются панорамированием и эквализацией по множеству каналов и весьма условен как и звук в кино в целом. Кроме того залы бывают разные, с разным количеством и расположением акустики. Atmos как раз позволяет, это дело с масштабировать оптимальным образом, при условии если используется Dolbёжный pipeline, но его мало кто использует, ибо по факту 5.1 достаточно за глаза, а уж 7.1... И у многих для этого есть студии, и тут не вопрос даже денег, а удобства и привычки, люди собирают кино звук в привычных им DAW а потом, просто распинают свои дороги на долбанном пульте, иногда оставляя какие-нибудь дороги отдельно на джойстик по крутить, но чаще даже не заморачиваются.
Но всё что сказано выше, оно про кино, а не про музыку, музыку никто специально в 3D не сводит, просто берут ревер с объёмным выходом, и получают 5.1-7.1
Myateznik
27.03.2022 18:51Dolby Atmos это по сути и есть формат объёмного звука, в котором каждому источнику выдаются координаты в пространстве относительно нулевой точки. И уже под конкретную конфигурацию спикеров сэмплируется звук с учётом физической модели распространения звука. Собственно один файл в формате Dolby Atmos можно воспроизвести как в стерео (но это не просто две дорожки), 5.1, 7.1, 11.2 и других конфигурациях. Записывается звук в Dolby Atmos тоже достаточно специфично, если только это не синтезированный звук (тут всё проще).
В целом @SADKO уже ответил по этому поводу. В случае пары микрофонов у нас фиксированные акустические характеристики, в случае пространственных форматов эти характеристики можно менять. Пространственные форматы очень хорошо прижились в кино и театрах это правда, но и в музыке они вполне используются не так часто конечно, но всё-таки. Есть конкретные музыкальные релизы специально собранные в 3D ровно так же как это делается и для кино, чего уж тут - есть звукозаписывающие студии (именно музыкальные) с полноценными залами Dolby Atmos (всё тоже самое, что используется для кино). Единственное только НО - на стриминговых площадках в основном пространственного формата нет, даже не везде где заявлен Dolby Atmos и в мастере там реальный формат Dolby (Dolby Digital Plus (E-AC3); Dolby TrueHD; Dolby AC-4) в дистрибуции это в основном AAC. А там где формат Dolby всё-таки используется в дистрибуции требуется Dolby Atmos в железе или хотя бы в софте, чтобы собственно использовать дорожки и метаданные к ним.
CSharpMinor
27.03.2022 10:37+1С развитием метавселенной объемный звук приобретет совсем другое значение. И колонки для помещений станут другими, как минимум актуальноть квадро возрастет. В наушниках же, скорее всего, стерео с нами на долго.
Bunny_with_a_tie
27.03.2022 10:37В музыке довольно много приемов. И многие из них с ростом технологий явно будут по разному использованы заново.
Да да это крайне банальная вещь. Но это то что само собой следует из текста.
Просто судить о перспективах использования не имея хорошего муз образования довольно сложно. И мне например очень сложно представить как на практике можно использовать это например на каких-либо концертах.
Может рост технологий позволит строить объемный звук так что концерты Харцуне Мику будут восприниматься даже раз в 10 реалистичней, чем поющие под фанеру живые поп звезды сейчас.Daddy_Cool
27.03.2022 14:34"будут восприниматься даже раз в 10 реалистичней". Вот вопрос - а что значит реалистичней? Я как-то заметил, что очень часто получается так, что рок-музыку качественно можно полушать толкьо в записи. А на концерте - либо слишком громко, либо плохо слышно вокал, либо барабаны забивают всё... Но сделаешь запись даже телефоном - и... магия - легкая компрессия, какая-то собственная телефонная обработка и всё становится слушабельно.
Мне нравится бывать на репетициях - захотел - подошел к одной колонке, захотел - к другой, захотел - к комбику гитариста или просто к барабанщику. Звук со всех сторон. Может к этому надо стремиться?
Daddy_Cool
И это тоже будет... нишево.
Где квадрафоническая музыка?
https://zen.yandex.ru/media/poleznoe/pochemu-mir-otkazalsia-ot-kvadro-muzyki-5f32da79ea1ae74181c43ae6
А не нужна оказалась.
Жизнь нынче быстрая, народ слушает музыку в наушниках и этого достаточно.
Всякие 7.1 используются только для фильмов и то редко.
На мой взгляд могла бы оказаться жизнеспособной идея микшера в руках слушателя. Как пример - есть пять крутилок - вокал, гитара, бас-гитара, клавиши, барабаны. Для оркестра - ну... первая скрипка, скрипичная группа, духовая группа, и т.п... Хочется получше послушать именно гитару - можно вывести гитару погромче. Это не так просто, при подготовке трека есть не совсем простая операция сведения, но возможно, что некоторая обработка на лету помогла бы.
ShadF0x
MIDI?
Daddy_Cool
MIDI это инструкции для звукокарты, т.е. это тембры инструментов звукобанков сыгранные компьютером, а не партии записанные живьем.
vorphalack
если придти с этой идеей на водородный форум, то там скорее всего найдется маньяк, который напишет мультитрековый кодек, у которого одной из дорожкой будет " параметры мастеринга"
Daddy_Cool
"водородный форум"? Ой, а что это?
vorphalack
форумы вокруг foobar2000 — hydrogenaud.io/index.php?action=forum
ну и в стародавние времена там была традиция придумывать новые более лучшие кодеки на ровном месте.
ks51
Del
anton_kuzmichev_MSK
В сфере электронной музыки и DJ-сегмента это уже давно реализовано. DJ Stems называется (он же мультитрек, он же мультитрековый формат) - разбивка треков на разные дорожки для всякого креатива. Помню, этот формат (DJ Stems) с огромным хайпом запускали, сейчас не знаю, прижился или не прижился он. В целом, вряд ли обычный, скажем так, - "смартфонно-стриминговый слушатель", будет крутить фейдеры микшера, наруливая звук отдельного инструмента. Это очень нишевый сегмент для аудиофилов, диджеев, музыкантов и т.д.